поиск статьи


Мэтры и ученики в реставрации.



Мэтры и ученики в реставрации.

Музеям Вологодской области очень повезло, что рядом, в областном центре находится филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Игоря Эммануиловича Грабаря. В Вологодском филиале работают опытные, квалифицированные мастера, но, что самое главное, рядом с ними учатся, постигают азы реставрационного дела и делают первые шаги молодые реставраторы.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник много лет сотрудничает с филиалом, и знает- здесь никогда не откажут в помощи. Если необходимо помогут обследовать коллекции, выявить музейные предметы, которые в первую очередь нуждаются в реставрации, окажут помощь «заболевшим» экспонатам на выставках, примут на реставрацию любые, нуждающиеся в проведении консервационно-реставрационных работ вещи.

Сотрудники музея с гордостью показывают на экскурсиях коллекцию медного литья, царские врата 1645 года и выносной крест 1646 года из Успенского собора, нарядное кружевное паникадило из Ильинской церкви отреставрированные Смирновой Натальей Васильевной, художником-реставратором, заведующей филиалом. Кроме этих крупных проектов, значительное количество экспонатов с содержанием драгоценных металлов, представленных в экспозициях музея, оклады книг, подсвечники, литургические сосуды, клейма, оклады икон, это тоже работа Натальи Васильевны.

Тамара Петровна Рыбакова художник-реставратор темперной живописи первой категории, за последние три года, для музея провела реставрацию трех икон, необходимых для расширения экспозиции древнерусского искусства.

Очень важную и крайне необходимую работу по консервации и реставрации археологических коллекций музея проводит Светлана Георгиевна Буршнева-художник-реставратор археологического металла высшей категории.

В самом начале 2014 года музей получил из реставрации несколько предметов, реставрацию которых провели молодые специалисты. Хочется с большим одобрением отметить, что при обучении молодых специалистов, большое внимание в филиале уделяется оформлению реставрационной документации. Все паспорта выполнены на высоком профессиональном уровне. Замечательно и то, что начинают свою работу молодые реставраторы с изучения памятника и составления исторической справки, а заканчивают составлением реставрационного паспорта. Историческая справка всегда пригодится при заполнении в паспорте описания памятника.

Особо подробно в паспорте описывается состояние памятника, его лицевая и оборотная сторона, отмечаются все особенности сохранности. Затем изучается грунт и паволока, красочный слой, покровный слой и составляется заключение о состоянии памятника.

В паспорт входят выписки из решений реставрационного совета, который определяет реставрационное задание-программу проведения работ и её обоснование. Первым пунктом задания всегда стоит фотофиксация до, в процессе и после проведения работ.

Кроме этого реставраторы делают картограмму памятника, на которой разным цветом отмечены места утрат, разрушений дерева (трещины, выпады сучков и т.п.). Картограмма поможет в работе следующим реставраторам, если памятнику потребуется помощь.

Тамара Петровна Рыбакова художник-реставратор темперной живописи первой категории руководит работой нескольких молодых реставраторов. Свою первую работу, выполненную под её началом, икону «Архангел Гавриил» начала XVIII века, сдала в музей Татьяна Сергеевна Котова. Для Татьяны в фондах музея была отобрана достаточно сложная икона, которая требовала проведения всех необходимых для реставратора видов работы, начиная с обеспыливания и изучения памятника, укрепления левкаса и красочного слоя, проведения работ с поврежденной древесиной, заканчивая тонированием отреставрированной живописи и покрытием иконы лаком. В программе проведения работ было определено 22 пункта. Каждый этап работ фотофиксировался и обсуждался на реставрационном совете, было проведено пять реставрационных советов. В настоящее время Татьяна Котова проводит раскрытие иконы «Кирилл Белозерский в житии» XVIII века из фондов музея, экспонат который с нетерпением ждут сотрудники музея в новую историческую экспозицию.

Смирнов Андрей Владимирович начал работу в филиале под руководством Светланы Георгиевны Буршневой. Первая его работа была достаточно сложной и тяжелой, но очень интересной и ответственной – это реставрация паникадила из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Сроки выполнения работ были установлены достаточно жесткие, работа была проведена огромная. В летний туристический сезон интерьер Успенского собора планируется открыть для посетителей, многие экскурсанты смогут полюбоваться этим удивительным памятником.

В настоящее время Андрей осваивает работу реставратора темперной живописи. Его наставник и руководитель Тамара Петровна Рыбакова. Свою работу по проведению консервационных работ на памятнике темперной живописи, это фигура «Богоматерь» из композиции «Распятие» XVIII века, он уже сдал в музей с высокой оценкой.

Вместе с Андреем над второй фигурой из предстоящих «Иоанном» работал Матвеев Александр Валерьевич.

Екатерина Владимировна Шепелева-художник-реставратор художественного текстиля уже не первый год занимается изучением и реставрацией музейной коллекции «Ткани». В начале года музей получил два реставрированных предмета: шелковый платок и кокошник XIX века.

В реставрации у Михаила Викторовича Кашоида находятся деревянные резные царские врата XVIII века из фондов музея.

Работой загружены все желающие.

Когда рядом с опытными, маститыми мастерами есть молодые ученики, верится в хорошее будущее. У Вологодского филиала, в этом отношении, высокий творческий потенциал. К сожалению, реставрация движимых памятников не всегда достаточно финансируется. Хотя всем понятно, что только планомерная, систематическая работа по предотвращению разрушения музейных предметов способствует сохранению культурного наследия нации.