поиск статьи


К вопросу о книгах и книгописании в Кирилло-Белозерском монастыре (по материалам приходных и расходных денежных книг 1601 – 1637 годов)

Смирнова Альбина Васильевна

К вопросу о книгах и книгописании в Кирилло-Белозерском монастыре (по материалам приходных и расходных денежных книг 1601 – 1637 годов)

В приходных и расходных денежных книгах Кирилло-Белозерского монастыря, опубликованных З. В. Дмитриевой[1], имеются сведения о печатных и рукописных книгах, а также о материалах, необходимых для создания книг (бумаге, чернильных орешках, книжных застежках и т. д.). Несколько раз встречается имя книгописца Зотика. В апреле и августе 1611 и в апреле 1612 года он в числе «нежаловальных» слуг и дворовых людей получил от монастыря по восемь алтын за «великоденские» и «успенские» рубахи. В мае 1618 года «Зотику книгописцу» было дано годовое жалованье два рубля. Монастырь покупал бумагу, которая в одном случае названа «книжной», в остальных – «писчей». Она приобреталась в разных объемах – от 2 дестей до 100 стоп (стопа = 480 листов = 20 дестей). По нашим подсчетам, в 1610 – 1637 годах монастырь купил более 263 стоп бумаги. В ряде случаев документы называют имена старцев, покупавших этот товар: Давыд Злобин, Иаким Пирожников, Роман, Киприан Кулюксин, Левкий Аркадиев. Покупали бумагу в разных местах, нередко это была Вологда. В 1611 году старец Давыд Злобин в селе Семеновском Пошехонского уезда купил две дести бумаги «писчие», а в 1635 году старец Роман купил там же стопу бумаги. Самые большие партии бумаги (дважды по 100 стоп) были куплены «у Архангельского города у гостя Аглинские земли у немчина у Ивана Ульянова». Иван Ульянов – не единственное имя торговца бумагой, названное в документах. «Две стопы бумаги книжные» монастырь приобрел у Пиная вологжанина. И тот, и другой торговали не только бумагой, но и другими товарами. Так, у Пиная вологжанина монастырь покупал перец, крашенину, шелк разных цветов, порох пищальный и прочее, а у Ивана Ульянова – порох пищальный, свинец, церковное вино. Стоимость бумаги, которую приобретал монастырь, была разная. Одной из причин этого являлось качество бумаги. Две стопы «бумаги книжные» были куплены за 2 рубля, то есть одна стопа стоила рубль. Более 31 алтына за стопу заплатил монастырь, купив писчую бумагу «царева венца»[2]. Стопа бумаги покупалась и за 26 алтын 4 деньги, и за 23 алтына 2 деньги. Но чаще при покупках бумаги монастырем одна стопа стоила около 15 – 17 алтын. Бумага была необходима монастырю и для делопроизводства, как в самом монастыре, так и в поездках по различным хозяйственным делам. В 1616 году «Первуша Резанец живучи на Белеозере для монастырьского дела издержал на свой харчь и на бумагу 7 алтын 3 денги». В 1633 году старец Роман в селе Семеновском «на игуменский проезд и себе годом издержал» две дести «бумаги писчие» на 2 алтына. Старец Федор «из монастыря едучи в село Спаское, а из Спасково переезжая в Юрцово да в Сретенское летом для пашни, а зимою для оброков и хлебных отпусков, и в Ярославль для монастырьские покупки и хлебного приему и отпуску в монастырь на судне издержал себе и дворовым людем на харчь и лошадем на корм, и в тех селех, живучи годом, на монастырьские дворы купил всяково посудья, и на рыбу, и на лук, и на чеснок, и на писчюю бумагу, и на свечи сальные, у монастырьских стад, и назад едучи до монастыря, издержал рубль 17 алтын 2 денги». Есть в документах запись о продаже монастырем бумаги. В мае 1627 года продано «2 дести бумаги» на два алтына. Имеются сведения о приобретении ингредиентов для изготовления чернил. Чернильные орешки и купорос покупались на вес. В 1610 году фунт чернильных орешков куплен за 5 алтын. В июле 1614 года старец Парфений в Ярославле купил «купоросу чернильного 5 фунтов», заплатив «4 алтына з денгою», и чернильных орешков 4 фунта на 14 алтын. В 1629 году «у вологжан в лавках» приобретены 6 фунтов орешков за 20 алтын и 4 фунта «купоросу немецково» за 6 алтын 4 деньги. Две записи сообщают о покупке застежек для книг. В 1611 году в Вологде были куплены застежки «на 30 книг» за один рубль. В 1637 году «8-ры застежки книжные» приобретены за 8 алтын. В Вологде и Ярославле покупали клей, «чем бумагу клеят». В 1614 году монастырь заплатил за 8 кусков клея 2 алтына 3 деньги, в 1637 году за 10 кусков – 3 алтына 2 деньги. Записей о покупке монастырем кож много, но только в одном случае указано, что кожа куплена для книг. В августе 1625 года «куплен боран красной на книги, дано 8 алтын». Есть запись в документах о переплете книги. В мае 1635 года «старцу Моисею дьякону дано на монастырьскую книгу на переплетку 2 алтына». Немного записей и о покупке книг. Триодь цветная печатная была куплена за 1 рубль 20 алтын. В сентябре 1629 года строитель старец Савватий Юшков купил в Москве 2 непереплетенных (в тетратех) Евангелия «новые печати да Минею месяц июнь» за 3 рубля 10 алтын. От продажи как рукописных, так и печатных книг монастырь имел неплохой доход. За 1611 – 1637 годы монастырь продал более 60 книг, получив свыше 118 рублей. Книги продавались и из казны, и из «книгохранительни». В большинстве записей указано, какие книги продавались, где, кому и по какой цене. В июне 1611 г. монастырь получил 26 рублей, продав 13 печатных «в тетратех» напрестольных Евангелий и Триодей по 2 рубля за книгу. В 1618 – 1619 годах старец Парфений Белозерец продал в Ярославле 14 «казенных отписных» печатных переплетенных и «в тетратех» книг, выручив 35 рублей 27 алтын 8 денег. В мае 1619 года старец Трифон Греченин продал в Вологде печатных «казенных отписных» книг «в тетратех» (2 Триоди и Апостол) на 5 рублей. В 1636 году было продано «книг и образов» старца Паисия Ананьина на 4 рубля 3 алтына 2 деньги. Покупали книги у монастыря игумены, монахи Кириллова и других монастырей. В марте 1614 года Евангелие напрестольное «в тетратех в десть печать московская» продано «черному священнику старцу Селивестру» за 2 рубля. В июле 1618 года печатный в переплете Апостол продан из казны «Кирилова монастыря игумену Саватею» за один рубль, а в 1627 году «из книгохранительни» – Святцы с тропарями и кондаками «в тетратех» старцу Кириллова монастыря Парфению Белозерцу за 11 алтын. В июне 1636 года новоезерский игумен Исаия купил у монастыря за 1 рубль рукописную Псалтырь следованную «старца Селиверста». В следующем году старец Кириллова монастыря Никон Бунков за 1 рубль купил печатную Псалтырь «в полдесть Федосьевскую Лескову», а «черный диакон Григорий» – за 3 рубля печатную Псалтырь следованную «в десть прихожего черного попа Трифона Глухова, что выкуплено с ево рухледью на Новом». Покупали книги у монастыря священники и церковные старосты: Милобудской волости Покровской церкви священник Диамид и староста Иван Григорьев, ильинский священник Богдан из Сизьмы, троицкий священник Логин из Колкача, из Рукиной Слободки священники Дмитрий, Василий и церковный староста Тимоша Сидоров, «чаромской поп» Афанасий, волокославинские священники Феофилакт, Афанасий и церковный староста Третьяк Марков. В марте 1627 года продано из «книгохранительни» рукописное Евангелие воскресное толковое «на Волок на Словинской к страстотерпъцу Христову Георгию в дом старосте Карпу Корнилову» за 1 рубль 31 алтын 2 деньги. В марте 1630 года за 1 рубль 6 алтын 4 деньги «из книгохранительных изо отписных книг на Коленец продан Соборник Петровской». Продавали книги и в более отдаленные местности. В 1626 году Евангелие воскресное толковое продано за 3 рубля «на Ухтюгу». В феврале 1627 года продан за 6 рублей «Трефолой печатной ис книгохранительни, вкладной черново священника Макарья Белозерца, кобановским крестьяном» (Угличский уезд). В сентябре 1629 года печатный Требник «даяния Петра Васильевича Волынсково крестовово священника Анурия» продан за 3 рубля в монастырскую «отчину» Умбу (Двинский уезд). Чаще продавали Триодь (цветную и постную), Псалтырь, Евангелие, Апостол. В числе проданных монастырем книг были также Требник, Минея месячная, Соборники, Златоуст, Октоих, Трефолой. Как видно из приведенных выше цен, книги стоили дорого. В редких случаях цена книг указана в алтынах. В июле 1618 года за 30 алтын продана рукописная Триодь постная. В 1621 году «из книгохранительни» Псалтырь «печатная ветха» продана за 9 алтын, а в следующем году небольшая книжка «Житие Соловецких чудотворцев» из казны «отписных вкладных книг старца Еустафья» – за 10 алтын. В 1627 году выше упомянутые Святцы за 11 алтын были проданы монастырскому старцу. В остальных случаях цена книг – от одного до трех рублей, а иногда пять – шесть рублей за книгу. Печатные в тетрадях Триоди в большинстве случаев стоили до 2 рублей, в переплетах - продавались дороже. В 1614 году проданы Триодь цветная и Триодь постная за 5 рублей 8 алтын 2 деньги, в 1621 году Триодь цветная печатная в переплете – за 2 рубля 8 алтын 2 деньги. Стоимость Евангелия, Соборника была до 2 рублей, Апостола – от 1 до 2 рублей, Псалтыри – до 3 рублей. Минея, Октоих проданы монастырем по 2 рубля за книгу, а Требник за 3 рубля. Устав был продан за 5 рублей, а Трефолой – за 6. Чтобы понять, как дорого стоили книги, приведем из тех же документов стоимость других товаров. В 1610 году монастырь купил 42 «овчины сырых» за 2 рубля 8 денег, 505 ложек «шадровых волоцкова дела» за 3 рубля 8 алтын пол-2 деньги, 28 топоров «плотничьих» за 2 рубля 3 алтына 2 деньги. В 1611 году «на монастырский обиход» куплены 25 саней «кошовых» за 6 рублей 24 алтына 2 деньги. В 1615 году старец Феодосий в Кеме купил мерина за 1 рубль 16 алтын 4 деньги. В 1635 году с монастырского двора были проданы бык за 1 рубль 16 алтын 4 деньги, 13 «боранов и ярок» за 2 рубля 23 алтына 4 деньги. Годовое жалованье разных мастеров составляло в то время 1 – 3 рубля.



[1] Приходные и расходные денежные книги Кирилло-Белозерского монастыря. 1601 – 1637 гг. / Сост. З. В. Дмитриева. – М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2010

[2] Так называется в источниках XVII века водяной знак с изображением геральдического щита и короны наверху. Лукичев М. П. Боярские книги XVII века: Труды по истории и источниковедению / Сост. Ю. М. Эскин. М.: «Древлехранилище», 2004. – С. 395