поиск статьи


Храмы прп. Сергия Радонежского (К 700- летию со дня рождения)

Чистякова Н.А.

Храмы прп. Сергия Радонежского (К 700- летию со дня рождения)

В этом году весь православный мир будет отмечать 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Известный историк Василий Ключевский, выступая на собрании в Московской Духовной Академии в 1892 году с речью: «О значении прп. Сергия для русского народа и государства» сказал: «имя преподобного Сергия-это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания. Какой подвиг освятило это имя? Он родился, когда вымирали последние старики, увидевшие свет около времени татарского разгрома Русской земли, но на всех русских нервах еще до боли было живо впечатление ужаса, произведенного этим всенародным бедствием. Это было одно из тех бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода.

Но, чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской Церкви, для этого самому русскому обществу должно было стать в уровень столь высоких задач, приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием

Преподобный Сергий посвятил свою жизнь нравственному воспитанию народа. Разумеется, он мог применять к делу средства нравственной дисциплины, ему доступные и понятные тому веку, а числе таких средств самым сильным был живой пример, наглядное осуществление нравственного правила.

Он начал с самого себя и продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений среди дремучего леса, приготовился быть руководителем других пустынножителей. Жизнеописатель, сам живший в братстве, воспитанным Сергием, живыми чертами описывает, как оно воспитывалось, с какой постепенностью и любовью к человеку, с каким терпением и знанием души человеческой».

Пятьдесят лет делал свое тихое дело Преподобный Сергий, приходили к нему люди и вместе с водой из его источника черпали в его пустыне, утешение и ободрение, и воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими.

Результатом его жизни было огромное количество учеников, основателей многочисленных монастырей, положивших начало Северной Фиваиде, но главное в том, что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался с духом, встал на поработителей. Преподобный Сергий примером своей жизни, высотой своего духа поднял упавший дух своего родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее

Не случайно в нашей стране и за рубежом, большое количество храмов, посвященных прп. Сергию Радонежскому, мы расскажем о двух, один из них находится в Кирилло-Белозерском монастыре, второй - в г. Вологде.

Основатель Кирилло-Белозерского монастыря-прп.Кирилл Белозерский был другом и собеседником прп. Сергия Радонежского, они часто встречались в московском Симоновом монастыре, в келье этого монастыря прп. Кириллу было видение Богородицы, призвавшей его на Север. Когда в монастыре в XVI веке развернулось большое строительство, оно положило начало, малому, или Ивановскому монастырю. Ивановский монастырь подчинялся Большому монастырю, а в XVII веке был слит с ним. В древних документах говорится, что в малом монастыре «живут старцы убогие, кормятся из большого монастыря». Вскоре после возникновения малого монастыря в нем была построена своя небольшая трапезная палата с церковью прп. Сергия Радонежского в 1560 году.

Постройки этого времени возводятся уже местными каменщиками. Они сочетают народную любовь к узорочью, безискуственность с традициями раннемосковского и северорусского зодчества. В постройке храма прп. Сергия Радонежского с трапезной палатой нарастает декоративность с присущей ей кирпичным узорочьем. Из-за небольших размеров холма трапезная разместилась на его крутом южном склоне, так, что подклетный этаж с северной стороне был скрыт в земле. Общая композиция трапезной в плане повторяла композицию ц.Введения с трапезной Успенского монастыря, также по одной оси располагалась келарская, трапезная палата и церковь с алтарем, но по архитектуре Церковь прп. Сергия резко отличается от ц. Введения и трапезной Успенского монастыря. Трапезная малого Ивановского монастыря перекрыта двускатной крышей с одним шипцом,выходящим на западный фасад. Несколько позднее над церковью был устроен ярус звона. Первоначально на территории Малого Ивановского монастыря имелась в XVI деревянная колокольня. «. Опись имущества и строений монастыря» свидетельствует: «Да на монастыре же колокольница деревянная на шти столбах, верх шатром, а на ней двои колокола зазвонные да третие красные. У красного у большого колокола край росшиблен»… Дата строительства ее неизвестна. В начале XVII века в Ивановском монастыре появилась новая звонница, она была предназначена для замены деревянной колокольни, вероятно пришедшей в ветхость. Звонницу устроили на храме прп. Сергия Радонежского с трапезной палатой « да на трапезе колокольница, а на ней колоколов зазвонных и красных трои колокола». Известный исследователь архитектуры Кирилло-Белозерского монастыря С.С.Подъяпольский считал, что ярус звона на церкви появился в конце: XVI века, а историк монастыря Н.К.Никольский писал, ссылаясь на опись 1621 года, что колокольня на церкви прп. Сергия Радонежского построена между 1601 и 1621 годах. Последнее более вероятно, так как опись 1601 года молчит об их существовании. Упоминание о звоне в колокола на Ивановской горке имеется в переписных книгах 1773 года: «на Ивановском монастыре четыре колокола малых» В древнерусских монастырях существовала довольно обширная практика совмещения колокольни с теплыми трапезными церквями. Связано это с тем, что летние монастырские храмы большую часть зимы стояли закрытыми, а обязательные в монастырях службы совершались в теплых церквях при трапезных. Звонам на церкви прп.Сегия Радонежского, как и на церкви архангела Гавриила, придавали еще и погребальные функции, так как рядом с ними находились монастырские кладбища.

Кирилло-Белозерский монастырь покупал колокола в Москве и в Вологде, часть колоколов отливалась непосредственно в самой обители. Иногда монастырские власти продавали колокола. Факт продажи двух медных колоколов зафиксирован сразу после польско-литовского разорения, когда монастырь нуждался в финансах

В 1924 Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт, в конце года на его территории возник музей, монастырские колокола стали частью музейной коллекции.

В 1930-31 годах почти все собрание монастырских звонов было уничтожено властями. Кирилловские музейщики как могли, пытались помешать этому, но им удалось отстоять только два колокола.. 14 мая 1997 года тогдашний директор музея Г.О. Иванова и епископ (ныне архиепископ) Вологодский и Великоустюжский Максимилиан подписали охранный договор на передачу Малого Ивановского (Горнего) монастыря Вологодской епархии.. 19 октября 1998 года Священный Синод на своем заседании дал благословение на открытие мужского Кирилло-Белозерского монастыря.. В 1999 году в обители появились первые иноки. Неудивительно, что когда вновь открылся монастырь на храме прп. Сергия Радонежского появились вместо колоколов газовые баллоны, которые, к счастью, не использовались, так как братия монастыря сумела приобрести небольшие колокола. Они находятся на звоннице около храма прп.Кирилла. Первые службы прошли в храме Иоанна Предтечи, затем в храме прп. Сергия Радонежского, сейчас богослужения проходят в храме прп.Кирилла Белозерского, где под спудом находятся мощи основателя обители преподобного Кирилла.. Первым игуменом монастыря стал о Кирилл (Петрович)., в настоящее время настоятелем монастыря является игумен Игнатий, (Молчанов) благочинный Белозерского благочиния.

Уже вскоре после возведения трапезной ее южная стена стала оползать, в стенах и сводах появились трещины. В 1652 году монастырские каменщики под руководством подмастерья каменных дел Кирилла Серкова переложили заново часть южной стены трапезной и ее сводов, а также подвели к оползавшей южной несколько громадных каменных контрфорсов. Были также переделаны окна в трапезной палате. Необычные окна с двумя узкими просветами, разделенными столбиками, и с двумя круглыми отверстиями, которые памятник имеет сейчас, были сделаны уже в XIX веке. В начале XIX была сломана глава над приделом. прп. Дионисия Глушицкого

Из остатков древнего внутреннего убранства в храме сохранились резные деревянные царские врата, относящиеся, судя по орнаменту к XVI веку. Иконы в настоящее время в церкви, поздние, написанные в основном в XIX веке. Храм прп. Сергия Радонежского давно нуждался в реставрации, так как искажен позднейшими переделками. В этот год начнется его реставрации, и будем надеяться, мы увидим храм, построенный местными монастырскими мастерами в первоначальном виде.

Небольшой деревянный храм прп. Сергия Радонежского находится в новом районе г. Вологды. Приход храма был образован в 2001 году, а строительство началось в 2004 году, богослужения начались со 2 февраля 2007 года, с момента освящения храма. Церковь однокупольная, восьмерик на четверике, с примыкающей к нему небольшой

колокольней. Такие небольшие уютные храмы из дерева, характерны для современной России.

Невозможно перечислить все храмы, посвященные преподобному Сергию Радонежскому в нашей стране, но они есть и за рубежом. Хочется рассказать о двух из них

Храм прп.Сегия Радонежского на северо-западе Франции около г.Кан, основан в 1926 году как приходская церковь для русских рабочих, работающих на местном металлургическом

заводе, частично финансировавшем строительство церкви. Рабочие этого завода, это были казаки, вынужденные бежать с юга России после Октябрьского переворота. Иконостас церкви исполнен в 1937-1938 годах иконописцем В.В.Сергеевым. Во время второй мировой войны в 1944 году храм и иконостас были разрушены бомбардировкой во время высадки союзников, восстановили храм в 1947 году, поврежденные стенописи и иконы реставрировал В.В.Сергеев.

Сергиевское подворье в Париже было создано стараниями митрополита Евлогия и М.М.Осоргина на собранные пожертвования. С

1914 года здание протестантской церкви пустовало, его приобрели и переоборудовали в православный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Свято-Сергиевское подворье в Париже приобрело особую притягательную силу для всех русских, причем не только зарубежных, но и русских из России. Основанный здесь в 1926 году Богословский институт стал подлинно духовным центром русской зарубежной богословской науки

Сергиевское подворье известно росписью и иконостасом, исполненными по проекту и при непосредственном участии Д.С. Стеллецкого(1925-1927)

Стеллецкий Дмитрий Семенович неоднократно выезжал на Русский Север, бывал в Ферапонтовом монастыре, был исключительным знатоком русских церковных древностей. Исполнил рисунки для титульного листа широко известного издания В.Т.Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря»(1911 год, два ангела с храмом в руках)


Архитектурный словарик.

1.Восьмерик-часть здания восьмиугольной в плане формы

2.Контрфорс-приставленная снаружи к стене подпорная стенка, часто треугольной формы, для удержания стены от падения.

3.Трапезная-общая столовая в монастыре, с церковью и подсобными помещениями, позднее пристройка с западной стороны церкви.

4.Четверик-часть здания квадратной в плане формы.

5.Щипец-верхняя часть фасадной стены, ограниченная двумя скатами крыши.

Список использованной литературы.

1 «Сергий Радонежский», Сборник, составитель В.А.Десятников .Москва, «Патриот»,1991 год.

2. «Путеводитель по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей» С.С. Подъяпольский(издание третье) Северо-Западное книжное издательство,1968 год.

3. «Великая государева крепость» А.Н. Кирпичников, И.Н.Хлопин, Изд. «Художник РСФСР» 1972 год

4.Сборник «Ферапонтовские чтения» 2010-2011 годы, выпуск 4. «История и культура монастырей Русского Севера. Изд. «Мир рекламы».г.Вологда.