поиск статьи


Семинар по менеджменту в культуре в Вологде.

Теребова Людмила Владимировна

Семинар по менеджменту в культуре в Вологде.

В ноябре 2013 года работники сферы культуры Вологодской области приняли участие в семинарах по культурному менеджменту, которые прошли в Вологде и Череповце в рамках образовательной программы «Культурный Upgrade». Организаторами программы выступил Британский совет при поддержке компании «Северсталь». Британский Совет работает в России уже почти 20 лет, развивая двусторонние отношения между Россией и Великобританией и способствуя культурному обмену между нашими странами, занимается проектами в сфере искусства, образования, английского языка и сотрудничает с российскими и британскими партнерами по разработке тренинговых программ и организации культурных мероприятий.

Применение цифровых технологий, работа с целевой аудиторией, фандрайзинг, предпринимательство – задачи, которые встали перед менеджерами сферы культуры и решение которых требует новых знаний, навыков и опыта. Семинары программы «Культурный Upgrade» нацелены на ликвидацию пробелов в этой сфере деятельности учреждений культуры. Основные цели программы – создание условий для сотрудничества и профессионального общения между работниками сферы культуры, развитие кадрового потенциала регионов, внедрение передовых технологий управления в культурном секторе. К проведению семинаров также привлечены российские эксперты в области культурного менеджмента, которые освещают вопросы, рассматриваемые на семинарах с учетом российских реалий.

Программа проекта включает в себя серию образовательных семинаров для специалистов сферы культуры Вологодской и Мурманской областей, республик Карелия и Коми. Весной 2013 года в Северо-Западном регионе России было проведено культурное картирование, в результате которого были выявлены ключевые организации сферы культуры и искусства, партнеры программы, определены конкретные потребности и направления развития профессионального культурного сообщества. На основании полученной информации британскими экспертами в области культурного менеджмента и творческих индустрий была подготовлена программа обучающих семинаров для российских менеджеров в сфере культуры. В ходе первого этапа разработки проекта дирекция Кирилло-Белозерского музея-заповедника получила от Департамента культуры Вологодской области предложение об участии сотрудников в семинаре. Непосредственное проведение семинаров – это уже второй этап проекта.

В Вологодской области семинары прошли в Череповце и в Вологде. Среди участников семинаров — представители дворцов культуры, городских парков и театров, галерей, библиотек, кинотеатров, музеев, филармонии, культурной предпринимательской среды, администрации. Сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника Л.В. Теребова, О.В. Силина и Я.В. Шемякова побывали на семинаре в областной столице, который состоялся 7-8 ноября в Юго-Западной башне Вологодского Кремля. Провёл семинар директор международной организации NFA International Arts and Culture Роджер Маккэн, предоставляющей консалтинг в области международного культурного сотрудничества, преподаватель, эксперт в области международного культурного сотрудничества, с опытом проведения семинаров в странах Азии и СНГ.

В ходе занятия рассматривались вопросы управления культурными организациями и функции менеджера культуры, развития аудитории и маркетинга в сфере культуры, планирования, продюсирования (фестивали, крупные мероприятия) и развития проектов в сфере культуры, предпринимательства и развития новых продуктов и услуг, финансового планирования и фандрайзинга, фестивального и событийного менеджмента.

Занятия первого дня целиком были посвящены организации фестивалей, а также методам работы со стейкхолдерами (заинтересованными сторонами в финансовых и иных результатах деятельности какого-либо проекта). Роджер Маккэнн рассказал истории зарождения, становления и развития многих ныне крупных фестивалей в Англии, среди них крупнейший в мире Эдинбургский фестиваль искусств, музыкальный фестиваль Latitude. Во второй день Роджер Маккэн попытался ответить на волнующий всех участников вопрос: «Где брать деньги?», рассказав об основных источниках финансирования: заработанном доходе, государственных субсидиях, спонсорстве. Роджер дал рекомендации по составлению спонсорского пакета, по работе с потенциальными благотворителями, объяснил механизм работы благотворительных фондов.

Занятия проходили в форме лекции с элементами презентаций и тренингов. В ходе занятий участники семинара были объединены в небольшие группы по 5-6 человек и участники каждой группы совместно разрабатывали концепцию фестиваля, возможного к проведению в регионе, пытались выбрать наиболее эффективную для данного мероприятия рекламу, определить кто из потенциальных спонсоров мог бы заинтересоваться именно этим фестивалем, а, следовательно, и предложить финансовую поддержку данному проекту. По завершении представления проектов участниками семинара, Роджер Маккэн оценил итоги работы, отметил, что все проекты, созданные в рамках обсуждения, могут быть реализованы. Британский специалист также сказал, что важным ресурсом для этого должно стать сотрудничество людей разных сфер культуры: «Вы объединились в группы по случайному принципу и смогли создать хорошие проекты. В дальнейшем вы тоже можете работать вместе – это даст совершенно другие результаты, чем те, которые есть у вас сейчас».

В ходе обсуждения проектов участники так же поделились опытом своей работы в организации мероприятий. И участникам, и организаторам семинара был очень интересен опыт музея «Семёнково» в организации празднования Масленницы, выпечки блина-великана и организации спонсорской поддержки этого мероприятия, которым поделилась заведующая музеем «Семёнково» Н.О. Киршина. Менеджер по связям с общественностью, руководитель по организации концертов Вологодского областного музыкального колледжа Наталья Суровцева рассказала об организации концерта духовой музыки, посвящённого памяти одного из преподавателей учебного заведения. Благодаря продуманному отбору участников концерта, на мероприятие удалось привлечь самую различную публику, в результате чего в зале был аншлаг. Роджер Маккэнн высоко оценил опыт работы вологжан, а со своей стороны, рассматривая опыт работы музыкального колледжа, порекомендовал выносить подобные мероприятия из концертных залов на городские площади, привлекая, таким образом, к концертам внимание ещё более широких слоёв населения.

Многие участникам семинара, имеющие опыт в сфере организации крупных массовых мероприятий, анализируя свои успехи, просчёты и знания, приобретённые на семинаре, смогли отметить ошибки в собственной работе и способы их исправления в дальнейшем.

В завершении семинара специалист по связям с общественностью Московской высшей школы социальных и экономических наук Ольга Лукинова представила презентацию, познакомившую слушателей с наиболее эффективными инструменты работы с аудиторией в социальных сетях и стратегии работы организаций культуры в социальных медиа. Ольга Лукинова рассказала о преимуществах определенных социальных сетей, на основе статистических данных представила портрет пользователя «Facebook», «Вконтакте», «Twitter», «Livejournal» и предложила методы привлечения аудитории в паблики учреждений культуры, отметив, что на основании последних исследований Россия признана самым активным пользователем социальных сетей, а значит размещение информации о мероприятиях в социальных сетях – один из наиболее действенных способов продвижения этих мероприятий.

И участники, и организаторы семинара признали проект «Культурный Upgrade» интересным и полезным. Работникам сферы культуры Вологодской области занятия позволили систематизировать уже имеющиеся знания и приобрести недостающие. В одном из интервью Роджер Маккэнн отметил, что его работа в России только начинается, но ощущение, что его знания могут пригодиться здесь, уже появилось. Посетив семинары можно полностью согласиться с этими словами, так же как и с мнением куратора программы «Культурный Upgrade» в компании «Северсталь» Ольги Мироновой: «рецепты культурного менеджмента, о которых рассказывалось в презентациях и на лекции, хотя и требуют некоторой адаптации, вполне применимы в условиях российской глубинки».


Зав. научного отдела Л.В. Теребова


При подготовке статьи были использованы материалы сайтов:

http://www.35media.ru/articles/2013/11/11/nauchili-ku

http://cultinfo.ru/home2/6803/15.htm

http://www.britishcouncil.ru