поиск статьи


О реставрации резной позолоченной иконостасной рамы в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря

Вороничева Ольга Валентиновна, Смирнова Марина Владимировна

О реставрации резной позолоченной иконостасной рамы в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря

Резная позолоченная иконостасная рама в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря выдержана в переходных формах от барокко к классицизму2, она состоит из местного, праздничного, деисусного и праотеческого рядов и завершается распятием с предстоящими. Работы по консервации позолоты и левкаса на резьбе иконостаса проведены в октябре-ноябре 2012 года художниками-реставраторами научно-реставрационной мастерской «Фреска» (Великий Новгород) под руководством художника-реставратора Анисимовой Тамары Ивановны. Ранее никогда укрепление позолоты и левкаса иконостасной рамы не проводилось.

Вопрос о дате стоящего в настоящее время в соборе иконостаса остается спорным. Исследователь памятника О.В.Лелекова относит его к концу XVIII столетия1. Есть основания считать его гораздо более поздним, возникшим не ранее середины XIX века. На чертеже комплекса Успенского собора архитектора М.М.Праве 1830 года четко показан иконостас без выступающих колонн, т.е. старой тябловой конструкции. Побывавший в Кирилловом монастыре в 1840 году путешественник и знаток церковных древностей А.Н.Муравьев вспоминает: "Святые иконы в этом храме разставлены были во всех пяти ярусах как бы на полках, без всякой резьбы или колонн между ними, как это и в св. Софии Новгородской и в Лавре Сергиевой..."3, т.е. тоже описывает иконостас тябловой конструкции.

В основном резьба на иконостасе низкого рельефа, но плотно насыщенна мелкими орнаментальными деталями. На памятнике применено полиментное и клеевое золочение. Консоли праздничного ряда, киот, калевки выполнены полиментным способом, а весь остальной объем – клеевым. Грунт на резьбе иконостаса тонкий 0,5-2 мм. Его толщина зависит от способа золочения - под клеевым золочением грунт более тонкий, под полиментным - более толстый.

По причине того, что собор не отапливался на протяжении всего периода его существования и существования проблем с подсосом грунтовых вод, иконостас был зафиксировали реставраторами в 2012 году в остро аварийном состоянии. Грунт с полиментным золочением отслаивался от основы большими пластинами, образуя различные вздутия. Под клеевым золочением грунт был испещрён кракелюром. На этих же участках происходило очень мелкое шелушение позолоты. Наблюдались места, где позолота вместе с частью грунта свернулась в трубочки. Имелись значительные утраты левкаса, осыпи грунта с позолотой наблюдаются повсеместно, но в основном на полиментном золочении4.

Поверхность рамы была покрыта слоем спрессовавшейся пыли, особенно в нижних рядах, отчего рельеф резьбы был почти сглажен. На позолоте по всей площади иконостаса наблюдались очаги белой плесени, черная плесень повсеместно просматривалась на древесине под отстающим от основы грунтом с позолотой. 4

Реставрационные работы начались с удаления слоев мусора и пыли с конструкций иконостаса, с древних тябел, со связей, с кладки столбов (где нет живописи), лесов. Для этой работы использовался промышленный пылесос.

После удаления загрязнений реставраторы обработали иконостас от плесени дезинфицирующим раствором. Раствор наносился при помощи пульверизатора, но только на те участки, где позволяло состояние грунта с позолотой. Состояние грунта на отдельных участках иконостаса было столь аварийным, что грунт с позолотой осыпался просто от движения воздуха, поэтому необходимо было избегать излишнего намокания грунта и возможного его обрушения с резьбы. После проведения первичного укрепления и удаления основных загрязнений выполнялось повторное антисептирование позолоченной резьбы. После антисептирования реставраторы провели укрепление позолоты мездровым клеем. Чешуйки грунта и позолоты укладывались на место при помощи ватного тампона, обернутого в полиэтилен или фторопластовым шпателем.

По прошествии времени после проведенных реставрационных процессов: дезинфекции, укрепления грунта и позолоты, удаления загрязнений и повторной дезинфекции, просматривалось состояние грунта на позолоте и проводилось дополнительное укрепление. В процессе работ проводилась подборка фрагментов грунта, осыпавшихся с резьбы, которые устанавливались на место и подклеивались к основе. Фрагменты резного декора, обнаруженные на карнизах иконостаса после работ по укреплению грунта с позолотой, дезинфекции и удалению загрязнений подбирались, склеивались и устанавливались на место. По возможности склеивались разломанные фрагменты резьбы, особенно много склеек выполнено на праотеческом ряду на верхних обрамлениях-кокошниках.

После проведения реставрационных работ иконостас выведен из аварийного состояния, но требует дальнейшего наблюдения. Т.к. деревянная основа рамы продолжает просыхать, вследствие постепенного налаживания температурного режима в храме, возможно через несколько лет понадобится повторное укрепление и дезинфекция памятника. Необходимо отметить, что консервация проведена очень своевременно, в период перехода от неотапливаемого режима к отапливаемому. Особенно следует отметить, что благодаря методике, разработанной известным реставратором из Новгорода Т.И.Анисимовой, удалось сохранить всю старинную позолоту, новое золочение не применялось.

[1] Кирилло-Белозерский монастырь / автор И.А.Кочетков, О.В.Лелекова, С.С.Подъяпольский. – Л.: «Художник РСФСР» 1979. С. 162.

[2] Путеводитель по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей / автор С. С. Подъяпольский, - Северо-Западное книжное издательство, 1966. – С.45

[3] «Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство об основании и строениях монастыря /автор Н. Никольский, - СПБ: Т.1, Вып.I, 1897. – С.177

[4] Отчет о реставрации резной позолоченной иконостасной рамы / автор Т.А.Анисимова, - архив Кирилло-Белозерского музея-заповедника