поиск статьи


Реставрационные работы в церкви преподобного Мартиниана. 1913 – 2013

Шелкова Елена Николаевна

Реставрационные работы в церкви преподобного Мартиниана. 1913 – 2013

Осенний сезон – традиционное время завершения реставрационных работ на памятниках архитектуры. В этом году КБИАХМЗ впервые осуществлял часть этих работ по лицензии и специальному разрешению Министерства культуры самостоятельно под авторским архитектурным надзором. Среди них работы в церкви преподобного Мартиниана, связанные с 500-летием обретения мощей преподобного Мартиниана и подготовкой древнего памятника к приезду Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Музей готовится к этому событию с особыми надеждами. Проведена побелка шатра и стен внутри церкви, покраска полов, установлены новые витрины для безопасного экспонирования икон. Привезена новая рака – частичная копия раки ХVII века, ведутся реставрационные работы на иконостасе ХIХ века. 19 октября в церкви преподобного Мартиниана будет совершено Всенощное бдение, 20-го – Божественная литургия. В эти же дни состоятся традиционные Ферапонтовские чтения – конференция просветительного направления, как и деятельность книжника Мартиниана.

Ферапонтов монастырь до этого дважды посещали Святейшие патриархи. Правда, Никон ни разу не был здесь в официальном сане. Патриарх Алексий II, бывший в Ферапонтово 11 лет назад, произвел неизгладимое впечатление своей проницательностью, доступностью и исходящей от него добротой и любовью. Он благословил сотрудников музея на дальнейшее хранение неповторимой богодухновенной живописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы и оставил запись в книге почетных посетителей: «С большим душевным волнением, мы посетили Ферапонтов монастырь и осмотрели фрески Дионисия Мудрого в соборе Рождества Пресвятыя Богородицы в год 490 летия их создания. Божие благословение на труды работников музея – хранителей Ферапонтова монастыря и реставраторов, которые стремятся передать грядущим поколениям шедевры русской иконописи. Посещение этой святыни земли русской оставило на нас глубокое впечатление и мы благодарим Бога за эту возможность. + Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. 15 августа 1992 г.»

Примечательно, что и сто лет назад монастырь ожидал высоких гостей. Это было время женской обители. Ферапонтов мужской монастырь, ведший древние монашеские традиции с конца ХIV века, был упразднен в 1798 году за бедностью. В декабре 1903 года стараниями игумении Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря Таисии (Солоповой) было получено разрешение на открытие здесь женского монастыря. Труды матушки по возобновлению богослужений и обустройству жизни монахинь стали причиной исследований монастырских строений сотрудником Императорской археологической комиссии, академиком Петром Петровичем Покрышкиным. Данная им высокая оценка подлинной древности монастырских зданий и разработанный проект[1] реставрации впоследствии послужили сохранению старинного архитектурного ансамбля.

По смете П.П. Покрышкина на все восстановительные работы в монастыре нужно было 50 тысяч рублей, а на первоначальный ремонт в церкви Мартиниана требовалось всего 5 тысяч с дополнительным указанием архитектора, что «весьма желательно произвести ремонт фундаментов, цоколей и крыш во всех зданиях одновременно» [2].

Чуть позже матушка Таисия докладывала в записке, предназначенной для представления императору Николаю II: «Храмы, переданные причтом монастырю, слишком ветхи. Всех храмов 4[3], но 2 из них грозит разрушение, почему в них совершать богослужение невозможно; совершаются же таковые лишь в одном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы … Церковь Преподобного Мартиниана треснула по двум взаимно-перпендикулярным направлениям, цоколя её слабы, юго-восточный угол откололся и грозит отпадением; алтарь очень слаб. Полы ветхи, покосились в сторону Раки Преподобного»[4].

В 1912 году после проведения Всероссийских тарелочного и кружечного сборов и частных пожертвований на всех постройках монастыря, в т.ч. и на церкви Мартиниана, развернулись широкомасштабные восстановительные ремонтные работы. Работы велись под контролем Комитета по восстановлению Ферапонтова Белозерского монастыря, созданного ещё в январе 1912 года. Инициатива по созданию Комитета вероятнее всего принадлежала архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому), известному своей просвещенной деятельностью по сохранению древнерусского церковного наследия. В апреле 1912 года им был утвержден Устав Комитета, где указывалось, что Комитет осуществляет «ремонтные и реставрационные работы по предварительному соглашению … с Императорской Археологической Комиссией». Председателем Комитета был выбран князь Алексей Васильевич Оболенский. В состав также вошли хорошо знавшие условия существования древних памятников общественные деятели: князь С.В. Оболенский, княгиня О.А. Оболенская, граф П.С. Шереметев, член Государственного Совета граф Д.А. Олсуфьев, академик архитектуры А.В. Щусев, автор исследования фресок Дионисия В.Т. Георгиевский, исследователи и исполнители архитектурных работ П.П. Покрышкин, К.К. Романов, А.Г. Вальтер, автор первой истории Ферапонтова монастыря И.И. Бриллиантов.

В церкви Мартиниана в год 400-летия обретения мощей преподобного планировалось: «а) сделать черный бетонный пол и настлать по лагам деревянный пол, б) потолок поднять, не затрагивая сохранившихся на южной стене паперти каких-либо деталей; в) двери с южной стороны и окно над ними открыть, а два окна по сторонам заделать; г) крышу на церкви сделать из осинового дерева по образцу существующей; д) в барабане над шатром открыть окно; е) главу переделать, придав ей вид луковицы; ж) кровлю над западной папертью (пристройкой) и над алтарем покрыть железом, оставив её в прежней форме; з) потолок паперти сделать плоским, несгораемым и по-возможности поднять[5].

В «Отчете о деятельности Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины за 1913 год»[6] сообщается, что для проведения работ в Ферапонтово был приглашен архитектор Аркадий Германович Вальтер, перед которым в первую очередь была поставлена задача укрепления фундаментов всех монастырских построек, после чего необходимо было провести планировку («выемку земли до первоначального уровня») прилегающей территории. Работы начались 11 мая[7]. Поскольку, накануне причиной разрушения зданий была признана недостаточная глубина фундаментов, новые фундаменты из «околотой булыги на цементном растворе» были заглублены на 0,85 ‒ 1,25 саженей. Для защиты стен от брызг был сделан цоколь из тесанного гранита. За сезон 1913 года удалось отремонтировать фундаменты собора Рождества Богородицы и церкви Мартиниана, в т.ч. и её алтарной апсиды.

Все остальные запланированные в церкви преподобного работы были перенесены на следующий год[8], когда удалось сделать новый потолок и покрыть трапезную железом[9]. Императорская археологическая комиссия не согласилась на изменения формы «нижних пролетов» церкви, решение по которым принималось на двух «особых реставрационных заседаниях 27 марта и 17 апреля с участием представителей от Императорской Академии Художеств, Святейшего Синода и Министерства Внутренних Дел»[10].

В 1915 году были раскрыты окна в барабане, исправлена кирпичная кладка шатра, после чего шатер покрыли тесом. Внутри церкви проведена побелка, сделаны новые оконные заполнения и деревянные проолифленные полы, перекрашен и частично позолочен иконостас[11]. Невыполненными остались планы по раскрытию южного портала церкви с закладкой окон по его сторонам[12] и изменению формы главы.

В отчетах нет упоминаний о каких-либо работах на месте захоронения прп. Мартиниана, поскольку своды над мощами были возобновлены в 1910 году с заменой сгнившего пола над ними.

Видимо, о ведении этих работ не была извещена Императорская археологическая комиссия, в связи с чем граф Алексей Алексеевич Бобринский 2 октября 1910 года отправляет новгородскому губернатору телеграмму[13]: «Императорская Археологическая комиссия покорнейше просит просвещенного содействия немедленному прекращению ремонта церквей Ферапонтова монастыря впредь до представление комиссии проекта реставрации». На что губернатор переадресует просьбу о скорейшей приостановке работ архиепископу Новгородскому и Старорусскому Гурию (Охотин) с просьбой передать это распоряжение в Ферапонтово телеграфом. В ответ временно управляющий Новгородской епархией епископ Тихвинский Андроник отвечает губернатору, что в никаких работ в храмах монастыря не ведется, и только с разрешения новгородского епархиального начальства над мощами преподобного Мартиниана заведены новые металлические балки взамен сгнивших. Немного позднее игумения Серафима (Сулимова) объясняла в письме К.К. Романову, что при переборке пола «ничего не изменено, только старый сруб внутри вынут, т.к. он оказался весь сгнивший … Внутри сделаны своды и на них наложен в прежнем виде новый пол»[14]. Продолжением этих работ позднее явилось устройство нового пола во всей церкви. В 1998 году по благословлению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина) при замене пола и понижении места расположения раки фрагмент старого настила под ней с надписью «Возобновлены своды под ракою Преподобнаго Мартиниана 1910 года августа 29-го дня при игумении Серафиме» был разобран и передан на хранение в фонды музея.

Незавершенность реставрационных работ в 1913 году не явилась препятствием юбилейному празднованию обретения мощей преподобного Мартиниана. Почетными посетителями монастыря в этот год были архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений, епископ Измаильский Неофит (Следников), новгородский губернатор М.В. Иславин, товарищ прокурора В.В. Шликевич, действительный статский советник Н.Г. Серповский, князья А.В. и С.В. Оболенские, княжна О.А. Оболенская, графы М.А. и Ю.А. Олсуфьевы, графиня С.В. Олсуфьева, профессора Санкт-Петербургского университета А.И. Яцимирский и Санкт-Петербургской Духовной академии А.И. Бриллиантов, художники Е.И. Брягин, Д.С. Стеллецкий и другие. Праздничную литургию 7 (20 октября) отслужил епископ Кирилловский Иоаникий (Дьячков) в сослужении 12 иереев при большом стечении народа, монашествующих и клира, о чем он оставил запись в книге почетных посетителей Ферапонтова монастыря[15].

В год 400-летия обретения мощей преподобного Мартиниана церковь, освященная в его честь, и ферапонтовская женская обитель только начинала восстанавливаться. Юбилей придал дополнительную известность Ферапонтову монастырю. 3 августа 1913 года матушка Таисия с 19 сестрами была на приеме в императорской семье. Настоятельница читала стихи собственного сочинения по случаю поднесения вышитого монахинями стяга-знамени. Во время приема речь могла идти и о проблемах восстановления Ферапонтова монастыря.

13 апреля 1914 года по инициативе архиепископа Арсения с разрешения Синода был проведен новый Всероссийский кружечный сбор. В это же время в Государственной Думе рассматривался вопрос об ассигновании 35 тысяч рублей на реставрацию монастыря. 19 февраля на заседании Думы «Законопроект об отпуске из казны средств на обновление Ферапонтова женского монастыря» был признан желательным, и передан на рассмотрение бюджетной комиссии, где тоже получил положительные отзывы. 26 июня «Закон об отпуске 35 тысяч рублей на восстановление Ферапонтова женского монастыря», одобренный Государственной Думой и Государственным Советом, был утвержден Николаем II[16].

Новые поступления денежных средств позволили продолжить масштабные реставрационные работы, обеспечившие условия для сохранения ферапонтовских памятников. Эти документальные свидетельства начала ХХ века раскрывают пример взаимодействия церковных и светских властей на поприще сохранения древних святынь русской православной культуры.

Богослужения в ц. Мартиниана, прекращенные в 1929 году[17], вновь возобновлены с 1991 года[18], когда ферапонтовской православной общине музеем были переданы в аренду надвратные церкви и достигнута договоренность о праздничных богослужениях у мощей преподобного.

Е.Н. Шелкова, хранитель церкви Мартиниана.



[1] Справка о церкви преп. Мартиниана написана П.П. Покрышкиным, чертежи выполнены студентов Императорской Академией Художеств М.Е. Сунцовым.

[2] Сарабьянов В.Д. История архитектурных и художественных памятников Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник, II. М., 1988, С. 18.

[3] Собор Рождества Пресвятой Богородицы, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь преподобного Мартиниана и церковь Богоявления с приделом преподобного Ферапонта.

[4] ЦГАДА, Ф. 1287 (Шереметевых), Оп. 1, Ед.хр. 4258, Лл. 18-21: «Памятная записка о состоянии Богородице Рождественского Ферапонтова монастыря во второй период его восстановления с начала 1904г. до начала 1910 г.». Тексты публикуемых документов любезно предоставлены музею В.Д. Сарабьяновым.

[5] ЦГИА, Ф. 1107, Оп. 1, Ед. хр. 47, Л. 30-31.

[6] Отчет о деятельности Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины за 1913 год. Пг., 1914, С. 21.

[7] ЦГАДА, Ф. 1441, Оп. 3, Д. 2569, Лл. 13 об.-14.

[8] ЦГИА, Ф. 1107, Оп.1, Ед. хр. 47, Л. 33.

[9] Отчет о деятельности Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины за 1914 и 1915 гг. Пг., 1916, С. 21.

[10] ЦГИА, Ф 1107, Оп. 1, Ед.хр. 47, Л. 29.

[11] Там же, с. 22.

[12] Работы осуществлены в 1998 году в связи с 600-летием основания Ферапонтова монастыря.

[13] Сарабьянов В.Д. Указ. соч., С. 82.

[14] Архив ЛОИА, Ф. 29, Д.1147, Лл. 3об.-4.

[15] Вздорнов Г.И. Книги посещений Ферапонтова монастыря. 1911 – 1969. М., 2011., С. 25.

[16] Сарабьянов В.Д. Указ. соч., С. 20.

[17] Сарабьянов В.Д. Указ. соч., С. 22.

[18] Дневник наблюдений за температурно-влажностным режимом церкви Мартиниана. 1987-1991 гг.