поиск статьи


105 лет Е.Н. Преображенскому

Кузьмичёва Наталья Геннадьевна

105 лет Е.Н. Преображенскому

Великая Отечественная война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях.

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тысяч человек (часть – посмертно), из них 104 – дважды, трое – трижды. Среди Героев и дважды Героев Советского Союза больше всего было лётчиков. В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, первыми звания Героя Советского Союза были удостоены молодые летчики 158-го истребительного авиационного полка младшие лейтенанты С.И. Здоровцев и П.Т. Харитонов, таранившие под Ленинградом немецкие бомбардировщики, и младший лейтенант М.П. Жуков, сумевший сбить несколько немецких самолетов.

Громя фашистов, отстаивая свободу и независимость Родины, советские летчики на протяжении всей войны проявляли массовый героизм. Наши летчики оказали героическое сопротивление опытному, технически превосходящему противнику в начальный период войны, а в августе 1941 года начали бомбардировки Берлина и других немецких городов. Первый авианалёт на Берлин возглавлял наш земляк, полковник Евгений Николаевич Преображенский. В этом году исполняется 105 лет со дня рождения Евгения Николаевича. О нём сегодня наш рассказ.

Евгений Николаевич Преображенский родился 22 июня (9 по ст. ст.) 1909 года в селе Волокославинское Кирилловского уезда. Родители Евгения были учителями: мать – Анна Дмитриевна преподавала русский язык, отец – Николай Александрович, преподаватель химии, работал директором школы. Николай Александрович был глубоко верующим человеком, поэтому Евгений воспитывался в православных традициях: в его характере мягкость и добродушие соседствовали с твёрдостью и решительностью.

После окончания сельской школы Евгений учился в Череповецком педагогическом техникуме. В 1927 году, с третьего курса техникума по комсомольской путёвке он был призван на службу в Военно-Морской Флот. Затем поступил в военно-морское авиационное училище в Севастополе, которое окончил в 1930 году. Командовал различными авиационными подразделениями.

В середине 1930-х годов в родном селе Е.Н. Преображенского произошли драматические события: был арестован его отец. Николай Александрович не одобрял политику советской власти, протестовал против закрытия сельской церкви. В связи с этим появились трудности по службе и у Евгения Николаевича: он был на грани увольнения из Вооружённых Сил. Спасло Преображенского только то, что он был одним из самых высококлассных и уникальных специалистов в военной авиации.

Во время советско-финляндской войны (30 ноября 1939 – 13 марта 1940) войсковая авиачасть Преображенского вела бомбардировки коммуникаций противника, его береговых баз, портов и аэродромов. За боевые заслуги, мужество и героизм наш земляк в январе 1940 года был награждён орденом Ленина. В июне 1940 года Е.Н. Преображенский был назначен командиром авиаполка Балтийского флота. Тогда же состоялось личное знакомство Евгения Николаевича с наркомом Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецовым. Николай Герасимович просил за отца награждённого лётчика в самых высоких инстанциях. Благодаря этому заступничеству произошло невероятное: прошедшего через застенки НКВД Н.А. Преображенского освободили. Когда Николай Александрович вернулся домой, он долгое время не мог ходить.

22 июня 1941 года командир 1-го бомбардировочного минно-торпедного авиационного полка 8-й авиабригады Балтийского флота полковник Е.Н. Преображенский встретил на своем аэродроме в Прибалтике. Эта часть была укомплектована преимущественно опытными морскими лётчиками, но использовалась в первые дни войны в основном на сухопутном театре военных действий, так как армейское командование практически осталось без своей авиации. Полк, которым командовал Преображенский, уже в конце июня 1941 года нанёс первые удары по аэродромам союзницы фашистской Германии – Финляндии, на которых сосредоточивались соединения немецко-фашистской авиации. Обстановка складывалась тяжёлая. Войска противника получили реальную возможность наступать на Ленинград с юго-запада, а также создали серьёзную угрозу Краснознамённому Балтийскому флоту. Поэтому полк Преображенского нанёс несколько ударов по немецким танковым частям, мотопехоте и живой силе в районе Даугавпилса, ставил минные заграждения у портов и баз противника, участвовал в прикрытии войск Лужской оперативной группы в районе Ленинграда.

Вступив в командование полком, Е.Н. Преображенский одновременно возглавил особую группу, созданную из пяти авиационных эскадрилий 1-го минно-торпедного авиаполка.

В конце июля 1941 года немцы совершили первый авианалёт на Москву. 30 июля 1941 года в расположение полка Преображенского прибыл командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков. Он высказал идею нанесения бомбовых ударов по фашистской столице, чтобы опровергнуть заявления нацистской пропаганды о том, что советская авиация уже перестала существовать.

Е.Н. Преображенский вместе с флагманским штурманом полка П.И. Хохловым приступил к разработке плана налёта на Берлин. (Фото 1) Позднее генерал-лейтенант авиации Пётр Ильич Хохлов вспоминал предысторию полёта на Берлин. В конце июля 1941 года Е.Н. Преображенский и П.И. Хохлов были в Ленинграде, в штабе ВВС фронта, где уточняли взаимодействие морской и сухопутной бомбардировочной авиации. «Возвращаясь ночью в часть, угодили под воздушную тревогу. Пришлось войти под арку ближайшего дома. И здесь произошёл разговор, оставивший горький след в душе лётчиков. Старик, стоявший рядом, и лётчики, не захотевшие спуститься в убежище, наблюдали за бомбёжкой города.

– Как же вы, лётчики, – сказал с упрёком старик, – позволяете фашистам бомбить Ленинград? Ваше место не здесь, под аркой, а в воздухе. Была бы у вас хоть капля совести и самолюбия, вы бы им то же самое устроили.

Евгений Николаевич пытался что-то объяснить, но старик сердито повернулся и пошёл к убежищу.

–Хоть и несправедлив был упрёк в наш адрес, но возвращались мы домой в скверном настроении, – вспоминал Хохлов. – Евгений Николаевич сказал тогда: «Какое огромное психологическое воздействие производят на людей ночные бомбёжки! Да... В Берлине наши бомбардировщики могли бы навести панику». Я согласился».

Мысль о возможности бомбёжки Берлина зрела с каждым днём. Она подогревалась той ненавистью к врагам, которую испытывали лётчики, возвращаясь с боевых заданий и видя, как фашистские штурмовики на бреющем полёте расстреливали всё живое на дорогах, ведущих к Ленинграду.

Соображения Е.Н. Преображенского и П.И. Хохлова совпали с планом Ставки нанести удар по столице Германии в ответ на варварскую бомбардировку фашистами наших городов.

Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин одобрил предложение о возможности нанесения такого удара лётчиками-балтийцами, приказал всё детально разработать и приступить к выполнению. Возглавить операцию было поручено командующему авиацией ВМФ генерал-лейтенанту авиации Семёну Фёдоровичу Жаворонкову. Осуществить этот дерзкий план доверили полковнику Е.Н. Преображенскому.

В первых числах августа 1941 года особая лётная группа Преображенского из-под Ленинграда о скрытно перебазировалась на один из четырёх самых больших островов Моонзундского архипелага – остров Саарема (Эзель). Объяснялось это тем, что с расположенного на острове аэродрома Кагул, тактический радиус самолётов «ДБ-3ф» обеспечивал возможность нанесения бомбовых ударов по Берлину. При этом столицу гитлеровской Германии можно было достать не только с учётом предельного радиуса действия бомбардировщиков авиаполка, но и при условии выполнения полётов только в ночное время суток и только над водной поверхностью.

Интересная деталь: расчёты о возможности полёта наших бомбардировщиков «ДБ-3ф» (с 1942 года этот основной дальний бомбардировщик советских ВВС стал называться ИЛ-4) с аэродрома Кагул до Берлина были произведены Е.Н. Преображенским и П.И.Хохловым ещё до того, как об этом последовал приказ Ставки. Выходило, что полёт до Берлина и обратно, составляя 1760 километров, давал возможность, кроме горючего, брать до тысячи килограммов бомб. Всё это было впоследствии ещё и ещё раз рассчитано, а уже вечером 7 августа 1941 года 13 самолётов несколькими группами взяли курс на Берлин. Условия полёта были тяжелейшими: когда самолёты поднялись до высоты в 6000 метров, температура в кабине упала до 38 градусов ниже нуля, появилось кислородное голодание, но это не могло помешать лётчикам выполнить боевое задание.

В ночь с 7 на 8 августа самолёты были над Берлином. Экипажи рассредоточились и стали выходить на цели. Флагманский самолёт Е.Н. Преображенского бомбил Штеттинский вокзал, где были сосредоточены военные поезда, отправляемые на Восточный фронт. Остальные машины сбросили 750-килограммовые бомбы на другие военно-промышленные объекты фашистской столицы. Противовоздушная оборона противника оказалась застигнутой врасплох стремительным ударом советской авиации. Только когда эскадрилья советских самолётов легла на обратный курс, немецкая зенитная артиллерия открыла огонь. Наши экипажи умело маневрировали, ускользая из лучей прожекторов, из зон зенитного огня. Вокруг флагманского самолёта взрывалось сразу по 30 – 40 снарядов. Но ни один из них не достиг цели, так как экипаж всё время применял противозенитный манёвр, меняя через каждые 30 – 40 секунд направление и высоту полёта. Тридцать минут полета до Штеттина оказались для наших лётчиков нелегкими. Фашистские истребители неистовствовали в воздухе, пытались, во что бы то ни стало, перехватить советские бомбардировщики. И, наверно, поэтому стрелок-радист флагмана Кротенко спешно передал на свой аэродром радиограмму с заранее условленным текстом: «Моё место – Берлин. Задачу выполнил. Возвращаюсь». По инструкции радиограмму нужно было передать с выходом экипажей в море. Но радист решил, что если самолёт собьют, останется неизвестным, был ли экипаж над Берлином или нет, сбили самолёт над целью или на подходе к ней?

Ровно через 6 часов 50 минут после вылета самолёты стали приземляться на родном аэродроме. А ещё через несколько часов И.В. Сталин поздравил лётчиков с выполнением боевого задания. В тот же день, 8 августа Верховный Главнокомандующий подписал приказ № 0265 «О поощрении участников бомбардировки города Берлина». В нём говорилось: «В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. Пять самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте, по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену экипажа, сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей. Приказ объявить экипажам самолётов, участвовавших в первой бомбёжке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия. Народный комиссар обороны И. Сталин».

Утром восьмого августа немецкое радио передало, что предыдущей ночью 150 британских самолётов пытались штурмовать столицу Германии. Далее говорилось, что большая группа самолётов была рассеяна на подступах к столице, но несколько десятков машин всё-таки прорвались. Шесть из них сбиты и упали в черте города. В результате бомбардировки возникли пожары. Лондонская радиостанция «Би-Би-Си» тут же опровергла это сообщение и объявила, что, минувшей ночью, то есть с 7 на 8 августа, из-за плохих метеорологических условий над Британскими островами английские самолёты на Берлин не летали. Сообщение о шести сбитых бомбардировщиках вызвало в Лондоне крайнее недоумение.

А вот сообщение из советской хроники 1941 года: «8 августа совершён первый налёт на Берлин группой бомбардировщиков авиации Краснознамённого Балтийского флота под командованием полковника Е.Н. Преображенского».

П.И. Хохлов вспоминает: «Мы-то знали, в чём дело. Фашистская пропаганда не хотела признаться, что бомбили Берлин советские лётчики. В тот же день на предприятиях Ленинграда прошли митинги, на которых было рассказано о нашей операции. Товарищ Жданов назвал тогда авиацию Балтийского флота, летавшую на Берлин, политической авиацией. Эта операция широко комментировалась во всём мире. Мы же готовились к следующему рейсу на столицу рейха».

За проведение этой важной военно-тактической операции 13 августа 1941 года наш земляк был удостоен звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 530). Указом Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Советского Союза было присвоено и П.И. Хохлову. (Фото 2)

Так случилось, что 7 августа, день первой бомбардировки Берлина, стал для Евгения Николаевича днём торжества и днём трагизма одновременно: в этот день похоронили его отца, Николая Александровича. Н.А. Преображенский скоропостижно скончался от сердечного приступа 5 августа 1941 года во время рыбалки прямо в лодке. (Фото 3) Отец не успел узнать об успешном выполнении рискованной и дерзкой операции, которую провёл его сын. Уже через несколько дней после первой бомбёжки Берлина все печатные издания Советского Союза писали об этом подвиге. В кирилловской газете «Ленинское знамя» от 21 августа 1941 года было опубликовано открытое письмо руководства района матери Героя Анне Дмитриевне Преображенской. В нём говорилось: «Вашего сына любит весь советский народ и благодарен Вам за то, что воспитали в Евгении Николаевиче смелость, волю, любовь к Родине. Мужество, умение руководить боевыми операциями обеспечивает ему успех за успехом на благо Родины». (Фото 4)

Целый месяц самолёты из соединения Е.Н. Преображенского совершали налёты на Берлин. Всего авиагруппа полковника Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, в налётах участвовало почти 90 бомбардировщиков дальнего действия. (Фото 5) Полёты прекратились лишь после того, как по личному приказу Гитлера аэродром в Кагуле был полностью уничтожен превосходящими силами немецкой авиации группы армии «Север».

О славных подвигах лётчиков полка Преображенского помнили и после Победы. Ежедневная газета ВВС Краснознамённого Балтийского флота «Лётчик Балтики» 18 января 1946 года писала: «С тех пор столица Германии уже не решалась зажигать по вечерам свет на своих улицах. Бомбы Преображенского были первыми предвестниками неумолимого поражения. Он первым потушил огни Берлина». Спустя годы немецкий писатель Олаф Греллер написал: «То, что до сих пор не удавалось и до 1945 года больше уже никому не удастся, совершили лётчики Преображенского: они застали врасплох фашистскую противовоздушную оборону, самую сильную и оснащенную, какая только была в 1941 году». Но все эти отзывы появятся позже, а пока Великая Отечественная война была только в самом начале, и командир 1-го бомбардировочного минно-торпедного авиационного полка Преображенский нёс нелёгкую службу.

При выполнении боевых заданий Евгений Николаевич не раз оказывался в затруднительных положениях, но всегда выходил из них победителем. Во время второго налёта на Берлин один мотор самолёта, который он вёл, отказал вскоре после вылета с аэродрома. Весь полёт от самого моря сопровождался огнем немецких зенитных орудий. Трасса была тяжёлой в навигационном отношении. Но командир полка не отступил от цели. Он довёл самолёт до Берлина и точно сбросил бомбовый груз. Обратно шёл один, отстав от группы. В сообщении ТАСС от 9 августа 1941 года о втором налёте на Берлин указывалось, что один самолёт не вернулся на аэродром и разыскивается. Это был самолёт Преображенского. Но он вернулся на свой аэродром! (Фото 6)

В дневном налёте на финский город Турку самолёт нашего земляка подвергся сильному зенитному огню. На поврежденную прямыми попаданиями и осколками снарядов машину устремились группа вражеских истребителей. Преображенский не стал уходить, а атаковал ближайшего стервятника в лоб. Враги не выдержали неожиданной атаки и рассыпались в разные стороны.

В первую военную зиму на долю Преображенского и его боевого друга Хохлова выпало еще одно нелёгкое испытание: пришлось вести самолёт с подбитым мотором. Штурман Хохлов сбросил бомбы точно на цель. Боевое задание было выполнено. Но домой самолёт не вернулся. Пришлось сесть на болото, вдали от советских войск. Четверо суток без еды, при жестоком морозе, утопая в снегу, пробивались летчики к своим. И пробились ... (Фото 7)

После того как 28 августа наши войска оставили город Таллин, подача авиационного топлива и боеприпасов на остров Саарема прекратилась. 5 сентября 1941 года группа Е.Н. Преображенского, в которой оставалось всего несколько исправных самолётов, получила приказ перебазироваться на основной аэродром. Началась тяжёлая защита Ленинграда. Полк наносил мощные бомбовые удары по батареям противника, обстреливающим город, уничтожал боевую технику и живую силу на поле боя, топил боевые корабли в Финском заливе и Балтийском море. Пётр Ильич Хохлов отмечал, что не было ни одного порта, ни одной военно-морской базы в Финском заливе и Балтийском море, а также ни одного железнодорожного узла, аэродрома, важного военного объекта противника, где бы в то тяжкое время не действовал 1-й минно-торпедный авиационный полк во главе со своим прославленным командиром. (Фото 8) «Евгений Николаевич, – писал Хохлов, – своим личным примером увлекал в бой лётный состав. Если обычные лётные экипажи производили, например, в сутки два боевых вылета, то он со своим экипажем стремился сделать три вылета и говорил при этом, что два вылета сделали наши подчинённые, а мы, руководители, должны показывать пример и по количеству вылетов, и по успешности их выполнения».

Е.Н. Преображенский был примером во всём для своих лётчиков. В тяжёлые дни блокады Ленинграда, когда норма выдачи продуктов была предельно уменьшена и для лётного состава, командир полка всегда питался вместе со всем лётным составом, не позволяя повару делать для себя исключение. «Во время обеда в столовой, – замечал П.И. Хохлов, – если видел, что в окна смотрят голодные дети, то половину своего пайка хлеба отдавал им. При этом постоянно говорил: «За все эти страдания детей фашисты заслуживают самой суровой смерти». Его любовь к детям выражалась и в том, что он давал разрешения перевозить попутными боевыми самолётами, идущими на ремонт на тыловые аэродромы, ослабевших от голода ленинградских детей. Можно представить всю глубину трагедии того времени, когда учитель, ставший профессиональным лётчиком, вынужден был давать разрешение перевозить в израненных машинах совершенно обессилевших детей.

О героизме лётчиков полка Е.Н. Преображенского говорят следующие факты. Известно, что на пятый день войны у белорусской деревни Декшени командир эскадрильи 207-го полка капитан Николай Гастелло направил свой горящий самолёт на скопление боевой техники противника. В том же 1941 году подвиг Гастелло повторили лётчики-преображенцы: капитан Василий Алексеевич Гречишников, командир бомбардировщика 1-го минно-торпедного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота, Герой Советского Союза, участник первого полёта нашей авиации на Берлин, девять раз бомбивший фашистскую столицу; старший лейтенант, штурман Александр Иванович Власов; второй пилот Матвей Потапович Семенков; краснофлотец, воздушный стрелок Николай Бураков. 24 октября 1941 года этот экипаж в горящем бомбардировщике нанёс удар по вражеским войскам, двигавшимся к Ленинграду, в районе посёлка Грузино.

За исключительное мужество и героизм личного состава минно-торпедный авиационный полк, которым командовал Преображенский, первым на флоте был удостоен звания гвардейского, это стало признанием заслуг и лётчиков, и командира.

В начале 1942 г. Военный Совет фронта предоставил прославленному лётчику краткосрочный отпуск на родину, где в то время проживали его мать и эвакуированные из Ленинграда жена и дети. Евгений Николаевич в отпущенные ему два дня встретился с семьёй, учениками Кирилловской средней школы, принял участие в работе пленума райкома партии, порадовал семью и товарищей игрой на баяне, подаренном ему мастерами артели «Северный кустарь». Старый мастер гармонной артели А.М. Панов, напутствуя прославленного лётчика, сказал: «Бей крепче фашистов, Евгений, помни: вологодские всегда были достойными защитниками Родины. Дарю тебе баян, изготовленный нами. Баян тоже оружие, и пусть лётчики играют на нём песни, с песнями легче воевать». Впоследствии этот украшенный перламутровой инкрустацией баян – подарок земляков – стал экспонатом Центрального военно-морского музея СССР.

В августе 1942 года Е.Н. Преображенский возглавил 8-ю авиабригаду ВВС Краснознамённого Балтийского флота. И на этой должности он зарекомендовал себя как один из лучших командиров авиасоединений.

Зимой 1942 года Советское Верховное Главное командование разработало и осуществило операцию по прорыву блокады Ленинграда. Авиация Краснознамённого Балтийского флота принимала активное участие в обеспечении прорыва. Торпедоносная авиация соединения, начальником штаба которого был Преображенский, тоже обрушила на врага лавину огня и стали. Она поддерживала атаку войск ударных группировок, подавляла артиллерийские и минометные батареи врага, разрушала опорные пункты, уничтожала авиацию противника в воздухе и на аэродромах. Бомбардировщики буквально висели над немецко-фашистскими войсками.

Весной 1943 года соединение Е.Н. Преображенского участвовало в налётах на Кенигсберг, Тильзит, Инстербург. Торпедоносным полкам была поставлена задача разрушить сетевую преграду бомбами и торпедами и проделать проходы для выхода подводных лодок в Балтийское море. Одновременно самолёты наносили удары по транспортам в Рижском заливе, совершали дальние полёты и охотились за кораблями и транспортами противника.

В апреле 1943 года Евгений Николаевич снова посетил свою родину. Его прибытие на этот раз было необычным. Он посадил самолёт прямо на озеро. Во время короткого отпуска прославленный лётчик встретился с односельчанами, рассказал о боевых делах авиации, призвал трудящихся ещё лучше трудиться во имя победы над фашизмом.

Коллектив артели «Северный кустарь» преподнёс в дар своему отважному земляку баян. В кругу друзей он «опробовал» подарок и не расставался с ним до конца войны. Тогда же, в апреле 1943 года, Е.Н. Преображенский был назначен начальником штаба ВВС Северного флота.

Много боевых подвигов совершили летчики Преображенского в 1944 году. В январе они нанесли сотни ударов по узлам сопротивления и оборонительным полосам противника под Ленинградом. Вражеская блокада города-героя была окончательно ликвидирована.

31 марта 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР генерал-майор Преображенский был удостоен ордена Суворова II степени «за умелое и мужественное руководство боевыми операциями». С сентября 1944 г. он исполнял обязанности командующего ВВС Северного флота. Находясь на этом посту, Е.Н. Преображенский внёс большой вклад в дело защиты своих и союзных коммуникаций, проявил себя талантливым руководителем лётного состава в ходе Петсамо-Киркенесской операции, проведённой в октябре 1944 г. с целью изгнания немецко-фашистских оккупантов из Заполярья.

В 1945 году по планам боевых операций, в разработке которых участвовал Е. Н. Преображенский, авиация Балтийского флота нанесла мощные удары по портам и другим военным объектам противника. Было потоплено 96 транспортных судов, два линейных корабля, три эскадренных миноносца, подводная лодка и шесть сторожевых кораблей. Флаг Германии в Балтийском море был по существу обескровлен.

С апреля 1945 года наш земляк стал первым заместителем командующего ВВС Тихоокеанского флота. Под его руководством в августе 1945 года была осуществлена высадка воздушных десантов в Порт-Артуре (Люйшунь) и Дайрене (Далянь). С февраля 1946 года Е.Н. Преображенский командовал ВВС Тихоокеанского флота, а с февраля 1950 года он возглавил авиацию Военно-Морского Флота СССР. (Фото 9) Находясь на этой должности в течение одиннадцати лет, Евгений Николаевич проделал большую работу по развитию и совершенствованию авиации ВМФ. В 1951 году ему было присвоено воинское звание «генерал-полковник авиации». (Фото 10) В 1962 году генерал-полковник Е.Н. Преображенский был назначен военным консультантом Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Скончался Евгений Николаевич 29 октября 1963 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле установлен обелиск, на барельефе которого изображены крутые морские волны под голубым небом. Это символ дружбы отважного человека с небом и морем. (Фото 11,12)

Заслуги Е.Н. Преображенского перед Родиной высоко оценены государством. Он награждён тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени, Красной Звезды многими медалями, а также орденом КНДР.

Имя Героя присвоено 33-му Центру боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации. В его честь назван один из сейнеров Калининградской базы тралового флота и самолёт ТУ-142М вологодского гарнизона Федотово. На здании Череповецкого государственного университета, в честь Е.Н. Преображенского, установлена мемориальная доска. Имя Е.Н. Преображенского носят улицы в Череповце, Кириллове Вологодской области, Всеволожске Ленинградской области, Пестово Новгородской области, Светлогорске Калининградской области.

В селе Волокославинское Кирилловского района Вологодской области в 1975 году установлен бюст Героя, а школе, в которой учился Евгений Николаевич, присвоено его имя. (Фото 13) В школе был организован музей Е.Н. Преображенского, в котором за многие годы накопился богатый материал об этом человеке. За время существования школьного музея к краеведческой и исследовательской деятельности было привлечено несколько поколений учащихся. Их работы неоднократно признавались лучшими на областных краеведческих конференциях. Безусловно, основные экспонаты музея связаны с подвигом Е.Н. Преображенского и историей 1-го минно-торпедного полка. За годы Великой Отечественной войны 33 лётчика из 128 человек среднесписочного количества полкового лётного состава были удостоены звания Героя Советского Союза. Четыре экипажа этого полка направили свои горящие самолёты на скопление фашистских войск и техники.

Усилия учителей и учащихся Волокославинской школы направленные на сохранение и развитие школьного музея не остаются незамеченными. За создание и дальнейшую плодотворную работу этого музея бывший директор Волокославинской школы В.Д. Макина и общественный руководитель музея В.А. Макин в 2009 году награждены медалями «90 лет морской авиации России».

В июне 2009 года исполнилось сто лет со дня рождения Е.Н. Преображенского. Торжественные акции, посвящённые этой знаменательной дате, прошли в Москве, Вологде и многих других городах, так или иначе связанных с его именем. 22 июня в Москве в официальной обстановке прошли мероприятия, посвящённые 100-летию Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Е.Н. Преображенского. В них принимал участие помощник главы района А.Н. Иванов. Алексей Николаевич вместе с и.о. руководителя представительства Вологодской области в Москве и офицерами штаба авиации ВМФ России возложил цветы к могиле знаменитого земляка на Новодевичьем кладбище, а также землю, привезённую в Москву специально от дома Е.Н. Преображенского в с. Волокославинском. У здания штаба авиации ВМФ России в этот день состоялся митинг и открытие мемориальной доски, увековечивающей память о подвиге Е.Н. Преображенского и его заслугах перед Родиной.

В этот же день в Кириллове, на доме № 6 по улице Преображенского была открыта мемориальная доска. На митинге, посвящённом этому событию, была кратко представлена биография Евгения Николаевича, рассказано о подвиге, который он совершил в самое тяжёлое для страны время. Право торжественно открыть мемориальную доску, было предоставлено почётному гражданину Кириллова Владимиру Михайловичу Кузьмину.

На родине Е.Н. Преображенского, 100-летний юбилей самого известного морского лётчика нашей страны отмечался особенно. 23 июня 2009 года торжественные мероприятия собрали в старинном с. Волокославинское около полутора тысяч человек. (Фото 14, 15) На митинге у памятника Герою выступили глава района С.В. Усов, заместитель главы Николоторжского поселения Н.Ю. Швецова, помощник губернатора области, а в прошлом военный лётчик В.М. Бабкин. Житель села Н.С. Логинов прочитал стихи собственного сочинения, посвящённые Герою. Особую торжественность мероприятию придавало присутствие делегации морских лётчиков из гарнизона Федотово. (Фото 16) В течение всего дня в Волокославинской школе были гостеприимно распахнуты двери музея Е.Н. Преображенского. Кульминацией праздника должно было стать объявленное ранее авиационное шоу, посмотреть которое собрались люди со всего района. Но зрители смогли увидеть полёт только одного самолёта. Ровно в 18 часов в облаках показался силуэт тяжёлого самолёта. ТУ – 142, пилотируемый морскими лётчиками из вологодского гарнизона Федотово прошёл на предельно малой высоте, развернулся и ещё раз пролетел над селом. К сожалению ни другие самолёты, ни парашютисты в небе над селом не появились. Тем не менее, все были под впечатлением от пролетевшего на малой высоте бомбардировщика… Закончились торжественные митинги, отзвучали слова восхищения и благодарности, посвящённые нашему прославленному земляку, жизнь вошла в будничное русло.

Прошло пять лет с большой юбилейной даты, и хочется надеяться, что кирилловцы чтят память о Евгении Николаевиче Преображенском и его подвиге несмотря на дни и даты. Ведь с годами не меркнет боевая слава героев — живых и павших в жестоких схватках с врагом. В их подвигах встают перед нами высоты патриотического духа, открываются глубины пламенных сердец.


Н.Г. Кузьмичёва, методист отдела по работе с посетителями.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Буров А.В. Твои герои, Ленинград. 2-е изд. Ленинград, 1970.

2. Варганов Ю.В. и др. Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001.

3. Варюхичев А.Г. Слово о граде Кириллове. Архангельск, 1985.

4. Ветераны Великой Отечественной войны. Вологодская область. Кирилловский район. Кирилов, 2004.

5. Виноградов Ю.А. Операция «Б». Москва, 1992.

6. Военно-морская академия. 2-е изд., испр. и доп. Ленинград, 1991.

7. Вологодская энциклопедия. Вологда, 2006.

8. Выдающиеся вологжане. Вологда, 2005.

9. Газета «Ленинское знамя» за 1941 год.

10. Газета «Новая жизнь» № 48, 50, 51 за 2009 год.

11. Герои войны. Таллин, 1984.

12. Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 2. Москва, 1976.

13. Герои седой Балтики. Ленинград, 1965.

14. Герои Советского Союза. Т. 2. Москва, 1988.

15. Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937–1945. Москва, 1977.

16. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Москва, 1988.

17. Звезды не меркнут. 3-е изд. Калининград, 1982.

18. Золотые звёзды вологжан. Архангельск, 1985.

19. Интернет-сайт «Военная литература»: militera.lib.ru

20. Интернет-сайт flot.com

21. Интернет-сайт otvoyna.ru

22. Меркурьев В.И. Небо зовёт. Архангельск, 1972.

23. Словарь биографический морской. Санкт-Петербург, 2000.

24. Федин И.Д. Крылья над морем // Морской сборник, №7, 2001.

25. Хохлов П.И. Над тремя морями. Ленинград, 1988.



СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ


1. Е.Н. Преображенский и П.И. Хохлов разрабатывают план налёта на Берлин.

2. Герой Советского Союза, полковник Е.Н. Преображенский. Рисунок неизвестного художника.

3. Похороны Н.А. Преображенского, отца Евгения Николаевича. Мать, А.Д. Преображенская – стоит в центре, слева от неё – невестка, жена Е.Н. Преображенского. 7 августа 1941 года.

4. Газетные статьи о Е.Н. Преображенском.

5. Экипаж Е.Н. Преображенского

6. Самолёт Е.Н. Преображенского.

7. Экипаж Е.Н. Преображенского готовиться к вылету.

8. Е.Н. Преображенский.

9. Е.Н. Преображенский. 1949 год.

10. Е.Н. Преображенский, генерал-полковник авиации.

11. На могиле Е.Н. Преображенского.

12. Памятник Е.Н. Преображенскому на Новодевичьем кладбище в Москве.

13. Открытие бюста Е.Н. Преображенского в с. Волокославинском 25 октября 1975 года.

14. Митинг в честь 100-летия Е.Н. Преображенского. с. Волокославинское 23 июня 2009 года.

15. На митинге в честь 100-летия Е.Н. Преображенского. с. Волокославинское 23 июня 2009 года.

16. Школьники в почётном карауле у бюста Е.Н. Преображенского. с Волокославинское 23 июня 2009 года.