поиск статьи


Глиняная игрушка в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Веденина Анна Васильевна

Глиняная игрушка в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Уже много тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же - глиняная игрушка.

«Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов II тысячелетия до н.э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки. В славянских погребениях VI-VIII веков н.э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. X-XII веками датируются свистульки (коньки, птицы, бараны), погремушки, обломки человеческих фигурок, найденные на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Рязани, Зарайска и др. Все это фрагментарные, часто разбитые экземпляры игрушек, позволяющие судить не столько об их художественных достоинствах, сколько о давности происхождения и способе изготовления».[1]

Игрушки были в каждой семье, независимо от статуса и положения. «Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги". В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло наибольшего расцвета, главными покупателями были простые люди»[2]. Игрушку стали делать специально для весенних ярмарок, изготавливая свистульки, гудки, коней, барынь, всадников, животных. Ими стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

Глина - материал хрупкий и недолговечный. В собраниях музеев русская глиняная игрушка представлена в основном произведениями второй половины XIX – начала ХХ века.

Коллекция керамической игрушки в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике насчитывает около 400 предметов. Самая ранняя игрушка в музейном собрании датируется началом ХХ века. Она поступила в музей в 1985 году. Большая часть коллекции датируется последней четвертью ХХ века, а также началом XXI века. Широко представлена игрушка Каргополя, Череповца, Вологды, Кириллова. В коллекции представлены игрушки известных центров - дымковской, плешковской, хлудневской, а также тульской, белгородской, чебоксарской, нижегородской, псковской, угличской, белорусской. Единичные экземпляры представлены новгородской, скопинской, курской, ивановской, калужской, карельской, румынской и игрушкой Подмосковья. Коллекция игрушки формировалась путем экспедиционной и закупочной деятельности сотрудников музея в разные годы, а также работой с частными коллекционерами.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

В настоящее время продолжается жизнь традиционного промысла народной глиняной игрушки в Каргопольском районе Архангельской области. Первоначально игрушка Каргополя была поливной (глазурованной), но нам более известна расписная игрушка. В 50-70 годы XX века каргопольскую игрушку связывали с именем мастерицы из села Гринево Ульяны Бабкиной. В музее, к сожалению, ее игрушек нет, все представленные экспонаты выполнены наследниками традиций Ульяны Ивановны.

В музее хранятся игрушки, созданные в последней четверти ХХ в. – начале XXI в. Это по-крестьянски мощные, коренастые фигуры мужчин, а также олени, медведи, птицы, женские фигурки. Современные мастера создают не только отдельные фигурки, но и целые композиционные группы: «Рукоделие», «Гулянье», «Русская печка», «Жатва», также обращаются и к народным сказкам: «Лиса с петухом», «Репка» и т.д.

К игрушкам несущим в себя языческую, мифологическую основу относится Полкан. Всадник и конь слились воедино. Полкан в каргопольской игрушке – образ могучего богатыря. Сразу вспоминается древнегреческий кентавр. Но в отличие от него русский Полкан – это верховное божество славян Род и его солнечные небесные кони. Его изображения встречаются не только в мелкой пластике, но и в вышивках на ритуальных северных полотенцах.

Характерным является и очеловечивание животных. Барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице, медведь весело играет на гармони. Любимым сюжетом каргопольских гончаров является конь. После обжига его красят известкой, а на боках выводят киноварью колечко или косой крест.

Музей обладает небольшим собранием каргопольской игрушки, всего лишь около 30 экспонатов. В большей степени она представлена центром ремесел «Берегиня» и предприятием народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

Среди современных русских глиняных игрушек большой популярностью и известностью пользуется дымковская игрушка. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район г. Кирова (Вятка). Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «Свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. Свистопляску ежегодно проводили в четвертую субботу после Пасхи. Праздник был связан с древнейшим культом земли, обновления и возрождения природы после зимы и ее пробуждения от весны к лету. «Праздник длился целых три дня. Народ от мала до велика свистел в глиняные свистульки, катал в овраг расписные глиняные шары «с побрякушками» из камушков и гороха. Вятский писатель В.В. Лебедев вспоминал: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица…люди бережно держат …глиняную небольшую игрушку ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят»»[3]. Свистулька – это очень древняя и до сих пор популярная игрушка. Считается, что изначально свистулька вовсе не была детской забавой. В глубокой древности свистульки являлись предметами культов, участвуя в различных ритуалах. «В Тульской были зафиксированы убеждения, что посвистев в глиняную свистульку и сказав: «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал», человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, наоборот, заболеет»[4]. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька. Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых хорошо прослеживался в празднике «Свистопляска».

После того, как этот праздник постепенно перестал отмечаться, мастера продолжали лепить дымковские игрушки, и это занятие стало самостоятельным народным промыслом. Особую известность он получил в 1930-е годы, когда усилиями нескольких потомственных мастериц была создана артель, занявшаяся выпуском дымковской игрушки.

Среди дымковских игрушек только шары и свистульки обладали непосредственной игровой функцией. Фигурки и композиции служили украшением подоконников и горок с посудой, заменяя собой фарфоровые статуэтки. По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов. Основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.

Коллекцию дымковской игрушки составляют работы разных авторов. Всего в собрании 7 дымковских игрушек. Они богаты по цветовой гамме, роспись яркая, насыщенная. Игрушки несут в себе положительные эмоции, которые вложил в них автор. Одни мастерицы находят новые, необычные сюжеты, другие придерживаются традиционных форм. Одна из первых поступивших работ дымковской игрушки принадлежит известной мастерице Зое Васильевне Пенкиной - это игрушка «Цирковой козел» 1976 года. Есть в собрании и знаменитая дымковская «Барыня», выполненная членом Вятского отделения Союза художников России Коробицыной Любовью Николаевной, а также игрушки-свистульки народного мастера художественных промыслов Кировской области Галины Устиновой.

Крупным промыслом глиняной игрушки была деревня Филимоново Тульской области. «Предание относит время возникновения гончарного промысла в Филимонове к эпохе Ивана Грозного, когда княгиня Анастасия Воротынская поселила тут искусного крепостного мастера-гончара по имени Филимон. У него местные жители и научились работе с глиной, в честь него и назвали село. Существовал ли легендарный гончар на самом деле – об этом историческая наука умалчивает. А вот князья Воротынские действительно существовали. В середине XVI в. князь Иван Михайлович подарил Филимоново вместе с несколькими окрестными деревнями Богородице-Рождственскому монастырю, названному Анастасовым в честь его жены Анастасии. Спустя два века обедневший монастырь прекратил свое существование, а земли перешли государству. Никаких документальных сведений о монастырских гончарах не сохранилось. Бумаги, из коих следует, что 75 из 100 домов в деревне жили гончарным промыслом, относятся лишь ко второй половине XIX в. (Несколько свистулек того периода можно увидеть в уникальной коллекции Одоевского краеведческого музея)»[5]. Династия Воротынских была тесно связана и с Кирилло-Белозерским монастырем. Они были одними из самых щедрых вкладчиков в монастырь: дарили земельные угодья, церковную утварь и на территории монастыря находилась фамильная усыпальница князей.

Земля в селе Филимоново особым плодородием не отличается. А вот глины, пригодной для гончарного дела здесь много.

Жирные иссиня-черные местные глины в момент лепки покрываются мелкими трещинами, чтобы их не было, все время смачивают пальцы и заглаживают поверхность – это во многом объясняет вытянутость филимоновских игрушек.

Сюжеты игрушек не так разнообразны, как у дымковских. В основном: женская фигура (баба), мужская фигура (солдат), баран, конь, всадник, олень, петух, собака, корова. Игрушки имеют очень обобщенные, условные формы, вытянутые пропорции, удлиненные шеи и головы.

Конь и баба - самые древние образы. Конь - символ солнца. Туловище филимоновского коня опоясано по вертикали кольцеобразными красными, синими, желтыми, зелеными линиями. Елочка, иногда помещаемая на груди у коня, - это мировое древо, занимающее собой все пространство. Баба представляет собой черты древних берегинь, Роженицы и Макошь. Сама форма фигурки напоминает треугольник. Треугольная форма лежит в основе колоколовидной юбки. Основание фигуры – круг - оберег и символ солнца одновременно. Треугольник или пространство с нечетным числом углов – защита от всевозможных злых сил. Форма треугольника встречается постоянно и в росписи юбки «филимоновской бабы». Одежда женских фигурок украшается ромбами, розетками, полосами. Преобладает орнамент наиболее древнего в народном искусстве геометрического стиля. Иногда вместо полос появляются цветные крапки, условно воспроизводящие оперение птиц, реже цветы, ветки изображаются елочкой, напоминая мотивы народной вышивки. В особой «филимоновской» палитре красок господствуют три-четыре цвета - красно-малиновый, зеленый и желтый, иногда синий. Любимый цвет росписи филимоновских игрушек – малиново-красный. Он преобладает в женских фигурах.

Наиболее известны два типа филимоновской дамы. Одна держит на руках младенца, у другой под мышкой – утка, но может присутствовать и младенец, и утка. Утка – символ воды и берегинь, а младенец, по-видимому, указывает на роженицу.

Филимоновскую игрушку в собрании музея-заповедника представляют Народные мастера, члены Союза художников России Орлов Роман Вячеславович, Орлова Елена Алексеевна, Кехаиди Елена Ивановна, Бежина Ирина Дмитриевна. Всего в коллекции 10 игрушек.

Современная филимоновская игрушка, подобно дымковской, стала предметом коллекционирования и декоративного украшения.

Хлудневская игрушка в музее представлена 11 экспонатами. Все они поступили в музей в 1990-е годы и являются игрушками-свистульками. Этот вид глиняной игрушки стал предметом коллекционирования и изучения достаточно поздно - с конца 60-х годов ХХ века. «Согласно одному из местных преданий край деревни Хлуднево был заселен в XIX в. несколькими семьями крестьян, выигранными помещиком в карты. Они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, быстро привившееся благодаря хорошим запасам глины в ближайшем карьере. Местные же старожилы на вопрос о времени возникновения промысла говорят: «Деды наши тянули горшки, и прадеды тянули, а женщины лепили сопелки и грематушки». На ярмарки в основном изготавливался «товарняк» - небольшие игрушки-свистульки длиной около 8 см, имеющие весьма устойчивую традиционную форму: изогнутое тулово, в одном конце которого – отверстие для свистка, а на другом – одна или несколько фигурок, чаще всего птица или лошадь со всадником»[6]. Игрушка д. Хлуднево очень многообразна по сюжетам и многофигурным композициям. Отличительным сюжетом Хлудневского промысла является древо жизни. Основное назначение его - оберег. При помощи наполнения дерева в различных комбинациях птицами, животными, людьми, оно приобретает каждое свой особый смысл. Барыня у хлудневских мастериц непростая - в карманах у неё птицы, зверушки, в руках детки со свистками, на плечах и голове тоже по птичке, а в юбке спрятаны глиняные шарики, поэтому и называют ее «гремотушка». Особое место занимают хлудневские игрушки-перевёртыши. Это мелкие свистки с двумя и более сюжетами в одной фигурке. Перевёртыши разделяются на две группы, те, которые надо как- то повернуть, чтобы увидеть второй смысл, и те, на которые надо только смотреть и заметить второй сюжет, не меняя положения игрушки. Это своего рода народные головоломки. Таких игрушек, к сожалению, в собрании музея нет.

Роспись хлудневской игрушки представляет собой чередующиеся неровные полоски, волнистые линии. Преобладают красный (малиновый), зеленый, желтый цвета.

Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России. Село Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с XVII века. Глина в этих местах розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. С давних времен изготавливали плешковцы из глины горшки. А детям на потеху и себе на радость делали игрушки-свистульки.

Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Плешковская игрушка не просто детская забава, ей удалось сохранить архаичность, корни которой уходят в глубину истории, когда подобные изображения участвовали в магических обрядах и несли в себе знаки тотемов и богов.

Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы. В собрании музея находится 7 игрушек этого промысла, две из которых выполнены Народными мастерами Фроловыми Александром Викторовичем и Натальей Николаевной. Это игрушки-свистульки «Зайка», выполненная в 1990-м году и «Нянька», датируемая концом 1980-х годов.

Русские северные игрушечные центры более широко представлены в коллекции музея игрушкой Вологодской области.

Глиняная игрушка г. Череповца представлена следующими авторами: М.Н. Васильевой, С. Г. Феньвеши, С. А. Лопатенко, Ю. Н. Легковым, Н.А. Козыревой.

Самым ярким представителем мастеров глиняной игрушки является Юрий Николаевич Легков. Он развивал традиции так называемой бабуринской керамики. (Бабурино – село недалеко от родной деревни Ю.Н. Легкова, Даниловского района Ярославской области). В собрании музея хранится 6 игрушек этого мастера. Это игрушки-свистульки, изображающие птиц и всадника.

У Ю.Н. Легкова обучался гончарному мастерству Сергей Александрович Лопатенко. В конце 70-х годов в студии «Феникс» С. А. Лопатенко начал работу над возрождением технологии чернолощения. В этой технике он изготовлял свистульки. Прообразом их служили сосуды-утицы, которые он увидел в Кирилловском музее-заповеднике. Именно они стали прототипом первых авторских работ – чернолощеная утица-свистулька. В настоящее время его ученики продолжают работать в технике чернолощения. Сам же мастер занимается возрождением Ерговского промысла. Вместе с Сергеем Александровичем работает и его жена Наталья Михайловна. Она изготавливает ерговские игрушки. «Ерговские свистульки, как правило, невелики по размерам, компактны. Овальное тулово, вытягиваясь, образует с одной стороны хвост, с другой - маленькую головку на невысокой шее. Дополняют облик свистульки небольшие слегка расставленные ножки, вырастающие из самой части тулова. Птицы, как правило, не имеют видовых признаков».[7] Среди игрушек Н. М. Лопатенко – конь, корова, птицы, собачки.

Одним из последователей Лопатенко стал Сергей Феньвеши. Сергей Гезович занимается традиционной чернолощеной керамикой Кирилловского района Вологодской области. Народный мастер России, член Союза художников России. Учился гончарному ремеслу у С.А. Лопатенко. Изготавливает бытовую посуду, игрушки, музыкальные инструменты. Участник областных, региональных и всероссийских выставок с 1987 г. Первоначально С. Феньвеши делал игрушки – утиц, коней, всадников. Игрушки мастер декорирует, нанося лощилом узор в виде полос или зигзагов на тулове птицы. Иногда на груди птицы появляется образ богини Рожаницы или композиции, связанные с народным бытом. Прообразом для свистульки «ерговский идол» послужили свистульки – маски, которые изготавливали ерговские гончары.

Васильева Марина Николаевна - профессиональный художник-керамист, дизайнер. Изготавливает авторскую куклу, терракотовую скульптуру, гончарную посуду, народную игрушку. Народная игрушка представлена свистульками в виде коня, медведя, козла и других животных. Куклы создаются, как правило, в единственном экземпляре. Несомненно, авторская кукла мастера представляет большой интерес и требует дополнительного исследования, а также создания каталога как отдельной коллекции. Поэтому в раскрытие данной темы и составление будущего каталога авторская кукла Марины Васильевой не вошла. Работы мастера находятся в собраниях Кирилло-Белозерского музея-заповедника, Вологодского музея-заповедника, Вологодского областного музея современного декоративно-прикладного искусства, Череповецкого музейного объединения, а также в частных коллекциях в России, Германии, Франции и в других странах. В январе 2013 года в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике открылся клуб-студия кукольной миниатюры. Авторская выставка Марина Васильевой «Добрые куклы. Старые сказки» представлена вниманию публики в помещении Поварни. На протяжении многих лет Марина Васильева ведет занятия по керамике и гончарному ремеслу. Не так давно в ее арсенале появились такие направления работы с глиной, как создание подвижных терракотовых кукол и кукол-марионеток.

Современная игрушка Вологды представлена творчеством Т.В. Горбатовой и А.Е. Соколовым. В книге поступлений основного фонда указана и Л.А. Чистякова. Но по ее словам, в нашем музее только игрушки, выполненные ее сыном А. Соколовым.

Творчество Антона Соколова является примером преемственности традиций. Антон родился и рос в семье художников. Первоначально Антон занимался изготовлением глиняных свистулек, делать которые научил его отец – Евгений Александрович Соколов, художник-живописец. Глиняные свистульки в виде птиц и животных, выполненные им, обладают своеобразной пластикой. Разнообразных размеров приземистые фигурки компактны и обтекаемы, формы предельно упрощены, детали едва намечены. Но, несмотря на это, они жизненны, выразительны и очень искренни. В собрании музея представлены свистульки, называемые мастером окарины, это своего рода глиняный музыкальный инструмент.

Татьяна Васильевна Горбатова занимается изготовлением игрушки-свистульки. Ее работы отличаются вытянутым округлым туловом, опирающимся на две оттянутые короткие ножки. Вся игрушка лепится как единое целое. Мастер использует подцвеченные глазури, но делает и «обварные» игрушки. При содействии Т.В. Горбатовой было освоено гончарное производство в селе Кубенском.

Традиции кирилловской игрушки, к сожалению, уже давно утрачены. Но еще в 50-60 годы ХХ века во многих кирилловских деревнях лепили свистульки.

Глиняная игрушка Кириллова в музее представлена двумя мастерами – Николаем Васильевичем Боровиковым и Ниной Георгиевной Мишенцевой.

Николай Васильевич Боровиков родом из Верховажского района Вологодской области. Игрушкой стал заниматься с 1990-х годов. Изготавливает в основном свистульки в виде животных и птиц. Очень много в его коллекции курочек-свистулек. Такая свистулька небольшая по размеру, компактна, имеет яркое оперение из расписных перышек. Делает мастер и чернолощеную игрушку с вдавленными орнаментами. Обращают на себя внимание и свистульки-медведи. Эти образы дополнены лукошками из бересты, берестяными дудками. Мастер работает как самостоятельный художник, не связанный с традициями местного игрушечного промысла, поэтому можно сказать, что игрушка Н.В. Боровикова сувенирна по своей природе. На каждой игрушке стоит клеймо мастера.

Нина Мишинцева окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова, отделение керамики. В деревне Куракино Кирилловского района она создала небольшую гончарную мастерскую. Н.Г. Мишинцева творит в широком диапазоне форм – от декоративных композиций, ваз, бытовой керамики, фигурной пластики до изразцовых печей, каминов, панно. Особое место занимают в ее творчестве изготовление фигурок животных. Это одна из любимых тем художницы. Куракинская игрушка не обычный сувенир — это синтез народной и авторской игрушки, с лаконичной пластикой и тонкой росписью.

Таким образом, в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике представлена немногочисленная, но разнообразная коллекция русской глиняной игрушки, позволяющая узнать о разнообразии форм и представлений этого ремесла в разных регионах страны, проследить историю развития глиняной игрушки и просто насладиться этим прекрасным видом народного искусства. Глиняные игрушки получили в наши дни новую жизнь в качестве декоративной скульптуры и сувениров. Широкий интерес к ним стимулировал творчество мастеров в ряде забытых центров. Собрание музея показывает нам глиняную игрушку - как особый вид искусства, имеющий свои направления, сюжеты, формы, обладающий особым очарованием. Коллекция музея, размещенная в Открытом фонде керамики, раскрывает перед нами удивительный мир русской глиняной игрушки.

А.В. Веденина, научный сотрудник

экспозиционно-выставочного отдела



[1] Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975. – С. 7.

2 История глиняных игрушек. - http://slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html

[3] Русские художественные промыслы/ ред. Группа М. Шинкарук, Л. Киселева, О. Блинова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. – С. 76.

[4] Славянские древности. Т.2. // Этнолигвистический словарь / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1999. - С. 378-379.

[5] Русские художественные промыслы/ ред. Группа М. Шинкарук, Л. Киселева, О. Блинова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. – С. 82.

[6] Кузнецова О. Хлудневская игрушка / О. Кузнецова // Народное творчество, 2006. -№1. - С. 27.

[7] Ильина Е.С. Вологодские гончары. – Вологда, 2000. - С. 13.

Список использованной литературы:

1. Вяткин М., Вяткина Н. Не просто игрушка// Народное творчество, 1995. - №2/3. – С. 34-35.

2. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. М.: Детская

литература, 1977. – 190 с.

3. Блинов Г. География русской глиняной игрушки // Наука и жизнь, 1971. - № 9. – С. 97-99.

4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975. – 142 с.

5. Богуславская И.Я. Фигурки из глины. Добрых рук мастерство [Сборник]. Л., 1976. – С. 198-209.

6. Богуславская И.Я. О каргопольской игрушке./ Сб. трудов НИИ художественной промышленности. М.,

1972. – Вып.V.- С. 235-246.

7. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1988. -336 с.

8. Бондарь А.Ф. Чистый звук глиняной свистульки//Наука и жизнь. – 2006. - № 6. – С.80-81.

9. Горшков М.М. Живая глина //Живая старина. – 2002. - № 4. – С. 46-48.

10. Дайн Г. Игрушечных дел мастера: Кн. Для уч-ся. – М.: Просвещение. 1994. – 288 с.

11. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка/ Предисл. Б.А. Рыбакова. – Л.: Художник РСФСР, 1986.

– 246 с.

12. Зенбицкая Т. Свистулька на ладошке//Народное творчество. – 2002. - № 3. – С. 41-42.

13. Ильина Е.С. Вологодские гончары. – Вологда, 2000. – 32..

14. Колобкова И.А. Глиняная игрушка. Народное искусство Каргополья: Сб. статей, СПб, 2006. – С. 43-51.

15. Колобкова И.А. Глиняная игрушка. Народное искусство Каргополья / Сб. статей. СПб, 2006. – С. 43-

51.

16. Константинов И. Хлудневская игрушка // Наука и жизнь. – 1991. - №5. – С. 53-54.

17. Кузнецова О. Филимоновская игрушка//Народное творчество, 2006. - № 1. –С. 21-23.

18. Кузнецова О. Хлудневская игрушка / О. Кузнецова // Народное творчество, 2006. -№1. - С. 27-31.

19. Куляшов А.Г. Развитие женского образа в русской глиняной игрушке / Науч. Чтения памяти В.М.

Василенко/ Сб. статей. Вып. IV. – М., 2003. – С. 30-37.

20. Мельников Г.П. Хлудневская игрушка// Живая старина.-2003. –№ 2. – С. 27-28.

21. Можаева Е.М. Русские игрушечные кони. Русский сувенир / Альбом. – М.: Советская Россия. 1976. –

127 с.

22. Овсянников Ю. Филимоновская игрушка // Декоративное искусство СССР, 1961. - № 3. – С. 24-25.

23. Перевезенцева Т.Г. Русская народная игрушка. Каталог. - М.: Внешторгиздат, 1990, 48 с.

24. Пулькин В. Быль о хлебе [Каргопольская игрушка]// Народное творчество, 2000. - № 1. – С. 38-39.

25. Рогов А. Дымка [О дымковской игрушке]. Радуга над Вяткой.- М., 1986 – С. 394-418.

26. Русская народная игрушка в собрании Государственного Русского музея. СПб.: Palace Editions, 2002.

– 176 с.

27. Русские художественные промыслы/ ред. группа М. Шинкарук, Л. Киселева, О. Блинова и др. – М.:

Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. – 180 с.

28. Славянские древности. Т.2. // Этнолигвистический словарь / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.:

Международные отношения, 1999. – 632 с.

29. Сокольников Н. В царстве дымковской игрушки [О творчестве мастеров вятской глиняной игрушки]

// Искусство, 1969. -№ 12. – С. 14-21.

30. Сучков С. Полосатая лошадь с длинной шеей [Русская филимоновская игрушка] //Декоративное

искусство СССР. 1981. - № 6. – С. 34-36.

31. Устинова Т.В., Троицкая О.В. Дымковская игрушка - радуга чудес //Культура и время. – 2006.-№2. –

С. 146-155.

32. Хохлова Е.Н. Керамическая игрушка/ Сб. трудов НИИ художественной промышленности. М., 1962. –

Вып.I. – С. 125-148.


Интернет-ресурсы

История глиняных игрушек. - http://slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html