поиск статьи


Технология реставрации (постановка проблемы)

Попов Александр Владимирович

Технология реставрации (постановка проблемы)

В начале девяностых годов прошлого века я познакомился с архитекторами-реставраторами из Норвегии и Швеции, которые рассказали об истории технологии обработки древесины в странах Скандинавии. Оказалось, что об особенностях древней тески норвежские и шведские исследователи узнали по следам на памятниках еще в 1950-х годах. В течение двадцати лет, в 1960-е и 1970-е годы, на многих конференциях и семинарах они обсуждали, как производилась теска в древности, но так и не пришли к общему мнению. Пока нигде за рубежом не смогли воспроизвести древнюю теску практически.

В 1994 году члены Комитета по деревянным материалам при ИКОМОС сформулировали один из первых вариантов «Правил охраны исторических деревянных сооружений». Прошло еще несколько лет, и, кажется, пятый вариант этого документа был наконец принят в 1999 году на ХII Ассамблее ИКОМОС в столице Мексики городе Мехико. Приведу выдержки из этих Правил, касающиеся следования историческим технологиям в реставрации.

«...Правила ... признают уменьшение количества исторических деревянных сооружений, связанное с их уязвимостью, с утратой мастерства, традиционного проектирования и строительной технологии...

Мастерство и технология строительства, включая использование ручных или механических отделочных инструментов, должны соответствовать тем, которые использовались первоначально.

...Программы [по образованию и воспитанию] должны касаться профессионалов всех видов и родов занятий, занятых в подобной работе, в особенности архитекторов, специалистов в области охраны, инженеров, ремесленных мастеров и ландшафтных дизайнеров»1.

Инициаторами разработки «Правил охраны исторических деревянных сооружений» стали Норвегия, Швеция, Япония и другие страны, где есть исторические деревянные постройки, прежде всего те из них, которые особенно бережно относятся к своей материальной культуре, а также продвинуты в области разработки и освоения современных технологий деревообработки.

Чем же отличаются современные технологии от исторических? Не секрет, что новые технологии направлены прежде всего на то, чтобы снизить физические нагрузки и долю ручного труда исполнителя. Иными словами – уменьшить роль собственно ремесла в производстве. Современные технологии рассчитаны на то, что неподготовленный человек сможет их быстро освоить. Так было и прежде, но в наши дни процесс модернизации технологий в этом направлении ускорился как никогда.

В отличие от современных производственных технологий овладение ремеслом было основано на постепенном накоплении профессиональных знаний и опыта работы. Освоение ремесленных навыков длилось годами, из поколения в поколение мастеров. Таким путем в Средние века создавались целые династии ремесленников.

В реставрации важно решить задачу соотношения технологий. Имеется в виду внедрение или, точнее, объединение современных строительных технологий с историческими – без такого союза современная реставрация невозможна. Но в данном случае необходимо помнить, что первично, а что вторично, чтобы правильно объединить эти, на первый взгляд, несовместимые процессы. Современные технологии помогают значительно снизить огромные физические усилия рабочих, занятых в процессе ремесленного производства. Кроме того, они дают возможность сократить число людей – высококвалифицированных исполнителей – и время, необходимое для реставрации памятника.

Организация труда отдельного ремесленника связана с организацией ремесленного производства в целом. Но я не хочу уходить в область строительства, находящуюся за рамками рассматриваемой здесь более узкой темы. Ведь главное в том, чтосегодня в России никто не решает проблему использования исторических технологий в реставрации: их изучения, освоения и внедрения в реставрационный процесс. Учебного предмета «исторические строительные технологии» нет ни в государственных профессиональных училищах, ни в архитектурных институтах. Следовательно, не изучаются ни старинные инструменты, ни приемы работы ими, нет обучения строительным ремеслам в целом.

Практическая реставрация идет по пути «как умеем». Приходит человек в реставрационную фирму и работает так, как позволяют его знания и опыт, приобретенные в новом строительстве. Нить ремесленной преемственности отсутствует.

Правомерен вопрос: а что конкретно плохого в том, что нет ремесленной преемственности в архитектурной реставрации? Ведь уже столько лет реставрация производится по принципу «как умеем». Но если не знать и, следовательно, не применять исторических технологий, то работы на памятнике в лучшем случае можно будет назвать ремонтом. При этом, как обычно, будет создаваться что-то новое, ничего общего не имеющее с дошедшей до нас исторической постройкой.

Попытаюсь сформулировать, почему необходимо изучение, освоение и внедрение исторических строительных технологий в реставрационный процесс.

Во-первых, знание исторических строительных технологий позволяет при исследовании памятника получать сведения об особенностях его возведения, количестве мастеров, участвовавших в этом процессе, и профессиональном «почерке» каждого, наконец, о переделках памятника – потеря подобной информации невосполнима2.

Во-вторых, знание исторических технологий – это еще и один из способов датировки памятников, как можно убедиться на примере церкви Иоанна Богослова на реке Ишне, под Ростовом Великим. Временем ее строительства исследователи безоговорочно считают 1687 год. Однако характер обработки бревен в срубе соответствует технологии, появившейся только в XIX веке.

В-третьих, следование историческим строительным технологиям при реставрации – это сохранение, так сказать, эстетики здания. Например, когда при реставрации памятника архитектуры используются только современные приемы работы с деревом, то после завершения работы в нем будет нечего смотреть.

До сих пор я рассуждал о роли исторических технологий в реставрации деревянных сооружений, потому что в этой области мне легче привести примеры из собственной практики. Но то же самое следует сказать и о реставрации памятников из камня, кирпича, других материалов, а также в отношении работы каменщиков, кровельщиков, кузнецов и других специалистов.

Если же старинные строительные технологии не будут изучаться и осваиваться, то мы должны отдавать себе отчет в том, что каждый раз при реставрации памятников архитектуры (а они, уместно напомнить, наиболее тщательно могут быть изучены именно при реставрации) мы будем терять ценную информацию. Переделали какую-то часть памятника, заменили архитектурные элементы, не пытаясь понять технологию их изготовления, – значит, безвозвратно потеряли ценную историческую информацию о памятнике в целом.

Но сам по себе интерес к историческим технологиям не появится. Необходимо целенаправленно готовить специалистов-реставраторов, знающих исторические технологические процессы, причем не только мастеров-ремесленников, но и архитекторов.

 

Примечания

1 Материалы ИКОМОС: Научно-информационный сборник. Вып. 2. М., 2000. С. 19–25.

2 Подробно о применении исторических технологий при реставрации деревянного памятника см.: П о п о в А., Ш у р г и н И. О воссоздании русской плотничной технологии XVII–XVIII вв. М., 1992.