поиск статьи


Студентка из далекой Америки.

Новожилова Вера Николаевна

Студентка из далекой Америки.

Современная образовательная система, как в нашей стране, так и за рубежом, с каждым годом придумывает для студентов все больше новых испытаний. Они существуют для того, чтобы будущие специалисты смогли проверить свои возможности и оценить ту сферу, в которой им придется в дальнейшем делать успешную карьеру. Если раньше студенты могли проходить практику только в незначительных компаниях и предприятиях, то сейчас министерство образования подарило возможность студентам проходить практику даже в другом государстве. Практика за границей – это отличный шанс для того, чтобы проявить и зарекомендовать себя как потенциального сотрудника, как Российских студентов, так и зарубежных. Главное, что студент имеет возможность почувствовать себя настоящим иностранцем, и окунуться в повседневную жизнь, увидеть культуру и быт страны глазами обычного человека. Ни одна туристическая поездка не даст того, что студенты получают во время практики. Кроме того, это практика изучения и совершенствования языка. Участникам приходится постоянно разговаривать на языке принимающей страны, да еще и на рабочем месте. Для некоторых студентов – сначала это сложный экзамен, а потом разговорные навыки оттачиваются до автоматизма.

В Музее фресок Дионисия существует программа «Школа Дионисия», в которой любой студент или школьник может принять активное участие. Цель программы: помощь в изучении истории, культуры и художественного наследия Русского Севера на основе памятников и коллекций Кирилло-Белозерского музея, его филиала Музея фресок Дионисия – объектов историко-культурного и природного наследия. На протяжении десятка лет Музей работает со студентами и школьниками Москвы, Санкт - Петербурга, Екатеринбурга, Череповца, городов Вологодской области. Этим летом Музей фресок Дионисия принимал группы гимназистов из Москвы, и впервые в нашей практике, студентку из Соединённых Штатов Америки. Ей были предложены лекции по истории и культуре наших памятников, и практическая работа в фондах музея. Приехав в Россию, каждый иностранец испытывает так называемый "культурный шок". Студенты должны привыкнуть как можно скорее к местным обычаям, но особенно быстро должны выучить русский язык. Но наша гостья хорошо говорила по-русски, поэтому мы хорошо понимали друг друга. Мне нужно было предложить ей такую работу, которая была бы для нее понятной, и не очень сложной. Так случилось, что значительную часть своего времени она работала в фондах. Фондовая работа предполагает целенаправленную систематическую плановую деятельность по комплектованию, учёту, хранению и научной обработке экспонатов.
Перед тем как начать работу, мы поближе познакомилась. Я спросила, как ее зовут, где она учится, и что ей больше всего хотелось бы узнать и увидеть интересного в Музее фресок Дионисия.

Маша - так она представилась, изящная, хрупкая девушка с длинными черными волосами, огромными зелеными глазами. Сказала, что ее интересует практически все, так как она впервые в России, несмотря на то, что она, американка, родилась здесь, еще в СССР, и Россия для нее загадка.
Маша Шавелкина родилась в Кишиневе. В тяжелые девяностые годы прошлого века, её родители переехали в Америку, когда ей было два года. Бабушки и дедушки уехали за два года до этого, живут в Нью-Йорке, в районе Бруклин. Они и пригласили семью Марии в Америку. Родители у Маши художники, они поселились в другом штате, Коннектикут, сначала снимали квартиру, сейчас живут в частном доме. Отец иллюстрировал книги Гоголя. Занимался скульптурой, абстрактной живописью и керамикой. Все его работы перевезли из Кишинева в США. Мама Маши преподает детям историю искусства. После окончания школы, Маша поступила в Колледж, Liberal Arts Grinnell College. Это гуманитарный колледж находится в штате Айова – фермерском регионе США. От ее дома это далеко, поэтому она приезжает к родителям на каникулы, а живет в общежитии колледжа. Маша учится на искусствоведа и религиоведа. Поэтому не случайно для практики она выбрала именно Музей фресок Дионисия. О том, что в России есть такой Музей, Марии рассказал ее брат Лева. Он был здесь в прошлом году, приезжал только на три дня. Он первый из семьи приехал в Россию по приглашению друзей родителей – художников Теплицких. Лева рассказывал о прекрасной природе, о музее, об удивительной стране Ферапонтово, она подумала, что лучшее сочетание религии и искусства – это фрески. Маша никогда еще не была в России и поэтому выбрала это место, хотела такую работу, где могла бы совместить эти дисциплины. И здесь в музее - для нее самое лучшее сочетание. В США, в колледжах есть такие программы, по которым студентов финансируют на такие поездки, на эти средства можно поехать куда угодно, увидеть чужую страну своими глазами. Она подала заявку в Колледже, чтобы ей оплатили поездку в Россию, поэтому Мария смогла приехать.

В перерывах между работой мы часто беседовали, она очень многим интересовалась. О жизни в России, о российских семьях, о традициях, чем мы занимаемся в свободное время и как отдыхаем. Я, в свою очередь, интересовалась, как живут в США русские эмигранты, чем занимаются. Да и чем Маша в Ферапонтове занимается в свободное время. А оказывается, что свободного времени у нее практически не было. Она постоянно была занята, то походом за ягодами и грибами, то купанием в озере, по вечерам встречалась с соседями по деревне. Это необыкновенно талантливые люди, художники Евгений Семенович Скрынников, Алена Гудкова, Ирина Щечкина, Олег Теплицкий, Анна Козлова–Мессерер многие наши художники. Ходили, друг к другу в гости, обменивались своим мастерством. По выходным я часто видела Машу, идущую в нашу церковь. Маша даже пыталась писать этюды о Ферапонтове. В конце практики Маша заболела и буквально через неделю, пришла, извинившись, отчитаться за проделанную работу и подписать документы, касающиеся практики. Мы попрощались, и она поблагодарила за то, что отнимала много времени, сказала, что будет стремиться к тому, чтобы снова приехать в Россию. По ее настроению я поняла, что ей все очень понравилось. Потрудилась, и отдохнула она отлично.

Общение с Марией принесло взаимную пользу. Она расширила свои знания о культуре России, получила представление о жизни села в нашей стране. Для меня было полезно передать свои знания о работе с фондами музея, узнать о жизни в США от русской американки.