поиск статьи


КНИГИ ИЗ НИЛО-СОРСКОЙ ПУСТЫНИ В СОБРАНИИ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Смирнова Альбина Васильевна

КНИГИ ИЗ НИЛО-СОРСКОЙ ПУСТЫНИ В СОБРАНИИ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

      В книжном собрании Кирилле-Белозерского музея-заповедника имеется довольно значительное число книг, ранее находившихся в Нило-Сорской пустыни. Это рукописи, книги кириллической и гражданской печати XVII - начала XX века.
      К сожалению, сведения о ранней истории библиотеки Нило-Сорской пустыни немногочисленны. К середине XVII века в монастыре было около 70 книг, а к концу столетия - чуть более 140. Монастырское собрание составляли в основном богослужебные книги, творения святых отцов, в том числе труды Ефрема Сирина и Василия Великого. Книги поступали в виде вкладов, пожертвований. Занимались в пустыни и переписыванием книг, имелись и "переплетные снасти"1. XVIII век - время упадка и запустения обители. В 1787 году книги в дорогих окладах в числе наиболее ценных предметов вывезли "для сохранения" в Кирилло-Белозерский монастырь. В середине XIX века Нило-Сорская пустынь вновь стала самостоятельной, превратилась в общежительный монастырь. Улучшение экономического положения, увеличение количества обитателей пустыни, паломников и благотворителей способствовали росту монастырской библиотеки.
      В Кирилле-Белозерском музее-заповеднике хранится "Черновая книга для составления описи библиотеки Нило-Сорской пустыни 1911 года"2. Должность ризничего и заведующего библиотекой исполнял в то время иеромонах Алипий3, письмоводителем был Иоанн Калинин4. Монастырские книги в "черновой описи" распределены по десяти отделам: "Книги Священного Писания", "Книги богослужебные", "Творения святоотеческие и аскетические", "Книги поучительные", "Книги истолковательные, догматические и обличительные", "Книги исторические, по церковной истории", "Описание монастырей, святых и жизнеописания современных подвижников", "Книги законов, гражданской истории, путешествий и др.", "Книги периодической печати", "Книги рукописные". В эти отделы внесено 1147 книг (464 названия) и еще 156 включены в список с названием "Разные". Количественный состав книг по отделам следующий: богослужебных - 299, творений святых отцов5 - 213, "книг периодической печати"6 - 178. В остальных отделах насчитывалось от 45 до 90 книг. В "черновой описи" имеются отметки о наличии книг, которые свидетельствуют, что наличный состав библиотеки не совпадал со списочным.
      Значительную часть монастырской библиотеки составляли книги XIX века, около ста книг было XVII-XVIII веков и около 50 книг "без обозначения года и места печати".
      После закрытия Нило-Сорской пустыни книги в составе монастырского имущества, "имеющего музейное значение", были переданы в Кирилло-Белозерский музей. К сожалению, ни акты, ни списки поступивших книг обнаружить не удалось, а может быть, они и не составлялись. В музейных "Книгах поступлений" 1930-х годов записаны лишь пять Евангелий в серебряных окладах (со ссылкой на акт от 12.10.1934 года7). Одно из них (Евангелие 1907 года) списано по акту от 10.10.1943 года. Причина списания не указана, лишь красным карандашом сделана надпись: "Серебро снято". В "Книге поступлений" это Евангелие описано так: "Евангелие в красном бархатном переплете. Верхняя доска серебряная фабричной работы с выпуклым орнаментом и 5 овальными дробницами с изображением Воскресения и 4-х евангелистов. Из 4-х эмалированных звездочек на лицевой стороне одна отсутствует. На обратной стороне 5 серебряных золоченых пластинок. Текст 1907 года. Застежки отсутствуют". В собрании музея есть Евангелие 1907 года без переплета8. Вероятно, с этой книги и было "снято серебро". Другие четыре Евангелия сохранились в окладах9. Одно из них - дар княгини Ольги Масальской, о чем говорит надпись на форзаце.
      Однако не все книги из Нило-Сорской пустыни попали в Кирилловский музей, как, впрочем, не все из поступивших и остались здесь. В 1950-1960-х годах часть рукописных и печатных книг была передана из музея в Публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (г. Ленинград)10. Среди них были и книги из Нило-Сорской пустыни. В 1995 году в Музей фресок Дионисия (филиал ИКБИАХМ) из города Белозерска поступили книги, одна из которых оказалась с надписью о принадлежности ее ранее иеромонаху Нило-Сорской пустыни Герасиму11. В 1997 году жители города Кириллова Т. В. и К. С. Церковницкие передали в Кирилло-Белозерский музей-заповедник рукописные материалы XIX века, принадлежавшие ранее старцам пустыни: уже упомянутому иеромонаху Герасиму и иеросхимонаху Нилу. Не исключено, что подобные "находки" могут иметь место и в будущем.
      Надписи, инвентарные номера и печати-штампы позволяют выделить в собрании Кирилле-Белозерского музея-заповедника 505 книг, происходящих из Нило-Сорской пустыни. Как и следовало ожидать, значительную часть среди них составляют творения святых отцов (142) и богослужебные книги (123).
      Надписи на книгах самого разного содержания. Одни просто указывают на принадлежность книг монастырю ("Казенная Нило-Сорской пустыни", "Казенная из библиотеки Нило-Сорской пустыни", "Принадлежит Нило-Сорской пустыни в числе казенных"), другие содержат имена тех, кто подписал книгу, кто возглавлял монастырь, время, когда она была подписана. Например, надпись на Требнике 1697 года гласит: "Нило-Сорской пустыни казенная, а подписал сию книгу, глаголемую тоя пустыни, ризничей священник Кирилл Иосипов Городецкий 1782 года месяца апреля 11 день"12. На Ирмологии нотного пения 1833 года читаем: "Сии нотный Ирмолой Нило-Сорской пустыни правого клироса подписан 1870 г[о-да] апреля 8 дня К.П.М. при строителе иеромонахе Амерасии"13. Книги находились как в самой пустыни, так и в ее скитах. Об этом говорят отметки в "черновой описи" и надписи на книгах, например, на Минее 1834 года: "Успенский Богородичный скит Нило-Сорской пустыни"14.
      Надписи с инвентарными номерами монастырской библиотеки нередко начинаются со слов: "Нило-Сорской пустыни по Главн[ой] описи...", "Библиотека Нило-Сорской пустыни по Главн[ой] описи..." или "По описи...", "Гл[авной] оп[иси]...", "Дополнительной] оп[иси]...". В них называются Главная опись 1859 года, Главная и Дополнительная описи 1877 года. Например: "Нило-Сорской пустыни по Главной описи 1859 г. 3 час. 1 гл. 1 разд. № 3. Доп. оп. 1877 г. № ИЗ разд. 4. Отд. II № 27"15 или "По Допол. описи У 1877 г. № 4. Отд. 1 № 7"16. Часть книг имеет надписи с указанием только отдела и инвентарного номера: "Отд. X № 14" (иногда поставлены лишь цифры "IV-44"), а на нескольких рукописях стоят одни номера. Соответствие книг с указанными на них инвентарными номерами записям в "черновой описи" подтверждает их принадлежность Нило-Сорской пустыни.
      Вкладные и дарственные надписи на книгах немногочисленны. В 1644 году дал в Нилов скит книгу Часослов "по своих родителех клирик чернец Гурей москвитин"17. В 1779 году книгу Служебник "положил по обещанию своему Кириллова монастыря Белозерского меншей [нрзб] Козма [нрзб] Троецкой в Нилову в Сорскую пустынь по душе своея и по своих родителех безвыносно на келейные свои деньги"18. Книгу "Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошение учеников" 17 октября 1852 года вложил "в число казенных книг... в пустынно-жительную обитель преподобного отца нашего Нила Сорского чудотворца в пользу братии оной греш[ный] с[хииеромонах] Нил"19.
      Книга "Евангелие учительное" 1752 года, принадлежавшая Андрею Волкову, была "отдана во область Белоозера в пустыню угоднику Христову Нилу Сорскому"20.
      Владельческих, читательских надписей значительно больше. Они содержат имена бывших владельцев книг, иногда сведения об их сословной принадлежности или занимаемой должности: княгиня Ольга Масальская21, московский мещанин Федор Фетисов, крестьяне Яким Васильев, Семен Никитин, волостной писарь Федор Степанович Соловьев, письмоводитель Череповецкого духовного правления Аполлон Козмин, купец Иван Иванов Свешников, советник Харитонов, учитель Ив. Николаевский и другие. Иногда надписи свидетельствуют о переходе книги от одного владельца к другому, как, например, "Книга кратких поучений о главнейших спасительных догматах веры" 1795 года: "Продал книгу собственну вологодской мещанин Федор Николаев Семенов в Нилосорскую пустыню рясофорному послушнику Федору Игнатьеву. Продал сию книгу рясофорный послушник Федор Игнатьев той же обители послушнику Степану Ефимову Красильникову за рупь серебра"22. Такая же книга в 1824 году была "подарена Петрозавоцкаго уезда Петропавловской вочины деревни Лижмозера крестьянином Петром Сидорови-чем Марковым за семь рублей Павлу Трофимову"23.
      Некоторые книги Нило-Сорской пустыни ранее принадлежали Кирилло-Белозерскому монастырю, например, Служебник 1760 года24, Ирмологий нотного пения 1772 года25. Кирилло-Белозерскому монастырю принадлежало и Евангелие учительное 1686 года, куда оно было вложено книгохранителем иеродиаконом Моисеем "по своих родителех"26.
      Среди владельцев книг были: иеромонах Александре-Невской лавры Макарий, эконом Моденского монастыря монах Виссарион, пономарь Ильинской церкви Алексей Кирилов, священник Рождественской Богородицкой церкви Матвей Орехов и другие. Около семидесяти книг имеют надписи о принадлежности их монахам или послушникам Нило-Сорской пустыни. В основном это книги иеросхимонаха Нила, иеродиакона Герасима, иеромонахов Пахомия и Амвросия - старцев, имена которых вписаны в историю этого монастыря еще их современниками.
      Иеросхимонах Нил (1801-1870 гг.) многие годы прожил в Нило-Сорской пустыни. Его мирское имя Николай Прихудайлов. Он родился в селе Васильевское Шуйского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. В юношеском возрасте поступил во Флорищеву пустынь. Позднее перешел в Троицкий Кривоезерский монастырь Костромской епархии, где был пострижен в монашество с именем Никон. Некоторое время Никон жил в Надеевской пустыни, а с 1837 по 1870 год, исключая время ссылки в Валдайский Иверский монастырь, - в Нило-Сорской пустыни, где в 1852 году принял схиму с именем Нил. На книгах иеросхимонаха Нила многочисленные его "собственноручные" надписи. В них - "история" В той или иной книги, автобиографические сведения. Вероятна принадлежность иеросхимонаху Нилу книг, на которых в надписях упоминаются Кривоезерский монастырь, Надеевская пустынь, Троицкая Щ. церковь в селе Васильевское. Ему принадлежали и рукописные "Слова" на освящение храмов, написанные в 1841 -1842 годах, В многочисленные тетради с записями келейных размышлений, поучений27. В отдел "Рукописные книги" "черновой описи" 1911 года включены "Главизны, или душеспасительные размышления подвиж-ника иеросхимонаха Нила", "Духовные стихотворения иеросхимонаха Нила"28, "Два слова на освящение храма в Нило-Сорской пустыни 1841, 1857 гг."29. Андрей Ковалевский так писал о Ниле: "Старец Божий при подвигах духовных отличался и просвещением духовным, был весьма начитан, хорошо владел пером, имел дар учительный, любил составлять молитвословия и песнопения церковные. После него осталось довольно поучений, писем, размышлений, молитв и служб"30.
      Имя иеродиакона Герасима (1833-1913 гг.) встречается в надписях на 15 книгах, из них в двух он назван иеромонахом. В ряде надписей названо его мирское имя: "Из книг Нило-Сорской пустыни послушника Глеба Беляева ныне иеродиакона Герасима". Герасим (в миру Глеб) происходил из крестьян Череповецкого уезда31. В Нило-Сорскую пустынь он пришел в 1849 году вместе с братом Иваном (впоследствии иеросхимонах Иоанн)32. Монахом пустыни стал и их отец Никита (в монашестве Николай). В послужных списках и в печатных изданиях рубежа XIX-XX веков Герасим и Иоанн называются Никитиными. На одной из книг есть надпись, сделанная еще одним их братом - Петром Никитиным. Герасим принял монашеский постриг в 1865 году, в следующем году был рукоположен в иеродиакона и только через двенадцать лет - в иеромонаха. Он был келейником иеросхимонаха Нила. Сохранилась рукопись "Записки келейника иеродиакона Герасима"33, в которой рассказывается об известном старце Нило-Сорской пустыни. О самом Герасиме, его отношении к книгам инок Иоанн Калинин писал: "Не получив школьного образования, он был очень начитан, обладал твердой памятью и замечательно светлым проницательным умом"34. Герасим не раз оставлял пустынь. Жил в Кирилле-Белозерском, Валдайском Иверском монастырях, дважды назначался настоятелем Филиппе-Иранской пустыни. С 1890 по 1904 год был настоятелем Нило-Сорской пустыни. В 1907 году он принял схиму с именем Нил (схиигумен Нил)35. Книги с надписями Герасима имеют номера монастырской библиотеки и включены в "черновую опись" 1911 года, то есть стали собственностью монастыря еще при жизни старца. Возможно, это связано с его отъездами из пустыни или с принятием схимы. Вскоре после принятия схимы он подарил четырехтомное издание с дарственной надписью своему келейнику Иоанну Калинину36.
      Владельцами большого числа книг были братья монахи Пахомий и Амвросий. Оба имени содержатся в надписях на 22 книгах, на двух - одного Амвросия37. Пахомий и Амвросий - в миру Петр и Михаил Смирновы - происходили из крестьян Череповецкого уезда, образование получили домашнее. В Нило-Сорскую пустынь поступили в 1850 году. В 1864 году Амвросий был назначен казначеем, а через четыре года - настоятелем пустыни и исполнял эту должность 22 года. Брат был ему первым помощником. В Нило-Сорской пустыни жил и их отец Илларион. Пахомий (умер в 1903 г.) и Амвросий (умер в 1890 г.) погребены в пустыни напротив алтаря Тихвинского собора.
      На четырех книгах есть надписи о принадлежности их иеромонаху Нило-Сорской пустыни Павлу38. Надписи сделаны в 1919 году. Монастырских помет на книгах иеромонаха Павла нет.
      Владельцы книг, имена которых встречаются в надписях один-два раза: монах Иона Майков, иеромонах Алипий, послушник Аристарх Яковлев и некоторые другие.
      Два десятка книг имеют надписи: "Из книг иеродиакона Нифонта" и еще несколько - "О[тца] Нифонта". В надписи, датированной 1835 годом, Нифонт назван иеродиаконом Новоезерского ? монастыря39. В середине XIX века в Кирилле-Hовоезерском монастыре должность ризничего исполнял иеродиакон Нифонт40. Вероятно, он и был владельцем этих книг. На одной из них имеется карандашная надпись: "...пожертвована в Нило-Сорскую пустынь"41. Каким образом и когда книги иеродиакона Нифонта оказались в пустыни, пока неизвестно. Судя по надписям, это произошло до 1877 I года.
      Другим признаком, позволяющим определить книги Нило-Сорской пустыни, являются печати, штампы. Монастырские печати, штампы встречаются двух видов. Более 370 книг имеют печать с изображением храма и надписью по кругу "Печать Нило-Сорской пустыни". На нескольких книгах есть штамп "Библиотека Нило-Сорской пустыни Кирилловского уез[да]".
      Личные штампы владельцев книг единичны: "Н-С. иеродиакон Августен" (Нило-Сорский иеродиакон Августен), "П.Н-С; П: I Алексей Алексеевъ" (Пустынь Нило-Сорская; послушник Алексей К Алексеев), "I. Г. Герасим" (иеродиакон Герасим). Печати и штампы стоят на форзацах, титульных или первых листах книг.
      Итак, 510 книг из собрания музея происходят из Нило-Сорской пустыни, из них 27 рукописных книг и 244 книги кириллической печати. Это книги, принадлежность которых Нило-Сорской пустыни подтверждают имеющиеся на них надписи, печати-штампы, а также музейные документы.

     

      ПРИМЕЧАНИЯ
     
      1 Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Новгородской епархии. М., 1913. С. И.
      2 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 140.
      3 В миру - Александр Быстрое, из крестьян Белозерского уезда. В Нило-Сорскую пустынь поступил в 1894 г.
      4 Иоанн (Иннокентий) Калинин (1886-1939 гг.). В миру - Иван Федорович Калинин. Родился в деревне Селище Усть-Угольской волости Череповецкого уезда. Обучался в двухклассной церковноприходской школе. В Нило-Сорскую пустынь поступил в 1901 г., через семь лет был определен в послушники. Он автор статей и брошюр по истории пустыни. С 1919 г. иеромонах Иннокентий Калинин - священник Вознесенской Соровской церкви в Кирилловском уезде.

      5 В монастырском собрании в числе святоотеческих и аскетических творений значительное место занимали труды Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Димитрия Ростовского.
      6 В Нило-Сорской пустыни были различные периодические издания: "Новгородские епархиальные ведомости", "Церковные ведомости", "Душеполезное чтение", "Христианское чтение", "Странник", "Русский инок" и др.
      7 КБИАХМ. ОПИ ДПА. Д. 16. С. 262 об.-264 об.
      8 КБИАХМ. Ск 825.
      9 Там же. Ск 1123, ск 1128, ск 1146, ск 1150.
      10 Там же. ОПИ ДПА. Д. 83. С. 17, 56-64.
      11 МФД. Вх 1086.
      12 КБИАХМ. Ск 53.
      13 Там же. Ск 1200.
      14 Там же. Ск 679.
      15 Минея. Киево-Печерская лавра, 1834 (КБИАХМ. Ск 718).
      16 Библия. СПб., 1816 (КБИАХМ. Ск 1490).
      17 Часослов. 1632 (КБИАХМ. Ск 32).
      18 Служебник. М., 1751 (КБИАХМ. Ск 397).
      19 КБИАХМ. № 8740.
      20 Там же. Ск 1451.
      21 Надпись "Книга княгини Ольги Масальской" имеется на 4-х книгах: Добротолюбие. М., 1793 (2 книги) (КБИАХМ. Ск 1814, ск 211); Ефрем Сирин и Авва Дорофей. Поучения. М., 1701 (2 книги) (КБИАХМ. Ск 331, ск 1543).
      22 КБИАХМ. Ск 520.
      23 Там же. Ск 518.
      24 Там же. Ск 78. ("Сия книга Кирилло-Белозерского монастыря казенная подписана мною 1824 года подписал пономарь").
      25 Там же. Ск 374. ("Книга Кириллова монастыря").
      26 Там же. Ск 337.
      27 Там же. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2.
      28 Рукопись передана в Публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (г. Ленинград) в 1962 г. (КБИАХМ. ОПИ ДПА. Д. 83. С. 64).
      29 Слово на освящение храма. 1857 (КБИАХМ. Рк 24).
      30 Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил. Кириллов, 1891. С. 4.
      31 В послужных списках о происхождении иеродиакона Герасима сказано: "...из купеческого звания города Кириллова" (КБИАХМ. ОПИ. Ф.1. Оп. 1. Д. 138. С. 14-15).
      32 Инок Иоанн (Калинин). Нило-Сорская пустынь и ее подвижники. Кириллов, 1914. С. 41.
      33 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2.
      34 Инок Иоанн (Калинин). Нило-Сорская пустынь и ее подвижники... С. 43.
      35 Иеродиакон Герасим произведен в сан игумена в 1896 г.
      36 Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и святой земле постриженника святой горы Афонской инока Парфения. Ч. 1-4. М., 1856 (КБИАХМ. № 9416-9419).
      37 Сказание о Новгородской чудотворной святой иконе "Знамение Божией Матери". Новгород, 1872 (КБИАХМ. № 8432). "Достопочтеннейшему о. игумену Амвросию настоятелю Нило-Сорской пустыни на память автор протоиерей П. Тихомиров 18 апреля 1877 года".
      38 Надпись на книгах иеромонаха Павла: "Сия собственная книга иеромонаха Павла Нило-Сорской пустыни 1919 года июля 20 дня".
      39 Добротолюбие. М., 1822 (КБИАХМ. Ск 1589). "Сею книгу усердствую его преподобию всечестнейшему отцу Нифонту иеродиакону Новоезерского монастыря 1835 октября 13 дня".
      40 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16. С. 125.
      41 Начальные философические статьи, касающиеся до существа и свойств души человеческой. СПб., 1791 (КБИАХМ. Гк 226).