поиск статьи


Коллекции изданий в фонде Научной библиотеки Музея фресок Дионисия в Ферапонтове

Виноградова Надежда Николаевна

Коллекции изданий в фонде Научной библиотеки Музея фресок Дионисия в Ферапонтове

В этом году исполняется 20 лет с момента формирования нашей библиотеки. На сегодняшний день в фондах Научной библиотеки насчитывается - 31825 тыс. экз. книг, из них около 6 тыс. книг – это редкие и ценные , 2160 экз. брошюр и более 3 тыс. журналов. Это издания по искусству, истории, архитектуре, литературе, этнографии, географии, музейному и реставрационному делу, по охране памятников истории, природы и искусства.

Библиотека обладает 14 коллекциями изданий, сформировавшимися в результате приобретения Министерством культуры РФ для Музея, путем дарения частных лиц, издательств, приобретения на собственные средства.

В 1998 году была издана брошюра «Материалы к истории Музея фресок Дионисия. Друзья Музея (1993-1998)», где можно познакомиться с именами дарителей, официальных учреждений, выразивших свое желание помочь становлению Музея, и в частности, формированию музейной библиотеки.

Инициаторами зарождения библиотеки в 1993 году и её развития, были зам. директора Музея фресок Дионисия по науке Михаил Николаевич Шарамазов и Мария Александровна Гурьева, зам. директора Музея фресок Дионисия, но душой этого начинания был Герольд Иванович Вздорнов – историк искусства, специалист по истории древнерусского искусства и культуры, ст. научного сотрудника и хранителя отдела искусства XVIII в. СПГИАХМЗ, ведущего научного сотрудника ВЦНИЛКР, доктора искусствоведения, члена – корреспондента РАН, лауреат Государственной премии СССР (1980) и Государственной премии РФ (1999). Благодаря заботам Герольда Ивановича Министерство культуры РФ приобрело для Музея часть библиотеки (около трех тысяч книг) Валентины Ивановны Антоновой, бывшей долгое время заведующей древнерусским отделом Третьяковской галереи, что стало ядром комплектования нашей библиотеки. Книги, изобразительные издания (альбомы), брошюры, буклеты представляют основные работы двадцатого века по истории, литературе и искусству Древней Руси, являлись рабочей библиотекой исследователя древнерусского искусства с её многочисленными пометами.

Валентина Ивановна Антонова (в девичестве — Буханевич; 16 (29 октября) 1907, Санкт-Петербург — 18 мая 1993, Москва) — кандидат искусствоведения, специалист в области древнерусской живописи.

С 1930 года работала в отделе древнерусского искусства Третьяковской галереи. В 1938 году была арестована по делу А. И. Некрасова и провела год в Бутырской тюрьме. После освобождения вернулась к прежней работе, в 1948 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Памятники живописи Ростова Великого». В 1958 году стала заведующей отделом древнерусского искусства. Участвовала в систематизации и изучении фондов музея, в 1963 году ею был подготовлен двухтомный «Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации».

Хронологические рамки данной коллекции XVII – XXвек.

Языковая характеристика: на русском, английском, итальянском, французском, немецком, венгерском, белорусском, сербском, грузинском, болгарском, польском языках.

Владельческие признаки: владельческие надписи, пометы, автографы.

Не менее значимой для нас стала часть библиотеки известного историка, источниковеда и историографа академика Льва Владимировича Черепнина, приобретенная также Министерством культуры РФ.

Лев Владимирович Черепнин (30 марта (12 апреля) 1905, Рязань — 12 июня 1977, Москва) — советский историк, специалист в области российской истории эпохи феодализма, источниковедения, историографии, вспомогательных исторических дисциплин. Академик АН СССР (1972). Лауреат Государственной премии СССР (1981, посмертно).

Его коллекция книг 1198 экз. среди них: книги, брошюры, оттиски пополнили нашу библиотеку ценнейшими изданиями по истории России. Важной составляющей этой библиотеки является литература по вспомогательным историческим дисциплинам (палеографии, кодикологии, источниковедению), без которых невозможно никакое серьезное исследование.

Особенностью черепнинского собрания является то, что почти все книги и оттиски имеют автографы практически всех отечественных историков двадцатого столетия, занимавшихся историей России: В.И. Астахов, А.В. Арциховский, А.В. Алпатов, Ю.Г. Алексеев, С.Н. Азбелев, Л.М. Мордухович, Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье, Р.Г. Скрынников, Б.А. Рыбаков. В.С. Румянцева, М.Г. Рабинович, Л.Н. Пушкарев, В.М. Панеях, В.Б. Павлов-Сильванский, Р.В. Овчинников, Ю.А.Тихонов, С.М. Троицкий, З.В. Удальцова, Б.Н. Флоря, А.Л. Хорошкевич, А.Л. Шапиро, С.О. Шмидт, Я.Н. Щапов.

Хронологические рамки данной коллекции: XVIII – XXвек.

Книги на русском, английском, французском, немецком языках.

Следующей коллекцией (417 изданий: книги, брошюры, альбомы), подаренной в 1995 году Натальей Алексеевной Сидоровой, дочерью Алексея Алексеевича Сидорова, стали прекрасно изданные западноевропейские издания конца XIX - первой половины XX века, составившие примерно 40% полученных книг. Особенностью это собрания является то, что почти все издания имеют книжные знаки А.А. Сидорова. Собрание экслибрисов А.А. Сидорова хорошо известно, его собственные книги украшало более ста экслибрисов, созданные известными русскими граверами: В. А. Фаворским, П. Шиллинговским, И. Павловым, А. Кравченко и многими другими.

Сидоров Алексей Алексеевич родился 1 (13) июня 1891, с. Николаевка Курской губернии, ныне Сумская область, Украина. Был одним из самых первых выпускников 9-й гимназии им. Медведниковых в Москве.

Историк искусства, специалист по искусству книги. Чл.-корр. АН СССР (1946), заслуженный деятель искусств России (1947). Преподаватель и профессор МГУ (с 1925 года). Работал в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1916-21 и 1927-36 гг.). Труды А. А. Сидорова охватывают широкий круг проблем культуры и искусства. Основные исследования посвящены рисунку, искусству книги и книговедению. Принёс в дар государству собранную им большую коллекцию графики русских и иностранных художников. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. В 1921 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Эволюция художественного образа в истории искусств».

Языковая характеристика собрания: на русском, английском, итальянском, французском, немецком языках.

Владельческие признаки: экслибрисы, книжные знаки, владельческие надписи, автографы.


В продолжение разговора о коллекциях изданий Музея фресок Дионисия, хочется выразить огромное спасибо Герольду Ивановичу Вздорнову.

Вздорнов Герольд Иванович родился 17 ноября 1936 года в селе Байкалово Свердловской области.

В 1959 окончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

В 1958—1961 работал в Загорском музее (ныне Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник) на должности старшего научного сотрудника и хранителя Отдела искусства XVIII века.

С 1961 года участвовал в экспедициях по выявлению памятников древнерусской живописи.

С 1964 работает во ВЦНИЛКР—ВНИИР—ГосНИИР. В настоящее время — ведущий научный сотрудник.

Автор 220 работ по истории древнерусской и византийской живописи, истории формирования системы охраны культурного наследия и реставрации в России на русском и иностранных языках.

На протяжении 20 лет от него поступали и поступают до сих пор большое количество книг в дар. Разнообразна тематика этих поступлений –это книги по искусству, истории, литературоведению, философии, географии и этнографии, по истории науки, культурологии и реставрации. Особо ценными для нашего Музея, библиотеки являются такие издания как: монография В. Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» (1911), знаменитая «Зимняя поездка в Белозерский край» Павла Шереметева, справочник «Русский Север», выпущенный в 1989 году НИИ культуры в двух частях, и многие, многие другие не менее значимые книги. Одно из последних изданий Герольда Ивановича посвященных нашему монастырю «Книги посещений Ферапонтова монастыря. 1911-1969», выпущенной в Москве издательством «Индрик» в 2011 году.

Объем коллекции: более 1500 экз.

Хронологические границы: XIX-XX вв.

Видовой состав: книги, изобразительные издания (альбомы), брошюры, журналы.

Языковая характеристика: на русском, английском, итальянском, французском, немецком языках.

Владельческие признаки: владельческие экслибрисы, владельческие надписи, пометы, автографы.

Коллекция Магидса Виктора Ефимовича (1927-1995) – крупного коллекционера, пополнила нашу библиотеку уникальным собранием книг по прикладному искусству, главным образом по керамике, фарфору: Советский художественный фарфор 1918-1923. Каталог. (1962), Leon Chroscicki Porcelana - znaki wytworni europejskich (1974), Emanuel Poche: Cesky Porcelan (1954), Alena Braunova Kouzlo keramiky a porcelanu (1978), и многие другие.

Коллекция насчитывает около 200 экз.

Хронологические границы: XX в.

Видовой состав: книги, каталоги, альбомы.

Языковая характеристика: на русском языке, польском, английском, немецком.

Книги поступили в дар от вдовы В. Е. Магидса.

Следующей партией книг, поступившей в 1997 году была часть библиотеки Николая Михайловича Тарабукина, подаренная Музею Дунаевым Георгием Сергеевичем.

Тарабукин Николай Михайлович (1889-1956) – искусствовед, историк. Продолжил собирать внучатый племянник Дунаев Георгий Сергеевич (1936-1978) – искусствовед, кандидат искусствоведения, автор ряда работ по истории русской и европейской живописи.

В этой коллекции около 200 книг, преимущественно собраны издания по искусству западноевропейских стран. Среди книг – «История русского искусства» Игоря Грабаря ( б/д), «Всеобщая история живописи» Александра Бенуа (1912), «История искусства» Карла Вермана (1904, 1909 гг.), «История искусства» Мишеля, знаменитая «История живописи в XIX веке» Мутера (1899), книги Генриха Вельфлина (1912, 1930, 1934) и многое другое. В нескольких книгах имеются западноевропейские экслибрисы. Все книги, принадлежавшие Н.М. Тарабукину, имеют его записи о времени и месте приобретения. ( Музей-квартира А.С. Пушкина: Краткий путеводитель /Сост. Е.В.Фрейдель. - АН СССР. Институт литературы (Пушкинский Дом). - Москва – Ленинград: Изд-во АН СССР, 1949. - 24с. Надпись на обороте титульного листа: Н. Тарабукин. Ленинград 10 июня 1949 г.)

Хронологические границы: XX в

Тематика: искусство, история, литературоведение.

Видовой состав: книги, альбомы.

Языковая характеристика: на русском языке.

Владельческие признаки: владельческие записи Н. М. Тарабукина, надписи, автографы.

Коллекция Владимира Петровича Енишерлова, подаренная им в 2002 году, интересна своей подборкой. Это поэтические сборники А. Ахматовой, М. Цветаевой, Е Евтушенко, А. Вознесенского и др.

Енишерлов Владимир Петрович (г.р. 1940) – главный редактор журнала «Наше наследие», литературовед, писатель, литературный критик.

Всего около 500 изданий.

Хронологические границы: XIX-XX вв.

Тематика: поэзия, художественная литература.

Видовой состав: книги.

Языковая характеристика: на русском языке.

Владельческие признаки: владельческие надписи, экслибрисы.

Не менее интересное по тематике было поступление книг

Расторгуева Алексея Леонидовича, кандидат искусствоведения, доцент.

В 1980 году окончил отделение истории и теории искусства Исторического факультета МГУ, в 1984 г. – аспирантуру кафедры всеобщей истории искусства и остался работать на ней сначала в качестве младшего научного сотрудника, ассистента и с 1991 года – доцента.

Область научных интересов – искусство и культура средневековой Европы и раннего Возрождения, современная художественная критика и вопросы культурологии.

В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию "Перспектива в живописи итальянского Возрождения. Основные этапы ее исторического развития" под руководством В.Н. Гращенкова.

Благодаря поступлению этих книг наша библиотека пополнилась академическими изданиями Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Достоевского, и других писателей.

На книгах собрания А.Л. Расторгуева так же имеются книжные знаки.

Я назвала лишь наиболее крупные поступления книг, благодаря которым началось формирование музейной библиотеки, её коллекций.

Отрадно, что и до сих пор в научную библиотеку поступают книги в дар от совсем незнакомых людей, когда – то побывавших в нашем Музее и выразивших желание внести частицу своей души в процветание и сохранение уникального культурного наследия.

Н. Виноградова