поиск статьи


О деревянной Церкви Козьмы и Дамиана на Леждомском погосте Грязовецкого района Вологодской области

Вороничева Ольга Валентиновна, Смирнова Марина Владимировна

О деревянной Церкви Козьмы и Дамиана на Леждомском погосте Грязовецкого района Вологодской области

Еще в XIX веке деревянные постройки определяли облик большинства деревень и городов России. Теперь все они находятся на грани полного исчезновения. Уже не существует большинства храмов, зафиксированных на начало XX века1. В ближайшие годы могут исчезнуть оставшиеся деревянные памятники, возможно лишь за исключением некоторых церквей и часовен, а также тех, что перенесены в музеи под открытым небом.

В 2011 году сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника заинтересовались уникальным деревянным храмом, о существовании которого ничего не сказано в утвержденных списках памятников, вследствие чего юридически он не является объектом культурного наследия. Местоположение памятника найдено по картам церковно-исторического атласа Вологодской области, где помещена краткая информация о существующих и бывших прежде церквях и монастырях2. Деревянная Церковь Козьмы и Дамиана стоит в лесу в Сидоровском поселении Грязовецкого района в 20 км от жилых населенных пунктов. Это был холодный храм. Рядом находятся руины каменной теплой церкви в честь святого Николая Мирликийского и святой мученицы Параскевы.

В настоящее время - это единственный деревянный храм из сохранившихся, относящихся к типу клетских церквей с высокой клинчатой кровлей, архаичными формами и выразительными повалами. Памятник никогда полноценно не изучался специалистами.

По мнению московского архитектора А.Б.Бодэ, типологически памятник близок к группе клетских церквей Костромской, Ивановской и Владимирской областей, но отличается особо островерхим покрытием и наличием выразительного повала. По силуэту он похож на церковь из села Билюково рубежа XVII – XVIII вв., перевезенную в Плес. Однако, в отличие от аналогов, церковь Козьмы и Дамиана имеет архаичный план с симметричными прямоугольными прирубами, роднящий ее с постройками XVI – XVII вв. Ориентировочно ее можно датировать XVII в. Интересно, что на здании нет следов переборки, т.е. сруб церкви сохранился в подлинном виде .3

Леждомский погост труднодоступен. Вместо дороги – две глубокие колеи, заполненные болотной жижей. Зимой - это направление на делянки, но непосредственно к церкви проезда нет. В феврале 2012 года группа сотрудников музея в составе Вороничевой О.В., Смирновой М.В. и Вороновой Н.А. отправилась в неизведанную даль посмотреть то ли на церковь, то ли на то, что от нее осталось… Из местных жителей только лесники и охотники знают о существовании храма и о его месторасположении. Проезжая по лесным делянкам было обнаружено множество больших нежилых деревень с двумя-тремя улицами огромных руинированных домов. Особенно привлекает внимание и ждет своего исследователя деревня Родниково, в XIX веке называвшаяся Дураково. Люди, когда-то жившие здесь, имели немалое хозяйство, о чем свидетельствуют полуразрушенные деревенские избы с большими хлевами и поветями, санными въездами, и красивыми яблоневыми садами. Сохранилась клировая ведомость за 1913 год, в которой описано, что приход состоял из 377 дворов с общим населением более двух тысяч человек. Имелись в приходе школы: «одноклассная смешанная церковно-приходская школа Космодамиановская Леждомская при церкви открыта 6 ноября 1885 года и земское училище - Леждомское, открыто в 1898 г. в селе Власове в расстоянии 4 версты от церкви, и Филинское, открыто в 1912 году в деревне Филино в расстоянии 5,5 версты».4

Церковь Козьмы и Дамиана погоста Леждома впервые упоминается в 1752 году. Имеется описание 1808 года, в котором упоминается паперть «глухая, досчатая, с двумя сходами». В 1818 году церковь была закрыта, и иконостас был перенесен в построенную рядом каменную церковь. В 1855 – 1856 годах храм Козьмы и Дамиана отремонтирован и возобновлен. В 1890 году была перекрыта кровля, устроены новые главы и на них железные кресты.3 По клировой ведомости 1913 года: «Деревянная церковь, древняя, снаружи и внутри опушена тесом, крыша на ней деревянная; снаружи окрашена масляною краскою; довольно прочная, но снизу подгнивает и садится, а поэтому необходимо подвести под нее каменный фундамент и покрыть ее железом, на что не изыскивается еще средств». В советское время памятник был закрыт и заброшен.

В настоящее церковь находится в остро руинированном состоянии. Прочность еще сохраняют поперечные стены, но в продольных стенах утрачены огромные фрагменты, повсеместно провалилась кровля. Сохранились первоначальные косящатые окна второго света, обрамленные толстыми колодами, волоковое окно в алтаре. Видно, что сруб очень сильно ушел в землю.3 Отсюда понятно, что пропорции здания были совсем другие. По следам врубок от кровельных конструкций можно судить о том, что вокруг храма была трехсторонняя галерея. Имеются приемы и технологии обработки древесины, встречающиеся на памятниках XVIII-XIX веков. Есть следы различных поздних врубок и многочисленных переделок, обшивка не одновременна церкви, в позднее время вырублены круглые углы в алтарной части.

В феврале 2013 года в рамках культурных связей между Польшей и Вологодской областью по согласованию с Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области проведена совместная работа музея и польских реставраторов, организована экспедиция по изучению памятника. Итогом работы стали архитектурный обмер и частичная маркировка памятника. В сентябре 2013 года удалось совершить еще одну поездку на Леждомский погост. Способы, которыми пришлось добраться и зимой, и летом заслуживают отдельного внимания, но не являются предметом данной статьи. В результате осмотра отмечено ухудшение состояния памятника по сравнению с 2011 годом, храм способен выстоять только в отсутствие сильных ураганов.

Быть деревянному храму или не быть - вопрос самого ближайшего времени. Отсутствие какой-либо дороги на протяжении двадцати километров и руинированное состояние церкви дают предпосылки для немедленной реставрации, связанной с перевозкой. Перспектив организации доступа к объекту, а следовательно, сохранения храма на родном месте нет.

Один из главных способов хранения, изучения и популяризации деревянной архитектуры на протяжении последних десятилетий - это перевозка их в музеи под открытым небом. Руководство Кирилло-Белозерского музея-заповедника заинтересовано в приобретении уникального объекта. Кирилловский музей является в настоящее время самым посещаемым в Вологодской области. Сюда едут сотни тысяч российских и иностранных туристов. В красивейшем месте в двух километрах от памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО -ансамбля Ферапонтова монастыря, на берегу Ильинского озера на Цыпиной горе расположена деревянная Ильинская церковь, на которой за счет федеральных средств проведен полный комплекс реставрационных работ. Рядом поставлена деревянная часовня Параскевы Пятницы, привезенная в 2010 году из деревни Пасынково, где проводятся молебны. Концепция развития музея предусматривает организацию в Цыпино деревянного музея под открытым небом, под названием «Музей сельского священника», который будет интересным противовесом каменным монастырским ансамблям Кирилловского района.

Есть надежда, что появится возможность перевозки и реставрации Леждомской церкви, а жители и Администрация Грязовецкого района будут заинтересованы и окажут содействие кирилловскому музею в сохранении храма.

[1] Деревянное зодчество: Проблемы. Реставрация. Исследования. Сборник. Составитель И.А. Смирнов.- Вологда: ООО «Издательский дом Вологжанин», 2005./ М.И. Мильчик Деревянное зодчество России: Проблемы спасения. С.9.

[2] Церковно-исторический атлас Вологодской области:/ автор-составитель Н.М. Македонская/Вологодское православное училище. – Вологда: Древности Севера, 2007.- Т. 1: Списки церквей и монастырей, с.60, Т 2:Картографический материал, с. 118

[3] www.poeziasevera.ru›exp1.php (По материалам архитектора Б.Д. Бодэ)

[4] www.temples.ru›card.php?ID=5169 (По материалам клировой ведомости 1913 года)