поиск статьи


КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ XVIII-XIX ВЕКОВ

Бабушкина Ирина Марсельевна

КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ XVIII-XIX ВЕКОВ

      Большинство сохранившихся изображений архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря, созданных в XVIII-XIX веках, уже опубликовано в разных изданиях. Попытка свести к их вместе и взглянуть на них с исторической точки зрения дает немало любопытного. Внимательное изучение разнообразных изобразительных источников (икон, гравюр, акварелей, вышивок, хромолитографий и фотографий), их сравнение и сопоставление с письменными обогащают историю монастыря зримыми образами, а в некоторых случаях и уточняют датировку самих изобразительных источников.
      Самым ранним из известных изображений Кирилло-Белозерского монастыря является гравюра 1720 года. Ее опубликовал в своей книге "Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века" известный историк прошлого столетия Н. К. Никольский. В левом нижнем углу гравюры имеется надпись, указывающая, что изображение северной лавры было выполнено при архимандрите Иринархе в 1720 году. В правом нижнем углу указан автор: "В Санктъ-Питерсбурхе рисовал и грыдоровал Алексей Ростовцев". Как считал Н. К. Никольский, гравюра 1720 года не была первой по времени создания, настолько подробно изображен архитектурный ансамбль монастыря. Он предполагал, что гравюра 1720 года, созданная в Петербурге, была лишь копией с более ранней, неизвестной гравюры. К моменту посещения Н. К. Никольским Кирилло-Белозерского монастыря летом 1896 года доска 1720 года со значительными повреждениями находилась в Кириллове. Чтобы получить с нее оттиск, было приложено немало усилий, и "холодным способом" был изготовлен единственный отпечаток. Затем этот отпечаток был переведен на литографический камень, оттиски с которого были изготовлены в Санкт-Петербурге благодаря содействию архимандрита Никодима, настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря1. На гравюре указано, что к печатанию "дозволено цензурою отъ С.П.Б. духовно-цензурнаго комитета 2 августа
      1896 г. Цензор архимандрит Мефодий". Место изготовления - "хромо-лит. Николаева. С.П.Б., В. Остр. 3 Линия д. 40".
      Автор гравюры 1720 года, Алексей Иванович Ростовцев (1690- 1746 гг.), гравированием занимался в Московской типографии под руководством Василия Куприянова. С 1711 года работал в Санкт-Петербургской типографии вместе с П. Пикартом и А. Зубовым до ее закрытия. В 1729 году он переехал в Москву. Работал по заказам Московской синодальной типографии2.
      В настоящее время в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике сохранились гравюра и медная доска (размером 56 х 63 см, с которой эта гравюра была напечатана), изображающие архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря. На гравюре в правом нижнем углу указан автор: "Грыдоровалъ в Москве Мартинъ Нехорошевский". В левом нижнем углу помещена надпись о времени создания: "...а возобновлена 1742 году при бытности архимандрита Вавилы".
      Автор возобновленной гравюры 1742 года, Мартын Нестерович Нехорошевский, начинал учиться гравированию в мастерской Санкт-Петербургской типографии. Гравюра Кирилло-Белозерского монастыря создана им уже в Москве.
      Сравнение вариантов 1720 и 1742 годов позволяет сделать вывод, что изменения в более поздней гравюре коснулись ее оформления, но не самого рисунка монастыря. В правом и левом верхних углах гравюр помещены иконы "Преображение Господне" и "Введение Марии во храм". Сравнение этих икон на гравюрах указывает на некоторые различия в изображении святых: в их ликах, позах, жестах. В композиции с иконой "Успение Богородицы", помещенной в центре верхней части гравюр, изменения коснулись лишь ангелов, несущих икону. Центральную часть гравюры занимает изображение Кирилло-Белозерского монастыря, справа от него - основатель обители преподобный Кирилл Белозерский со свитком в руках, слева - Богородица с младенцем Иисусом на руках.
      На гравюре довольно подробно изображен архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся к концу XVII - началу XVIII века, и обозначены почти все монастырские постройки. Гравюра выполнена с большой исторической точностью. Часть памятников, представленных на ней, не сохранилась до настоящего времени, первоначальный облик других значительно изменился на протяжении веков.
      На гравюре изображено двойное ожерелье крепостных стен, опоясывающих монастырь: "старые" стены, построенные к концу XVI века, и "новые", строительство которых было закончено к концу XVII века. На гравюре изображены и перечислены 10 из 11 башен наружных стен, кроме Глухой (Котельной). Башни внутренних стен представлены без указания названий. Некоторые башни XVI века, изображенные на гравюре, уже исчезли из монастырской ограды: Грановитая (Часовая) с колоколами и часами наверху, разобранная в 1857 -1866 годах, Круглая (Мельничная), Ловецкая, Черная (Мереженная).
      К концу XVII века территория Кирилло-Белозерского монастыря стенами делилась на Успенский, Ивановский монастыри, Острог и Новый город. Все эти части четко фиксируются на гравюре. В Успенском монастыре церкви изображены с кокошниками на кровлях, еще не перестроены колокольня и церковь преподобного Кирилла Белозерского. Указаны кельи архимандрита, казначея, келаря, ризничего, житенного, кельи поповские и братские, хозяйственные постройки: поварня, казенная палата, погреба, больницы, а также оружейная и караульные помещения по обе стороны от конюшенных ворот.
      В Ивановском монастыре на церквях Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского изображены по две главы (главы над приделами были разобраны позже). Недалеко от этих церквей - деревянная часовня, срубленная, по монастырскому преданию, преподобным Кириллом. У подножия Кузнечной башни располагалась монастырская кузница, были там деревянные больницы и монашеские кельи.
      На гравюре изображен не сохранившийся до настоящего времени острог. Это укрепление, построенное в 1611-1612 годах в виде треугольника, предназначалось для защиты напольной стороны монастыря. Острог состоял из двух башен - Острожской и Солодеженной (Мясницкой) - и крепостных стен. На его территории располагались житенный двор и солодежня.
      В Новом городе на гравюре указано расположение тюрьмы, плотницкого и житенного дворов. Вдоль реки Свияги, протекающей по территории монастыря, располагались иконная мастерская и гостиный двор.
      На гравюре представлено множество деталей, отражающих жизнь и хозяйственную деятельность монастыря. В водах Сиверского озера, на берегу которого стоит Кирилло-Белозерский монастырь, рыбаки ловили рыбу. Там же, на берегу, находились кузница, избы, в которых кормили даточных (солдат), конюшенный, санный дворы, изба мереженная и свиточный амбар, баня, монастырский огород. На протоке, соединявшей Сиверское и Долгое озера, стояла мельница.
      Вне монастырских стен изображены две из трех находившихся на монастырском содержании деревянные церкви. Их описание имеется в ведомости 1764 года: церковь святого апостола Андрея Первозванного, "на ней пять глав обиты чешуей деревянной, ветхи, крыты тесом, крышка ветха, от монастыря стоит в полверсте. При оной церкви часовня деревянная круглая, на ней глава обита чешуей деревянной, покрыта тесом, крышка ветха"; другая церковь святого Модеста, патриарха Иерусалимского, "на оной церкви глава обита чешуей деревянной, выкрашена синей краской, покрыта тесом, крышка ветха. Оная церковь расстоянием от монастыря в трех верстах. При оной церкви часовня круглая, на ней глава обита чешуей деревянной, в ней распятие... покрыта тесом, крышка ветха"3. Церковь святого Модеста была построена вместо часовни по дороге от монастыря к деревне Звоз.
      Слева от въездной монастырской Казанской башни располагались приходская Казанская церковь (построенная в 1700 г.) и таможня с гостиным двором.
      В XVIII веке гравюры с изображением монастыря и его основателя заменяли дорогостоящие иконы и почитались наравне с ними. В Кирилло-Белозерском монастыре была "листопечатная", где печатались "чюдотворные листы". В книге расхода и прихода золота и серебра 16 марта 1743 года была сделана запись: "Того же числа выдано в листопечатную Илье Стоумову в олифу для печатания чюдотворных листов сурику четверть фунта, белил полфунта"4.
      Кроме гравюры 1742 года, в Кирилло-Белозерском музее находится икона, созданная неизвестным иконописцем в апреле 1741 года при архимандрите Вавиле, на которой также изображены древняя обитель и ее основатель. Считается, что такой тип икон создавался в основном в монастырских иконописных мастерских. Иконописная палата была и в Кирилло-Белозерском монастыре. В сохранившихся документах упоминаются иконописцы, работавшие в ней и получавшие заказы на создание образа чудотворца - преподобного Кирилла Белозерского. Вероятно, одна из этих икон и находится в экспозиции музея. Иконы с изображением монастыря и его основателя продавались или раздавались приходившим на богомолье людям.
      На иконе 1741 года монастырь предстает со стороны въездной Казанской башни. Справа от монастыря со свитком в руках изображен преподобный Кирилл. В левом верхнем углу иконы помещен сюжет "Успение Богородицы". Облик монастыря еще не искажен перестройками и ремонтами, случившимися во второй половине XVIII века. Фасады церквей завершаются закомарами и кокошниками, на Казанской и Косой башнях видны исчезнувшие позже смотрильни, на других угловых башнях - по два крытых тесом шатра: "нижний болшой и малый верхний". Вдали видна колокольня с часоводной палатой в виде четырехгранной башни с часами. В переписных книгах 1733 года содержится ее описание: "Меж колоколной - полатка каменная часоводная, над ней на четырех столбах каменных шатер, где колокола бьют перечасье, крыт тесом. По тесу - белым железом. В нем шесть колоколов перечастных"5.
      В иллюстрированном календаре "Русские святые" на 1993 год и в книге "Вологодская икона" помещены иллюстрации икон, на которых изображены преподобный Кирилл и Кирилло-Белозерский монастырь6. Обе они датируются XVIII веком. Но в изображении монастыря на этих двух иконах заметна значительная разница.
      На иконе, опубликованной в календаре, в центре изображен преподобный Кирилл, за ним раскинулась территория монастыря. Правой рукой чудотворец благословляет обитель, в его левой руке - свиток. Вверху, в центре иконы, над Кириллом в ожерелье облаков Богоматерь "Знамение". Создавая эту икону, неизвестный иконописец, по-видимому, знал о существовании гравюры. Архитектурный ансамбль монастыря на иконе представлен, как и на гравюре, с запада, так же подробно и довольно точно. Допущено некоторое отступление в конфигурации монастырской территории, исчезли хозяйственные постройки вокруг монастыря. На их месте возникли изображения деревьев, кустарника, травы.
      Икона, репродукция с которой помещена в книге "Вологодская икона", в настоящее время находится в Череповецком музейном объединении. Она несколько отличается от описанных ранее. В центре вверху помещен Господь Вседержитель, правая его рука благословляет раскинувшуюся внизу обитель. На всех предыдущих иконах и гравюре это центральное место отводилось Богородице или "Успению". Преподобный Кирилл располагается справа от монастыря, его лик и правая рука обращены к Богу, а левой рукой он указывает на монастырь, как бы моля о защите и покровительстве. Изменения в архитектурном ансамбле нашли зримое отражение на этой иконе. Уже нет стен и башен Острога. Переделаны кровли церквей - нет закомар и кокошников. В документах за 1742-1744 годы ; есть объяснение причин переделки этих конструкций и замены кровли: "...соборная церковь Успения пресвятыя Богородицы с приделы; каменная, которая делана по древнему обыкновению каморами и покрыты белым железом, между которыми в летнее время дождевая вода, а зимою снег остановляется, и от того той кровли повсегдашняя за ветхостию кровли и починка бывает с немалым убытком, да и каменные на той церкви своды от течи вредятся и что те каморы поверстать и покрыть япанчею белым железом"7. Исчезли главы над приделами церквей, одни были разобраны как ветхие, другие сгорели во время пожаров. Так, 13 июня 1764 года "от случившагося нечаянного в оном монастыре пожару" были уничтожены кровля и главы церкви Иоанна Лествичника и придела Федора Стратилата. В "доношении" архимандрита Товия с братией епископу Вологод- скому и Белозерскому Иосифу сказано, что "оная же церковь с приделом в том же 1764 году вновь тесом покрыта, а главы и поныне [июнь 1766 года. - И. Б.] не зделаны, отчего во время случающихся дождей бывает немалая течь и сводам повреждение"8. Далее там же содержится предложение - главу над церковью Иоанна Лествичника сделать вновь, над приделом главу не восстанавливать, "каменную шею для приключающейся течи снять и покрыть вравне с означенною кровлею тесом". И уже в описи 1773 года про церковь Иоанна Лествичника сообщалось: "На оной церкве крыша тесовая. Полуглавие и шея обиты тесом, оная крыша и полуглавие выкрашены черленью новые, а шея роскрашена разными красками, глава гладкая, осмигранная, опаяна жестью, на ней крест железной выкрашен местами и вызолочен новые"9. В Ивановском монастыре есть изображение часовни, устроенной монахами над местом первого поселения преподобного Кирилла. В переписных книгах 1733 года указано: "В другой новопоставленнои чесовне, что над земляной келье, ево, чюдотворца Кирилла, крест болшои, на нем писан образ распятия Господня"10. В Записке о строениях и состоянии монастыря за 1807 год сообщалось, что там же, в Ивановском монастыре, находилась "деревянная часовня, собственными руками преподобного чудотворца Кирилла сооруженная, над которою каменная на четырех столпах каменных же для соблюдения деревянной, построена в 1786 г."11.
      От въездной Казанской башни до Святых ворот протянулся "проспект", по обе стороны его - каменная "прямолинейная стенка" с "двенадцати высотою четырех аршин столпами", крытая тесом, и новый мост через реку Свиягу. Об этих строительных работах сообщал в своем рапорте митрополиту Амвросию архимандрит Вениамин в октябре 1804 года12. В это время финансовое положение монастыря было крайне тяжелым. Архимандрит Вениамин обращался с прошением о выделении средств для оплаты ремонтных работ, в том числе и для отделки строящегося проспекта и стенок по обе его стороны ("настоит в денгах крайняя нужда")13.
      Над другой въездной башней - Косой - на иконе изображен трубящий ангел. В "покорнейшем репорте" кирилловского архимандрита Вениамина в Новгородскую духовную консисторию от 20 ноября 1805 года сообщалось: "Над шпицом поставлен на железном пруте с пропущением для крепости болтов из листоваго аршиннаго железа, скрепленнаго железом шинным, Ангел, с отживною - разрезным цветком с обеих сторон золотом двойником вызолоченный, с трубою из англицкаго белого железа высотою два аршина с четвертью"14.
      Две указанные даты - строительство "проспекта" в 1804 году и установка ангела над Косой башней в 1805 году - дают возможность предположить, что время создания иконы не XVIII, а XIX век.
      Кроме перечисленных икон, изображение монастыря представлено на шитых пеленах, находящихся в музее-заповеднике. Одна из них датируется XVIII, а вторая - XIX веком. Пелена XVIII века хранилась в Кирилле-Белозерском монастыре, затем при создании музея вошла в состав его коллекций. Других сведений в архивных документах обнаружить пока не удалось. Эта пелена двойная. На ее левой части изображен Кирилло-Белозерский монастырь, на правой - "Явление Богородицы преподобному Кириллу в Симоновом монастыре" в Москве. Изображение монастыря на этой пелене соответствует известной гравюре 1742 года. На пелене вышиты деревья с раскидистыми кронами на берегу Сиверского озера, поклонный крест и церкви, стоящие недалеко от границ монастыря. Частично этот рисунок (деревья, крест, церкви) повторен на правой части пелены. Над ее обеими частями вышиты слова Богородицы из жития преподобного Кирилла Белозерского: "Кирилле, изыди отьсюду и гряди на Белоозеро, тамо бо тебе уготовахъ место, на нем же спасешися".
      Более поздняя пелена (XIX в.), по-видимому, поступила в Кирилло-Белозерский монастырь из Воскресенского Горицкого девичьего монастыря. Известно, что в этом монастыре почти с момента его основания трудились замечательные мастерицы-вышивальщицы. В XIX веке Горицкий монастырь был крупным центром рукоделия в нашем крае. Его насельницы шили и украшали облачения духовенства, различные церковные предметы. В 1897 году широко отмечался 500-летний юбилей Кирилло-Белозерского монастыря, возможно, пелена шилась в честь этого знаменательного события. На пелене представлен вид монастыря с севера, от въездной Казанской башни. Основой для ее создания мог послужить план территории, составленный художником Н. А. Мартыновым в 40-60-е годы XIX века. Над изображением монастыря вышита надпись: "Миръ обители твоей даруй". Пелена находилась в Успенском соборе слева от Царских врат под чудотворной иконой Богородицы Одигитрии, которая была принесена на Белозерье преподобным Кириллом из Москвы в 1397 году. Общий вид иконостаса Успенского собора и находившаяся там пелена представлены на фотографии И. Ф. Барщевского, опубликованной в книге Н. К. Никольского "Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века".
      В XIX веке Кирилло-Белозерский монастырь привлекал своей древностью и красотой внимание многих ученых и художников; путешественников и любителей старины. Были написаны книги, научные исследования по истории монастыря, созданы рисунки и выполнены фотоснимки, на которых представлен уникальный архитектурный ансамбль. Эти рисунки, фотографии, путевые заметки, частично опубликованные в старых альбомах, книгах, журналах, находятся в различных архивах, музеях, библиотеках страны.
      В 1809 году монастырь посетил археолог и историк Константин Матвеевич Бороздин (1781-1848 гг.). По высочайшему повелению он совершил путешествие по России вместе с художником Ивановым. Они проехали по северу России, посетив Старую Ладогу, Тихвин, Устюжну, Череповец, Белозерск, Вологду и Кириллов, а затем отправились на юг. В 1810 году путешествие было закончено в Санкт-Петербурге. В этой поездке было создано четыре альбома акварелей. В одном из альбомов содержались рисунки предметов, хранившихся в Кирилло-Белозерском монастыре: чаши, ковши, кадила, кружки, шлемы, оружие, а также виды монастыря. Все эти рисунки сопровождались небольшими описаниями15. Вспоминая о посещении монастыря, К. М. Бороздин рассказывал, что он случайно поднял в одной из башен из груды приготовленной к сожжению бумаги небольшую рукописную книгу. Это оказался опальный синодик Ивана Грозного16.
      В альбоме К. М. Бороздина есть два рисунка, изображающих весь монастырский ансамбль. На одном художник создал величественную панораму монастыря, которая открылась ему с противоположного берега Сиверского озера. На другом рисунке показана территория внутри монастырских стен. От Казанской въездной башни по главному проспекту идут к Святым вратам богомольцы. На территории Нового города нет никаких хозяйственных построек. Видны остатки стен острога и развалины Солодеженной (Мясницкой) башни, вдалеке - купола церквей и крыши келий, мощные крепостные стены и башни монастыря.
      Некоторые рисунки из альбома К. М. Бороздина были помещены в книге А. Н. Кирпичникова и И. Н. Хлопина "Великая государева крепость"17.
      Архитектуру Кирилло-Белозерского монастыря запечатлел в своих рисунках русский художник Николай Александрович Мартынов. Рисунки хранились в библиотеке Общества любителей древней письменности в Санкт-Петербурге и в Историческом музее Московского археологического общества. В настоящее время акварели Н. А. Мартынова находятся в Русском музее Санкт-Петербурга. На них художник изобразил небольшую часть монастырского ансамбля: церкви, башню, часть стены с прилегающей территорией. Эти рисунки позволяют представить облик древней обители в первой половине XIX века.
      На акварели "Церковь Преображения Господня" справа видна разрушающаяся крепостная стена, слева - требующий ремонта домик келаря, в центре - церковь Преображения Господня, которая была построена в 1595 году. По описи 1601 года верх церкви завершался тремя ярусами кокошников, над ними поднимались три главы, сдвинутые от центра храма к востоку. Из монастырских документов известно, что в XVII-XVIII веках она подвергалась значительным изменениям. В переписных книгах 1733 года упоминается, что кровли церкви, крытые тесом, "все погорели"18. Позднее были сломаны три каменных барабана и вместо них была устроена деревянная глава. Эта глава позже сгорела от удара молнии19. Первоначальный вид церкви восстановлен в 1975-1978 годах.
      На акварели "Кузнечная башня. Вид с запада" изображена шестнадцатигранная угловая башня. Название свое она получила от монастырской кузницы, некогда располагавшейся у ее основания. Высота башни до кровли дозорной вышки (смотрильни) почти 35 метров. Примыкает к этой башне с севера трехъярусная крепостная стена. Часть берега озера вдоль монастырских стен была огорожена деревянной оградой и использовалась для хозяйственных нужд. Затем в 1874 году "за монастырем у Кузнечной и Мереженной башен к озеру была построена каменная ограда на прочном фундаменте с проезжими воротами"20. Слева от Кузнечной башни - невысокая Глухая башня. Вдалеке видны одноэтажные деревянные дома жителей города Кириллова. Над ними возвышается церковь Покрова Божией Матери в селе Аксенове близ Кириллова.
      В 1847 году в Кирилло-Белозерский монастырь приезжал Степан Петрович Шевырев, историк, критик, поэт, академик Петербургской Академии наук, профессор Московского университета. Его путешествие проходило по древним русским городам: Ярославлю, Вологде, Кириллову, Белозерску, Череповцу и другим. В результате этой поездки было написано одно из лучших его сочинений - "Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни С. П. Шевырева в 1847 г."21. Среди рисунков, помещенных в этой книге, есть несколько сюжетов, посвященных Кирилло-Белозерскому монастырю. На рисунке "Малый Ивановский монастырь" слева изображены два небольших каменных павильона. Один был возведен над местом, где пришедшие в 1397 году на берег Сиверского озера московские монахи Кирилл и Ферапонт вырыли для жительства землянку, второй - над часовней, построенной преподобным Кириллом.
      В 1897 году отмечался 500-летний юбилей Кирилло-Белозерского монастыря. Этому событию были посвящены публикации в журналах, изданы книги. Так, в журнале "Исторический вестник" была опубликована статья И. Ф. Тюменева "Пятисотлетие Кирилло-Белозерского монастыря" с рисунками Ф. Павлова22. Илья Федорович Тюменев посетил монастырь в 1894 году за три года знаменательной даты. Рисунки с изображениями монастыря вошли в коллекцию "По Руси", которая в настоящее время хранится в Национальной библиотеке Санкт-Петербурга. В своих работах художник отразил изменения, происшедшие в монастырском ансамбле во второй половине XIX века. К этому времени была отремонтирована церковь Преображения Господня - восстановлены кровля и глава храма.
      К западному порталу больничной церкви святого Евфимия Великого (построена в 1646 г.) были пристроены новые сени-крыльцо (в 1936 г. они были разобраны). Каменный шатер церкви взамен черепицы был перекрыт железом. В коллекции Тюменева сохранились изображения монастырского кладбища на территории Малого Ивановского монастыря. Мирян и иноков хоронили на холме вокруг церкви Иоанна Предтечи начиная с 30-х годов XVI века. В XIX веке там появляются захоронения состоятельных мещан и купцов Кириллова.
      Одним из наиболее значительных исследований XIX века, посвященных монастырю, является книга историка, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Николая Константиновича Никольского. В 1897 году в Синодальной типографии был напечатан ее первый выпуск "Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в.". В этой книге было помещено 52 фотографии и рисунка. Еще будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии, Н. К. Никольский заинтересовался историей монастыря и уделял немало времени изучению подлинных документов, находившихся в библиотеке духовной академии. На основании собранных материалов он защитил магистерскую, а позднее и докторскую диссертации. Начатое изучение рукописей и истории Кирилло-Белозерского монастыря стало делом всей его жизни. Ученому пришлось заниматься не только исследованиями, но и розыском рукописей. Н. К. Никольский неоднократно приезжал для работы в Кириллов. Вместе с преподавателем Кирилловского духовного училища Н. П. Успенским он изучал монастырский архив, планы и чертежи построек. На основании этих источников Н. К. Никольский написал несколько работ по истории монастыря.
      Фотографии, помещенные в книге Н. К. Никольского, отражают состояние ансамбля монастыря в конце XIX века. К 500-летнему юбилею проводились работы по благоустройству территории, обновлялся внешний облик церквей.
      Часть фотографий в книге Н. К. Никольского выполнена известным русским фотографом Иваном Федоровичем Барщевским (1851-1948 гг.). Он был одним из первых русских фотографов-профессионалов, занимавшихся архитектурной съемкой. Его снимки использовали в своей работе многие известные ученые, его фотографии приобретали Публичная библиотека в Петербурге, Императорская Академия художеств, Археологическая комиссия и другие. С начала 1890-х годов И. Ф. Барщевский был постоянным участником научных экспедиций по исследованию русской архитектуры. Он издал несколько альбомов фотографий. Каталог, выпущенный в 1884 году, насчитывал почти 500 снимков мастера. В каталоге 1912 года было помещено более 2700 его работ. На многочисленных выставках фотографии И. Ф. Барщевского были удостоены высоких наград. За участие в Палестинской экспедиции он был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени. Благодаря упорному труду И. Ф. Барщевского до нас дошли изображения многих исчезнувших памятников древнерусского зодчества23 .
      В конце XIX века хромолитографией В. Тиля и К° в Одессе издаются отдельными листами изображения Кирилло-Белозерского монастыря. На литографии 1886 года представлена часть территории Ивановского монастыря: в центре - часовня, срубленная, по преданию, преподобным Кириллом, справа и слева - "каменные сени", возведенные над местом поселения и часовней Кирилла.
      Панорама монастырского ансамбля, сложившегося к концу XIX века, предстает на хромолитографии 1897 года "Вид первоклассного Кирилло-Белозерского монастыря в память пятисотлетия основания его". Величаво раскинулся на берегу Сиверского озера грандиозный монастырский "город". Над детищем своим вознесся основатель - преподобный Кирилл Белозерский. Лик его обращен к иконе Богородицы Одигитрии. Эту икону бережно поддерживают два ангела Божьих. Вдалеке справа видна гора Маура. По преданию, с этой горы увидел Кирилл место, где по велению Богородицы ему предстояло обрести спасение.
      Сохранившиеся изображения Кирилло-Белозерского монастыря XVIII-XIX веков представляют особую ценность для современных исследователей, так как они наглядно передают изменения архитектурного ансамбля, происходившие в обители на протяжении двух столетий.
     
      ПРИМЕЧАНИЯ
     
      1 Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. Вып. 1. Т. 1. СПб., 1897. Приложение VIII. С. XCIV-XCV.
      2 ГРМ. Гравюра Петровского времени. Каталог выставки. Л., 1971. С. 35.
      3 РГАДА. Ф-280. Оп. 3. Д. 266. Л. 30.
      4 Там же. Ф. 1441. Оп. 2. Д. 4445.
      5 ОР РНБ. Кир.-Бел. 100/1336. Л. 584 об.
      6 Русские святые. [Календарь] на 1993 год. М., 1992; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995.
      7 РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Д. 3960. Л. 1.
      8 ЛГИА. Ф. 251. Оп. 3. Д. 56. Л. 1.
      9 OP РНБ. Кир-Бел. 102/1338. Л. 33 об.
      10 Там же. 100/1336. Л. 185.
      11 ЛГИА. Ф. 251. Оп. 3. Д. 1051. Л. 4.
      12 Там же. Д. 773. Л. 38 об.
      13 Там же. Л. 39 об.
      14 РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Д. 773. Л. 52 об., 53.
      15 Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. Т. 4. Кн. 7. СПб., 1891. С. 445.
      16 Биографическое известие о сочинителе атласа К. М. Бороздине (из письма Д. В. Поленова к Погодину). Труды I археологического съезда в Москве (1869). Москва, 1871.
      17 Кирпичников А. Н., Xлопин И. Н. Великая государева крепость. Л., 1972.
      18 ОР РНБ. Кир-Бел. 100/1336. Л. 140.
      19 Кирилловский историко-художественный музей. Путеводитель по архитектурным памятникам. Сев.-Зап. кн. изд-во. Л. 29.
      20 РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Д. 2019.
      21 Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. Т. 39. Кн. 77. СПб., 1903. С. 361.
      22 Тюменев И. Ф. Пятисотлетие Кирилло-Белозерского монастыря // Исторический вестник. 1897. T. LXIX. Август. С. 118-147, 447-482.
      23 Панфилова Н. Провинциальный фотограф? // Советский музей. 1992. № 1. С. 28.