поиск статьи


Книжная закладка

Воронова Ольга Викторовна

Книжная закладка

Что можно найти, листая старые книги? За последние несколько лет во многих музеях и библиотеках страны прошли интересные выставки, посвященные книжной закладке.

Очень забавную и интересную выставку «Книги наши - закладки ваши» в 2008 году подготовили в Красноярской краевой библиотеке. На выставке показали те вещи, которые читатели забывают в книгах.

В первую очередь это были всевозможные документы и газетные вырезки, фотографии, денежные купюры и монеты, открытки, рекламные буклеты, линейки, карандаши-ручки, нитки-иголки, таблетки, различные билеты, визитки, засушенные растения, иногда довольно крупные вещи: фотопленки, ключи, и даже нож от мясорубки.

В Выставочном зале Российской государственной библиотеки в 2010 году прошла выставка «Из истории книжной закладки». На выставке были выставлены закладки и книги XV – XXI в. из различных коллекций книжного фонда и специализированного Фонда некнижных материалов Музея книги. Идея организаторов заключалась в том, чтобы показать, как видоизменялась книжная закладка в процессе эволюции печатной книги. Какой долгий путь прошла закладка от практического использования до предмета рекламы, коллекционирования, образования и т.д.

Закладки служат миру уже много веков, они появились одновременно с книгами. Книжные закладки создавались из разных материалов и имели разнообразную форму. Ведь закладка помогала не только запомнить или быстро найти нужную страницу текста, но и беречь книгу. В XIV веке съемные закладки для книг – кольца с указателями важных абзацев, треугольники для закрепления среди страниц, нити с двигающимися дисками придумали в монастырях, где монахи с большим вниманием относились к книгам.

Для изготовления использовали материалы, которые не повреждали бумагу, в первую очередь кожу и ткань.

В XV-XVI веках получили распространение закладки – регистры в виде небольшого язычка (из кожи, пергамента, ткани), прикрепленного к краю выбранных листов книги и выступающего за пределы бокового обреза, что давало возможность без труда многократно открывать книгу в нужном месте. Особенно важно это было при богослужении.

Изобретение в XV веке книгопечатания, сделало книгу более доступной, но книга по-прежнему стоила дорого и к каждому экземпляру относились очень бережно.

Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584 году, когда королевский печатник Кристофер Баркер подарил королеве Елизавете I шёлковую закладку с каймой.

В XVII веке необычайной популярностью пользовались закладки, представляющие собой конструкцию из нескольких лент, шнуров, тесьмы, прикрепленных к держателям самой разнообразной формы (в России их называли паварозами или паворозами). Это могла быть пуговица, обшитая тканью, деревянная катушка, крестообразно обтянутая шнуром или бант. Фантазией умельцев концы лент украшались бахромой из канители, шариками из ткани, деревянными и металлическими фигурками. Такой закладкой можно закладывать несколько страниц сразу, что было удобно при чтении религиозной литературы.

В XVII веке переплётчики начали конструктивно включать закладку в книгу, прикрепляя одну или несколько лент к корешку книжного блока или нижней переплётной крышке. Узкие шёлковые ленты стали самой распространённой закладкой в XVIII и XIX вв., их закрепляли на обложке и делали больше, чем высота страницы.
Массовое производство закладок начинается после 1860 года. Сначала закладки изготавливали из ткани, но довольно скоро перешли на более дешевые и технологичные материалы – картон и плотную бумагу. Это была уже тиражная продукция, не очень дорогая и вполне доступная. Но в моде до сих пор осталась авторская, индивидуальная закладка, выполненная вручную.

Как читаем книги мы с вами, каково наше отношение к книге? Вопрос для тех, кто не любит загнутые страницы. Чаще всего мы используем для закладки то, что под рукой: билет, оторванную бумажку, календарик, канцелярскую скрепку, открытку. Подарочные издания и дорогие альбомы издаются с готовыми закладками в виде узких шелковых лент или шнуров, закрепленных за корешок книги. В последние время в книжных магазинах можно купить недорогие бумажные закладки, или дорогие закладки ручной работы. Красивые закладки для книг не только приятно держать в руках, они помогают ориентироваться в книге. Читая книгу, каждый человек отмечает для себя места, которые его поразили, заинтересовали, к которым бы он хотел вновь вернуться.
Описывая старые книги из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника, я встречала в качестве закладок засушенные цветы, и обрывки бумажек, свечные огарки, в одной из книг лежали забытые ножницы.

В шкафу в хранении вспомогательных материалов в бумажном пакете долгое время лежали книжные закладки. Плохая сохранность - разрывы и утраты на картоне с вышивкой, сечение и утраты на ткани, сильное загрязнение и деформация, утраты и отколки бусин, не позволяла поставить эти предметы на основной фонд.

В 2011 году в Вологодский филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря пришла на работу Екатерина Владимировна Шепелева, молодой реставратор по тканям, окончившая Суздальское художественно-реставрационное училище.

Отбирая предметы для реставрации, в разговоре всплыли книжные закладки. Не знаю, кто был больше рад, Катя, что предстоит интересная работа или хранитель, что в судьбе закладок наступили перемены.

Екатерина вдумчивый и очень ответственный реставратор.

До начала проведения реставрационных мероприятий прошел Реставрационный Совет, который определил задание на проведение консервационно-реставрационных работ.

Была выполнена подробная фотофиксация предметов и исследования. Проведен полный демонтаж закладок, восстановление их первоначального размера и поверхностное обеспыливание. Лабораторные исследования под микроскопом помогли определить реставратору, где использовались х/б ткани, а где шелк и какими нитями выполнялось шитье. Далее реставратор взяла пробы на текучесть красителей и выполнила работы по его закреплению. Затем началась водная очистка подкладки, бантиков, шнура. Полувлажная очистка картона с вышивкой. Подбор и крашение дублировочного материала. Укрепление картона по местам разломов. Дублирование закладки по местам разрывов. Укрепление подкладки по местам сквозных сечений. Дублирование и укрепление бантиков. Тонирование картона в местах утрат. Полный монтаж. И каждое движение – фотофиксация процесса реставрации.

В конце декабря 2012 года прошел Реставрационный совет, который с высокой оценкой принял выполненные реставратором Е.В. Шепелевой работы.

Музей получил из реставрации восемь отреставрированных книжных закладок. Самая ранняя закладка «Павороза» с фигурным держателем и шелковыми лентами конца 18 века (НТ-3220).

Семь закладок 19 века трех видов, украшенные вышивкой, бисером, стеклянными бусинами (НТ-3213 НТ-3214 НТ-3215 НТ-3216 НТ-3217 НТ-3218 НТ-3219).

Все закладки представлены на выставке «Книжное наследие», открывшейся на первом этаже Архимандричьего корпуса.

КАТАЛОГ

1. Закладка книжная. 19 в.

х/б ткань, шелк, картон, стеклянные бусины, вышивка

47,5 * 8,5 см

НТ-3213

КП- 28023

Прямоугольной формы, состоит из картона с вышивкой, картона, подкладки, двух бантиков, двух шнуров и стеклянных бусин. Банты симметричные красного цвета. Верхний бант образован из двух лент. Одна лента складывается в четыре складки и два конца, вторая перекрывает середину. Нижний бант состоит из двух лент. По краям складок пришиты двойные бусины. Картон серого цвета с вышивкой, сшит с полосой внутреннего картона. Вышивка - крест. Нитки синего, красного, кремового, желтого, голубого и белого цвета. Геометрический рисунок, исполнен тремя видами вышивки « крест ». Подкладка красного цвета загибается на лицевую сторону по всему периметру, образуя узкий кант. Стеклянные бусины серого цвета закреплены по периметру канта красной нитью, скрепляя конструкцию закладки. Шнуры красного цвета пришиты с оборотной стороны к верхнему и нижнему краю.

Закладка найдена при разборке книжного фонда в хранении «Драгоценных металлов».

Реставрация: Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Вологодский филиал, 2012 г. Художник-реставратор Е.В. Шепелева

Закладка книжная. 19 в.


2. Закладка книжная. 19 в.

х/б ткань, шелк, картон, стеклянные бусины, вышивка

47,8 * 8,6 см

НТ-3214

КП- 28024

Прямоугольной формы, состоит из картона с вышивкой, картона, подкладки, двух бантиков, шнура и стеклянных бусин. Банты симметричные красного цвета. Верхний бант образован из трех лент. Две ленты складываются в четыре складки и два конца, третья перекрывает середину. Нижний бант состоит из пяти лент. По краям складок пришиты двойные бусины. Картон серого цвета с вышивкой, сшит с полосой внутреннего картона. Вышивка - крест. Нитки синего, красного, кремового, желтого, голубого и белого цвета. Геометрический рисунок, исполнен тремя видами вышивки крестом. Подкладка красного цвета загибается на лицевую сторону по всему периметру, образуя узкий кант. Стеклянные бусины серого цвета закреплены по периметру канта красной нитью, скрепляя конструкцию закладки. Шнур красного цвета пришит с оборотной стороны к нижнему краю.

Закладка найдена при разборке книжного фонда в хранении «Драгоценных металлов».

Реставрация: Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Вологодский филиал, 2012 г. Художник-реставратор Е.В. Шепелева

Закладка книжная. 19 в.

3. Закладка книжная. 19 в.

х/б ткань, шелк, картон, стеклянные бусины, вышивка

33,7 * 9 см

НТ-3215

КП- 28025

Прямоугольной формы, состоит из картона с вышивкой, картона, подкладки, двух бантиков, шнура и стеклянных бусин. Банты симметричные красного цвета. Верхний бант образован из семи лент, три по левой стороне, три по правой стороне. Ленты с каждой стороны сложены пополам, образуя симметричную складку. Одна лента перекрывает соединение сложенных лент, образуя бант. Нижний бант состоит из пяти лент. По краям складок пришиты двойные бусины. Картон кремового цвета с вышивкой, сшит с полосой внутреннего картона. Вышивка односторонний крест. Нитки кораллово-розового, светло-розового, синего, сине-бирюзового, кремового, оранжевого, желтого, охристого, темно-красного, коричневого, светло-зеленого, темно-зеленого, охристо-зеленого цвета. Растительный орнамент из роз, незабудок, бутонов и листьев. Композиция движется вверх волнообразно. Подкладка красного цвета загибается на лицевую сторону по всему периметру, образуя узкий кант. Стеклянные бусины золотистого цвета закреплены по периметру канта красной нитью, скрепляя конструкцию закладки. Шнур красного цвета пришит с оборотной стороны к нижнему краю.

Закладка найдена при разборке книжного фонда в хранении «Драгоценных металлов».

Реставрация: Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Вологодский филиал, 2012 г. Художник-реставратор Е.В. Шепелева

Закладка книжная. 19 в.

4. Закладка книжная. 19 в.

х/б ткань, шелк, картон, стеклянные бусины, вышивка

44,4 * 9,3 см

НТ-3216

КП- 28026

Прямоугольной формы, состоит из картона с вышивкой, картона, подкладки, двух бантиков и стеклянных бусин. Банты симметричные красного цвета. Верхний бант образован из семи лент, три по левой стороне, три по правой стороне. Ленты с каждой стороны сложены пополам, образуя симметричную складку. Одна лента перекрывает соединение сложенных лент, образуя бант. Нижний бант состоит из пяти лент. По краям складок пришиты двойные бусины. Картон белого цвета с вышивкой, сшит с полосой внутреннего картона. Вышивка односторонний крест. Нитки кораллово-розового, светло-розового, синего, сине-бирюзового, кремового, оранжевого, желтого, охристого, темно-красного, коричневого, светло-зеленого, темно-зеленого, охристо-зеленого цвета. Растительный орнамент из роз, незабудок, бутонов и листьев. Композиция движется вверх волнообразно. Подкладка красного цвета загибается на лицевую сторону по всему периметру, образуя узкий кант. Стеклянные бусины серого цвета закреплены по периметру канта красной нитью, скрепляя конструкцию закладки.

Закладка найдена при разборке книжного фонда в хранении «Драгоценных металлов».

Реставрация: Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Вологодский филиал, 2011-2012 гг. Художник-реставратор Е.В. Шепелева

Закладка книжная. 19 в.

5. Закладка книжная. 19 в.

х/б ткань, шелк, картон, стеклянные бусины, вышивка

34,2 * 9,1 см

НТ-3217

КП- 28027

Прямоугольной формы, состоит из картона с вышивкой, картона, подкладки, двух бантиков, шнура и стеклянных бусин. Банты симметричные красного цвета. Верхний бант образован из семи лент, три по левой стороне, три по правой стороне. Ленты с каждой стороны сложены пополам, образуя симметричную складку. Одна лента перекрывает соединение сложенных лент, образуя бант. Нижний бант состоит из пяти лент. По краям складок пришиты двойные бусины. Картон белого цвета с вышивкой, сшит с полосой внутреннего картона. Вышивка односторонний крест. Нитки кораллово-розового, светло-розового, синего, сине-бирюзового, кремового, оранжевого, желтого, охристого, темно-красного, коричневого, светло-зеленого, темно-зеленого, охристо-зеленого цвета. Растительный орнамент из роз, незабудок, бутонов и листьев. Композиция движется вверх волнообразно. Подкладка красного цвета загибается на лицевую сторону по всему периметру, образуя узкий кант. Стеклянные бусины золотистого цвета закреплены по периметру канта красной нитью, скрепляя конструкцию закладки. Шнур красного цвета пришит с оборотной стороны к нижнему краю.

Закладка найдена при разборке книжного фонда в хранении «Драгоценных металлов».

Реставрация: Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Вологодский филиал, 2011-2012 гг. Художник-реставратор Е.В. Шепелева

Закладка книжная. 19 в.

6. Закладка книжная. 19 в.

х/б ткань, шелк, картон, стеклянные бусины, вышивка

44,4 * 9 см

НТ-3218

КП- 28028

Прямоугольной формы, состоит из картона с вышивкой, картона, подкладки, двух бантиков, шнуров и стеклянных бусин. Банты симметричные красного цвета. Верхний бант образован из шести лент, три по левой стороне, две по правой стороне (одна утрачена). Ленты с каждой стороны сложены пополам, образуя симметричную складку. Одна лента перекрывает соединение сложенных лент, образуя бант. Нижний бант состоит из пяти лент. По краям складок пришиты двойные бусины. Картон белого цвета с вышивкой, сшит с полосой внутреннего картона. Вышивка односторонний крест. Нитки кораллово-розового, светло-розового, синего, сине-бирюзового, кремового, оранжевого, желтого, охристого, темно-красного, коричневого, светло-зеленого, темно-зеленого, охристо-зеленого цвета. Растительный орнамент из роз, незабудок, бутонов и листьев. Композиция движется вверх волнообразно. Подкладка красного цвета загибается на лицевую сторону по всему периметру, образуя узкий кант. Стеклянные бусины серого цвета закреплены по периметру канта красной нитью, скрепляя конструкцию закладки. Шнуры красного цвета пришиты с оборотной стороны.

Закладка найдена при разборке книжного фонда в хранении «Драгоценных металлов».

Реставрация: Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Вологодский филиал, 2011-2012 гг. Художник-реставратор Е.В. Шепелева

Закладка книжная. 19 в.

7. Закладка книжная. 19 в.

Шерстяная и льняная ткань, шелк, шерстяные нити, бисер, вышивка

32,5 * 6 см

НТ-3219

КП- 28064

Прямоугольной формы, состоит из ткани с вышивкой односторонним крестом с бисером, подкладки, двух бантиков, двух шнуров. Банты симметричные розового цвета. Верхний бант образован из четырех лент, три по левой стороне, две по правой стороне (одна утрачена). Длинная лента складывается крестом, образуя две складки и два кончика. По две ленты с каждой стороны сложенные пополам, образуя симметричные складки. Одна лента перекрывает соединение сложенных лент. Нижний бант состоит из трех лент. Третья лента с белой фактурной выделкой.

Основа лицевой стороны вышивка односторонним крестом по канве выполнена цветными шерстяными нитями и бисером. Фон – красный, ветки – коричневые, листья – светло и темно-зеленые. Рисунок из растительного орнамента. В центре вышиты белым и кремовым бисером цветы из восьми лепестков с бордовыми серединками и коричневые веточки с зелеными листьями. Композиция движется вверх волнообразно. Подкладка желтовато-синяя с фактурной выделкой. Шнуры кремового цвета пришиты с оборотной стороны к верхнему и нижнему краю обметочным стежком. Подкладка серого цвета холстинка соединена с вышивкой «косым» стежком.

Закладка найдена при разборке книжного фонда в хранении «Драгоценных металлов».

Реставрация: Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Вологодский филиал, 2011-2012гг. Художник-реставратор Е.В. Шепелева

Закладка книжная. 19 в.

8. Закладка книжная «Павороза». (Фигурный держатель с лентами). Конец 18 в.

Ткань шелковая, шитье

Длина-63,5 см

НТ-3220

КП- 28065

Прямоугольной формы, состоит из четырех лент.

Фигурный держатель - лента кремово-желтого цвета с ажурной выделкой по краям, сложена пополам

длинной стороной и стянута на нить белого цвета, образуя бант, к нему пришиты остальные три ленты.

Лента оранжевого цвета с ажурной выделкой по краям светло-зеленого, белого и красного цвета. В верхней части лента присборена и пришита к держателю.

Лента темно-красного цвета сложена вдвое и образует два конца. Один конец длинный, ко второму короткому пришита оранжевая фактурная лента с белыми полосками по краям. В средней части (на месте сгиба) лента темно-красного цвета присборена и пришита к держателю.

Закладка найдена при разборке книжного фонда в хранении «Драгоценных металлов».

Реставрация: Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Вологодский филиал, 2011-2012гг. Художник-реставратор Е.В. Шепелева

Закладка книжная «Павороза». (Фигурный держатель с лентами). Конец 18 в.