поиск статьи


Фарфоровая и фаянсовая посуда в собрании Музея истории города и района.

Гостинщикова Ирина Анатольевна

Фарфоровая и фаянсовая посуда в собрании Музея истории города и района.

В мае 2010 года в городе Кириллове в доме номер 103 по улице Гагарина открылся музей, посвященный истории города и района с одноименным названием. Экспозиция музея оформлена как жилой дом состоятельной городской семьи, наполненный вещами, бытовавшими в ХIХ – первой половине ХХ вв. Среди различных предметов, окружавших повседневную жизнь горожан, особое место занимает фарфоровая и фаянсовая посуда, которая выступает в нашей жизни не только как полезный предмет, из которого удобно есть и пить, но и как часть украшения жилого пространства. Посуда может многое рассказать о ее владельцах, их эстетических предпочтениях, достатке, отношению к каким-либо историческим событиям. В настоящее время в экспозиции Музея истории города и района находится 72 предмета из фарфора и фаянса, созданные в основном на российских заводах в ХIХ – середине ХХ столетий.

Как известно, родиной фарфора является Китай. В Европе первая фарфоровая мануфактура была открыта в 1710 году в Мейсене при дворе саксонского императора Августа. Попытки организовать производство российского фарфора были сделаны еще при Петре I, но они не увенчались успехом. Первое в России фарфоровое предприятие – Невская порцелиновая мануфактура, было открыто в Санкт-Петербурге в 1744 году во время правления Елизаветы Петровны. Позднее оно получило название Императорского фарфорового завода (сейчас ЛФЗ им. Ломоносова). Гениальным подвижником этого начинания стал русский ученый Дмитрий Иванович Виноградов. На основе научных изысканий и многочисленных опытов им был раскрыт многовековой секрет состава фарфоровой массы и постепенно налажен процесс производства. Продукция Императорского завода в первую очередь была ориентирована на создание изысканных произведений, удовлетворяющих потребности придворных, по заказам которых лучшие мастера создавали уникальные предметы роскоши, посуду, в том числе великолепные дворцовые сервизы, иногда состоящие почти из тысячи предметов.

Императорский фарфоровый завод, хотя и получил в царствование Екатерины II разрешение производить изделия для широкой продажи, не мог обеспечить увеличивающийся спрос на фарфор. Уже во второй половине XVIII века в России открывается ряд частных фарфоровых заводов, некоторые из них, не успев наладить производство, прекращали свое существование. Но часть фарфоровых фабрик, основанных в то время, послужила основой для развития отечественной керамической промышленности. В отличие от изделий Императорского завода с его элитарной направленностью, фарфор частных предприятий был ориентирован на вкусы и достаток менее богатых слоев населения.

Важная роль в истории русского фарфора принадлежит фабрике Гарднера, основанной в 1766 году английским купцом в подмосковном селе Вербилки. До середины ХIХ века гарднеровский фарфор не имел соперников и мало уступал по качеству европейскому фарфору. Предприимчивый Гарднер даже не стеснялся подделывать на некоторых своих изделиях марку в виде скрещенных мечей, принадлежащую знаменитой Мейсенской мануфактуре. Со временем заводские мастера отказались от прямых подражаний европейским образцам и стали искать свой собственный стиль.

На фабрике выпускали посуду, отвечавшую и утонченному вкусу, и рассчитанную на широкого потребителя. Позднее, по этим образцам русские заводы выпускали изделия в течение более чем ста лет.

Отличительным фирменным признаком гарднеровской посуды являлась простота форм, роспись букетами и отдельными крупными цветами с преобладанием темно-розового и бордового. Розу и шиповник можно считать символами фарфора фабрики Гарднера раннего периода.

В декоре фарфора первой трети XIX в. главенствующая роль отводилась золотой краске, которой писались орнаменты, выделялись отдельные детали формы или покрывалась вся поверхность предмета. Изделия того периода украшали характерные элементы ампирного декора - пальметты, акантовые листья, розетки, военная арматура, связки музыкальных инструментов, лиры. В экспозиции имеются два предмета, изготовленные, судя по клейму, на заводе Гарднера в первой половине ХIХ века. Это чайница, украшенная цветочными мотивами по белому фону, и чайник, выделяющийся обилием позолоты и детально проработанным орнаментом на тулове.

В 1882 году Гарднеры были удостоены права изображать на своих изделиях государственный герб. Изделия с клеймом Гарднера 1880-1890-х годов можно увидеть среди посуды, представленной в комнате-столовой. В посудных шкафах несомненно привлекут к себе внимание два предмета из чайного сервиза – чайник и сахарница. Их тулово покрыто нежным розовым цветом, по которому написаны цветущие веточки.

В 1891 производство Гарднера переходит в руки фарфорового магната Кузнецова. Кузнецов не захотел терять постоянных заказчиков и поэтому до революции 1917 ставил на изделиях клеймо бывшего владельца (на этих условиях ему была продана фабрика). Сразу после Октябрьской революции 1917 фабрика была национализирована и стала называться государственный Дмитровский фарфоровый завод. Долгое время в своем производстве завод использовал гарднеровские формы, только после Второй мировой войны начались новые разработки. После перестройки предприятие стало существовать как ЗАО «Фарфор Вербилок». С целью сохранить традиции гарднеровского фарфора на основном предприятии, было создано дочернее общество под названием "Промыслы Вербилок". ЗАО «Фарфор Вербилок» пользуется клеймом с изображением лося, знакомым многим по советским временам, а ДО «Промыслы Вербилок» создали новое клеймо с именем основателя производства «Фабрик Гарднер в Вербилках».

Если первая половина XIX в. прошла в России под маркой фарфора Гарднера, то вторая его половина связана уже с другим именем. Целая эпоха в повседневной жизни наших предков была связана с так называемым «Кузнецовским» фарфором, без которого не обходилось ни одно застолье в доме, ни один трактир или чайная. Большой спрос на изделия фабрик Кузнецовых объясняется, прежде всего, их доступностью и демократичностью.

Родоначальником фамильного дела Кузнецовых стал Яков Васильевич – владелец кузни и постоялого двора Подмосковном районе. В 1810 г. он вместе с сыновьями Терентием и Анисимом построил у деревни Гжель небольшое мануфактурное предприятие и с помощью местных мастеров наладил собственное дело по производству типичных для того времени чашек с блюдцами, тарелок и мелкой жанровой скульптуры. Предприимчивые Кузнецовы взяли курс на массовое производство недорогой продукции. Наряду с общедоступными изделиями они производили и уникальные предметы. Эта черта и определила будущий рост масштабов производства «кузнецовского» фарфора.

В последующее время родственниками и наследниками Кузнецова были открыты фабрики по всей стране. С ними уже не могли соперничать мелкие заводы. Всенародное признание фамилия получила с приходом в дело Матвея Сидоровича Кузнецова, на базе нескольких предприятий основавшего "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова".

Двоюродный брат Матвея Сидоровича – Иван Емельянович – основал в 80-е годы XIX века еще три завода. Таким образом, в общей сложности Кузнецовы владели восемнадцатью предприятиями, из них четырнадцать находились на территории России.

В музее на улице Гагарина большинство экспонируемой фарфоровой посуды было выполнено на предприятиях, принадлежащих М.С. и И.Е. Кузнецовым. Это изделия, появившиеся на свет во второй половине ХIХ - начале ХХ столетия. "Кузнецовская посуда", украшающая интерьеры комнат, условно названных гостиной, столовой и кухней, изготовлена большей частью на предприятиях М.С. Кузнецова в Твери, в Москве, в Дулево, на Будянской фабрике в Харьковском уезде. Фарфор с клеймами И.Е. Кузнецова представлен фабриками на Волхове, в местечках Грузино и Бронницы Новгородской губернии.

Меньшей частью в экспозиции имеется фарфор других производителей, среди которых достаточно известные предприятия, оставившие заметный след в истории русского фарфора. Завод Корниловых был основан в 1835 году. Его продукция была рассчитана на широкие слои населения, это были красивые и удобные вещи повседневного обихода. Однако «корниловский» фарфор пользовался спросом у дворянства и у крупной буржуазии. Для предприятия Корниловых, «художественным ориентиром» был, прежде всего, Императорский фарфоровый завод. Если большинство фабрик того времени лишь подражали дворцовым вкусам, то Корниловы стремились достичь совершенства в качестве своей продукции.

Корниловский завод так же получал заказы от Императорского двора. В основном это были доделки вместо утраченных предметов к парадным дворцовым сервизам, не уступавшие аналогичной продукции Императорского завода. С 1843 г. Корниловы пользуются правом употребления государственного герба на своих изделиях. Сегодня продукцию завода относят к разряду элитного коллекционного фарфора. В музейной коллекции имеется ваза, изготовленная на заводе братьев Корниловых с 1840 по 1861 год. Изделие имеет изящную форму, подчеркнутую лепным декором. Сочетание бирюзового цвета тулова с цветочной росписью и позолотой придают вазе нарядный облик.

Один из старейших фарфоровых заводов, основанный в 1818 г. в деревне Кузяево в районе Гжели, принадлежал крестьянам братьям Ивану, Тихону и Семену Новыми. До 1850-х годов это фарфоровое производство именовалось заводом братьев Новых.

В 50-х годах ХIХ столетия вдова одного из сыновей братьев Новых вышла замуж за Якова Герасимовича Храпунова. Вступив во владение заводом, ее супруг принял двойную фамилию Храпунов-Новый. Соответственно, изменилась и марка завода, на которой теперь стояла фамилия нового владельца. Изделия предприятия нередко конкурировали с прославленной фарфоровой фирмой Кузнецова. Славу Храпуновым создавали несколько поколений одаренных мастеров-живописцев.

В 1917 году Храпуновы продали свой завод компании «Демократическое товарищество», состоящей из нескольких компаньонов, которые управляли предприятием до его национализации в 1918 году. В советское время фабрика известна как Кузяевский фарфоровый завод. Здесь вырабатывали чайную посуду, тарелки, а также пиалы, чайники, восточные наборы для советских азиатских республик и идущие на экспорт. Выпуск фарфора на заводе был прекращён в 2001 году.

В музее хранится салатница-менажница, выполненная на заводе Храпунова-Нового в конце ХIХ – начале ХХ столетии, о чем свидетельствует вдавленное в тесто клеймо завода с надписью «Храпунова Новаго». Салатница не имеет росписей, форма ее простая, но довольно изящная, встречается среди изделий других фарфоровых фабрик, например Кузнецовых. Единственным украшением предмета является волнистый рельеф бортиков и перегородки, разделяющей изделие на две части. Следует заметить, что такая форма используется и современными производителями фарфора.

В комнате-гостиной обращает на себя внимание посетителя музея большое белое блюдо, украшенное синей росписью в виде двух букетов полевых цветов. Изделие было изготовлено на одной из старейших фарфоровых мануфактур в Европе – Arabia porcelain factory. Это финская фабрика по производству керамики и фарфора. Возникла в 1874 году в Гельсингфорсе (старое название г. Хельсинки), как подразделение одного из шведских предприятий), а в 1884 году, стала самостоятельной фабрикой. Изделия завода Арабия являются редкими на антикварном рынке.

В Музее истории города и района есть одиннадцать изделий неизвестных заводов. Два из них отмечены неизвестными марками, и являются предметом для дальнейшего исследования. Девять фарфоровых изделий не маркированы вовсе. Об их происхождении можно только догадываться, сравнивая по формам и стилю росписи с известными образцами. Среди изделий неизвестных заводов скрывают от нас свое происхождение одни из самых изысканных и интересных экспонатов музея. Это – фарфоровый поднос в деревянной с изображениями кленовых листьев и соцветий; цветочное кашпо в форме античной чаши расписанное золотом; кофейник, по декору схожий с «корниловской» вазой, по форме имеющий аналог в сервизе Императорского фарфорового завода ХIХ века; тарелка и чашка с блюдцем, украшенные позолотой и романтическими пейзажами; изысканная масленка с поддоном, необычного бежевого цвета и др.

Отсутствие марки на фарфоре, несомненно, усложняет атрибуцию экспоната. Марка, как визитная карточка может рассказать о месте и времени производства. Чаще не маркированы изделия частных заводов. А на некоторых предприятиях существовала традиция дарить своим работникам фарфор на праздники и к памятным датам. Как правило, эти предметы не клеймили, чтобы получатель подарка не смог его продать.

Среди музейной посуды немалое количество предметов советского периода. Октябрьская революция 1917 внесла существенные изменения во все сферы общества. Новая власть предъявляла и новые требования к вещам, которые должны были окружать быт советских граждан. Отвергалось все «буржуазное», роскошное и чуждое революционной идеологии. Все частные предприятия, в том числе и по производству фарфора, были национализированы и переименованы. После революции бывшие заводы Кузнецова получили новые названия: «Конаковский завод имени Калинина», «завод Пролетарий в селе Бронницы», «Красный фарфорист» и т.д. Знаменитые гарднеровские мануфактуры стали называться «Дмитровский фарфоровый завод».

В первые годы после революции на фарфоре изображали тематику, отражающую новую советскую действительность, агитационные лозунги и эмблемы революции. В экспозиции музея, к сожалению, нет экземпляров агитационного фарфора. Советская символика выступает в качестве декора лишь на одном предмете, изготовленном в 1967 году к 50-летнему юбилею Октябрьской революции на Дулевском фарфоровом заводе. Это предприятие было основано в 1832 году Терентием Кузнецовым, позднее вошло в состав товарищества М.С. Кузнецова. Благородная простота формы, ослепительная белизна фарфора в сочетании с качественной позолотой – черты присущие фарфору предприятия в дореволюционный период и как традиция, читающиеся на фарфоре завода во второй половине ХХ века.

Среди фарфоровых изделий советского периода, представленных в музее, в основном, посуда, бывших предприятий Кузнецова. С первого взгляда фарфор 1920-х, 1930 -х, 1940-х годов из экспозиции музея, не очень выделяется среди фарфора «царского времени». Его отличительная черта в то время – отсутствие богатого декора. Несмотря на новые веяния, советский фарфор все еще хранил традиционные формы, но произошли изменения в украшении изделий.

Особенное внимание хочется обратить на маленькие заварочные чайники. В экспозиции три предмета, имеющие одинаковую модельную наружность, но декорированные по-разному и изготовленные в разных временных рамках: конец ХIХ века, 1930–1940-е годы. Дореволюционный чайник происходит с завода Кузнецова, а советские чайники изготовлены на Дмитровском фарфоровом заводе и заводе «Пролетарий».

В комнате-столовой музея праздничный стол тоже сервирован разновременной посудой. Старинные экземпляры соседствуют с тарелками, изготовленными 1924–1930-е годы на Песоченской фабрике. Это одно из старейших в Европе керамических производств, некогда принадлежавшее С.И. Мальцову. В 1853 году предприятие перепрофилировалось на выпуск фарфора, затем было приобретено М.С. Кузнецовым. Основной продукцией завода была сервизная и кухонная посуда. Формы упомянутых тарелок, несомненно, копируют образцы ХIХ – начала ХХ века.

Подводя итог, следует отметить, что как бы ни менялось время и его эстетические идеалы, создавая что-то новое, общество всегда возвращается к лучшим образцам прошлых столетий, продолжает старые традиции. Эту тенденцию можно проследить, исследуя небольшую, но дающую представление о разных периодах в истории, коллекцию фарфоровой посуды.


Использованная литература:

Путеводитель «Русский фарфор XVIII – начала XX века». Изобразительное искусство. Москва 1989

Буклет «Русский фарфор в собрании Государственного Эрмитажа».Художник РСФСР. Ленинград. 1981.

Фарфор и фаянс Российской империи. А.В. Селиванов. Издательство Ирины Касаткиной, 2002

Каталог Русский фарфор 250 лет . Авангард. Москва. 1995.

Каталог Русский фарфор фаянс. Загорский Государственный историко – художественный музей –заповедник. Новые поступления 1976-1985. Москва. 1986.

Государственный музей керамики и усадьба Кусково. Изобразительное искусство. Москва. 1958

Путеводитель «Музей истории города Кириллова и Кирилловского района» Издательский дом «Вологжанин». Кириллов. 2013


Интернет-ресурсы:

http://sovfarfor.forumbb.ru/viewtopic.php?id=18&p=3

http://www.sov-art.net.ru/manual/plant/42/

http://www.antik-invest.ru/blog/?page_id=1034

http://steclub.ru/forum/103-101-1

http://apodarok.ru/info/sel/?201

http://www.dulevo.ru/about/