поиск статьи


Волго-Балт в жизни кирилловцев

Бегункова Ирина Марсельевна

Волго-Балт в жизни кирилловцев

В 2004 году исполнилось 40 лет со времени завершения строительства и начала эксплуатации Волго-Балтийского водного пути. Осенью 1964 года был подписан акт о приемке канала в постоянную эксплуатацию, а затем состоялось его официальное открытие. Волго-Балт стал одним из важнейших транспортных путей страны. Он соединил пять морей России: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное. На трассе канала протяженностью 361 километр между Рыбинским водохранилищем и Онежским озером было построено 5 гидроузлов, 3 гидроэлектростанции, 4 водохранилища, плотины, мосты, паромные переправы, 11 пристаней и т. д. Благодаря гидроузлам северного склона – Вытегорскому, Белоусовскому, Новинковскому и Пахомовскому – суда, идущие с Балтийского моря, преодолевают подъем в 80 метров. С помощью Череповецкого гидроузла, находящегося на южном склоне, они опускаются на 13,5 метра. При этом 67 километров корабли идут по прорытым судоходным каналам и 294 километра – по водохранилищам. Волго-Балт позволил проходить морским судам из южных морей в северные, что значительно короче и намного безопаснее пути вокруг Европы1.

Строительство Волго-Балтийского водного пути велось без прекращения судоходства по старой Мариинской системе, построенной в ХIХ веке. В течение ХIХ века Мариинская система неоднократно подвергалась переделкам: увеличивалось число шлюзов, спрямлялись крутые изгибы рек, углублялся фарватер, строились обводные каналы вокруг Белого (1843–1846) и Онежского (1845–1852) озер. Параллельно старым прокладывались новые каналы: Ново-Ладожский в честь Александра II (в 1866), Ново-Сясьский в честь императрицы Марии Федоровны и Ново-Свирский в честь императора Александра III (в 1882). В 1886 году закончилось строительство Ново-Мариинского канала между Вытегрой и Ковжей. В 1890–1896 годах на реке Шексне были построены 4 каменные плотины со шлюзами. В районе села Девятины на протяжении полутора километров в высоких крутых берегах строители возвели шесть шлюзов – знаменитую Девятинскую лестницу.

В начале XIX века по Мариинской системе могли проходить суда длиной 13 саженей, грузоподъемностью до 10 тысяч пудов; рейс из Рыбинска до Петербурга длился до 110 суток. После реконструкции системы условия судоходства значительно улучшились. По ней стали проходить суда до 35 саженей длиной, грузоподъемностью до 40 тысяч пудов, продолжительность рейса сократилась до 30 суток2.

В начале ХХ века работами на Мариинской системе руководил известный инженер-гидротехник Иван Васильевич Петрашень. Проект последнего переустройства канала на Всемирной промышленной выставке 1913 года в Париже был удостоен золотой награды3.

После Октябрьской революции 1917 года на Мариинской системе был проведен ряд усовершенствований: создан новый буксирный флот, перестроены и электрифицированы шлюзы, углублено дно. Но это были временные меры, система все меньше отвечала требованиям развивающегося народного хозяйства. Движение грузов по Мариинской системе, имевшей 39 шлюзов, осуществлялось долго и сложно. Путь от Череповца до Ленинграда занимал около 20 суток.

Реконструкция канала была признана экономически нецелесообразной. Проектные организации получили задание на разработку нового глубоководного пути. В 1934 году партии изыскателей побывали в Прионежье, в верховьях Шексны, на побережье Ладожского озера. По результатам исследований из трех возможных направлений был вновь выбран Мариинский вариант. В августе 1935 года было принято решение начать переустройство канала в верховьях Волги, а затем приступить к работам на других участках. Вблизи города Рыбинска, там, где Шексна впадает в Волгу, началось сооружение Рыбинского гидроузла4. В Кирилловском районе зимой 1934–1935 годов «Волгобалтстроем» в Топорне был возведен рабочий поселок: 6 бараков, двухэтажный дом с 59 квартирами, столовая, баня, электростанция и ряд других построек5.

В 1940 году приступили к строительству первых гидроузлов в районах рек Шексны и Вытегры. В мае 1941 года по Рыбинскому водохранилищу пошли первые суда. Но работы были прерваны, началась Великая Отечественная война. В период войны по Мариинской системе осуществлялись снабжение войск Ленинградского фронта, а также эвакуация населения. На речных судах из Ленинграда и Ленинградской области за июнь–август 1941 года было перевезено 24 тысячи человек и 50 тысяч тонн грузов6. С первых дней войны на территории Кирилловского района разместились эвакуированные жители. Так, в августе 1941 года в район прибыли на баржах 660 человек. Они были расселены в Николо-Торжском, Красновском, Рожевском, Минчаковском, Волокославинском и Бураковском сельсоветах7.

В послевоенные годы деревянные сооружения Мариинки пришли в крайне ветхое состояние. Небольшой участок старой системы между Рыбинским водохранилищем и Онежским озером стал тормозом в создании единой глубоководной системы Европейской части России. Из-за его низкой пропускной способности приходилось проводить перевалку грузов с воды на железную дорогу, с крупных судов – на мелкие.

В 1950–1960 годах по Мариинской системе на маршруте Череповец–Вытегра курсировали грузо-пассажирские пароходы «Фурманов», «Шексна», «Волхов», «Полоцк», «Печора». Грузы перевозились на теплоходах типа «Кубань», «Смольный» грузоподъемностью 600–800 тонн.

Еще в предвоенные годы при проведении подготовительных работ для строительства нового канала стало ясно, что часть населенных пунктов Кирилловского района попадала в зону затопления Волго-Балтийского водного пути (ВБВП). Необходимо было организовать переселение людей из этой зоны, перевезти дома, имущество, надворные постройки и общественные здания. Жителям затапливаемых деревень предлагалось тогда переезжать в район Карельского перешейка. На новом месте каждой семье выделялся отдельный дом с хозяйственными постройками, имущество и скот разрешалось перевозить с собой. По данным на июнь 1941 года, из Ниловицкого сельсовета выехали 126 человек (28 хозяйств), из Уломского – 306 человек (119 хозяйств). Переселенцы сдавали свои дома и постройки «Волгобалтстрою», получая за них небольшую компенсацию8. Однако начавшаяся Великая Отечественная война прервала процесс переселения. Уехавшим жителям пришлось возвращаться обратно в свои деревни.

Но уже в январе 1945 года Вологодский обком ВКП(б) и облисполком вновь вернулись к вопросу о переселении. В феврале того же года на заседании отборочной тройки Кирилловского района был рассмотрен и утвержден список колхозников, которые хотели бы переехать в Ленинградскую область. На каждого переселяемого составлялась характеристика, указывалось количество трудодней, заработанных семьей колхозника9. Затем эти списки утверждались Вологодской областной комиссией. В соответствии с ее решением в марте 1945 года из Кирилловского района подлежало переселению 140 человек (25 семей) с домашним имуществом, коровами и овцами. Для их перевозки председатель райисполкома направил заявку начальнику железнодорожной станции Череповец с просьбой выделить 16 вагонов для погрузки и отправки переселяемых10. Жители Вологодской области выезжали в Выборгский, Яскинский, Кексгольмский районы Ленинградской области для работы в сельскохозяйственных и рыболовецких артелях11.

Уезжавшие колхозники, не имевшие домашнего скота и птицы, могли получить их в колхозах, членами которого они являлись (на семью выдавались 1 корова, 5 кур, 2–3 овцы). Переселенцев обеспечивали промышленными (3 пары валенок, 2 теплых платка, 2 шапки) и продовольственными товарами по установленным нормам. На каждую семью выделялось также денежное пособие в размере 5000 рублей. Райком и райисполком обязаны были предоставить транспорт, сопровождающего и медицинского работника до станции погрузки12.

В сентябре 1945 года было отобрано 19 семей для переселения, а уже в октябре сопровождающий Орехов составил отчет о переселении 15 семей (77 человек). Уехали колхозники из Звозского, Береговского, Уломского, Филипповского, Суховерховского, Колкачского и Борбушинского сельских советов13.

Каждая семья, переселяемая в район Карельского перешейка, получила безвозмездно в личное пользование жилой дом с надворными постройками (баней, колодцем, сеновалом, амбаром, помещением для скота) и приусадебный участок в размере 0,6–1 гектар.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 декабря 1946 года и решением облисполкома от 9 января 1947 года «О переселении 300 семей колхозников в районы Карельского перешейка Ленинградской области» из Кирилловского района переселению подлежало 20 семей14. По указанию областного переселенческого отдела отбор переселенцев должен был осуществляться на условиях полной добровольности из числа трудолюбивых и добросовестных колхозников, знающих молочное животноводство, овощеводство и рыболовство. В каждом переселяемом хозяйстве должно было быть не менее двух трудоспособных членов семьи. Для разъяснительной работы рекомендовалось направлять в деревни работников районного актива15. По постановлению правительства с колхозников-переселенцев списывались все недоимки по натуральным поставкам, денежным налогам и страховым платежам. Колхозники-переселенцы и вновь созданные колхозы в районах переселения на 3 года освобождались от всех денежных налогов и платежей, поставок сельхозпродуктов (кроме молока). В местах поселения вновь прибывшим, кроме дома с приусадебными постройками, предполагалось продать 2 центнера зерна, 2 тонны сена, 30 метров хлопчатобумажной ткани, 10 литров керосина, 10 килограммов соли, 40 коробков спичек, 10 катушек ниток16.

В феврале 1947 года Вологодский облисполком утвердил список из 20 семей, переезжающих в Ленинградскую область. Это были семьи колхозников из Уломского (16), Липовского (1), Суховерховского (2), Минчаковского (1) сельсоветов17. Кирилловскому райисполкому было предписано: официально уведомить каждое переселяемое хозяйство о дате отъезда, организовать ветеринарный осмотр перевозимого скота, за 1–2 дня до отправки к станции погрузки выдать переселенцам за наличный расчет продовольственные и промышленные товары по установленным нормам и денежное пособие в размере 5000 рублей, предоставить транспорт18. Управляющей Госбанком было поручено подготовить к 9 марта 1947 года деньги в сумме 100 000 рублей для выплаты единовременных пособий19. Кирилловский торговый отдел в срок до 10 марта 1947 года должен был продать переселяемым семьям по три пары валенок, по одной паре кожаной обуви, по два платка и по две шапки20.

В октябре 1947 года 36 семей из Кирилловского района переселились в Калининградскую область21. В соответствии с решением облисполкома им разрешалось выделить по одной корове, по две овцы, по одному поросенку, по пять–десять голов птицы, если этих животных не было в личном хозяйстве22. Кроме того, выдавалось денежное пособие в размере 1000 рублей на главу семьи и по 300 рублей на каждого члена семьи23.

В 1952 году после завершения работ на Волго-Донском канале
им. В. И. Ленина коллективы двух строительных подразделений «Главгидроволгодонстроя» были направлены в Шексну и Вытегру. В Вытегре было создано Главное управление строительства Волго-Балтийского водного пути – «Главгидроволгобалтстрой».

21 марта 1952 года Совет Министров СССР принял постановление «О мероприятиях по переселению населения и переносу на новые места предприятий, строений и сооружений в связи со строительством Волго-Балтийского водного пути». В постановлении предусматривались различные льготы «переселяемым колхозам, колхозникам, рабочим и служащим»: освобождение от обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству (кроме молока), от уплаты налогов и страховых платежей сроком на 2 года. Сельхозбанк обязан был выдавать нуждающимся переселенцам долгосрочный кредит на новое строительство домов до 6000 рублей на семью сроком на 7 лет с погашением, начиная с 3-го года с момента выдачи кредита, и до 3000 рублей на семью сроком на 5 лет на ремонт и восстановление перевозимых домов. Предусматривалось выделять колхозам, переселяемым из зоны затопления, долгосрочные кредиты на возведение новых построек производственного и культурно-бытового назначения, устройство переправ, плотин, колодцев и водопроводов в размерах и сроках, установленных правилами долгосрочного кредитования24.

Подготовка и переселение жителей района с территорий, попадавших в зону затопления, проходили в 1953–1963 годах. В течение 1953 года населенные пункты, которые находились на этой территории, были обследованы. Для каждого объекта переселения (деревни, села, поселка) разрабатывался схематический план с его описанием, составлялись пояснительная записка и смета на проведение мероприятий по подготовке к затоплению. В описании перечислялись жилые дома, общественные и колхозные здания и строения, зеленые насаждения, колодцы, овощехранилища, силосные ямы, кладбища, скотомогильники и прочее. Так, в документах обследования села Горицы указывалось, что из 65 жилых дворов в зону затопления попадали 32, в зону подтопления – 8, а также каменная часовня, скотные дворы, 55 погребов, 2 колодца, овощехранилище, сибиреязвенный скотомогильник и противотанковый ров25. В деревне Болванцы все 60 дворов попадали в зону затопления26. В селе Бородава надо было переселить 27 хозяйств, в зону водохранилища попадали кладбище (146 захоронений), скотные дворы, колодцы, овощехранилища, скотомогильник.

Санитарная подготовка затапливаемых деревень состояла из очистки территории от деревьев, кустарника, оград, сухого навоза на индивидуальных скотных дворах. Надо было засыпать колодцы, погреба, овощехранилища, силосные и выгребные ямы, укрепить и дезинфицировать скотомогильники, перенести кладбища на вновь отведенные участки27. Таких кладбищ в районе было пять. Работы ежедневно принимались комиссией в составе представителя санэпидемстанции, председателя местного Совета, депутата сельсовета и бригадира бригады по переносу кладбищ28.

В 1952–1953 годах на затапливаемых территориях проводилась оценка стоимости домов и общественных зданий. Домовладельцу первоначально выплачивалась половина компенсации, вторую часть он получал при переносе строения и «зачистке» территории своего хозяйства. В отдельных случаях, когда владелец передавал свой дом местному совету, покупая на месте вселения новый дом, райисполком в порядке исключения выплачивал владельцу полную стоимость дома за минусом транспортных расходов29. В соответствии с инструкцией от 24 июля 1952 года семьям рабочих и служащих, не имевшим собственных домов и не получившим жилой площади на новом месте жительства, выплачивалась денежная компенсация в размере 100 рублей на семью. Причем эти деньги выплачивались только тем семьям, которые проживали в населенных пунктах зоны затопления не менее 6 месяцев до 21 сентября 1951 года. Рабочим и служащим, которым по постановлению правительства предоставлялась государственная или колхозная жилая площадь (учителя, врачи в сельской местности), денежное пособие не выплачивалось30.

Переселением жителей Кирилловского района из зоны затопления руководил Анатолий Александрович Разумов (1905–1976), который работал заместителем председателя райисполкома с мая 1954 по март 1959 года и с июня 1960 по март 1965 года31.

За период подготовки и строительства Волго-Балтийского водного пути из 40 населенных пунктов района, попадавших в зону затопления, в соответствии со справкой райисполкома было перевезено «993 индивидуальных дома, 900 объектов строений колхозов, более 900 объектов строений предприятий и организаций района»32. Только в Уломском сельсовете из зоны затопления было переселено 214 хозяйств. Жилые дома и общественные здания колхозов этого сельсовета по плану, утвержденному Кирилловским райисполкомом, были перевезены в колхоз «Ударник».

Переселение жителей и перевоз зданий часто проходили с несоблюдением запланированных сроков. Многие жители жаловались на недостаток транспорта, малые суммы оценки домов, волокиту при отводе мест под застройку. Жительница села Ниловицы Зинаида Ивановна Андронова даже писала письмо Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежневу. Этой семье было предоставлено жилье в поселке Шексна. Предварительно съездив туда, они увидели четырехквартирный дом, в котором отсутствовали печи, все стекла были выбиты, в двух комнатах не было пола и потолка33.

В новых районах проживания в связи с увеличением количества жителей необходимо было открывать в школах дополнительные классы, строить объекты культурно-бытового назначения. Так, в Алешинский сельсовет переехало 145 семей, ожидалось, что приедут еще 45. Поэтому в Кузинской школе ввиду отсутствия помещений не было возможности принять для обучения вновь прибывших школьников. Такое же неудовлетворительное положение было в Суховерховской, Николоторжской и Кирилловской восьмилетних школах. Кирилловский райисполком обратился к председателю Вологодского совнархоза А. Г. Солдатову с просьбой передать находившиеся в зоне затопления и принадлежавшие Ниловицкому леспромхозу здание клуба в селе Ниловицы, четыре дома из села Малиновка и две общественные бани (с. Малиновка, Шатрец). Кроме этого, в зоне затопления находились десять четырехквартирных домов, которые можно было использовать после переноса под клубы, библиотеки, детские учреждения и жилые дома для проживания переселенных инвалидов, престарелых граждан, ранее работавших в лесной промышленности и живших в домах, признанных непереносимыми и непригодными для восстановления34.

В зоне затопления оказались пашни, сенокосы, пастбища и дороги. Переселенцам пришлось на новом месте, кроме строительства домов, проводить благоустройство территории, осваивать земли под сельхозугодья взамен утраченных. За период с 1955 по 1960 год под пашни, сенокосы и пастбища было освоено 603 гектара земли35. На 1963 и 1964 годы было запланировано восстановить по 300 гектаров земель. В 1963 году в районе необходимо было завершить строительство дороги Никольский Торжок – Талицы и паромных переправ через реку Шексну в селах Вогнема, Горицы, Иванов Бор.

В зону затопления попадали также лесные массивы, которые необходимо было вырубить. Поэтому в соответствии с приказом по Министерству топливной промышленности РСФСР от 4 февраля 1957 года на территории Кирилловского района был создан Ниловицкий спецлеспромхоз с расположением в селе Ниловицы. Он входил в состав треста «Вологдаспецлесзаг» и подчинялся Главному управлению по лесосводным и лесоочистным работам в зонах затопления водохранилищ гидроэлектростанций. Директором спецлеспромхоза был назначен Лев Абрамович Драбкин. В составе спецлеспромхоза было 5 лесопунктов: Ниловицкий, Уломский, Розбуйский, Топорнинский, Шатрецкий.

Спецлеспромхоз занимался заготовкой, вывозкой и сплавом древесины, проведением лесосводных и лесоочистных работ в зоне затопления Череповецкого водохранилища Волго-Балтийского водного пути, механической обработкой, переработкой древесины, домостроением, капитальным строительством.

К июню 1963 года работы по переселению были закончены. В первой половине июня река Шексна была перекрыта. Началось затопление ложа Череповецкого водохранилища.

Волго-Балт открыл новые возможности для перевозки пассажиров и грузов, а также для развития туризма. 28 июня 1964 года теплоход «Красногвардеец» впервые прошел по пассажирской линии Ленинград–Ярославль. С 1 июля 1964 года по туристическому маршруту Москва–Ленинград–Москва начал курсировать трехпалубный теплоход «Багратион». В навигацию 1965 года перевозка пассажиров выполнялась не только небольшими теплоходами до Вытегры, была введена пассажирская линия Ленинград–Петрозаводск–Череповец. По этому маршруту пошли теплоходы «Мамин-Сибиряк», «Юрий Гагарин», «Короленко». Череповецкий пассажирский порт закупил суда на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор». Они заменили старые тихоходные корабли. Были открыты ежедневные рейсы Череповец–Волохово, Белозерск–Череповец, Череповец–Девятины36.

В 1964 году в селе Горицы взамен старой деревянной началось строительство новой пассажирской пристани. С 1965 года она была включена в маршруты пассажирских и туристических теплоходов. По маршрутам Москва–Ленинград, Ленинград–Астрахань пошли комфортабельные туристические суда «Иван Сусанин», «А. С. Попов», «Орджоникидзе» и др. В этом же году открылось автобусное сообщение Горицы–Кириллов. Туристов привозили на экскурсии в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри по старой грунтовой дороге. В октябре 1972 года была сдана в эксплуатацию новая асфальтированная дорога. С 1976 года по Волго-Балту пошли четырехпалубные туристические теплоходы, построенные на верфях Германской Демократической Республики.

С 1991 года пристань в селе Горицы начала принимать теплоходы с иностранными туристами из США, Германии, Англии, Франции, Испании и других стран мира. С каждым годом растет популярность речных круизов, наблюдается увеличение количества теплоходов, совершающих рейсы между Москвой и Санкт-Петербургом. В 1995 году у Горицкой пристани швартовалось за навигацию почти 380 судов, в 1997 году – около 500, в 2003 году – 530. В разные годы коллективом Горицкой пристани руководили Александр Евлампиевич Быстров (1944–1959), Леонид Алексеевич Кузнецов (1959–1965), Евгений Михайлович Лучков (1965–1969), Павел Иванович Ильичев (1969–1974), Галина Дмитриевна Параничева (1974–1996), Лев Генрихович Параничев (с 1996 г. и по настоящее время).

Волго-Балтийский водный путь стал одной из главных водных транспортных магистралей Европейской части России. За прошедшее сорокалетие он оказал огромное влияние на судьбы людей и развитие края.


Примечания

1 Волго-Балт / Под редакцией В. М. Малкова. Сев.-Зап. кн. изд-во, 1965.

2 П е т р а ш е н ь И. Мариинская система 1810–1910 гг. СПб., 1910.

3 Волго-Балт… С. 32.

4 Там же. С. 30.

5 Ленинское знамя. 1935. 30 мая.

6 Книга памяти Вологодской области. Кирилловский район. Вологда, 1995. С 15.

7 Архивный отдел администрации Кирилловского района (далее АОА). Ф. 13. Оп. 4. Д. 2. Л. 13.

8 Там же.

9 Там же. Д. 3. Л. 1.

10 Там же. Л. 10.

11 Там же. Л.14.

12 Там же. Л. 24.

13 Там же. Д. 4. Л. 1, 6.

14 Там же. Д. 6. Л. 24.

15Там же. Л. 28.

16 Там же. Л. 24.

17 Там же. Л. 34.

18 Там же. Л. 24.

19 Там же. Л. 5.

20 Там же. Л. 6.

21 Там же. Л. 45.

22 Там же. Л. 44.

23 Там же. Л. 61.

24 Там же. Ф. 1. Оп. 5. Д. 8. Л. 83.

25 Там же. Д. 1. Л. 5.

26 Там же. Л. 17.

27 Там же. Л. 21.

28 Там же. Д. 7. Л. 37.

29 Там же. Д. 9. Л. 33.

30 Там же. Д. 7. Л. 35.

31 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 69.

32 АОА. Ф. 1. Оп. 5. Д. 9. Л. 143.

33 Там же. Д. 8. Л. 145.

34 Там же. Д. 7. Л. 148.

35 Там же. Д. 6. Л. 178.

36 Там же. Л. 179.

37 Там же. Д. 3. Л. 20.

38 Волго-Балт... С. 148.