поиск статьи


Музей и школа: аспекты сотрудничества.

Хрулева Надежда Ивановна

Музей и школа: аспекты сотрудничества.

В рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В этой Концепции ставится стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Главной стратегической целью программы является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

Стратегические цели Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС и программы «Социокультурные истоки» практически совпадают.

Таким образом, ФГОС предъявляет к программам духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемым и реализуемым общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, определенные требования. Эти программы должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определены следующие базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Все эти базовые ценности во всей полноте раскрываются в содержании программы «Истоки» для общеобразовательной школы.

В Вологодской области с 1998 г. в рамках регионального и школьного компонента содержания образования ведется учебный курс «Истоки», который реализуется в рамках программы «Социокультурные истоки». Авторами курса являются Кузьмин Игорь Алексеевич, член-корреспондент РАЕН, профессор и Камкин Александр Васильевич, д. ист. н., член-корреспондент РАЕН, профессор Вологодского государственного университета . Начиная разрабатывать данный курс, авторы были убеждены в том, что Россия стремительно приближается к тому времени, когда приоритетным для нашего образования будет духовно-нравственное направление. С целью решения указанной задачи и был разработан курс «Истоки», который носит ценностно-ориентированный характер. В настоящее время программа «Социокультурные истоки» успешно развивается в российском образовательном пространстве и некоторых странах ближнего зарубежья.

Учебный курс «Истоки» (1 – 11 классы) как национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта Вологодской области направлен на реализацию региональной политики в области образования.

Целью курса «Истоки» (1 – 11 классы) является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение её к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира обучающегося ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества.

Исходя из вышеназванной цели, предлагается решение следующих задач:

1.В плане личностного развития обучающихся курс «Истоки» призван воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе помогать выработке у обучающихся собственной жизненной позиции.

2.В плане социализации обучающихся курс «Истоки» призван способствовать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности; воспитывая в обучающихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих её идеалы и ценности, курс в то же время создаёт условия для формирования у обучающихся навыков толерантности и сотрудничества в современном политэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

3.В плане подготовки обучающихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван расширить их культурологическую компетентность, привести к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), формировать добросовестное отношение к труду.

Основное и среднее общее образование.

В основной школе открывается новый (второй) уровень в познании Истоков. Решаются следующие задачи:

- дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

- приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной, материальной, художественной и духовной культуры;

- закрепление и развитие имеющихся у ребёнка опыта многомерного восприятия действительности через ощущения укоренённости в российской этнической и социокультурной среде;

- развитие интереса к самостоятельному анализу и осмыслению Истоков.

Исходя из вышеизложенного, в музее создан совместный проект ФГБУК «Кирилло – Белозерский историко – архитектурный и художественный музей – заповедник и БОУ КМР «Кирилловская средняя общеобразовательная школа» (учитель «Истоков» Кирилловской средней школы Н.Н.Ильичёва, учитель высшей категории) по программе «Социокультурные Истоки». Проект включает в себя музейные уроки, лекции, классные часы, экскурсии с использованием потенциала музея – заповедника с учётом содержания учебников «Истоков». Проект призван помочь обучающимся в образовании, духовном и интеллектуальном развитии через изучение исторических, культурных и духовных ценностей России, Русского Севера; в углублении интереса к истории родного города, села, деревни; в изучении памятников духовной и материальной культуры, личности их создателей, земляков, внесших вклад в историю российского государства; в изучении разных сторон жизни, быта, культуры Белозерья.

5класс

Тема «Крестьянские хоромы».

1.Русское домостроительство. Музейный урок.

2.Интерьер крестьянского жилища. Экскурсия.

Тема «Соловки».

Музейные уроки.

1.Прп. Савватий, Герман, Зосима Соловецкие. Митрополит Филипп.

2.Соловки возводила вся Россия.

3.За стенами монастыря. Чудо Преображения.

4. О чём горько вспоминать и тяжко говорить.

Тема «Икона «Живоначальная Троица».

1.Иконы с изображением Троицы в собрании Кирилло – Белозерского музея- заповедника. Экскурсия.

Тема « Летописи».

Музейные уроки.

1. Первые летописи и первые летописцы.

2. Как писали и украшали летописи.

3. Младшие братья летописей (поучения, сказания, «Домострой»).

6 класс

Тема «Слово и образ Отечества».

1.Значение монастырей Северной Фиваиды в истории Руси. Кирилло –Белозерский и Спасо –Прилуцкий монастыри. Музейный урок (+в/ф).

Тема « Слово и образ малой родины».

Музейные уроки.

1.Уездный город Кириллов.

2.Приходские храмы города Кириллова.

3. О чём могут рассказать названия сёл и деревень Кирилловского района.

Тема «Слово и образ времени».

Музейные уроки

1.Русские дети и их игры.

2.Обычаи и традиции Белозерья.

3. Православные праздники в иконе. Экскурсия.

7класс

Тема «Крестьяне».

1.Льняной круг. Музейный урок.

Тема «Мастера – ремесленники».

1.Снежные узоры. Экскурсия.

2. Радуга на полу. Экскурсия.

Тема «Купцы и предприниматели».

1.Благотворительная деятельность кирилловских купцов конца 19 –нач. 20 века. Музейный урок.

Тема «Воинство».

1.Оружие и доспехи 17 века. Экскурсия.

Тема « Священство».

1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Музейный урок.

1.Келейная жизнь монахов Кирилло – Белозерского монастыря. Экскурсия.

8 класс

Тема « Творчество: дух и форма».

1.Борис Иванович Горбунов и его творчество. Музейный урок.

Тема «Истоки образа».

1.Растительный орнамент в русском костюме. Музейный урок.

Тема «Истоки творчества разума».

1.Научное и техническое творчество кирилловцев. Музейный урок.

Тема «Творчество просветителя».

Музейный урок.

1.Духовники. Иоанн Кронштадтский.

2.Просветители Бриллиантовы.

3.Учебные заведения г. Кириллова на рубеже 19-20вв.

9 класс

Тема «Дела на пути к истине».

Музейный урок.

1.Миротворчество. Миротворец Серафим Саровский.

2.Труженики.Труд как священное действие.

Тема «Испытания на пути к истине».

1.Чистые сердцем. Житие преподобных Ферапонта и Мартиниана белозерских.

При проведении занятий используются следующие методы:

-словесные (рассказ, беседа, объяснение);

-наглядные (презентация, видеофильм, демонстрация, экскурсия, работа с учебником и рабочей тетрадью).

- работа в группе, ресурсный круг.

В основной и средней школе обучающиеся приобщаются к главным нравственным категориям жизни Отечества.

Например, в 5-ом классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идёт знакомство с семью выдающимися памятниками или явлениями отечественной культуры и российского образа жизни.

Например, при изучении темы «Соловки» до обучающихся доводится идея о том, что созданный и обустроенный на далёкой северной окраине островной Соловецкий Спасо – Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о Евангельском чуде Преображения и тем самым придавал многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

В дополнение к рассказу об основателях и устроителях соловецкого монастыря в качестве дополнительного материала зачитывается легенда, изложенная в книге В.Калашникова «Легенды русских монастырей. Соловецкий монастырь» о монахе Кирилла-Белозерского –монастыря Савватии, создавшим самый северный оплот русской святости. Рассказывая о Германе, обращается внимание обучающихся, что он был уроженцем г. Тотьмы. По теме урока «Соловки возводила вся Россия» рассказывается о паломниках, путь которых на Соловецкие острова проходил и через нашу округу – с.Коротец. Мужики Коротецкой округи зарабатывали таким образом деньги, перевозя их по р. Ухтомица –оз.Воже – оз.Лача –р. Модлона. Обучающимся интересен рассказ о деде учительницы Кирилловской средней школы Г.А.Голубевой, который год жил по обету в монастыре. В детстве Николай обварил руку кипятком, мать усердно молилась Богу и дала обещание, что в случае выздоровления она отправит его на один год в монастырь. Мальчик выздоровел и в 13 лет вместе с мужиками из Сизьмы ушёл по обету на Соловки. Там они жили по Уставу монастыря: молились Богу, ухаживали за лошадьми, выращивали капусту, обучались ремеслу. Например, Николай научился изготовлять красивую деревянную посуду, которую он в качестве подарка принёс своим родственникам. В ходе урока используются также интересные воспоминания П.Ф. Фёдорова, судового врача шхуны «Полярная Звезда». Эта шхуна простояла 69 дней у Соловецкого монастыря(1885-1886гг), а он сам жил неделю в качестве паломника в монастыре.

В заключение темы проводим викторину.

. Викторина

по теме «Свято – Преображенский Зосимо – Савватеевский Соловецкий монастырь»

1.Год основания монастыря

1. 1237

2. 1397

3. 1429

4. 1297

5. 1417

2.Основатели и устроители монастыря

1. Кирилл

2. Савватий

3. Александр

4. Зосима

5. Филипп

6. Герман

3.Савватий – постриженник

1. Троице - Сергиевой лавры

2. Ипатьевского монастыря

3. Псково –Печерского монастыря

4. Кирилло – Белозерского монастыря

5. Ферапонтова монастыря

4. Какой строительный материал использовался при строительстве стен и башен монастыря?

1. Кирпич

2. Дерево

3. Бетон

4. Валуны

5. Цемент

5.Самое большое помещение Соловецкого монастыря

1. Келарская

2. Поварня

3.Трапезная

4.Келья

5.Библиотека

6. Почему монастырь называли «северным университетом»?

Интересная презентация подготовлена Ириной Васильевной Романовой, научным сотрудником экспозиционно-выставочного отдела по теме «Крестьянские хоромы» ( Русская деревня. Русский крестьянский дом (архитектурные особенности, планировка, убранство).

И.В. Романова подготовила презентацию по материалам экспедиций в Вожегодский район. Интересен этот материал тем, что в прошлом часть территории со­временного Вожегодского района входила в состав Воскресенской волости Кирилловского уезда Череповецкой губернии. Последние две экспедиции работали в Вожегодском районе в 2005 и 2006 годах. Главной целью этих экспедиций было изучение архитектуры крестьянских хором. Участники экс­педиции сделали большую фото- и видео съёмку всех наиболее интересных крестьянских строений и деревень. В ходе урока обучающимся рассказывают о месте и типах застройки северных деревень, типах жилых строений, выборе места для строительства дома, строительных материалах (дерево), строителях («собственными руками»), т.е. конкретным человеком из числа «родоначальников», декоративных приёмах, предназначенных для украшения: резьба,живопись, краска; различных архитектурных деталях, интерьере дома.

Обучающиеся делают вывод: русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, деревянной мебелью, убранством и утварью была единым целым, составлявшим целый мир для крестьянина.

В 6-ом классе в цикле «Слово и образ малой родины» в музейном уроке «О чём могут рассказать названия сёл и деревень» (проводит научный сотрудник научного отдела Глызина Л.И.) обучающиеся узнают:

1.Об именах первых поселенцев или владельцев сёл.

2.О расселении и переселении племён (финно – угорские названия (Колкач, Карботка), славянские названия (Волокославинское).

3. О местонахождении деревень(Загорье, Заречье).

4. О рельефе местности (Гора, Горка, Горицы).

5. О местной растительности (Ельник, Березник, Клёново).

6.О характере земледелия (Пепел, Дор, чистый Дор).

7. О распространении христианства (с. Благовещенье, с. Петровское, с. Н.- Торжок, с. Петропавловское).

8. О почвенно – геологических условиях (Пески, Дресвица, Какмешница).

9. О занятиях жителей (Гончарка).

В 7-ом классе по теме «Истоки дела и подвига» –обучающиеся осознают истоки труда, служения и творчества. В плане подготовки подростков к профессиональной деятельности «Истоки дела и подвига» призваны привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

По теме «Купцы и предприниматели» Л.И .Глызина, научный сотрудник научного отдела проводит музейный урок «Благотворительная деятельность кирилловских купцов конца 19-нач. 20 века». Обучающиеся узнают о том, что благотворительность кирилловских купцов конца в этот период выражается прежде всего в пожертвованиях в пользу храмов и монастырей, в пользу общественных учреждений, в пользу бедных и больных людей. Отдавая часть своего богатства жителям Кирилловского уезда, купцы способствовали развитию хозяйственной и культурной жизни родного края. Например, братьями Симоновыми было завещено родному городу 239т. руб.(в т.ч. на постройку Народного дома). Г.А.Вальков своё жалование директора городского общественного банка(250руб.) жертвовал в капитал Кирилловского благотворительного общества. Общество имело бесплатную столовую для бедных. В 1996 году в г. Кириллове две улицы названы в честь кирилловских купцов – благотворителей – Симоновская, Вальковская. Обучающиеся усваивают нравственное правило российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрёл, а тот кто много роздал.

По теме «Воинство» экскурсовод отдела по работе с посетителями А.В. Цветков проводит экскурсию в музее «Оружие и доспехи 17 века» на базе музейных коллекций и археологических раскопок, проведённых совместными усилиями Кирилло – Белозерского музея и Ленинградского музея артиллерии и инженерных войск под руководством А.Н. Кирпичникова и И.Н.Хлопина.

Во внеучебное время с Н.Н. Ильичёвой проводили интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» для обучающихся 7-х классов, (заключительное мероприятие), посвящённую истории и культуре Белозерья. Обучающимся были предложены следующие темы для обсуждения:

1. Мастера и ремесленники.

2. Купцы и предприниматели.

3. Воинство.

4. Священство.

Тема: «Мастера и ремесленники».

1. С 16 века документы отмечают развитие деревообработки как в самом Кирилло – Белозерском монастыре, так и в его вотчинных сёлах и деревнях. Например, на протяжении веков производилось и продавалось огромное количество посуды. Ковши, ложки, черни для ножей возами везли в Вологду, Великий Устюг, Москву, Новгород. Традиции посудного и ложкарного промысла дольше всего сохранялись в деревнях Волокославинской волости Кирилловского уезда. А их производство сохранялось вплоть до 1920-х годов. Материалом для изготовления служила осина или берёза. Изготовление ложек проходило четыре стадии:

- лошкарь делал собственно ложку;

-завивальшик обрабатывал, «завивал» черенок;

-красильщик отделывал уже готовую ложку…

Вопрос - А что делал баклушник?

Ответ: Баклушник приготовлял полена – «баклуши».

2. Большой популярностью в нашем крае пользовались изделия из бересты: солонки, футляры для кос, туеса, пестери, лукошки, обувь…

Процесс их изготовления был довольно длительным. Сначала бересту заготовляли, затем очищали её, ровняли кромки, резали на полоски нужной длины…

Вопрос - А с помощью какого инструмента плели изделия?

Ответ: С помощью котача (кочедыка) – небольшой изогнутой лопаточки.

3. Начало изготовления гармоний в Кирилловском уезде восходит к 1850-м гг. Образцом для её изготовления послужила гармошка–«черепанка», увиденная в соседнем Череповецком уезде.

Вопрос - Назовите имя мастера, родом из д. Гора Волокославинской волости, изготовившего первый инструмент.

Ответ: Иван Разин.

4. Гончарное ремесло является одним из древнейших на территории нашего края. Природные запасы глины в местностях, прилежащих к Кириллову, способствовали развитию гончарного промысла и кирпичного производства. Много известных гончаров работало на территории края. Например, малинский гончар Н.Ф. Елизаров делал обварную керамику вплоть до 1980-х гг. Самым взыскательным вкусам в начале 20 века отвечала керамика А.А. Цыганова из деревни Глебовской. Позднее в 1930-40-х гг. стало известно имя его родственника-Н.А.Цыганова,который работал мастером на гончарном заводе артели инвалидов «Коллектив» в Кириллове. Крупный гончарный центр находился в деревне Ситское Бураковской волости.

Вопрос - Назовите имя мастера, который в начале 1970-х гг. выполнил большой заказ для открывавшегося в г. Кириллове ресторана «Трапеза». После кончины мастера оборудование гончарни было приобретено Кирилло –Белозерским музеем-заповедником.

Ответ: Александр Павлович Левашов

Тема: Купцы и предприниматели.

1. Согласно закону 1863 года, изменённому в 1865 году и образующему «Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов» предприниматели всех торгово-промышленных действий, не освобождённых от налога, обязаны были ежегодно брать особые свидетельства, которые подразделялись на купеческие (или гильдейские) и промысловые. Купеческие свидетельства были двух видов: 1-й гильдии – для оптовой торговли и 2-й – для розничной. Лицо, взявшее купеческое или гильдейское свидетельство, кроме права «производить» в известных пределах торговлю, приобретало ещё сословные права купцов. Лица, не принадлежавшие к купеческому сословию, могли брать гильдейские свидетельства с сохранением их прежнего звания. В таком случае их именовали «временными купцами».

Вопрос – Кто из кирилловских купцов, сохранявший звание крестьянина и погребённый на территории Кирилло –Белозерского монастыря числился «временным купцом».

Ответ - Александр Семенович Вальков.

2. Кирилловские купцы, являясь наиболее состоятельными городскими жителями, были и самыми щедрыми жертвователями. Так, на деньги купеческой жены Марии Ивановны Сизьминой в 1894 году была построена каменная кладбищенская церковь святого Николая Чудотворца на Обшаре. На деньги купца Петра Алексеевича Симонова возведено здание Гостиного двора на Торговой площади. Многие кирилловские купцы являлись членами благотворительного общества. Общество имело бесплатную столовую для бедных. Купцы давали не только деньги на её содержание, но и продукты питания. Кирилловское купечество также способствовало развитию народного образования в городе и в уезде.

Вопрос-Кто из купцов положил начало школьному образованию в г. Кириллове?

Ответ - Купец Иван Шелепин, который в 1785 году открыл в своём доме школу для обучения «российской грамоте и письму» купеческих и мещанских детей.

Тема: Воинство.

1. Многие русские монастыри, в том числе и Кирилло – Белозерский, играли роль крупных военных крепостей. Для вооружения крепости монастырь приобретал пушки, пищали. Пополнение арсенала шло и за счёт государственных поставок. Холодное оружие изготовлялось как в самом монастыре, так и в монастырских сёлах. По–видимому, в монастыре изготовлялись и пушки. Опись 1635 года называет пять медных пушек «домашнего дела»: Задора, Кез, Поравай, Полкан, Утинок.

Вопрос – А как называлась самая большая пушка, подаренная монастырю архангелогородским воеводою А.И.Зюзиным в 1614 году?

Ответ - Пушка «Лев» весом 80 пудов.

2. Опись 1668 года даёт подробное описание кирилловского арсенала. Этим оружием можно было обеспечить 1500-2000 человек. Оно было предназначено как для возможных боевых действий, так и для охранной и государственной мобилизационной служб. Для хранения 8500 единиц оружия из числа монахов назначался специальный оружничий старец, который постоянно жил при арсенале. Ему вменялось в обязанность хранить оружие, вести записи учёта и приёма оружия, заботиться о ремонте и чистке его.

Вопрос – Как с начала 17 по конец 18 века называлось помещение для хранения оружия в Кирилло – Белозерском монастыре?

Ответ – «Оружная казна» или «Палатка оружная».

Тема: Священство.

1. Как известно, архимандрит Иаков возглавлял Кирилло –Белозерский монастырь с 1866 по 1896 гг. Это был человек, обладавший, бесспорно, высоким духовным авторитетом, сочетавшимся с подлинной заинтересованностью в нравственном просвещении народа. Главную свою цель настоятель видел в неустанной заботе о восстановлении истинно монашеской жизни в духе Устава преподобного Кирилла Белозерского. Будучи человеком «строгой монашеской жизни», того же требовал он и от братии. Как ревностный хранитель монашеских обетов Иаков считал, что городское духовное училище не должно размещаться на монастырской территории. На строительство нового училищного здания вне монастырских стен он пожертвовал кирпич и солидную сумму денег. В 1880 году Иакова избрали почётным попечителем Кирилловского Духовного училища.

Вопрос – В каком из ныне существующих зданий г. Кириллова находилось Духовное училище?

Ответ – Бывшее здание районной больницы на берегу Сиверского озера.

2. Ферапонтов монастырь получил своё второе рождение при игуменье Таисии. Она родилась в дворянской семье в 1840 году и получила прекрасное образование в Павловском институте благородных девиц в Петербурге. В миру она звалась Мария Васильевна Солопова.

Вопрос – А из какого знатного рода по линии матери происходила Мария Васильевна Солопова?

Ответ- По линии матери она происходила из знаменитого рода Пушкиных.

Дополнительные вопросы к игре

«Что? Где? Когда?»

(индивидуальное первенство – без подготовки).

1.Для вооружения крепости монахи приобретали пушки, пищали. Самая крупная партия оружия была куплена в 1611 году.

Вопрос – В каком городе была куплена эта партия оружия?

Ответ – В г. Архангельске.

2. В экспозиции музея – заповедника имеются кольчуги, изготовленные, предположительно, Панком Илгошским в 1615 году.

Вопрос – Назовите профессию этого мастера.

Ответ – Бронник.

3. В XIX веке в Кирилловском уезде выпускалось несколько видов гармоний. Наибольшим спросом пользовались двухрядные и однорядные «тальянки»; гармоники со срезанными углами – «питерки», называвшиеся так потому, что основными покупателями их были питерские рабочие; маленькие, но звучные концертные гармоники. С 1911 года начали делать «хромки».

Вопрос – Как впоследствии стали называть этот инструмент?

Ответ – Баян.

4.Плетение из бересты – исконное занятие крестьян кирилловского уезда. Набор выплетаемых берестяных предметов был очень разнообразным: солонки, лукошки, налопаточники, косники…

Вопрос – А что такое пестерь?

Ответ - Заплечный короб с откидывающейся трапецевидной крышкой.

5. Гончарное ремесло, как вы знаете, является одним из древнейших ремёсел на территории Кирилловского уезда. Гончары изготовляли разнообразную посуду: кувшины, корчаги, латки… В павлоковских гончарнях Бураковской волости был изобретён и особый сосуд –утица.

Вопрос – Для чего использовали сосуд – утицу в крестьянских домах?

Ответ – Сосуд-утицу использовали для сбора воды, стекавшей в лоток остеклённых зимних рам.

6. Ежегодные ярмарки (Кирилловская, Успенская, Введенская), проводившиеся у стен Кирилло – Белозерского монастыря, способствовали появлению среди крестьян монастырской слободы людей, обладавших достаточными средствами и способностями для ведения торговых операций.

Вопрос – Кто, согласно манифеста от 17 марта 1775 года мог считаться купцом?

Ответ - Купцом мог считаться человек, кто имел капитал в 500 рублей и более.

7. Игуменья Таисия была высокообразованной женщиной. Она писала стихи, состояла в переписке со многими известными людьми…

Вопрос – Какой институт она закончила?

-Павловский институт благородных девиц

-Смольный институт благородных девиц

-Московский институт благородных девиц

Ответ – Павловский институт благородных девиц.

8. Игумен был представителем духовной власти в монастыре, келарь заведовал внешним его благоустройством, казначей заведовал денежной казной и записью приходов и расходов монастыря…

Вопрос – А что делал житник?

Ответ -Житник принимал и выдавал хлебные запасы.

В 8-ом классе в теме «Истоки творчества» обучающиеся осваивают важнейшие проявления творческой деятельности человека и ее плоды.

В цикле «Истоки творчества разума. Творчество просветителя» проводим музейный урок «Духовники. Иоанн Кронштадтский». Обучающиеся знакомятся с историей жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обращаем внимание на его отношение к ученикам. «Главное, не количество, а прочностьусвоенного важна»-,так считал о.Иоанн Кронштадтский. “Неспособных” учеников у отца Иоанна не было. Особое внимание законоучитель уделял так называемым неспособным учащимся. Отец Иоанн брал таких ребят на поруки – ведь и сам батюшка был когда-то отстающим учеником, а потому очень хорошо понимал их беды, их проблемы, их душевную боль… Любовь, внимание, ласка были для таких детей всё равно что солнце для растения. И вот недавний двоечник уже хорошо учится, а то и первым учеником становится… Двадцать пять лет преподавал отец Иоанн. «Не унывайте от однообразия и, по временам, трудности ученической жизни. Корень учения горек, но плоды его сладки, -говорит русская пословица… Недаром все мы долго учились. Мы видим и вкушаем плоды долговременного учения. Учитесь же прилежно и вы, да живите скромно и благонравно, безропотно подчинясь поставленным над вами надзирателям, наставникам и начальникам». Вся жизнь отца Иаоанна была подвигом любви к ближним и к Богу. Полное самооотречение, стремление помогать людям в их нуждах –всё это наполняло его жизнь особым светом, давало ему силы преодолевать собственные немощи.

Рассказываем о посещение о.И.Кронштадтским Кирилловского уезда в период с 1891 по 1908г.( история с исцелением Анны Маркеловой от заикания).Фотографию И.Кронштадтского бережно хранила её дочь, Тамара Ивановна Обленова, долгое время работавшая в канцелярии Кирилловской средней школы.

Его духовный дневник «Моя жизнь во Христе» уже при его жизни был переведён на английский, французский, болгарский и греческий языки. В записках святого вместе с глубокими мыслями о вере беспощадная честность по отношению к себе. Его мудрые высказывания «на все случаи жизни». Например, «…не засматривайся на красоту лица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его(тело – одежда временная), а смотри на того, кто ею одевается; не смотри на великолепие дома, а смотри на жильца, кто живёт в нём и каков…» , «Иногда люди младшие тебя, или равные, или старшие, дают тебе намёком наставления, которых ты не терпишь, досадуя на своих учителей. Надо терпеть и с любовью выслушивать всё полезное от кого бы то ни было. Самолюбие наше скрывает от нас наши недостатки, а другим они виднее: они и замечают нам…».. В заключение урока работаем с книгой Святой праведный Иоанн Кронштадский «Солнце правды», раздел «Наши отношения к ближним»(стр.76) Обучающимся, после прочтения отрывка предложено выполнить следующие задания:

1.Прочитай отрывок, озаглавь его, соотнеси содержание отрывка с одним из следующих выражений:

1.Наше отношение к ближним.

2.Любовь к ближнему.

3.Наше немилосердие.

4.Мера и правило христианского отношения к ближним.

5.О прощении к ближним.

2. Исключи из перечисленных выражений те, которые не соответствуют тексту отрывка:

- уважай и люби всякого;

-будь от души всякому доброжелателен;

-сочувствуй несчастью, горю;

-не сочувствуй бедности ближнего;

- думай о всех доброе;

-имей ко всем зависть;

-не унижай и не презирай никого.

Для внеурочной работы также вместе с Н.Н.Ильичёвой составлена интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Вопросы для обсуждения:

1.Язык духа преподобного Нила Сорского.

2. Храм как образ Божественного мира.

3. Мотивы творчества.

4. Образы природного мира в творчестве Горбунова и Позднякова .

Тема: «Язык духа преподобного Нила Сорского».

1. В 14 -15 веках в лесных пустынях русского Заволжья возникает большое количество монастырей, с которыми связан наивысший расцвет в истории монашества. Подражая примеру древних отцов египетской Фиваиды, русские иноки стремились к пустынножительству, безмолвию и созерцанию. Как и в древней Фиваиде, на Русском Севере развивались все три формы монашеской жизни: общежитие, скитничество и отшельничество. В конце 15 века русский святой Нил Сорский основал неподалёку от Кириллова монастыря свой скит – первый в России.

Вопросы:

1. Где родился святой?

2. В каком монастыре принял постриг Нил Сорский?

3. Что подразумевалось под словом пустынь?

4. Назовите главную заповедь Нило – Сорского скита.

Тема: «Храм как образ Божественного мира»

Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор.

П.И.Чайковский писал: «Невозможно не испытать самые трогательные чувства на нашей православной литургии. Люблю я и вечерню. Стоять на субботней службе в какой-нибудь маленькой деревенской церкви, заполненной дымом кадильницы; теряться в вечных вопросах: что, откуда, почему; внезапный звук из хора выводит из забытья; поэтичность музыки уносит тебя; тихое возбуждение охватывает тебя, когда царские врата в иконостасе отворяются и звучат слова: «Хвалите имя Господне!» Всё это бесконечно дорого мне! Одна из самых моих сокровенных радостей!» Действительно, тысячелетиями выработанный чин церковной службы представляет собой неразрывное единство многих элементов: это и архитектурное убранство храма, и запах ладана, горение свечей, размеренные движения священнослужителей, и, конечно же, церковное пение. Христианский храм – это образ созданного Богом мира, «состоящего из существ видимых и невидимых» (Максим Исповедник), о великолепии которого нам напоминает убранство древнерусских храмов – мозаика, роспись, резьба. Храм земной – это отражение храма Небесного».

Вопросы:

1.Как называется главный храм Кирилло-Белозерского монастыря?

2.Почему в православной традиции иконостас именуют богословием в образах?

Тема: «Мотивы творчества. Образы природного мира в творчестве А.Позднякова и Б. Горбунова».

Человек наделён способностью видеть и чувствовать окружающий природный мир. Когда мы любуемся природой, что на самом деле радует наш глаз? Формы. Горы, облака, кленовые листья на мокром асфальте, кисти черёмухи, снежинки, танцующие в свете фонарей, - всё имеет форму. Без формы невозможно представить себе тот или иной предмет, рассказать о нём другим, изобразить в пространстве или на плоской поверхности холста, листа бумаги. Вот почему перед художником стоит непростая задача.

А.Ф.Поздняков поступил в Ярославское художественное училище в 1956 году и закончил его в 1961 году. После окончания училища он был направлен в Кирилловский историко-художественный музей. Здесь его ждала большая выставочная, научная, экспедиционная работа. В 1963 году Александр Фёдорович возглавил коллектив Кирилловского музея. В годы директорства были заложены прочные связи с российскими исследовательскими реставрационными центрами. В 1969 году начались археологические изыскания на территории Кирилло-Белозерского монастыря. Появились первые научные издания.

Вопрос:

Какая книга вышла в свет не без участия А.Ф.Позднякова?

а) И.А. Кочетков, О.В. Лелекова, С.С.Подьяпольский «Кирилло –Белозерский и Ферапонтов монастыри. Архитектурные памятники»

б) А.Н.Кирпичников, И.Н. Хлопин «Великая государева крепость».

в) С.С. Подъяпольский «Путеводитель по архитектурным памятникам Кирилло – Белозерского монастыря».

2. К открытию выставки произведений Александра Фёдоровича Позднякова (к 80-летнему юбилею) выпущена открытка с изображением башни Кирилло–Белозерского монастыря. Эту графическую работу можно рассматривать как особого рода документ, свидетельствующий об одном из интереснейших памятников крепостной архитектуры 16 века.

Вопрос:

1. Какая башня изображена на открытке?

Жизнь Александра Фёдоровича Позднякова полна встреч с интересными людьми. Среди них и художники, и учёные с мировым именем, и музейные работники, поэты и писатели. Он был дружен с земляком, художником Борисом Ивановичем Горбуновым, с которым часто вместе выходили на этюды, беседовали, обсуждали всё новое, что появлялось в искусстве. Это общение, конечно, не проходило бесследно. Стоит только взглянуть на полную солнца и света работу художника «Успенский монастырь», как тут же на память приходят столь же ярко написанные полотна Б. Горбунова.

Вопрос:

1.Назовите непременный элемент пейзажа в произведениях Б. Горбунова

4.Твой взгляд – да будет твёрд и ясен.

Сотри случайные черты-

И ты увидишь: мир прекрасен.

А. Блок

Задание:

Соберите пазлы по произведениям А.Ф. Позднякова

Дополнительные вопросы.

1. В чём заключается духовная традиция Нило – Сорской пустыни?

2. Какие храмы на территории Кирилло –Белозерского монастыря построены в честь рождения Ивана Грозного?

3.Назовите самую распространённую форму Православного храма?

4.Что является главной частью храма?

5.Откуда пришли иконы на Русь?

7. Где обучался (в каком учебном заведении) художник Борис Горбунов?

8. С каким русским поэтом он был дружен?

В 9-ом классе в цикле «Путь к Истине»» – представлены различные пути к Истине, которыми веками шел человек в нашем Отечестве.

В настоящее время сотрудниками отдела по работе с посетителями Акимовой Л.Н., Усовой Т.В., Хрулевой Н.И. разработаны следующие лекции: 1.Миротворчество. Миротворец Серафим Саровский.

2.Дела на пути к Истине.Труженики.

3. Чистые сердцем.

Сотрудничество будет продолжено и в будущем нам предстоит помочь обучающимся в освоении цикла «Служение Отечеству» (10 класс) и цикла «Отечественные традиции»(11 класс).

Большую помощь в повышении профессионального уровня преподавателям оказывал музей – заповедник через семинары методического объединения учителей, преподающих «Истоки», которые проводились в музее с 2007года по 2010гг. В течение этих лет на семинарах обсуждались следующие вопросы:

1. Монастыри и монашество.

2.Кирилло-Белозерский монастырь – центр духовной и культурной жизни Северной Фиваиды.

3Архитектурный ансамбль Кирилло – Белозерского монастыря

4. Внешнее и внутренне устройство храма.

5.Высокий русский иконостас. Развитие и устройство

6. Иконописание в Кирилло – Белозерском монастыре.

7. Как писалась икона.

8. Изображение Троицы в религиозном искусстве.

9.Иконография Богоматери.

10.Иконография Спасителя.

11.Четьи – Минеи и иконы Минеи.

12. Церковная утварь и облачения священнослужителей..

13. Вертепное действо «Рождество Христово».

14.Библиотека Кирилло – Белозерского монастыря.

15. Деревня. Русская изба (по материалам экспедиции в Вожегодский район).

16. Сюжетный строй крестьянской вышивки Белозерья.

17.Театрализованная экскурсия по Поварне «Добрых рук мастерство».

На каждом семинаре библиотекари научной библиотеки музея Ботина В.М., Шумилова Н.А. проводили обзор литературы по обсуждаемым темам.

Обучающиеся Кирилловской средней школы участвуют в краеведческой конференции «Мир через культуру». Музей-заповедник является базой подготовки индивидуальных проектов (обучающиеся работают в архивах музея, научной библиотеке, получают индивидуальные консультации). Сотрудники музея – постоянные члены жюри секций конференции.

Хотелось бы отметить постоянного участника конференции Михаила Ожогина, обучающегося 11 класса Кирилловской средней школы, который с 6 класса занимается исследовательской деятельностью, постоянно посещает музей, периодически работает в архиве, получает консультации сотрудников музея. В 2014 году его работа «Из истории храма Сергия Радонежского Кирилло – Белозерского монастыря» признана одной из шести лучших работ на региональных Ферапонтовских чтениях. Михаил – участник «Кирилловских чтений» в музее – заповеднике.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС отмечается, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные действия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных конфессий.

Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитательного пространства.

Сегодня программа «Истоки» – это труд многих россиян, удаленных друг от друга на тысячи километров и объединенных общей идеей возрождения России.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта определен современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На воспитание именно такого гражданина России ориентирована программа «Истоки», нацеленная на создание необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства.

Проведённый опрос Н.Н. Ильичёвой среди обучающихся 8 классов позволяет сделать вывод, что «Социокультурные истоки» помогают обучающимся ориентироваться в выборе духовно – нравственных ценностей, решать жизненные проблемные ситуации, приобщаться к культуре родного края.

Литература:

1.Камкин А.В. Истоки. Семь чудес России. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 2-е,исправленное. – М.:Технологическая Школа Бизнеса, 2001.-128с.

2.Камкин А.В. Истоки. Слово в образах России. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки»,2003.- -144с.

3.Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. — М.: Издательский дом «Истоки», 2003.- 128с.

4. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. — М.: Издательский дом «Истоки», 2014.- 112с.

5. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. — М.: Издательский дом «Истоки», 2011.- 120с.

6.А.В. Камкин, И.А. Кузьмин «Истоки». Программа для среднего и старшего звеньев школы (5-11 классы). М.: Издательский дом «Истоки», 2011 г.

7. Истоковедение. Том 2. – М.: Издательский дом «Истоки»,2002. – 368с.

8. Истоковедение. Том 3-4. – М.: Издательский дом «Истоки»,2003. – 320с.

9.Истоковедение. Том 6. – М.: Издательский дом «Истоки»,2007. – 280с.

10. Истоковедение. Том 7. – М.: Издательский дом «Истоки»,2005. – 320с.

11. Истоковедение. Том 8. – М.: Издательский дом «Истоки»,2009. – 344с.

12. Истоковедение. Том 9. – М.: Издательский дом «Истоки»,2008. – 304с.

13. Истоковедение. Том 10. – М.: Издательский дом «Истоки»,2010. – 320с.