поиск статьи


Орнаментальное шитьё на выставке "Монастыри Белозерья"

Щурина Елена Геннадьевна

Орнаментальное шитьё на выставке "Монастыри Белозерья"

В экспозиции представлены произведения орнаментального шитья XVII–XIX веков. Это главным образом облачения духовенства, а также пелены и покровцы, шитые из дорогих тканей и украшенные жемчугом, бисером, золотными и серебряными нитями. Отличаются богатством материалов, многообразием технических приемов и тонкостью работы предметы, поступившие в музей, из храмов и ризниц Кирилло-Белозерского и Горицкого монастырей. Кирилло-Белозерский монастырь драгоценные шитые вещи покупал, но чаще получал в виде пожертвований. Его храмы и ризницы были наполнены изумительными по красоте шитыми произведениями. Опись 1773 года перечисляет около 500 таких изделий. Одним из самых дорогих комплектов облачений, не сохранившимся до наших дней, явился подарок Ивана Грозного стоимостью 6000 рублей. Многие богослужебные предметы выполнялись для монастыря в вышивальных светлицах знатных и богатых домов, в женских монастырях, в том числе в Горицкой обители, славившейся необычайно искусным шитьем, утонченным стилем рисунка. Начало этому рукоделию в Горицах в середине XVI века положила основательница монастыря Ефросинья Старицкая. Во время опалы свою золотошвейную мастерскую, устроенную сначала в московской княжеской усадьбе, она перенесла в Горицкий монастырь. В настоящее время специалистам удалось выявить более двух десятков произведений, выдающихся памятников русского декоративно-прикладного искусства, выполненных в мастерской княгини. На выставке, размещенной в Архимандричьих кельях Кирилло-Белозерского музея-заповедника, экспонируются несколько ее уникальных работ. В XVII–XVIII экономические и хозяйственные проблемы, постигшие монастырь, не замедлили отразиться на деятельности золотошвейной мастерской. И только в начале XIX века благодаря грамотному управлению монастырем игуменьей Маврикией, способствовавшему его новому расцвету, началось возрождение в обители золотошвейного искусства. Это рукоделие, а также пошив церковных облачений относились к хозяйственным послушаниям, с которым насельницы успешно справлялись, принося немалые дополнительные средства монастырской казне. В 1908 году 20 рукодельниц и 15 человек, работавших в швейной мастерской, получили за продажу своих готовых изделий 2110 рублей, что почти в два раза превысило доход от продажи икон, и более чем в шесть раз государственные дотации. Напряженные занятия этим рукоделием сказывались на зрении мастериц. Монастырские ведомости и послужные списки насельниц обители пестрят пометами «занималась рукоделием, переведена за слепотою на другие работы». С закрытием монастыря мастерские также прекратили свое существование.

Прекрасные произведения, шитые горицкими насельницами, вызывали у путешественников немало восторженных отзывов. Так, в 1847 году профессор Степан Петрович Шевырев писал: «Разные женские рукоделия процветают в монастыре, и во всем заметен вкус. Нигде не видел я такой прекрасной ризницы, как здесь. Есть, может быть, конечно, великолепнее и богаче жемчугами и драгоценностями… но едва ли где можно найти более изящества во вкусе, в выборе цветов и украшений. Здесь золото, серебро, жемчуг, шелка, ткани – все покорилось благочестию избранного вкуса женского…».

Произведения, представленные на выставке, были выполнены, в основном, в Горицкой обители. Они различаются тканями и способом декорирования. Особое место в коллекции музея занимают церковные облачения и шитые богослужебные предметы, украшенные различными растительными орнаментами, состоящими из стилизованных цветов, листьев, бутонов, стебельков, а также геометрическими фигурами, несущими сакральный смысл. Орнаментальное шитье по ткани выполнялось ручным способом, а позднее для его исполнения стали использовать вышивальные машины. В результате, готовое изделие приобретало свою индивидуальность, выгодно отличаясь от вещей серийного производства. Использование в орнаментальных вышивках золотных нитей придает праздничным церковным облачениям особую парадность и торжественность.


Фелонь. Начало XX века. Фото С.М. Прокудина-Горского.

Примером высочайшего уровня исполнения, чрезвычайно трудоемкого и высоко ценимого орнаментального шитья является «шитье на аксамитное дело», сохранившееся на оплечье фелони XVII–XVIII века. Горицкие мастерицы умело воспроизвели узор, технологические особенности и фактуру драгоценной итальянской парчи — аксамита. Эти привозные ткани отличались особой нарядностью и декоративностью, были самыми дорогостоящими и высоко ценились на Руси.

Широко использовалось в отделке предметов церковного обихода золото-серебряное кружево. Оно великолепно гармонировало с тяжелыми драгоценными тканями. Западноевропейское золото-серебряное кружево впервые появилось на Руси во второй половине XVI века. На протяжении последующих двух столетий изделия кружевоплетения и нити для его производства ввозились в страну в большом количестве, главным образом, через Архангельск. Такое кружево стоило очень дорого. На Руси центрами кружевоплетения были богатые боярские, княжеские светлицы, а также женские монастыри. Их искусными ажурными изделиями пополнялись монастырские ризницы. Кирилло-Белозерский музей хранит небольшую коллекцию произведений с плетеным золото-серебряным кружевом. Наиболее полно в ней представлены изделия XVIII–начала XIX века. Выставка знакомит с наиболее интересными, презентабельными образцами этого вида декоративно-прикладного искусства. В их числе праздничный темно-бордовый саккос XVIII века, украшенный широкими лентами драгоценного кружева, вышивкой и жемчугом, а также комплекты покровцов с гипюрной серебряной отделкой.


Фрагмент саккоса.

Излюбленным видом русской орнаментальной вышивки являлось жемчужное шитье, придававшее особую изысканность изделиям. Жемчугом украшались одежды знатных и простых людей, священнослужителей, иконы, ювелирные изделия. Замечательные произведения жемчужного шитья создавались в царицыных светлицах, мастерских князей Старицких, бояр Годуновых, Строгановых. Шитье жемчугом считалось самым сложным видом женского рукоделия. Мастерицы при работе над изделием применяли две техники «низанье» и «саженье». Произведения, выполненные в первой технике, получались воздушными, в виде ажурной сквозной сетки. Вторая техника приближала шитье жемчугом к вышивке. От художественного вкуса и мастерства рукодельниц зависело исполнение изделия, его качество и выразительность. Качество самого жемчуга влияло на визуальный эффект, производимый вещью. Различные по размеру жемчужины («против горошины», «против бобовины») использовались для передачи особенностей изображения, фактуры рисунка. Самым дорогим в то время считался жемчуг гурмыжский, или бурмицкий (от города Ормуз на берегу Персидского залива). Для украшения изделий применялся не только привозной жемчуг, но и мелкий речной, в большом количестве добывавшийся в северных реках. Неслучайно жемчуг назвали «русским камнем». Таким жемчугом были унизаны многие шитые богослужебные предметы Кирилло-Белозерского и Горицкого монастырей. О незаурядном мастерстве горицких рукодельниц свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени украшенные жемчугом вещи. На выставке прежде всего обращают на себя внимание полностью зашитые жемчугом и полудрагоценными камнями оклады икон «Царь Славы» XVII–XVIII века и «Богородица Одигитрия» XVIII–XIX века, а также превосходно исполненная жемчугом композиция «Святое семейство» на оплечье фелони XIX века. Не менее выразительны жемчужные венцы и расшитые жемчугом предметы из комплектов одежд духовенства.


Фрагмент фелони.

 


Иконы «Царь Славы» XVII–XVIII века и «Богородица Одигитрия» XVIII–XIX века.

Начало XX века.

Фото С.М. Прокудина-Горского.

Особую популярность в декорации шитых изделий, отделок интерьеров, имитации драгоценных камней имел «фальшивый жемчуг», в переводе с арабского «бисра», то есть бисер. Несмотря на давнее широкое признание и употребление бисера в России, его на протяжении нескольких веков ввозили в страну из Венеции и Германии. Спрос на бисер значительно вырос в середине XVIII века. В 1749 году было импортировано в Россию 472 пуда бисера. Через три года — 2126 пудов. Все это повлияло на открытие в 1752 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Усть-Рудицкой фабрики под Ораниембаумом по «деланию … разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Эта первая русская фабрика по производству бисера просуществовала всего десять лет. В конце XVIII–начале XX века, в период расцвета бисерного рукоделия, использовали бисер как привозной, так и отечественного производства, который изготавливали в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний. Богатая цветовая палитра бисера, получаемая с помощью разнообразных окисей металлов, придавала произведениям необычайную яркость и насыщенность. Она позволяла выполнять многоцветные, с переливами тонов, композиции. Наиболее излюбленными являлись цветочные мотивы. С тонким вкусом и чрезвычайным мастерством шили бисером и горицкие рукодельницы. Выставка позволяет познакомиться с отдельными удивительными по красоте их произведениями.


Фрагмент стихаря.

Одним из древнейших способов декоративно-прикладного искусства, позволяющий получать изображения путем соединения заранее подготовленных элементов с базовой материей, является аппликация. Аппликацией можно украсить любую одежду, сделав ее по-настоящему уникальной, эксклюзивной. Верное распределение композиции и цветовой гаммы позволяют наиболее точно передать замысел изготовления вещи, в полной мере усилить выразительность изображения. Декоративная и сюжетная аппликация на церковных тканях приобрела широкое распространение в эпоху Возрождения. В России аппликация становится очень популярной в XIX столетии. В это время в декорации священнических облачений используют, главным образом, объемные вырезанные из ткани узоры, сплошь зашитые золотными и серебряными нитями. Прекрасными образцами этого вида рукоделия являются комплекты священнических облачений из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника, представленные на выставке.