поиск статьи


ОБ ОДНОМ ТИПЕ СПИСКОВ С ИКОНЫ ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА БЕЛОЗЕРСКОГО ДИОНИСИЯ ГЛУШИЦКОГО В СОБРАНИИ МУЗЕЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА

Чугреева Н.Н.

ОБ ОДНОМ ТИПЕ СПИСКОВ С ИКОНЫ ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА БЕЛОЗЕРСКОГО ДИОНИСИЯ ГЛУШИЦКОГО В СОБРАНИИ МУЗЕЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА

По свидетельству самой ранней описи Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года, знаменитая "первоикона" великого аввы Кирилла написана "при чюдотворце Кириле"1. Устойчивой церковной традицией она приписывается преподобному Дионисию Глушицкому, имевшему, по словам жития, "художество живописца". По исключительной духоносности самого древнего образа святого Кирилла, совмещающейся с простотой изобразительных средств и даже некоей неумелостью, отмеченной А. И. Анисимовым, исследовавшим образ при реставрации его в Кирилло-Белозерском монастыре в 1918 году, нет оснований сомневаться, что эта икона, удивительным образом не поддающаяся копированию, была написана человеком, духовно близким преподобному Кириллу. Черты святого были глубоко запечатлены в сердце живописавшего и с некоторым простодушием, свойственным праведным людям, теплотой и любовью переданы в иконе. Перефразируя известное высказывание о том, что само существование иконы святой Троицы преподобного Андрея Рублева есть доказательство бытия Божия, можно сказать, что дошедший до нас образ преподобного Кирилла есть зримое воплощение святости. Человек, написавший такой образ, был и сам святым. Преподобный Дионисий Глушицкий (умер в 1437 г.) почитался как чудотворец и со времени канонизации на соборе 1547 года - как общерусский святой. Его икона (по описи 1601 г.) стояла в церкви святого Кирилла, пристроенной в 1585-1587 годах с юга к Успенскому собору над гробом основателя монастыря.

Стиль древнейшего образа преподобного Кирилла не противоречит ни времени, ни месту его создания. Он написан в северных русских землях под влиянием новгородской иконописной традиции и может быть датирован первой половиной XV века2.

Сохранилось довольно много икон, в основном пядниц, "з живописново образа", повторяющих древний3. Отдельные списки точно передают иконографию протографа, хотя никогда не достигают духа оригинала. Другие отличаются от него в отдельных деталях. Однако во всех списках разного времени с этой иконы чувствуется стремление сохранить индивидуальную характеристику преподобного Кирилла, в отличие, например, от прекрасных, но единообразных икон святого, созданных Дионисием (Ферапонтовским) и мастерами его круга.

Среди списков с образа преподобного Дионисия Глушицкого выделяется группа икон с изображением Богородицы Воплощение (Знамение) на верхнем поле . Этот образ Богородицы, как известно, особенно почитался в Новгороде и северных русских землях. По описи 1601 года, в местном ряду Успенского собора Кириллова монастыря в киоте вместе с двумя другими иконами стоял, вероятно, не очень большой образ Богородицы Воплощение с архангелами и преподобным Кириллом. Опись 1668 года дает более развернутое его описание: "...образ местной Пречистые Богородицы, Воплощение Сына Божия, в молении Кирил Чюдотворец, по сторонам архангелы..."5. Возможно, что и списки с древнейшей иконы-пядницы святого Кирилла со Знамением наверху существовали уже в XVI веке. С образом Богоматери Знамение (по описи 1601 г.) были написаны иконы святого Никиты, епископа Новгородского, московских митрополитов Петра, Алексия и Ионы.

В церкви святого Кирилла справа от царских врат (по описи 1601 г.) на месте храмового образа стояла икона Богоматери Неопалимой Купины середины - второй половины XVI века, украшенная изображением царя Иоанна Грозного. Образ Неопалимой Купины связывался в иконографическом творчестве иконописцев с образом Богородицы Воплощение. Сложная иконография иконы Богородицы Неопалимой Купины, возникающая на Руси, вероятно, не ранее XVI столетия, основана на святоотеческом толковании видения пророка Моисея - горящей и несгорающей купины как прообраза Богородицы Приснодевы, через которую совершилось чудесное Рождество во плоти Сына Божия. На иконах Богоматери Неопалимой Купины, в видении Моисея, в горящем кусте - Богородица Воплощение. Подобное изображение Моисеевой Купины с Богоматерью Знамение характерно для русской иконописной традиции. Среди языков пламени Богородицу Воплощение мы видим, например, в сегменте шитой московской пелены конца XV - начала XVI века из Кириллова монастыря с избранными святыми. Иногда Богоматерь Знамение помещалась "в Силах" (фреска XVII в. на Казанской башне Кирилло-Белозерского монастыря) или являлась центром иконы Неопалимая Купина. Почитание образа Неопалимой Купины в Кирилловом монастыре могло повлиять на появление изображений Знамения на иконах святых.

В 1614 году для древнейшего образа святого Кирилла был сделан киот. На правой его створке в нижнем клейме - преподобный Дионисий Глушицкий, пишущий преподобного Кирилла. Резная надпись на киоте еще раз свидетельствует, что "образъ чюдотворца Кирила списанъ преподобным Дионисием Глушицким еще живу сущу чюдотворцу Кирилу в лето 6932 [1424]". В это же время икона святого Кирилла получила оклад, так же каки незадолго до этого чудотворный образ Богоматери Одигитрии конца XIV века, привезенный из Москвы. На верхнем поле серебряного позолоченного оклада с драгоценными камнями и жемчугом, над головой преподобного Кирилла была сделана дробница с чеканным образом Богоматери Знамение с херувимами6. "Лета 7122-го февраля в 27 день. Кирилова монастыря игумен Матфей велел обложити образ чюдотворца Кирила, его же писал Дионисей чюдотворец Глушитцкий ... серебра пошло на оклад к чюдотворцову образу въ дробницу Пречистые Богородицы и на поля и на трубы 2 фунта 23 золотника с полузолотником"7. На завороте рамки полей оклада внизу были высечены слова: "Лета 7122 обложенъ сии образъ при Игумене Матфее"8. Вероятно, украшение в 1614 году чудотворных икон Кириллова монастыря было связано с заказом новой царской династии. Образ Богоматери Знамение особо почитался родом Романовых. Юный Михаил Романов был избран на царство в костромском Ипатьевском монастыре, главной святыней которого являлась икона Богородицы Воплощение (Знамение). По описи Ипатьевского монастыря 1595 года, древняя икона Богородицы Воплощение с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием по сторонам (по преданию XIV в.) и списки с этого образа находились в Троицком соборе9.

После создания оклада на древний почитаемый образ святого Кирилла списки со Знамением получили распространение. По описи 1668 года, кроме иконы преподобного Дионисия Глушицкого в окладе, находившейся в Успенском соборе, в церкви святого Кирилла значится "образ Кирилла Чюдотворца, во облаце Воплощение Сына Божия, венцы и гривна и оклад серебрян, с трубами, чеканной, золочен, в венце у Чюдотворца Кирила два жемчюга да в гривне и по полям пять каменей бирюзы да четыре камени, червцы, да в гривне камешек, червец же, в гнездех" среди окладных пяд-ничных икон "над Чюдотворцовым гробом"10. Только в Успенском соборе И церкви святого Кирилла находилось в это время более десяти икон-пядниц Кирилла чудотворца (одна из икон преподобного со Знамением из Кириллова монастыря хранится в ГРМ). Подвесная пелена святого Кирилла со Знамением была вышита в 70-х годах XVII века по заказу Григория Дмитриевича Строганова для Благовещенского собора в Сольвы-чегодске. Опись Кириллова монастыря 1668 года называет образы и других святых: святителя Василия Великого и Василия Блаженного, Соловецких чудотворцев, а также преподобных Сергия Радонежского, Димитрия При-луцкого и Дионисия Глушицкого (на одной доске), вверху которых "во облаце Воплощение Сына Божия". На северном фасаде Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря в нише сохранилось фресковое изображение преподобного Кирилла и митрополита Петра в молении перед образом Богоматери Знамение.

В музее имени Андрея Рублева хранятся два списка-пядницы середины XVII века с древнейшего образа преподобного Кирилла с Богоматерью Знамение на верхнем поле, написанные в северных русских землях. Они несколько отличаются друг от друга. Одна из икон, происходящая из Углича, точно передает иконографию оригинала: правой рукой преподобный Кирилл касается видного наполовину свитка, который он держит в покро-венной левой руке (илл. 1). На другой иконе правая рука у груди святого сложена в жесте двуперстного благословения, в левой непокровенной он держит свиток (илл. 2, 3). Подобное положение рук характерно для шитых покровов преподобного Кирилла. Характер согбенной фигуры преподобного Кирилла сохранен, но она становится более статичной. Облачный сегмент с изображением Богоматери Знамение занимает центр верхнего поля, на второй иконе он заходит на лузгу и поле ковчега, касаясь головы преподобного. Позем на иконах выше, чем на древнем образе. Фоны золотые (на второй он почти полностью счищен до левкаса). Колорит икон сдержанный, выделяется лишь киноварный фон облачного сегмента с белильными звездами. Охрение личного с мягкими белильными высветлениями на иконах XVII века отличается от выполненного мазками на древней иконе. Выражение лика преподобного утратило внутренний динамизм и живость и заменилось более спокойным и созерцательным. В форме высокого лба, удлиненной полукруглой бороды, чуть наклонной линии носа выражено явное стремление повторить общий характер черт святого. Безусловно, иконописцам XVII века был известен или древнейший образ преподобного Кирилла, или близкие по времени его повторения. Несмотря на все различия, в иконах-списках чувствуется внутренняя теплая связь иконописцев с первообразом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Переписные книги Кирилло-Белозерского монастыря. 1601 г. ОР РНБ. Кир-Бел. 71/1310. Л. 5.

2 В каталоге ГТГ икона отнесена к московской школе иконописи. См.: Антонова В. И., М н е е в а Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Т. 1. М., 1963. № 246. С. 305-307. Недоумение по этому поводу высказано еще Г. И. Вздорно-вым, не относящим, однако, икону кисти Дионисия Глушицкого. См.: ВздорновГ.И. Неизвестная статья А. И. Анисимова "Иконизация Кирилла Белозерского" // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1987. М., 1988. С. 184-201.

3 Кроме приведенных Г. И. Вздорновым списков, можно указать также на хранящиеся в: ГМИР А 3168-IV; ГРМ ДРЖ 577, ДРЖ 819. ДРЖ 918; ЦМиАР КП 1837, инв. 103-I; BOKM 5456 с поясным изображением Христа на верхнем поле в деревянном киоте 1624 г. с резной надписью, XVII-XIX вв.

4 1) ЦМиАР КП 594, инв. 639-1. Середина XVII в. Русский Север. 31,5х28 см. Дер., левк., темп. Дар гр. г. Углича Л. С. Кочурихиной. Реставрирована в 1991 г. С. Р. Брагиным в НРХУ объединения "Росреставрация". 2) ЦМиАР КП 1980, инв. 104-I. Середина XVII в. Русский Север. 32х27 см. Дер., левк., темп. Реставрирована в 1983 г. М. В. Егоровой в ЦМиАР (Публикация: Памятники Отечества. Вып. 30. М„ 1993. С. 58). 3) СИХМ КП 155/3, инв. 573. 70-е гг. XVII в. 40х30,5 см. Шитье. Из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. Вклад Григория Димитриевича Строганова. 4) ГИМ И VIII 769. Вторая половина XVII в. 32,5х28,5 см. Дер., левк., темп. 5) ГРМ ДРЖ 616. XVII в. 32,5х29 см. Дер., левк., темп. Из Кирилло-Белозерского монастыря. Запись. 6) ГРМ ДРЖ 368. XVII в. 31,5х27 см. Дер., лев., темп. Запись. 7) ВОКМ 6608. XVII (?)-Х1Х вв. 32х27 см. Из Царс-Константиновской церкви г. Вологды. 8) ГИМ И VIII 211. XVII (?) в. 31,4х26,6 см. Запись. 9) Икона другой иконографии со Знамением (святой в рост с двуперстно благословляющей отведенной правой рукой с раскрытым свитком в опущенной левой) ВОКМ 6202. Первая половина XVIII в. 31х26,7 см. Дер., левк., темп. Из Царе-Константиновской церкви в г. Вологде.

5 Церкви и ризница Кирилло-Белозерского монастыря. По описным книгам 1668 г. // Записки отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. Т. 2. СПб., 1861. С. 134.

6 Там же. С. 130.

7 Книги приход и росход, что пошло на оклад Пречистой Богородице и чюдотворцу Кирилу //Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397-1625). Т. 1. Вып. 1. СПб., 1897. С. CVII.

8. Варлаам, архимандрит. Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре // ЧОИДР. 1859. Июль-сентябрь. Кн. 3. М., 1859. С. 10; Г е р о н т и й, иеромонах. Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужеского первоклассного монастыря Новгородской епархии. М., 1897. С. 46-48.

9 Переписные книги костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. М., 1890. С. 3, 35-36. 10 Церкви и ризница... С. 183.