поиск статьи


Несколько страниц из истории Покровской церкви (Кирилловский район)

Николаева Екатерина Ивановна

Несколько страниц из истории Покровской церкви (Кирилловский район)

фото А.Погодина. Покровская церковь

В последние годы интерес исследователей к истории русской православной церкви неизмеримо вырос. Особый интерес вызывают отношения государства и церкви после 1917 года. Русская Церковь разделила судьбу народа, и ее не миновала горькая чаша репрессий. Под предлогом сбора средств на борьбу с голодом была конфискована значительная часть церковных ценностей. Усиливалась антирелигиозная пропаганда, закрытые храмы использовались под производственные цеха, склады, квартиры и клубы, а монастыри - под тюрьмы и колонии. Многие храмы уничтожались, разрушались православные святыни русского народа. С колоколен снимались колокола под предлогом того, что они мешают слушать радио. Закрытие храмов и уничтожение святынь сопровождалось арестами священнослужителей, высылками и ссылками. К 1930 году в Кирилловском районе действующими оставались 31 церковь и 38 часовен. К концу 1930-х годов фактически все церкви были закрыты.

На фоне этих событий очень интересна судьба Покровской подгородной церкви, которая отражена в документах Покровского религиозного общества за 1934 - 1952 годы, архивного отдела администрации Кирилловского муниципального района. В марте 1934 года в Кирилловский районный исполнительный комитет поступило заявление, в котором была выражена просьба о регистрации православного общества верующих: «Для совместного удовлетворения религиозных потребностей мы, граждане в числе 22 человек, принадлежащие к православному вероисповеданию, решили образовать Покровское подгородное религиозное общество». К заявлению были приложены списки учредителей Покровского подгородного религиозного общества, членов церковного Совета и членов ревизионного комитета. В списке учредителей религиозного общества состояло 26 человек, из них 18 мужчин и 8 женщин в возрасте от 28 до 74 лет. По социальному происхождению это было в основном крестьянство, два представителя духовенства, один мещанин. Председателем Покровского подгородного религиозного общества и председателем церковного совета был назначен Аверин Дмитрий Семенович, проживавший на хуторе Заречье Суховерховского с/с. Деятельность объединения распространялась на деревни Аксеново, Хвощеватик, Карботка, Лобаново, Кривошейново, Пески, Кундюково, Кленовицы, Колдома, Суховерхово, Перхино, Малино, Зауломское, Соколье, Шиляково, Шортино, Б.Зауломское, х.Емельяново, х.Дуброво, м.Покров. Количество человек, входивших в данное общество, насчитывало 430, возраст составлял от 19 до 81 года.[1] В марте 1934 года был составлен договор между религиозным обществом и Кирилловским районным исполнительным комитетом: «Исполнительный комитет передает, а граждане принимают в бесплатное, бессрочное пользование следующее государственное имущество: а) каменное молитвенное здание, окруженное каменной оградой и расположенное в селе Покров Суховерховского с/с; б) культовое имущество по прилагаемой описи; в) помещение, специально служащее для жилья сторожа…». По этому договору граждане обязывались «пользоваться молитвенным зданием…исключительно для удовлетворения религиозных потребностей», а также «производить ремонт…, нести расходы…по оплате налогов, сборов, охране и т.п.». [2] 29 июля 1934 года Покровское подгородное религиозное общество было зарегистрировано в Кирилловском райисполкоме, что подтверждает удостоверение, выданное Кирилловским районным отделом Записи актов гражданского состояния.[3] К сожалению, документы, находящиеся в данном деле, практически не имеют дат, но можно предположить, что религиозному обществу приходилось проходить перерегистрацию. Так как имеется новое заявление, изменен состав членов церковного совета, пополнился и список верующих, который составил 440 человек (предположительно эти документы относятся к 1935-1937 году). Меняется и председатель Церковного совета - им становится Андреев Петр Иванович, проживавший в деревне Шиляково Звозского сельсовета. В 1937 году председателем становится Козлов Алексей Иванович, из д. Кундюково Суховерховского сельсовета.[4] Верующими проводились собрания, на которых решались вопросы, связанные с деятельностью общины. Сохранилась копия протокола собрания от 7 января 1936 года. Из него следует, что прежде чем проводить собрание, нужно было получить разрешение сельсовета. На этом собрании присутствовали уполномоченный от Суховерхоского сельсовета, верующие в количестве 199 человек (36 мужчин, 163 женщины). Открывал собрание председатель общины Аверин Дмитрий Семенович. На повестке собрания стояли такие вопросы как отчет о деятельности церковного совета, выборы членов церковного совета и ревизионной комиссии, оплата налогов, выборы «двадцатки» (распорядительного органа).

В деле находятся анкеты на служителя Покровского подгородного религиозного общества Остроумова Василия Петровича, написанные «марта 2го дня 1934 года», «декабря 31 дня 1935 года». В анкетах указаны год рождения, сан и род занятий, район деятельности.[5] Родился Остроумов В.П. 1 февраля 1880 года, с 1914 года место службы - Покровский подгородный приход. На сайте Благотворительного фонда «Русское православие» мы читаем: «Остроумов Василий Петрович (1880-1937), священник. Родился в д. Попово Кирилловского уезда Новгородской губернии в семье священнослужителя. Служил в церкви в с. Покровское Кирилловского района, проживал там же. Был арестован 29 августа 1937 года. 4 октября 1937 г. был осужден по ст. 58-10-11 УК РСФСР и приговорен к расстрелу. Из обвинительного заключения: «Обвиняется в том, что был вовлечен обвиняемым Рождественским (еп. Тихон (Рождественский) в контрреволюционную повстанческую организацию церковников. По его заданию создал и возглавил в Кирилловском районе повстанческую группу. Завербовал в организацию 6 человек. Вел контрреволюционную пораженческую пропаганду. Устраивал нелегальные сборища, на которых давал установки по контрреволюционной работе участникам организации. Вел антисоветскую работу, направленную к срыву выборов в Советы депутатов трудящихся». Вместе с ним и священниками Федотовским и Шолеиновым по делу проходило более 100 православных христиан, впоследствии принявших мученическую смерть. Расстрелян 9 октября 1937г.».

С октября 1943 года начинается новый период в истории Покровской церкви.

В 1943 году политика Советского правительства по отношению к Церкви стала меняться. В 1940-х годах наблюдается массовое открытие церквей, монастырей, духовных учебных заведений.
Для осуществления связи между Советским правительством и Церковью 8 октября 1943 года по предложению И. В. Сталина был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР под председательством Г. Г. Карпова.

В начале октября 1943 года на имя председателя Кирилловского РИКа Смирнова поступает заявление от «граждан Кирилловского района» с просьбой об открытии церкви, 5 ноября - заявление о разрешении общего собрания верующих. На заявлении стоит резолюция «Разрешить собрание верующих на 14/XI-43 г.». 13 ноября 1943 года был составлен акт осмотра Покровской подгородной церкви. 3 декабря 1943 был подписан договор между религиозным обществом и Кирилловским райисполкомом. Председателем общины становится Карелина Анна Александровна, жительница г. Кириллова.[6]

Священнослужителем Покровской церкви становится Протоиерей Никитин Павел Иванович. В ноябре 1946 года Никитин П.И. получает официальный документ, что он «…зарегистрирован в качестве священника приходской общины Покровской православной церкви…с правом совершения богослужения в назначенной церкви и церковных треб на дому у верующих по приглашению…».[7]

В годы войны все православные приходы страны начали сбор денежных пожертвований и ценных предметов в фонд обороны, не остался в стороне и приход Покровской церкви: «Церковный Совет Покровской религиозной общины считает долгом своим довести до сведения Вашего о патриотических взносах за время действия церкви с 4 декабря 1943 года: в 1944 году отчислено нашей общиной в фонд обороны страны 370883 рубля, детям - сиротам наших защитников - 16840 руб., …9 пар катоников, 30 пар носков и 16 пар рукавиц…, ценных серебряных вещей и монет - 2 кил. 500гр. В 1945 году добровольно отчислено нашей общиной на сирот павших воинов 58000 руб., на восстановление разоренных местностей 100000руб. В дет.дома и больницу полотенец – 95 штук, 16 пар катоников и 20 концов тканины (холста)».

В послевоенные годы также идет сбор пожертвований на восстановление страны: «…В 1946 году на восстановление разоренных хозяйств внесено общиной 60000 руб. и на больных воинов и на детей наших защитников внесено 52000 руб., полотенец 105 штук и 27 пар рукавиц», в 1948 году было переданы в районную больницу 10000 рублей, в школу глухонемых - 5000 рублей, «на восстановление разоренных хозяйств страны» - 5000 рублей. [8]

В конце 40-х годов религиозной общиной во главе с настоятелем церкви были предприняты попытки возврата колоколов, ранее принадлежавших церкви. Из заявления в Кирилловский райисполком от 12 марта 1948 года: «…Нам давно известно, что у нас в Кирилловском музее есть девятнадцать колоколов разных весов, и мы давно возбудили ходатайство о выдаче для нашей церкви четырех колоколов…мы решили почтительнейше просить Кирилловский райисполком оказать нам содействие взять колокола из колхозов…Мы согласны приобрести колокола за плату по договоренности с правлениями колхозов…». Неоднократно религиозная община ходатайствовала и перед Уполномоченным Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР при Вологодском Облисполкоме о приобретении колоколов, находившихся в ведении Кирилловского краеведческого музея. Но эти действия не привели ни к каким результатам, свой отказ представители власти мотивировали тем, что «…колокола, имеющиеся в колхозах, находятся в их распоряжении и значатся на учете как инвентарь, что же касается колоколов, находящихся в музее, также они считаются имуществом - ценностями музея».[9]

Последний документ дела датируется 5 июня 1952 года. Это «Сдаточная ведомость от Протоиерея Павла Никитина священнику Валентину Парамонову»…[10]

У Покровской церкви счастливая судьба. Она уцелела в первозданном виде со времени постройки - с 1780 года, не подверглась ни разрушению, ни переделкам. Сегодня над гладью Покровского озера часто звучит звон колоколов, призывая нас помнить о прошлом, любить и беречь настоящее.



[1] Архивный отдел администрации Кирилловского муниципального района, Ф.1,оп.4,д.1а,л.1-18

[2] Архивный отдел администрации Кирилловского муниципального района, Ф.1,оп.4,д.1а, л.26,27

[3] Там же,л.22

[4] Там же, л.124

[5] Там же, л.71,99,140

[6] Там же, л.149,150,159,172

[7] Там же, л.173

[8] Там же, л.213,214. «Катоников» - так в документе.

[9] Там же, л.176,177.208,209

[10] Там же, л.221.