поиск статьи


ИКОНА ЛЕОНТИЯ РОСТОВСКОГО ИЗ ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРИЦКОГО МОНАСТЫРЯ

Мельник А.Г.

ИКОНА ЛЕОНТИЯ РОСТОВСКОГО ИЗ ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРИЦКОГО МОНАСТЫРЯ

      Небольшая пядничная икона Леонтия Ростовского1 поступила в, Государственный Русский музей в 1923 году из Горицкого женского монастыря близ Кириллова. В 1973-1975 годах она была раскрыта и через некоторое время представлена на выставке "Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий". Тогда икону датировали XVI веком и отнесли к живописи Москвы2, но обоснования эта версия не получила. По существу данное произведение осталось неисследованным. В 1998 году оно было предоставлено музею Ростова для экспонирования на выставке "Иконография ростовских святых"3. В процессе подготовки выставки мне удалось провести исследование иконы, результатом которого стала предлагаемая работа.
      По-видимому, рассматриваемый образ издавна находился в Горицком монастыре, о чем косвенно свидетельствует "Отписная книга" последнего, составленная в 1661 году. Согласно ей, в монастыре тогда хранились две иконы Леонтия Ростовского4. Надо полагать, одной из них является исследуемый памятник.
      Следует отметить, что, несмотря на некоторые утраты первоначальной живописи5, в целом он сохранился относительно хорошо, целы практически все наиболее ответственные элементы изображения святого.
      Епископ Леонтий представлен на иконе в рост, фронтально, с воздетыми руками, в левой - Евангелие, правой он двуперстно благословляет. Иконография вполне традиционна и, очевидно, сложилась много раньше возникновения данного произведения6. Фигура святого стройна и изящна. Лик его моделирован тонкими плавями коричневато-желтого с зеленоватым оттенком вохрения, слегка высветляющегося у глаз, по плотному темно-зеленому санкирю. Черты лица, борода и усы выполнены довольно тонко коричневой краской. Зрачки черные, крупные, белки обозначены крохотными мазками белил. Во внутренних уголках глаз - красные точки. Подобной же краской тронуты верхняя губа и ушные раковины. На фоне белого клобука ясно выделяются две выбившиеся из-за ушей тонкие завивающиеся пряди волос. Кисти рук выполнены в той же технике, что и лик святого. Край клобука вокруг лица обведен тонкой блеклой красной линией. С внешней стороны клобук окаймлен тонкой желтой полоской. Воскрылия клобука окрашены светлой охрой и украшены золотым ассистом. Ворот обведен двойной золотой каймой. Фелонь написана прозрачной светло-зеленой краской, сквозь которую просвечивает левкас, и орнаментирована диагональными сплошными и пунктирными линиями белил. В промежутках между этими последними нанесены подобные же по цвету волнистые линии. По краю фелони положена неяркая оранжево-красная полоска. Омофор белый с черными крестами, точками и горизонтальными полосками в нижней части. Епитрахиль и палица окрашены светлой охрой, обведены светло-коричневыми линиями и оформлены золотым ассистом. Подризник выполнен очень жидкой светло-коричневой краской. Складки обозначены более темной коричневой же краской. Пробела светло-серые с белильными высветлениями. Тонкие вертикальные двойные полосы источников черного цвета. Поручи светло-охряные с золотой отделкой. Обувь красновато-коричневая. В левой руке святого блекло-розовый с оранжевым оттенком и белыми пробелами плат. Евангелие, покоящееся на нем, имеет охряную с золотым ассистом лицевую часть и зеленовато-серый обрез с черными застежками. Нимб выполнен по циркулю тонкой белильной линией, поверх которой нанесена полупрозрачная блеклая красная полоска. Фон иконы темного болотно-зеленого цвета. Интересно обозначен позем. В основе он имеет тот же цвет, что и остальной фон. Но сверху и с боков до середины высоты обведен по краю белой П-образной линией, а снизу и с боков до середины высоты - черной линией. Обе линии, постепенно заостряясь, принимают иглообразную форму у точек своего соприкосновения. Кроме того, верхняя часть позема раскрашена полупрозрачными тонкими белильными линиями разнообразных очертаний как бы "под мрамор". Слева и справа от головы святого имеется следующая надпись, выполненная черной краской скорописью, характерной для XVI века: "Оагс Леонтии чюдотврець".
      Нельзя не видеть, что в произведении заметно контрастируют плотно написанные личное, а также темный фон с подчеркнуто высветленной, выполненной жидкими прозрачными красками живописью доличного. При этом во всей иконе не применено ни одной чистой яркой и звучной краски, кроме, конечно, белой. Важно, что качество рассматриваемого памятника достаточно высокое, и, следовательно, его автор сознательно избегал таких красок. Очевидно, яркие тона не соответствовали его представлениям о прекрасном.
      Как уже говорилось выше, икона святого Леонтия считается памятником московского искусства. И действительно, нельзя отрицать, что писавший ее художник находился под влиянием живописи этого крупнейшего художественного центра России XVI века. Известно, что темно-зеленые фоны, аналогичные тому, которым обладает рассматриваемая икона, были одной из типичных черт столичной живописи середины - второй половины XVI века. Трактовка личного святого Леонтия также схожа с соответствующими элементами целого ряда московских произведений указанного времени, особенно же середины - третьей четверти XVI столетия. Среди них можно назвать роспись 1547-1551 годов кремлевского Благовещенского собора7, икону Иоанна Предтечи Ангела Пустыни (около 1560 г.) из Махрищского монастыря8, иконы иконостасов 1560-х годов приделов Входа в Иерусалим, Собора Богоматери и Собора архангела Гавриила упомянутого Благовещенского собора9.
      Но значит ли это, что рассматриваемую икону безоговорочно можно признать произведением московского мастера? С таким выводом, как мне представляется, не согласуется колористическое решение живописи ее доличного.
      В самом деле, подобную цветовую гамму, составленную из мягко сочетающихся неярких бледно-зеленых, серовато-коричневых, светло-охристых, бледно-красных тонов давно принято считать характерной принадлежностью не московского, а ростовского средневекового искусства. Более того, в иконописи Ростова середины - второй половины XVI века обнаруживаются ближайшие аналоги практически каждой черте рассматриваемого памятника. Так, совсем недавно выяснилось, что в Ростове этого времени существовало художественное течение, ориентированное на живопись Москвы эпохи царствования Ивана Грозного10. Ростовские мастера, принадлежавшие к этому течению, с разной степенью мастерства старались сле-довать художественным принципам столичного искусства. Ими, например, были созданы иконы семифигурного поясного деисусного чина середины XVI века из церкви села Ивашкова близ Ростова11, другие мастера, но принадлежавшие к тому же течению, выполнили деисусные иконы Спаса12 и Иоанна Предтечи13 середины - второй половины XVI века из ростовской церкви Константина и Елены. Мастера названного, условно говоря промосковского, течения применили способы написания личного, а иногда и темно-зеленые фоны, (подобные тем, которые мы видим на исследуемой иконе.
      Но в то же самое время в Ростове существовало и другое худо-жественное течение, имевшее явно компромиссный характер. С одной стороны, оно впитало некоторые черты современного ему московского искусства, а с другой - сохранило многие особенности более ранней местной живописи. Одними из наиболее характерных произведений, возникших в русле этого течения, являются живописные вставки резных царских врат, выполненных в 1562 году иноком Исайей для Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря14. На этих многочисленных вставках мы видим сильно высветленную, но неяркую цветовую гамму, в которой преобладают светло-желтые, светло-зеленые, бледно-оранжевые тона, т. е. почти те же самые, которые составляют основу доличного иконы святого Леонтия. Причем, как и на последней, личное на данных вставках написано плотнее, чем доличное.
      Можно сказать, классическим образцом указанного второго течения ростовской живописи, ориентированного в большей своей части на древнюю местную традицию, является храмовая икона "Покров Богородицы" середины XVI века из ростовской Покровской церкви15. Колорит этого произведения исключительно близок рассматриваемым вставкам царских врат 1562 года инока Исайи - те же неяркие светло-зеленые, светло-желтые, светло-охристые, бледно-оранжевые тона. Сходство колорита данной иконы "Покров" и исследуемой иконы Леонтия Ростовского не менее очевидно. Есть сходные черты у последней с иконой Леонтия Ростовского середины XVI века из ростовской Введенской церкви16.
      Оформление позема рассматриваемого произведения находит аналогию в живописи северной алтарной двери с образом благоразумного разбойника Вараха из ростовской церкви Параскевы Пятницы второй половины XVI века17. Позем и поля этой двери имеют точно такой же болотно-зеленый цвет, как и на исследуемой иконе. Подобным же образом сверху этот позем обведен белой П-образной заостряющейся книзу линией и испещрен белильными мазками. Черная же линия применена в обводке не позема, а верхней части средника указанных северных дверей.
      Итак, приведенные аналоги свидетельствуют, что рассматриваемая икона Леонтия создана в русле компромиссного течения, совмещавшего в себе некоторые московские мотивы с чертами, унаследованными от более ранней ростовской живописи. Следовательно, ее автором был ростовский художник.
      Тот же вывод косвенно подтверждается и еще одним наблюдением. Ранее было высказано предположение, что подобные пядничные иконы Леонтия создавались при Ростовском архиерейском дворе как подносные18. Для XVI века у нас нет прямых подтверждений данному предположению, но для XVII столетия подобная практика засвидетельствована документально. Действительно, Ростовский архиерейский двор покупал у разных художников по несколько десятков пядничных икон святого Леонтия в год. В документах упомянутого двора неоднократно фигурируют сведения о преподнесении тем или иным лицам в подарок образа Леонтия. Ясно, что подобные иконы святого Леонтия являлись одним из символов Ростовского архиерейского двора и расходились из него по всей стране19. Можно предположить, что подобная практика сложилась задолго до XVII века - в XVI или даже в XV столетиях.
      Поэтому нельзя исключать вероятности исполнения исследуемой иконы святого Леонтия по заказу Ростовского архиерейского двора, из которого теми или иными путями она попала в Горицкий монастырь.
      И, наконец, о времени создания исследуемого памятника. Все приведенные как московские, так и ростовские аналоги свидетельствуют, что икона святого Леонтия не могла быть написана ранее середины XVI века. Следовательно, ее уверенно можно датировать серединой - второй половиной XVI века. Не столь надежно удается обосновать более узкую датировку того же произведения. И все же ближайшие его аналоги - живописные вставки резных царских врат 1562 года - заставляют предположительно отнести икону святого Леонтия к середине XVI века или даже к 1560-м годам. Если данное предположение верно, то икона могла попасть в Горицкий монастырь во время пребывания в нем княгини Евфросинии Старицкой.
     
      ПРИМЕЧАНИЯ
     
      1 Государственный Русский музей. Инн. № ДРЖ 417, 29,2 х 22,8 х 1,4 см. Дерево, левкас, темпера.
      2 Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий. Каталог выставки. Л., 1981. С. 65.
      3 Иконография ростовских святых. Каталог выставки / Сост. А. Г. Mельник. Ростов, 1998. С. 18.
      4 1661 г., мая 31. - Отписная книга Воскресенского Горицкого девичьего монастыря отписчиков Кириллова монастыря черного попа Матвея и старца Герасима Новгородца игуменье Марфе Товарищевых // Кириллов. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 264, 267.
      5 См. более подробно: Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий. С. 65.
      6 Иконография ростовских святых... С. 17.
      7 Качалова И. Я., Mаясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. Илл. 27, 31, 32, 47, 48.
      8 Даен M. E. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного (икона "Иоанн Предтеча" из Махрищского монастыря) // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970. С. 207-225; Смирнова Э. С. Московская икона XVI-XVII веков. Л., 1988. Илл.182,183.
      9 Качалова И. Я., Mаясова Н. А., Щенникова Л. А. Указ. соч. Илл. 200-216.
      10 Mельник А. Г. Поясной деисусный чин из церкви села Ивашкова близ Ростова // История и культура Ростовской земли. 1998. Ростов, 1999. С. 74.
      11 Там же. С. 71-75.
      12 Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль" (ГМЗРК). И-931.
      13 ГМЗРК. И-876.
      14 ГМЗРК. КП-1793.
      15 ГМЗРК. И-930. См. также: Ямщиков С. Ростов Великий. Музей. Б/м, б/г. Без пагинации.
      16 ГМЗРК. И-535. См. также: Живопись Ростова Великого. Каталог / Сост. С. Ямщиков. М., 1973. Без пагинации.
      17 ГМЗРК. И-536. См. также: Ямщиков С. Указ. соч.
      18 Пуцко В. Г. Иконописные изображения св. Леонтия Ростовского: становление традиции //История и культура Ростовской земли. 1995. Ростов; Ярославль, 1996. С. 58.
      19 Иконография ростовских святых... С. 6.