поиск статьи


Крест-тельник ХVI-ХVII вв.

Веселова Светлана Сергеевна

Крест-тельник ХVI-ХVII вв.

На протяжении многих веков крест был и остается главным символом христианства. На Руси он занимал особое место в жизни людей. Крест постоянно носили на себе, им благословляли, с нательным крестом хоронили. Кресты различаются по типам и назначению. Известны поклонные, чаще всего каменные и деревянные, стоявшие на развилках дорог, в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные; кресты напрестольные, предназначенные для церковных служб; наперсные (или нагрудные), которые носились на цепи, поверх одежды. Самой же многочисленной группой являются кресты нательные (или тельники). На каждого новокрещенного накладывался крест, предназначенный для ношения на груди под одеждой. Кресты-тельники изготавливали из самых разнообразных материалов: металла, камня, кости, янтаря. Самыми распространенными были металлические, так как являлись более прочными, долговечными и красивыми. Кресты-тельники могли быть золотыми, серебряными, медными. Реже, встречались каменные, костяные, деревянные.

В 1971 году в ходе исследований археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР под руководством д.и.н. А.Н. Кирпичникова на территории Кирилло-Белозерского монастыря среди воинских вещей – бердышей, замков, деталей оружия был найден четырехконечный крест ХVI-ХVII вв. Многие предметы этого времени не менее интересны и загадочны, чем находки Х-ХIII вв. Это небольшой крестик, размером 5,4х3,3х0,6 см. Он вырезан из слоновой кости или бивня мамонта. Изделия из кости и рога имели довольно широкое распространение, так как были просты в обработке благодаря своим свойствам. Крест с четырьмя прямоугольными лопастями, односторонний с декоративным рельефным орнаментом. На лицевой стороне, в центре, изображение восьмиконечного креста на горе Голгофе. В средокрестии - терновый венец в виде простого круга. Справа от креста изображение трости. По сторонам - набор надписей (обозначений). Своеобразной чертой позднесредневековых нательных крестов в православии является обилие надписей, сопровождающих элементы иконографии Голгофы. На горизонтальной перекладине справа и слева буквы в три строки: «КЛ» «КАПР», ниже «ОП» «ОС», «НЕ» Х ТЬ». В нижней части вертикальной перекладины – «МЛРБ», («Место лобное рай бысть»), «ГГ» - гора Голгофа или «ГА» - голова Адама, ниже «А» «ХС». Это могут быть монограммы Христа, обозначения орудий страстей и аббревиатуры, связанные с сюжетом Распятия, тексты или надписи молитв. По периметру проходит невысокий бортик. Оборотная сторона гладкая. Крест имеет утраты – верхний луч сломан. В 2012 году крест был реставрирован в Вологодском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, С.Г. Буршневой, художником-реставратором высшей категории.

В коллекциях Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится множество предметов благочестия, но данный крест привлекает особенно внимание. Археологические находки из кости немногочисленны, вероятно, вследствие плохой сохранности в почве. Это довольно редкая и уникальная находка подобного типа.


Лицевая сторона

Оборотная сторона

Литература:

  1. Археология севернорусской деревни X-XIII веков. Средневековые поселения и могильники на Кубенском озере.Т. 2: Материальная культура и хронология / ред. Н.А. Макаров. – М., 2008.
  2. Гнутова С. «Крест святой, надежда искупления моего…» // Творчесво. – 1990. – №12. – С. 24-27.
  3. Колпакова Ю. Псковские нательные кресты с надписями ХIV-ХVIII вв. (предварительные итоги наблюдений) / Ю. Колпакова, Л.Я. Костючук. – Режим доступа: http://pskgu.ru/projects/pgu/storage/wg6110/wgpgpu13/wgpgpu_13_18.pdf
  4. Археология СССР: свод археологических источников. Вып. Е1-49: Произведения русского прикладного искусства с надписями ХV-первой четверти ХVI в. / Т.В. Николаева; под общ. ред. Б.А.Рыбакова. – М.: Наука, 1971.