поиск статьи


Каблук в истории

В последние десятилетия ХХ – начале ХХI вв. проводятся масштабные реставрационные работы на территории Кирилло-Белозерского монастыря, которые сопровождаются археологическими исследованиями. В ходе раскопок выявляются разнообразные находки: от каменных и кирпичных изделий до изделий из кожи и ткани.

Самыми массовыми находками из кожи является обувь. В основном она представлена фрагментами и деталями. В ХVI веке на Руси преобладает обувь сложной конструкции – детальнокроеная. В ее конструкцию входят: головка, поднаряды, задник, подошва, с ХVII века присутствует каблук.

Каблук - это твердая набойка на подошве обуви под пяткой (подпяток, подбор). На Руси появляется в средневековье. Впервые в русских источниках слово «каблук» встречается в ХVI веке и считается тюркским заимствованием. Наиболее вероятной, считается версия, что слово образовалось на базе общеславянского корня lok – «изгиб, дуга». Некоторые исследователи полагают, что существительное могло быть заимствовано из тюркских языков, где kab – «пятка, пята»[1].

С самого начала возникновение каблуков могло быть вызвано несколькими основными причинами:

1) практичными потребностями, использования каблуков в повседневной жизни;

2) декоративными целями (увеличения роста носителя каблуков);

Существует много версий происхождения каблука. По одной из них, при изготовлении обуви было отмечено, что часть её, которая прилегает к пятке, изнашивалась быстрее всех остальных. Поэтому, постепенно на подошве и задней части обуви появилось некоторое утолщение, служащее практической цели – увеличения срока службы обуви.

Первые упоминания о каблуках относятся еще к древнему Египту. Их носили не фараоны и жрецы, а простые землепашцы. Каблуки нужны были им совсем не для красоты и подчеркивания изящности. Они создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой почве[2].

В Древней Греции обувь на «подставке» использовались актерами для зрительного увеличения их роста. Использование каблуков было распространено в Китае и Японии, где ношение подобной обуви заменило практику пеленания ног женщин для того, чтобы остановить рост их стопы. Уменьшение размеров стопы лишало женщин быстрого, уверенного шага, и, таким образом женщина не могла далеко уйти без поддержки, что сдерживало падение нравов.

В Европе же каблук известен только к ХV-ХVI векам. Для этого времени - Ренессанса - вообще было характерно подчеркнутое стремление вверх, символизирующее возвышение человека над действительностью. Это «возвышение» проявилось и в моде на обувь. Так, большое распространение получили туфли – «chopine», которые представляли собой подобие сандалий на платформе, которые делались из дерева или пробки. Высота каблуков таких «сандалий» была - от 14 до 60 см. Остается только предполагать, как благородное сословие умудрялось сохранять равновесие на таких ходулях. Стоит заметить, что такая мода коснулась не только женщин; мужчины тоже охотно приобретали для себя «возвышенные» сандалии. Предполагают, что именно Леонардо да Винчи разработал более удобную конструкцию, напоминающую современный каблук женской обуви. Массовое распространение каблуков его конструкции в Европе началось спустя почти два века - в XVII столетии[3].

Однако считается, что современный каблук ведет свою историю с эпохи Барокко. А придумали его мужчины. Предположительно, это был французский офицер, носивший ботфорты — тяжелые высокие кожаные сапоги, обязательный элемент которых — наборный каблук. Нужен он был, чтобы во время верховой езды нога лучше держалась в стремени. По другой версии — первые каблуки появились у всадников Золотой Орды. И они тоже были нужны для удобной езды верхом. А потому долго оставались принадлежностью мужской обуви. Непрактичность этой обуви служила признаком высокого социального статуса. Людям, которые носили такую обувь, не приходилось пахать землю и много ходить[4].

С первой четверти ХVII века иностранные авторы фиксируют высокие сапожные каблуки, широко распространившиеся в России. Сигизмунд Гербенштейн в книге «Записки о Московии», описывал увиденную в Москве обувь: сапоги они носят красные и очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздиками». О каблуках упоминает Адам Олеарий – придворный советник Шлезвиг-Голштинского герцога Фредерика, дважды посещавшего Москву в 1633-1634 и 1635-1636 гг. Олеарий пишет: «Большей частью они подобно полякам носят короткие, спереди заостряющиеся сапоги из юфти или персидского сафьяна. У женщин, в особенности у девушек, башмаки с очень высокими каблуками, у иных в четверть локтя длиною. Эти каблуки сзади, по всему нижнему краю, подбиты тонкими гвоздиками. В таких башмаках они не могут много бегать, так как передняя часть башмака с пальцами ног едва доходит до земли»[5].

У средневековой обуви существовали два типа каблуков: внутренний, состоящий из нескольких кососрезанных прокладок, и наборный, собранный из отдельно выкроенных пластин – фликов, полукруглой или овальной формы[6]. Внутренний каблук использовался с середины ХIV – до конца ХVI вв. Наборный каблук распространяется с ХVI века. Позднее, в конце ХVII века появляются каблуки, основа которых обтянута полоской кожи. Для обуви распространившейся после петровских реформ нехарактерны высокие каблуки. Как правило, их высота в то время не превышала 3,0-3,5 см. В начале этого периода деревянные (обтяжные) и кожаные (наборные) каблуки разделялись по принадлежности к мужской (кожаные) и женской (деревянные) обуви[7].

Для придания жесткости пяточному узлу каблук с подошвой скрепляли не только ниточными швами, но и гвоздями, которые забивались по нижнему краю. Снизу каблуки подбивались железными подковками, которые предохраняли каблук от быстрого износа.

В настоящее время сохранились единицы кожаной обуви и каблуков. В коллекции Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея хранятся четыре каблука. Они были обнаружены в 2004 г., в ходе археологических раскопок НИЦ «Древности Севера», под руководством И.В. Папина в культурном слое Тюремного двора ХVII в. (бывшая подмонастырская слобода). Возможно, данные предметы принадлежали строителям крепости Нового города или ремесленникам, проживавшим за монастырскими стенами. Все каблуки разные, непохожие друг на друга ни по форме, ни по сохранности.

Каблук кожаный наборный, полуовальной, заостренной формы, состоит из четырех пластин. На нижней части фрагменты трех бронзовых гвоздиков, по нижней части отверстия по периметру (линия шва). Высота - 0,2 см. Размер 10,2х10,2х0,2 см

Каблук кожаный наборный, полуовальной формы, состоит из четырех пластин, наложенных друг на друга. По нижней его части отверстия от гвоздиков и следы от них, по верхней – отверстия по периметру (линия шва). Высота - 0,8 см. Размер 8,6х9,2х0,8 см

Каблук из коры дерева, полуовальной формы с двумя круглыми сквозными отверстиями по центру, многослойный, высотой – 2,0 см. Размер 7,8х7,0х2,0 см

Каблук наборный с фрагментом задника и подошвы. Состоит из 10 пластин, наложенных друг на друга. Высота 2,2 см. По нижней части сохранились четыре бронзовых гвоздя с круглыми шляпками и множество фрагментов гвоздей, расположенных зигзагообразно. Размер 8,5х9,5х6,9 см.

Все представленные предметы прошли процесс реставрации в Великом Новгороде и Вологде. Каблук с фрагментами задника и подошвы был реставрирован в 2013 году в Вологодском филиале ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, художником-реставратором С.Г. Буршневой.

Несмотря на то, что коллекция изделий из кожи Кирилло-Белозерского музея-заповедника сравнительно невелика, она представляет особенный интерес. Благодаря накоплению подобного археологического материала появляются сведения о кожевенном ремесле и его специализации, следовательно, может быть изучена повседневная жизнь и быт позднего средневековья. Таким образом, широкое использование изделий из кожи в быту, повседневных занятиях и ремесле средневекового населения получает всё более подтверждение по мере накопления археологического материала.



[1] Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Н.Соснина, И.Шангина. – СПб.: Искусство – СПб, 2006., С.117.

[2] Традиционная обувь народов России: учебное пособие / Сост. Н.М. Калашникова, И.В. Грязева. – СПб.: СПГУТД, 2006., С.27.

[3] Осипов Д.О. Обувь Московской Руси ХII-XVIII вв.: Материалы охранных археологический исследований. Т.7. - М.:ИА РАН, 2006., С. 23, 25.

[4] Калашникова Н.М. «Всем богам по сапогам». – М.: Северный паломник, 2010., С.6-7.

[5] А.Олеарий, 1906, С. 117.

[6] Ояптева Е.И. Белозерская кожаная обувь» // Л.А. Голубева «Весь и славяне на Белом озере Х-ХIII вв. М.: Наука, 1973.

[7] Археология. Древняя Русь. Быт и культура. – М.: Наука, 1997., с.46