поиск статьи


О новом выставочном проекте "Келья монаха"

Лупушор Людмила Александровна

О новом выставочном проекте "Келья монаха"

Хотелось бы Вас ознакомить с проектом расширения одной из экспозиций в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.

Наименование этого проекта «Келья монаха». Его целевая аудитория одиночные туристы, семьи, небольшие организованные группы туристов; организованные группы детей школьного и дошкольного возраста, паломники, что составляет около 100 – 150 тысяч посетителей музея в год.

Жизнь монаха – очень закрытая и, в то же время, очень интересная тема.

Почему человек уходит от мира и начинает жить аскетичной, уединенной жизнью, о чем размышляет, как борется с искушениями. И что такое, эти искушения. Какие бывают наказания за провинности, и как человек усмиряет плоть. Что такое вериги, власяница? Что такое епитимия?

Из каких занятий состоит день монаха. Как устроен его быт. Какая у него одежда. Сколько времени в жизни монаха занимает молитва. Где должна находиться икона, и какие именно молитвы и когда произносятся.

С какими трудностями он встречается и как решает проблемы. Что принадлежит ему лично и может ли он себя реализовать как личность.

Бывают ли монахи великими учеными, писателями, путешественниками? Оказывал ли кто-нибудь из монахов Кирилло-Белозерского монастыря влияние на историю России, мира? Кто советовался с монахами, кого могли приютить в монастыре. Зачем Иван Грозный три раза посещал обитель?

Что монах ест в пост и в праздники. Что такое трапезная, поварня. А кто готовит, убирает, стирает?

Какая существует иерархия в монастыре и существует ли распределение обязанностей среди братии. Кто такие послушники, трудники, старцы, схимники. Есть ли разница между игуменом и настоятелем. Кто такой келарь?

Экспозиция задумана, как некое зрительное, слуховое, тактильное интерактивное действие. Хотя, можно и просто наблюдать, рассматривать, слушать. Можно изучить вблизи любой предмет, имеющий отношение к теме, вызвав одним кликом его 3D модель. Можно полистать книгу на экране и вдруг УСЛЫШАТЬ жалобы и страдания, записанные тайнописью на полях и увидеть, как выделяются соответствующие знаки на древних листах.

Используя помещения настоящих келий XVII века Кирилло-Белозерского монастыря, аутентичные экспонаты и реальные истории из жизни монахов, происшествия, описанные в летописях Кириллова монастыря и в житии самого Кирилла Белозерского, постараемся ответить в интересной и увлекательной форме на вопросы, возникающие у ребенка и у взрослого человека преступившего порог монашеской обители. Попробуем создать впечатление чуда перемещения в XVII век. Скажем, при входе в сени, в окно уже виден двор монастыря XVII века, а не то, откуда мы только что вошли.

Современная форма подачи материала - это и аудио, и видео ряд, это 3D технологии, это возможность задавать вопросы виртуальным персонажам, живущим во вполне реальных и исторических интерьерах – дает нам возможность сотворить это чудо, заинтересовать искушенных зрителей нашего времени.

Место для экспозиции – секция корпуса монашеских келий Кирилло-Белозерского монастыря. Общий вход в сени, две кельи по сторонам и проход в коридор, откуда можно попасть в два внутренних дворика и в 5 других келий. Можно получить цельный, очень интересный экспозиционный блок. Сейчас лишь одна передняя келья, коридор и световой дворик задействованы под экспозицию, остальное – административно-хозяйственные помещения: что очень неудобно и посетителям и работникам музея.

Тема монашества очень интересует посетителей музея. Именно поэтому имеет смысл ее расширить и подать в более интересном, современном и увлекательном виде. С использованием исторических бытовых вещей, икон и посуды из фондов музея следует восстановить интерьеры XVII века. Показать различные судьбы и характеры, опираясь на реальную историю о живших когда-то монахах-иконописцах, переписчиках книг и т.д. Рассказать о келейной жизни, об уставе монастыря, основу которого составили строгие правила общежития, предписанные самим Кириллом Белозерским - великого старца, решившегося в 60 лет покинуть московский Симонов монастырь и поселиться в землянке на берегу Сиверского озера.

В келью, в которой размещается сейчас экспозиция, можно будет лишь заглянуть, как бы подглядеть из XXI века будни и быт монашеской жизни и увидеть проходящего по келье монаха, который молится (слышна молитва), зажигает лучину (загорается и потрескивает огонь), садится за переписку книги.

Во вторую переднюю келью можно зайти, посмотреть и даже принять участие в двух интереснейших занятиях: книгописании и иконописи.

Показать на мониторе процесс приготовления бумаги, написания и переплета книг. Дать возможность посетителям написать молитву или письмо пером по бумаге, а также, набрать текст на интерактивном столе, выбрав почерк конкретного писца, скажем, XV века, украсить его заставкой и буквицами, и получить на память рукописный лист.

В другой половине кельи представлен процесс иконописи, начиная от приготовления доски, наклейки паволоки и нанесения левкаса. Все этапы можно показать на экспонатах и на экране. На интерактивном столе можно поработать и самому: получив на полях подсказки и примеры с объяснениями, выбрать иконографию той или иной иконы, нанести краски (поэтапно, как положено), далее позолотить нужные места. Можно украсить икону пластинками басмы. Изображение можно также получить на память.

Все мониторы и другие мультимедийные средства стилизованы под мебель XVII века, чтобы не разрушать интерьеры исторических помещений.

После посещения двух передних келий посетитель проходит дальше, через арочный проем и слева от него открывается высокая и глубокая ниша – разобранная когда-то внутристенная лестница. Создав иллюзию восстановленной лестницы, уходящей на второй этаж, можно в этом месте экспозиции дать разговор двух монахов, «доносящегося» со второго этажа о том, что в монастырь вчера привезли замученного и полуживого… (еще одну интересную историю, известную из летописей). Во внутреннем световом дворике, откуда топилась печка, лежат дрова и много других вещей, которые могли находиться тут: огниво, лучина для растопки, лампа для освещения, кадка с водой... Кроме этого, подняв вверх глаза можно увидеть летящие по голубому небу облака, или, соответственно погоде, грозовые тучи с раскатами грома и обрушившимся ливнем, а если это зима, тихий, падающий хлопьями снег. Можно заглянуть в огромную печь, где пылает жаркий огонь и слышен треск поленьев. Кто знает, что может привидеться в языках пламени... Можно поговорить об искушениях и о бесах, об усмирении плоти и веригах. Можно заглянуть в давешнюю келью через окно из внутреннего дворика, и увидеть того же монаха за келейными занятиями.

В ряду помещений вдоль коридора есть келья схимника, принявшего схиму молчания. Сюда можно лишь заглянуть с порога и рассмотреть в зыбком свете лучины саму фигуру в черных одеждах, испещренных белыми письменами и строгую обстановку кельи. В соседнюю келью можно зайти и сесть на лавку, напротив мудрого старца и расспросить его про схимника, про других монахов, нашедших тут приют, про устав монастырский, про Кирилла и его учеников. Можно задать ему вопрос о вере православной. Спокойно и рассудительно он ответит на ваши вопросы (современная техника может позволить провести этот разговор с виртуальным персонажем, в ответах которого – знания и верования XVII века).

Дальше по коридору – «закрытая много лет» дверь, в которой проделано окошечко, где стоит кружка с водой и плошка с кашей – келья монаха, наложившего на себя епитимию одиночества.

Можно увидеть и ретираду (туалет) того времени. Такая бытовая деталь всегда интересна посетителям.

Второй внутренний дворик посвящен хозяйственной жизни монастыря, еде и связанных с ней обрядов. Это большая и интересная тема, которую можно представить и экспонатами из фондов музея и аудио и видеорядом.

Каждое помещение в этом экспозиционном блоке самостоятельно и может быть осмотрено в любом порядке. Экспозиция рассчитана на посетителей, которые сами выбирают свой маршрут в зависимости от своих интересов. Объем информации должен намного превосходить возможности посетителя ее воспринять. Таким образом, у каждого остаются свои впечатления, и, надеемся, желание вернуться и еще что-нибудь узнать.

При строительстве экспозиции о монашеской жизни надо иметь в виду продолжение этой темы в других экспозициях и на территории монастыря. К примеру, рассказ о Кирилле Белозерском будет начинаться, возможно, около землянки и молельного креста Кирилла. Продолжаться в келье, а затем в залах исторической экспозиции, где представлены личные вещи святого старца, и заканчиваться в церкви, возведенной над его могилой. То же можно сказать и о славных судьбах князей Воротынских, захороненных в церкви Владимира, о которых мы будем рассказывать и в исторической экспозиции, и в археологической. Таким образом, «Келья монаха» может быть и частью тематической экскурсии по монастырю и самостоятельным блоком.

В настоящее время подана заявка на реализацию этого проекта в Министерство культуры. Однако, если наша заявка не пройдет, попробуем реализовать ее сами.