поиск статьи


К датировке посланий Кирилла Белозерского

Серебрякова Марина Сергеевна

К датировке посланий Кирилла Белозерского

Сопоставление актов Кирилло-Белозерского монастыря первых десятилетий его существования с текстом Жития Кирилла Белозерского Пахомия Логофета и летописными сведениями позволяет выдвинуть предположение о приходе Кирилла и Ферапонта на Белоозеро в 1407–1408 годах1. Уточнению предлагаемой даты может помочь детальный анализ посланий Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского, которые преподобный писал, уже живя на Белоозере.

Три послания Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского известны по богослужебному сборнику конца XVI века, хранящемуся в Софийском собрании Российской национальной библиотеки2.

Первое по порядку обращено к великому князю Московскому Василию Дмитриевичу (1371–1425) – старшему сыну Дмитрия Ивановича Донского, второе – следующему по старшинству сыну, Юрию Дмитриевичу Звенигородскому (1374–1434), третье – третьему сыну, Андрею Дмитриевичу Можайскому (1382–1432)3.

Все послания начинаются одинаковыми обращениями к князьям, свидетельствующими о том, что написаны они были в монастыре, возглавляемом Кириллом. Это вряд ли Симонов монастырь, так как Кирилл был там архимандритом в 1390–1396 годах4, а в посланиях упоминаются жены и дети князей5. В этот промежуток женат был только Василий Дмитриевич (1391).

Послание Василию Дмитриевичу: «Господину благоверному и боголюбивому князю великому Василию Дмитриевичу – Кирило, черньчище многогрешный, с своею братийцею».

Юрию Дмитриевичу: «Господину благоверному князю Георгию Дмитреевичю – Кирилище, чернечище грешный, со своею братиицею».

Андрею Дмитриевичу: «Господину благоверному князю Андрею Дмитреевичу – Кирил, чернечище грешный и непотребный, со своею братиицею»6.

В послании князю Василию Кирилл Белозерский упоминает некоторые известные ему события, происходившие на Москве: «Да слыша есми, господине князь великий, что смущение велико межу тобою и сродники твоих, княжми суждалскими: ты, господине, свою правду сказываешъ, а они свою. А в том, господине, меж вас християном кровопролитие велико чинится. Ино, господине, посмотри того истинно: в чем будет их правда пред тобою, и ты, господине, смирением своим поступи на себе. А в чем будет твоя правда пред ними, и ты, господине, за собя стой по правде. А почнут ти, господине, бити челом, и ты бы, господине, Бога ради пожаловал их по их вере, занеже, господине, так слышал есмь, что доселе были у тебе в нужи, да отътого ся, господине, и возбранили. И ты, господине, Бога ради покажи к ним свою любовь и жалование, чтобы не погибли в заблужении в татарских странах, да тамо бы не скончалися...

А милость Божия и Пречистыя Богородицы на тебе, на моем господине, на великом князе Василье, да будет, и на твоей великой княгине, и на ваших детках, и мое благословение и молитва, и моей братии. Аминь»7.

Из этих слов мы понимаем:

1. Василий Дмитриевич и суздальские князья «сказывали» каждый свою правду.

2. Из-за этого христианам чинится великое кровопролитие.

3. Князья суздальские были у Василия Дмитриевича в «нужи» и оттого «возбранили».

4. Теперь они в «заблужении» в татарских странах и могут там скончаться.

5. Василий Дмитриевич женат, и у него есть дети.

Рассмотрим эти позволяющие датировать послание пункты.

И. А. Голубцов вслед за «Актами историческими» и Ф. И. Буслаевым относит это послание к 1399–1402 годам: «Датировку, проставленную в АИ, можно принять, так как в 1402 году бывший князь суздальский и нижегородский Семен Дмитриевич «добил челом» великому князю Василию Дмитриевичу и скончался в декабре этого года после 8-летних скитаний по татарским странам»8. Г. М. Прохоров также принимает эту датировку9.

Обратимся к летописным источникам. Конец XIV – начало XV века характеризуются на Руси борьбой за первенство между тремя великокняжескими домами – московским, тверским, нижегородским. В этой борьбе мы видим и обращение к помощи татар, и предательство, и «кровопролитие христианом», по словам Кирилла Белозерского, и заложничество малолетних князей. Преуспевающая в собирании вокруг себя земель удельных княжеств Москва не брезговала использованием общепринятых методов военного и политического нажима и захвата. Московский князь Василий Дмитриевич достойно продолжал в этом отношении начинания прадеда и отца.

15 августа 1389 года (после смерти Дмитрия Ивановича Донского) на великое княжение был посажен во Владимире царевым послом Шихаматом его старший сын, князь Василий Дмитриевич10.

В 1392 году князь великий Василий Дмитриевич сложил крестное целование к своему двоюродному деду по матери, великому князю нижегородскому Борису Константиновичу, пошел в Орду, и за «многое злато и сребро и великиа дары»11 царь Тохтамыш дал Василию Дмитриевичу Нижний Новгород, Городец, Мещеру и Тарусу – «толику же честь прия от царя, якоже ни един от прежних великых князей не приат тако ни от которого царя», по заключению автора Воскресенской летописи12. Возвратившись, Василий Дмитриевич сажает в Нижнем Новгороде своего наместника, а великого князя нижегородского «Бориса Констянтиновича, и з женою его и з детми его, и елико еще быша доброхотов его, всех повеле по градом розвести и в вериги железныя связати, и в велицей крепости дръжати их»13. Владимирский летописец выразился определеннее: «Того же лета князь великии Василии Дмитриевичь ходил в Орду к царю Тактамышу. Того же лета князь великии Василии взял Нижнеи Новъгород, а князь Семен Дмитреевичь бежал в Орду»14.

Через два года, в 1394 году, князь Борис Константинович умер и «положен бысть в Суждале, в своей отчине»15. Племянники Бориса Константиновича, сыновья великого князя Суздальского и Нижегородского, князья Семен Дмитриевич Суздальский и Василий Дмитриевич Кирдяпа, видимо, решились взять власть в Нижнем Новгороде, но Василий Дмитриевич Московский не допустил этого: «Того же лета князь велики Василей Дмитреевичь ходил ратью к Новугороду к Нижнему на князей Новогородцких, на Василиа Дмитреевича Кирдяпу да на брата его Семена Дмитреевича»16. Братья побежали в Орду к царю Тохтамышу, посланная за ними великим князем погоня их не настигла17.

В 1396 или 1399 году, заручившись поддержкой татар, князь Семен Дмитриевич Суздальский предательски привел к Нижнему Новгороду татар с царевичем Ентяком, занял город, но был выбит войсками великого князя. Сам же Семен Дмитриевич успевает скрыться от погони где-то за Казанью18. Чтобы покончить с нижегородским сепаратизмом, Василий Московский посылает найти и взять в заложники жену и детей суздальского князя. В «Татарской земле» изымают «княгиню Семенову Александру и, ограбивше ю, приведоша на Москву и с детми. И пребысть на дворе Белеутове, дондеже сослався князь Семен и покорився»19. Услышав, что княгиня его, дети и казна взяты, Семен Дмитриевич послал к великому князю с челобитьем, «и вниде в покорение и во много умиление и смирение, прося опасу». В Москве, взяв мир с великим князем, Семен Дмитриевич, уже больной, «идет на Вятку» с семьей и через 5 месяцев там умирает. Летописи с назиданием отмечают: «Служи сеи в Орде 4-м царем 8 лет: Тахтамышоу, Темирь-Аксакоу, Темирь-Коутлоую, Шади-бекоу, а все добившаяся своея отчины и рать подимая на великого князя, но не оуспе ничто же»20.

Эти события послужили основанием для датировки послания Кирилла Василию Дмитриевичу в «Актах исторических» и И. А. Голубцову. Обращаем внимание на то, что в послании говорится о великом кровопролитии христианам, о «хнязьях» суздальских, бывших в «нужи» у Василия Дмитриевича во множественном числе, что они «возбранили» и теперь в «заблужении» в татарских странах. Находим, что признаки эти представлены в вышеприведенных летописных описаниях не полностью.

Вновь обратимся к летописным свидетельствам. После 1402 года борьба нижегородско-суздальских князей за свою отчину не прекращается. Правда, из нее выбывает Василий Дмитриевич Городецкий Кирдяпа – он умирает в 1403 или 1405 году21. В 1410 году князь Данило Борисович Нижегородский, двоюродный брат умершего Семена Дмитриевича, предательски навел татар на Владимир. Город захвачен, церкви разграблены, ободрана чудотворная икона Богоматери, взят огромный полон, «всюду мертвых множество безчислено лежаше»22.

Патриаршая летопись и Владимирский летописец указывают, что в январе 1411 года был бой между Петром Дмитриевичем Московским и братьями – князьями Данилом Борисовичем и Иваном Борисовичем, на стороне которых выступали Болгарские князья, верх одержали князья Нижегородские – «мнози падоша от обоих стран, сташа же на костех князи Новогородцкие Нижняго Новгорода и князи Казаньстии»23. В 1412 году нижегородские князья получают в Орде от нового царя Зелени-Салтана, сына Тохтамыша, свою отчину, Нижний Новгород. В этом же году ходил в Орду к царю Зелени-Салтану и великий князь Московский Василий Дмитриевич, но удалось ли ему «откупить» Нижний Новгород, осталось неизвестным. Летопись сообщает, что осенью 6921 года в Орде сел на царство очередной царь Керим-Бердей24.

Однако к 1416 году политическая обстановка для обеих сторон меняется – в 1416 году к великому московскому князю Василию Дмитриевичу на Москву приехали два нижегородских князя – Иван Васильевич, внук Дмитрия Константиновича Суздальского, и Иван Борисович, а его сын, Александр Иванович, приехал в Москву двумя годами ранее. В следующем 1417 году в Москве умирает «нареченный князь великий Нижнего Новгорода Иван Васильевич, сын великого Московского князя Василия Дмитриевича», и того же лета пришел в
Москву четвертый нижегородский князь, выступавший против московского князя с 1410 года, Даниил Борисович Нижегородский
25.

Но через год, в 1418 году, братья Борисовичи – князь Данило и Иван бегут из Москвы от великого князя Василия Дмитриевича26.
О судьбе Ивана Васильевича, внука Дмитрия Константиновича Суздальского, летописи молчат. И как бы в ответ на послание преподобного Кирилла, в знак примирения, в 1418 или 1419 году великий князь Московский Василий Дмитриевич отдает свою дочь Василису за князя Александра Ивановича Суздальского, сына сбежавшего Ивана Борисовича
27.

Мы видим, что события 1416–1418 годов более точно соответствуют словам послания Кирилла, чем события 1398–1402 годов. Это позволяет нам предположить, что послание Василию Дмитриевичу Кирилл Белозерский писал в 1418 году. Тем самым нижняя временная граница прихода Кирилла и Ферапонта на Белоозеро вполне может быть отнесена к концу 1410-х годов (1407–1408).

Послание «господину благоверному князю Георгию Дмитреевичу Кирилище, черньчище грешный, с своею братицею» отправлял, когда княгиня лежала в недуге, скорее всего незадолго до ее смерти, последовавшей в 6926 (1418)30 или в 6930 (1422) году31.

Послание «господину благоверному князю Андрею Дмитриевичу» Кирилл писал, как свидетельствует упоминание в его тексте, после женитьбы князя и после того как у него уже было несколько детей, то есть после 1413 года28. В этом послании Кирилл комментирует, вне сомнения, явление чудотворной иконы Богоматери «от Можайска за 15 верст во отчине князя Андрея Дмитреевичя», отмеченное в большинстве летописей под 6920 или 6921 (1412 или 1413) годом29.

Сделаем вывод. Все три послания Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского написаны в Кирилловом монастыре в период между 1413–1418 годами, что не противоречит предлагаемой автором дате прихода на Белоозеро основателей обоих белозерских монастырей – (1407–1408).

 

Примечания

 

1 Серебрякова М. С. О начале Кириллова и Ферапонтова монастырей // Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. 5. Вологда, 2003. С. 16–42.

2 РНБ. Софийское собр., 454. Сборник богослужебный, конец XVI в. Л. 187–198.

Основные публикации: Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. 1334–1598. СПб., 1841. № 32. С. 21–22, 24–26, 55–56; Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. Т. II. М., 1958. № 311, 312, 313. С. 271–273, 273–275, 275–277; Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1994. С. 168–183.

3 Годы жизни даны по «Летописи по Воскресенскому списку» (ПСРЛ. Т. VIII. М., 2001).

4 АСЭИ. Т. II. С. 694.

5 Преподобные... С. 174, 178, 182.

6 Там же. С. 168, 174, 178.

7 Там же. С. 172.

8 АСЭИ. Т. II. С. 273.

9 П р о х о р о в Г. М. Кирилл Белозерский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1. А–К. Л., 1988.
С. 476.

10 ПСРЛ. Т. 24. Типографская летопись. М., 2000. С. 157: «Того же лета, августа 15 день, седе на великом княжении в Володимери князь Василей Дмитреевичь, а посажен царевым послом Шихаматом».

11 ПСРЛ. Т. XI. М., 2000. С. 147.

12 Там же. Т. VIII. М., 2001. С. 62.

13 Там же. Т. XI. С. 147.

14 Там же. Т. 30. М., 1965. С. 129.

15 Там же. Т. VIII. С. 64.

16 Там же. Т. XI. С. 155.

17 Там же. С. 156.

18 Там же. С. 163, 171; ПСРЛ. Т. VIII. С. 72.

19 Там же. Т. 24. С. 168–169; Т. 25. М.; Л., 1949. С. 231; Т. VIII. С. 75; Т. XI. С. 186–187.

20 Там же. Т. 28. М.; Л., 1963. С. 254; Т. XI. С. 186–187; Т. 24. С. 169; Т. 25. С. 232.

21 Там же. Т. VIII. С. 76; Т. XI. С. 188, 192.

22 Там же. Т. 28. С.93; Т. VIII. С. 85; Т. XI. С. 216.

23 Там же. С. 215; Т. 30. С. 131.

24 Там же. Т. XI. С. 219; Т. 24. С. 176.

25 Там же. Т. 24. С. 178; Т. 25. С. 243; Т. XI. С. 231; Т. 28. С. 259;
Т. 28. С. 94.

26 Там же. Т. 24. С. 180; Т. 28. С. 94; Т. 28. С. 260.

27 Там же. Т. 24. С. 180; Т. 25. С. 244; Т. 28. С. 95; Т. 28. С. 260.

28 Там же. Т. VI. Вып. 1. М., 2000. С. 540–542; Т. VIII. С. 2–91; Т. 24.
С. 181–182

29 И. А. Голубцов датирует послание временем до 11 июля 1422 г.: «В 1422 г.
11 июля жена кн. Юрия Дмитриевича Анастасия умерла. Этим определяется дата, так как послание писано с учетом смертельного исхода болезни» (см.: АСЭИ. С. 277).

30 ПСРЛ. Т. VIII. С.76.

31 Там же. Т. XI. С. 221–223; Т. 28. С. 93; Т. 28. 2. С. 259; Т. 39. М., 1994.
С. 141; Т. 24. С. 176; Т. 25. С. 241; Т. VIII. С. 86. И. А. Голубцов поддерживает вторую датировку издателей Актов исторических – 1413 г.: чудеса от новоявленной иконы Богородицы в Можайском уезде (см.: АСЭИ. С. 275).