поиск статьи


Произведения Андрея Константиновича Вёдрова в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Каталог.

Бородулина Анна Александровна

Произведения Андрея Константиновича Вёдрова в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Каталог.

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»



Произведения Андрея Константиновича Вёдрова

в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника


каталог



Кириллов

2013



автор вступительной статьи А.В. Цветков

составитель каталога А.А. Бородулина

фотографии А.А. Бородулина



«Человек безукоризненно воспитанный, скромный, сдержанный, самоотверженный, прекрасный художник, интереснейший собеседник Андрей Константинович был носителем лучших традиций русской интеллигентности. Дом Андрея Константиновича в Вологде, а вернее небольшая комната в общей квартире, стены которой были сплошь увешаны поэтическими этюдами северной архитектуры и северной природы, был истинным оазисом культуры тогдашней Вологды».

С. С. Подъяпольский


Андрей Константинович Вёдров родился в Москве в 1898 году, но детство прошло в Вологде: рано осиротевший, он воспитывался в семье своего отчима Петра Владимировича Вёдрова, директора народных училищ Псковской и Вологодской губерний. По окончании Вологодской классической мужской гимназии он два года учился на инженерно-строительном отделении Петроградского политехнического института. В декабре 1918 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. Сразу был направлен на Западный фронт, где участвовал в Польской кампании на должностях воентехника, а затем командира инженерной роты. После заключения Рижского мирного договора назначен инженером для поручений в Вологодскую военно-инженерную дистанцию. С августа 1941 года по ноябрь 1945 года - участник Великой Отечественной войны. Воевал на Волховском, Карельском и Первом Дальневосточном фронтах, был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Заполярья», «За победу над Германией», «За победу над Японией», а также значком «Отличный сапер». «Мы, - писал в своих мемуарах Герой Советского Союза генерал-полковник инженерных войск А.Ф.Хренов, - всегда были благодарны ему за творческую работу в области оперативно-инженерной подготовки войск». После демобилизации в ноябре 1945 года Андрей Константинович работал старшим инспектором-архитектором по охране памятников Вологодского областного отдела по делам архитектуры, а затем архитектором производственной группы областного отдела по делам строительства и архитектуры. В этот период А. К. Вёдров - непосредственный участник уникальных реставрационных работ в Вологде, Прилуках, Кириллове, Ферапонтове. Кандидат архитектуры, профессор Московского института архитектуры С.С. Подъяпольский в одной из своих работ так охарактеризовал деловые качества Андрея Константиновича: « Мне пришлось повидать немало инспекторов. Среди них были и Хорошие и плохие, знающие и невежественные люди, но мне трудно вспомнить среди них кого-либо, обладающего такой высокой и тонкой культурой, такой же беззаветной преданностью делу, какой обладал Андрей Константинович Вёдров. Пренебрегая возрастом, болезнями, всевозможными трудностями тех лет (сколько раз ему приходилось пробираться из Кириллова в Ферапонтово не только на попутках, но и пешком!), он окружил ферапонтовские памятники особо неусыпным надзором. Его энергии, настойчивости и глубокому пониманию своих задач мы обязаны тем, что монастырь всегда надежно охранялся, кровли ремонтировались, пусть не всегда так быстро, как хотелось бы, но и то, что сделано, было для своего времени чудом. Привлекались реставраторы живописи, одним словом, ему мы обязаны тем, что росписи Дионисия все еще существуют». С конца сороковых годов А. К. Вёдров руководил работами, связанными со спасением уникального памятника деревянного зодчества - церкви Ризоположения из села Бородава, построенной на берегу реки Шексны в 1485 году в 22 километрах от Кириллова.

Необходимость переноса этого ценнейшего памятника на новое место возникла в связи со строительством Волго-Балтийского канала, так как церковь попадала в зону затопления. « Перед областным отделом по делам строительства и архитектуры, - писал Андрей Константинович в статье «Возрожденный памятник», - встал вопрос о спасении этого ценнейшего памятника и перенесении его на территорию Кирилловского историко-художественного музея. Одновременно была выполнена и реставрация памятника... В снежный декабрь 1957 года бригада прилуцких мастеров Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской вывезла в Кириллов... Бородавскую церковь... Здесь плотники... собрали его на заранее подготовленном фундаменте». И поныне на живописном холме, в окружении могучих стен бывшего Кирилло-Белозерского монастыря стоит древний храм, притягивающий взгляд своей выразительностью и изяществом пропорций. Одновременно Андрей Константинович руководил реставрационными работами в Спасо-Прилуцком монастыре, на колокольне Вологодского Кремля, в том числе заменой ее внутренних перекрытий, ремонтом всех четырех циферблатов, золочением купола колокольни. Как краевед, историк и публицист А.К.Вёдров не мог оставаться равнодушным к непродуманному изменению архитектурного облика городов, варварскому разрушению храмов и памятников гражданского зодчества. Он писал статьи, участвовал в публикации книг о Вологодском крае, в которых раскрывал непреходящую ценность наследия, доставшегося нам от предков.

Писать А.К.Вёдров начал еще в годы Великой Отечественной войны, в 1942 и 1943 годах на Волховском фронте появляются его очерки «Маскировщики» и «Макетчики. Тень против фашистов». Писательская работа продолжилась и в послевоенное время. В областной печати увидели свет его статьи: «Возрожденный памятник» (1958 г.), «На бывшей Плац - Парадной» (1958 г.), «История Вологодских курантов» (1959 г.), «Дом Советов» (1959 г.), «Каменный мост» (1959 г.), «Гениальный русский художник А. Рублев» (1960 г.). В состав книг, посвященных истории родного края, вошло немало работ Андрея Константиновича. Ему принадлежат статьи: «Памятники архитектуры города Вологды», «Памятники деревянного народного зодчества», «Архитектурные ансамбли древнерусского зодчества» (совместно с С.С.Подъяпольским) в книге «Экскурсии по родному краю» (1958 г.), «Памятники архитектуры» в книге «Вологда и ее окрестности» (1957 г.). В составе авторского коллектива А. К. Вёдров работал над публикацией юбилейного фотоальбома «800 лет городу Вологде» (1947 г.), а также книг «Знаете ли вы свой край» (1962 и 1969 г.), «Летопись города Вологды» (1963 г.). Рукописи Андрея Константиновича «Спасо-Прилуцкий монастырь», «Ферапонтов монастырь», «О памятниках архитектуры Вологодской области», «Историческая справка о Вологодском Кремле», «Часы Кремлевской колокольни» и многие другие его рукописи, хранящиеся в фондах Вологодского краеведческого музея, ждут своих публикаций.

Живопись и резьба по дереву были вторым призванием Вёдрова.

Будучи талантливым резчиком, А. К. Вёдров увлекался вырезанием фигурок пеших и конных солдат старой русской армии. В них он старался восстановить подлинный исторический облик и экипировку того времени. Для этого Андрей Константинович консультировался у специалистов по военной истории и мундироведов из Москвы и Ленинграда. Фигурки саперов Петровской, Елизаветинской, Екатерининской и Александровской армий работы Андрея Константиновича украшают одну из витрин Санкт-Петербургского военно-исторического музея артиллерии и инженерных войск. Сохранилось и письмо из этого музея. «Уважаемый Андрей Константинович! - говорится в нем, - военно-исторический музей артиллерии и инженерных войск приносит Вам свою глубокую благодарность за полученные от Вас в дар музею пять фигурок русских саперов 18 - начала 19 веков. Изготовленные с точным соблюдением формы обмундирования и снаряжения, фигурки дают наглядное представление о внешнем виде солдат отечественных инженерных войск. Помещенные в экспозицию музея, они будут одним из ценных экспонатов. Музей надеется, что Вы продолжите Вашу полезную и ценную работу, доведя ее до нашего времени...».

В канун празднования 150-летия исторического сражения при Бородино Вологодский краеведческий музей получил от А. К Вёдрова необычный подарок - шахматы с резными из можжевельника фигурами. На доске, вместо обычных фирур, стояли друг против друга окруженные собственными свитами Кутузов и Наполеон. «Казалось бы, нехитрая штука. - писал Т.Спивак в своей статье «Короли на шахматной доске», - Кусок дерева, острый перочинный нож, клей, краски, лак, кисточка - вот и все, чем пользовался художник во время работы над своими героями. А смотришь на них и думаешь: какое же тонкое художественное чутье нужно иметь, чтобы в этих крохотных деревянных человечках достоверно передать не только внешность, но и характер знаменитых исторических деятелей». Кутузов, Наполеон, Барклай де Толли, Багратион, великие французские маршалы, офицеры и солдаты, пехота, кавалерия, артиллерия, события Отечественной войны 1812 года - вот тема, которой Андрей Константинович посвятил последние шесть лет своей жизни. Через год после его смерти, в 1971 году, Маргарита Васильевна Вёдрова послала в дар государственному Бородинскому военно-историческому музею-заповеднику коллекцию фигурок в количестве 1949 штук!

Андрей Константинович мастерски владел карандашом и кистью. Где бы он ни был, в каких условиях ни находился, он всегда находил время, чтобы сделать набросок или зарисовку, многие, из которых затем воплощались в картины. Сами по себе картины очень интересны. Посмотрев на их оборотную сторону, мы с удивлением обнаружили бы, что все они написаны не на холсте, а на фанере упаковочных и посылочных ящиков, картоне от канцелярских папок, плотной бумаге старых ученических альбомов. Несмотря на известность, Ведровы жили более чем скромно. «Дом Андрея Константиновича в Вологде, - вспоминает С.С.Подьяпольский, - а точнее небольшая комнатка в общей квартире, стены которой были увешаны поэтическими этюдами северной архитектуры и северной природы, был истинным оазисом культуры тогдашней Вологды». Переступавшие порог останавливались, пораженные обилием картин. Некоторые из них были подарены в Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Вологодскую областную картинную галерею. В их фондах хранятся такие картины Андрея Константиновича как «Белая ночь на Сиверском озере», «Свиточная башня», «Ферапонтов монастырь», «Церковь Покрова в селе Анфимово», «Приезд Петра Первого в Вологде», «Прилуки зимой», «Каменный мост в Вологде», «Вечер на Ленинградской улице», «Февраль на Ленинградской улице», «Лето на Кузнечной улице». Произведения А. К. Вёдрова неоднократно экспонировалась на областных художественных выставках в 1953, 1957 и 1987 годах. Значительная часть художественного наследия Андрея Константиновича пока не увидела широкого зрителя. А ведь только того, чем владеют фонды Вологодской картинной галереи, хватило бы на несколько персональных выставок!

Многие картины были подарены людям, которые окружали семью Вёдровых. Искреннее гостеприимство, доброту, щедрость души Маргариты Васильевны и Андрея Константиновича вспоминали все, кто их знал. Мария Ивановна и Ксения Ивановна Осетровы, как и многие другие, сохранили дружбу с Вёдровыми на долгие годы. В этом каталоге представлены картины и рисунки из семейного архива Осетровых. В 2011 году они поступили в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Работы Андрея Константиновича посвящены одному из бесчисленных прекрасных и поэтических уголков Русского Севера. Широкая и извилистая пойма речки Тошни, что течет невдалеке от Вологды, расположена среди пологих холмов, на склонах которых приютились деревеньки Вёдрово, Марково, Кедрово, Юрьево, Лесково и Починок. Этот куст деревень некогда входил в имение Брантов - голландских корабельщиков, вывезенных в начале XVIII века в Россию Петром I. На протяжении многих лет до самой кончины все свое свободное время Вёдровы проводили в деревеньке Починок. Здесь, следуя призванию историка и краеведа, А.К. Ведров занимался историей деревень, писал пейзажи, делал карандашные зарисовки старинных крестьянских домов.

В Починке Маргарита Васильевна и Андрей Константинович вели ежедневный дневник фенологических наблюдений. Окрестные луга и поля были известны им до последнего пригорка, каждое дерево в лесу было им добрым знакомым. Обращения к родной природе прибавляли сил и, возвращаясь в Вологду, А. К. Ведров продолжал активно работать. Уже будучи на заслуженном отдыхе, он принимал участие в заседаниях архитектурного Совета при главном архитекторе Вологды, оказывал консультации по реставрации памятников архитектуры Вологодской области, был членом Советов при Вологодском краеведческом музее и картинной галерее, занимался общественной работой в секции ветеранов гражданской и Великой Отечественной войн, где, как военный инженер и историк, стремился показать людям преемственность русских победоносных армейских традиций.

Конечно, понадобятся годы для того, чтобы в полной мере осмыслить и оценить огромное наследие А. К. Вёдрова. Природная одаренность, многогранность таланта, трудолюбие принесли Андрею Константиновичу широкую известность и признание. Это имя хорошо известно историкам, архитекторам, художникам, краеведам. Знают его многие те, кто приезжал и приезжает в наш край для того, чтобы еще раз прикоснуться к вечному, найти источник вдохновения, понять истоки национальной культуры.

А. В. Цветков



Пояснение

В каталоге произведения расположены в порядке учётных номеров, за живописными работами перечислены графические.

Сведения о предметах представлены в следующей последовательности:

1. Название

2. Дата создания

3. Материал, техника

4. Размеры в сантиметрах. Первая цифра означает высоту, вторая – длину

5. Авторские надписи

6. Учетные номера. «КП» – номер по книге поступления, «МЖ» или «Г» – инвентарный номер коллекции

Каталог



Осень

1. Осень

1967 год

картон, масло

42,6×57,5

КБИАХМ КП 27452 МЖ 311

Родные мотивы

2. Родные мотивы

1958 год

картон, масло

40,5×58,3

КБИАХМ КП 27453 МЖ 312

Деревня Починок Вологодского района

3. Деревня Починок Вологодского района

1950-е –1960-е гг.

картон, масло

23,6×33,8

КБИАХМ КП 27454 МЖ 313

Белая ночь в Починке

4. Белая ночь в Починке

1962 год

картон, масло

23,0×34,5

КБИАХМ КП 27455 МЖ 314

Грибы. Этюд

5. Грибы. Этюд

1950-е –1960-е гг.

картон, масло

22,0×29,8

КБИАХМ КП 27456 МЖ 315

Деревня Починок. Березовая роща. Этюд

6. Деревня Починок. Березовая роща. Этюд

1963 год

картон, масло

20×31

КБИАХМ КП 27457 МЖ 316

Лето в Починке. Этюд

7. Лето в Починке. Этюд

1962 год

картон, масло

20,5×30,5

КБИАХМ КП 27458 МЖ 317

Лето в Починке. Этюд

8. Дом в Починке. Этюд

1957 год

картон, масло

23,0×29,8

КБИАХМ КП 27459 МЖ 318

Девушка в лесу

9. Девушка в лесу

1950-е –1960-е гг.

картон, масло

31,0×40,6

КБИАХМ КП 27460 МЖ 319

Вид на  Починок из Отрадного

10. Вид на Починок из Отрадного

1950-е –1960-е гг.

бумага, карандаш

23,0×31,8

В правом нижем углу: «Вид на Починок из Отрадного 1960»

КБИАХМ КП 27461/1 Г 916/1

Новые избы в д. Починок

11. Новые избы в д. Починок

1950-е –1960-е гг.

бумага, карандаш

23,0×31,8

В правом нижнем углу: «Новые избы в д. Починок авг. 1960.»

КБИАХМ КП 27461/2 Г 916/2

Школа

12. Школа

1954 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В верхнем левом углу: «Blitz», внизу справа: "Школа»;

на оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К. 1954 г»

КБИАХМ КП 27461/3 Г 916/3

Деревня Починок. Дом Бердяевых

13. Деревня Починок. Дом Бердяевых

1952 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

На оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова -1952 г»

КБИАХМ КП 27461/4 Г 916/4

Починок

14. Починок

1946 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В нижнем левом углу: «Починок 10 ав 1946»

КБИАХМ КП 27461/5 Г 916/5

Деревня Починок. Дом Анчуковых

15. Деревня Починок. Дом Анчуковых

1960 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В нижнем правом углу листа: «АКВёдров 1960 г.»

КБИАХМ КП 27461/6 Г 916/6

Парк в Починке

16. Парк в Починке

1954 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В нижнем левом углу: «Парк в Починке»;

на оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К. 1954 г.»

КБИАХМ КП 27461/7 Г 9167/7

Водогино

17. Водогино

1946 год

бумага, акварель

23,0×31,8

На оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К. Водогино. 1946 г.»

КБИАХМ КП 27461/8 Г 916/8

Водогино

18. Водогино

1954 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В нижнем правом углу листа: «/1954/13»;

на оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова АК. 1954 г.»

КБИАХМ КП 27461/9 Г 916/9

Дорога в д. Водогино

19. Дорога в д. Водогино

1960 год

бумага, карандаш

31,8×23,0

На оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К 1960 г.»

КБИАХМ КП 27461/10 Г 916/10

Тошненский сельсовет

20. Тошненский сельсовет

1954 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В верхнем правом углу: «Тошненский сельсовет»,

в нижнем правом углу: «1954/6»;

на оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К. 1954 г.»

КБИАХМ КП 27461/11 Г 916/11

Сельмаг в Водогино

21. Сельмаг в Водогино

1960 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В нижнем левом углу: «Сельмаг в Водогино 1960 авг.»

КБИАХМ КП 27461/12 Г 916/12

Тошненская электростанция

22. Тошненская электростанция

1952 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В нижнем левом углу: «Тошнена меж.колхз.эл.ст. 1952»;

на оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К. -1952 г»

КБИАХМ КП 27461/13 Г 916/13

Водогино

23. Водогино

1952 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В левом нижнем углу: «Водогино 1952 г»;

на оборотной стороне «Рисунок Вёдрова А.К. 1952 г»

КБИАХМ КП 27461/14 Г 916/14

Водогино. Сельсовет

24. Водогино. Сельсовет

1950-е –1960-е гг.

бумага, карандаш

23,0×31,8

В правом нижнем углу: «Водогино ….Сельсовет1952 г»;

на оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К. 1952 г»

КБИАХМ КП 27461/15 Г 916/15

Елки в поскотине

25. Елки в поскотине

1950-е –1960-е гг.

бумага, карандаш

23,0×31,8

В правом верхнем углу: «Елки в поскотине»;

на оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К.»

КБИАХМ КП 27461/16 Г 916/16

Водогино. Дом Леванидовых

26. Водогино. Дом Леванидовых

1954 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В правом нижнем углу: «Водогино д.Леванидовых 1954/5»;

на оборотной стороне «Рисунок Вёдрова А.К.»

КБИАХМ КП 27461/17 Г 916/17

Юрьево

27. Юрьево

1954 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В верхнем правом углу: «Юрьево»; в нижнем правом углу: «1954/29» ;

на оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К.»

КБИАХМ КП 27461/18 Г 916/18

Лесково

28. Лесково

1954 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В правом верхнем углу: «Лесково», в нижнем левом углу: «1954/23»;

на оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К.»

КБИАХМ КП 27461/19 Г 916/19

Деревня Зуево

29. Деревня Зуево

1952 год

бумага, карандаш

23,0×31,8

В нижнем правом углу: «д. Зуево /1952»; на оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К»

КБИАХМ КП 27461/20 Г 916/20

Грибы

30. Грибы

1950-е –1960-е гг.

бумага, карандаш

23,0×31,8

на оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К.»

КБИАХМ КП 27461/21 Г 916/21

Юрьево

31. Юрьево

1968 год

бумага, карандаш

20,1×55,0

на оборотной стороне: «Рисунок Вёдрова А.К. -1968 г.»

КБИАХМ КП 27461/22 Г 916/22

Кирилло-Белозерский монастырь. Этюд

32. Кирилло-Белозерский монастырь. Этюд

1950-е –1960-е гг.

бумага, акварель

20,5×31,0

В правом нижнем углу: «АВ»

КБИАХМ КП 27462 Г 918

Кузнечная улица. Эскиз к картине «Кузнечная улица»

33. Кузнечная улица. Эскиз к картине «Кузнечная улица»

1950-е –1960-е гг.

бумага, акварель

28,5×40,5

В левом нижнем углу: «Кузнечная улица»

КБИАХМ КП 28046 Г 935