поиск статьи


Василий Михайлович Тучков – книжник Древней Руси

Макарий, архимандрит

Василий Михайлович Тучков – книжник Древней Руси

В Великом Новгороде при святителе Макарий (1526 – 1542 годы) велась большая работа по собиранию книжных сокровищ, а также по созданию новых книг. Инок Отенского монастыря Зиновий отмечает в своем послании новгородскому дьяку: «...государь, живешь ис божественна мужа и велика святителя, и Божия книги на всяк час чтутца ту» [1]. О литературных трудах в окружении святителя говорится в летописи. Вторым сообщением о литературной работе по благословению архиепископа Мака-рия во владычном Новгородском летописном своде 1539 года после известия о переводе Псалтыри Брунона Вюрцбургского является запись под 1537 годом, где говорится о написании Василием Михайловичем Тучковым «Жития преподобного Михаила Клопского» (+1456; пам. 11 янв.) [2].
     
Родителями будущего духовного писателя были Михаил и Мария Тучковы, а его брата звали Иоанн [3]. Родился В. М. Тучков в начале XVI века [4]. Молитвенное поминовение по нему творилось в Кирилло-Белозер-ском монастыре 7 марта, в день памяти семи святителей, святительствовавших в IV веке в Херсонесе. Среди них был епископ Василий, что позволяет предположить, что при крещении В. М. Тучков был назван в его честь. Об истории написания жития подвижника и о себе говорит сам автор, В. М. Тучков, в созданном им произведении. Он рассказывает о своем пятилетнем пребывании в Новгороде в юности, когда его отец повелением государя «обладал» этим городом: «Мне же тогда младу сущу и слышащу чюдеса Святаго и многим желанием распаляющуся, но не бе время тогда, яко Святому не изволивъшу, ниже мне смеющу на сицевая дерзнут, яко недостойну ми сущу» [5]. Это свидетельствует об особенном почитании В. М. Тучковым, а может быть и всей его семьей, преподобного Михаила, начавшемся в Великом Новгороде, когда его отец Михаил Васильевич Тучков-Морозов был великокняжеским наместником в этом городе в 1517, 1521 годах [6].

Василий Тучков был книжником своего времени [7]. В 1518 – 1525 годах преподобный Максим Грек сделал для него ряд переводов с греческого языка, а также написал несколько статей [8]. Сам Тучков тоже проявлял интерес к изучению греческого языка. Прибыл В. М. Тучков в Новгород из Москвы в 1537 году «на собрание воинского чину», поскольку это было время мятежа князя Андрея Старицкого [9]. Приехав с государевым поручением, он нашел в Новгороде атмосферу, способствующую исполнению своего давнего желания. Отметив, как греки чтут своих древних героев, он высказывает мысль, характерную для деятельности святителя Макария: «Кольми паче мы дольжни похваляти же и почитати святых и преблаженных и великих наших чюдоделателей, иже толику победу на врага показавше и толику благодать от Бога приемше, яко не токмо человеком, но и аггелом сих почитающим и славящим. Мы же ли сих чюдеса презрим не проповедуем?» [10]. Впрочем, В. М. Тучков не сразу согласился с предложением святителя написать новое «Житие преподобного Михаила». «Мне же не хотящу повинутися и бояхся запрещение», – читаем мы в послесловии к житию [11]. При этом владыка дал ему предшествующую редакцию жития «Написание чюдесем и жительству... святаго чудотворца Михаила от древних списатель въкратце». Архиепископ Макарий, несомненно, знал, «яко издет-ска сей Василеи навык велми Божественнаго Писания, и нача его благословляти на духовное дело: «Тайну цареву, чадо, храни, а дела Божия [я]сно напиши и распространи житие и чюдеса преподобнаго и блаженнаго Михаила, нарицаемаго Саллоса, жившего блаженную жизнь у Живоначалной Троицы на Клопкы» [12]. В качестве прямой речи, принадлежащей святителю Макарию, читаем в житии место из Священного Писания о необходимости проповедования «Божий дел» (Тов. 12, 7), его святых угодников. Можно думать, что В. М. Тучков был благодарен святителю Макарию за то, что тот настоял на написании жития вопреки его первоначальному отказу, и автор «руку... прострох к повести святого». Поэтому он упоминает святительское благословение и молитвы в предисловии и в послесловии жития, особенно подчеркивает этимологию имени святителя: «В то бо время престол тогда украшающу Премудрости Божиа воистину блаженьства тезоименитому [разрядка наша. – а. М.] архиепископу Макарию, иже многиа его ради добродетели во всей России слава о нем прихожаше. К сему блаженному приидох аз благословение прията...» [13].
     
Подводя итог предпринятого агиографического труда, летописец дает ему высокую оценку: «Ветхая понови и распространи явление, житие и чюдеса Преподобнаго, и все по чину постави и велми чюдно изложи». Одновременно он величает автора «светлым оком». Чтобы более прославить автора, отмечает, что он храбрый воин, живет и одевается с достатком («во царскых домех», «мяккая нося»), имеет жену, но над всем этим возвышаются его духовные качества: «Поистине Писание рече: зачало премудрости страх Господень» [14] (Пс. 110, 10).
     
Преподобный Михаил Клопский, как установлено В. Л. Яниным, был сыном героя Куликовской битвы Дмитрия Боброка Волынского [15]. Поэтому, когда в Клопский монастырь прибыл сын Дмитрия Донского князь Константин (1389 – 1433 годы), поскольку настоятель игумен Феодосии был ему духовным отцом, князь узнал святого, назвав его «своитином» великокняжескому роду. В Житии преподобного, наряду с различными чудесами, говорится о междоусобицах в великокняжеском доме во времена Василия II и о благотворной роли святого в их умиротворении. Так как летописное сообщение о создании жития В. М. Тучковым совпадает по времени с известием о мятеже Андрея Старицкого, то И. И. Смирнов расценивает данное житие как одну из «составных частей агитационной кампании, развернутой Церковью против «межусобной брани» [16]. Л. А. Дмитриев уточнил даты работы над житием: начата – до мятежа; окончена – после умиротворения в стране. Поэтому он говорит: «Политическая борьба, во время которой писалось произведение, в значительной степени отразилась в нем, но непосредственной причиной появления новой редакции Жития Михаила Клопского явился не мятеж Андрея Старицкого, а, как это совершенно верно считал А. С. Орлов, литературно-идеологические мероприятия Макария» [17].
     
Конечно, молясь о прекращении возникшего на Руси «нестроения», архиепископ Макарий мог памятовать слова апостола Павла: «Темже убо и мы толик имуще облежащ нас облак свидетелей, гордость всяку отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг» (Евр. 12, 1). Поэтому мудрый владыка обращается к молитвенному предстательству святого угодника, жившего столетием ранее, когда в Русской земле аналогичным образом были «нестроения» между князем Василием Темным и Дмитрием Шемякой. К молитвенному предстательству святых в различных обстоятельствах он прибегал и в последующее время. Позднее, когда началась Ливонская война, то по благословению святителя Макария, ставшего к тому времени Всероссийским митрополитом, было написано «Житие священномученика Исидора Юрьевского» (+ 1472; пам. 8 янв.), пострадавшего там, где рати Иоанна Грозного вели в то время военные действия [18].
     
Житие, составленное В. М. Тучковым, содержит предисловие, затем следует текст самого жития. Оно содержит описание нескольких прижизненных и посмертных чудес святого. В конце следует послесловие, где говорится об истории написания жития [19]. В предисловии автор говорит о сотворении мира, о пришествии в мир Христа Спасителя, о послании им на проповедь своих апостолов. Сходно с летописным повествованием описывается пришествие на Русскую землю апостола Андрея, посетившего киевские приделы, а затем новгородские, где «жезл свой погрузи мало в землю, и оттоле место оно прозвася Грузине» [20]. Как отмечает агиограф, этот апостольский жезл «и до днесь всеми видим есть» [21]. С Крещения Руси при князе Владимире, который сравнивается с равноапостольным Константином, семена веры «по предглаголанию Прьвозваннаго пророчьству сторичьствующии клас приносят, и сей Великий Новъград от Киева, яко же от Рима вторая Антиохиа бывает, и в Росии всей святительством второпрестольствует» [22].
     
В новой, третьей, редакции «Жития преподобного Михаила Клопского» устранены новгородские просторечные слова и выражения, язык стал возвышенным, а содержание более назидательным. «Тучков придал тексту Жития более пышный, торжественный характер, и оно приобрело под его пером значение не местного, а общерусского произведения. Это был текст, отвечавший уже всем канонам агиографического жанра: рассказу о святом предпослано обширное риторическое вступление, после рассказа о смерти Михаила Клопского читается многоречивое Похвальное слово Святому, к единственному посмертному чуду первоначальной и второй редакции Тучков добавляет еще четыре новых чуда» [23]. Другой исследователь добавляет: «... в Тучковской редакции, полностью отвечающей требованиям канонического Жития, стилистическая тенденция выдержана строго последовательно» [24]. «...Ученые неизменно подчеркивают незаурядную начитанность писателя. В подтверждение обычно ссылаются на тот фрагмент Жития, где чудеса святого сравниваются с подвигами античных героев» [25].
     
Написание В. М. Тучковым «Жития преподобного Михаила» приходится на время интенсивной работы святителя над Минеями Четьими, названными по праву Великими. Тема забвения русских духовных сокровищ, отмеченная автором в житии, характерна и для другого сотрудника святителя – инока Досифея, что и отражено в послесловии к Синайскому патерику [26]. И наконец, в создании жития имеется и такой элемент, упущенный исследователями, – это личное отношение, то есть почитание святого подвижника автором жития. Это же можно сказать и о святителе Макарии. Преподобный Михаил Клопский – современник преподобных Пафнутия Боровского и Ферапонта Можайского, подвизавшихся при Митрополите Фотии (1408 – 1431 годы), который неоднократно упоминается в житии. В житии преподобного говорится также о святителе новгородском Евфимии (1434 – 1458 годы; пам. 11 марта). В свою очередь, «Житие Новгородского архиепископа Ионы» свидетельствует, как Клопский святой предсказал будущее архиерейство сему святителю, когда он был еще в юном возрасте [27]. Архиепископ Иона хотел, чтобы агиограф-писатель иеромонах Пахомий Серб написал «Житие и службу преподобному Михаилу Клопскому», но «не возможе его принудити писати или житиа, или канон ни Михаилу Клопскому... ему же хотяше память уяснити архиепископ» [28]. Как известно, духовные и культурные традиции этих двух иерархов активно продолжал в Новгороде архиепископ Макарий [29]. Причем то, что не смог сделать в свое время святитель Иона, совершил архиепископ Макарий, почтив память преподобного Михаила.
     
Однако составлением только новой редакции «Жития преподобного Михаила Клопского» вопрос не ограничился. В то же время ему была написана служба, автором которой был иеромонах-миссионер Илия, служивший в домовом владычном храме [30]. Об этом говорит довольно пространный акростих в каноне: «В царство благочестивого Христолюбивого царя Иоанна всея России самодержца повелением владыки [и] благословением Макария святейшего архиепископа Богоспасаемых градов Великого Новаграда и Пскова благодарное сие пение принесеся всепреподобному Михаилу Клопот Христолюбивому рукою пресвитера Илии» [31]. Преподобный Михаил в каноне службы уподобляется различным святым, в чем можно усмотреть дополнительные элементы, подтверждающие почитание святителем преподобного [32].
     
Одновременное создание «Жития и службы преподобному Михаилу Клопскому» позволяет говорить о состоявшейся его канонизации при святителе Макарии в пределах Новгородской епархии [33]. Последовавшее позднее прославление преподобного Михаила Клопского как общерусского святого на Соборе в Москве в 1547 году [34] подтвердило начавшееся ранее его местное почитание в Великом Новгороде.
     
Сразу после Собора 1547 года, на котором был канонизован преподобный Михаил Клопский, первый русский царь вступил в брак, венчавшись с Анастасией Романовной. Дружкой при этом со стороны невесты, кроме И. И. Пронского, называется В. М. Тучков, но «Василей не был за тем, что убился с коня» [35]. Видимо, этот несчастный случай побудил или ускорил уход В. М. Тучкова в монашество.
     
Можно говорить, что В. М. Тучков духовно был связан не только с Новгородом, но и с Вологодской землей, этой северной Фиваидой. В последние годы своей жизни В. М. Тучков «с 1541 по 1545 г[од] был рязанским дворецким» [36]. Этим временем датируется его грамота Спасо-Прилуцкому монастырю. В Нило-Сорскую пустынь он дал годовой круг Пролога и «12 Миней четьих да 3 книгы в десть Беседы Евангельскыя», а также иконы «цареградского» и «нового» письма [37]. Уйдя из мира, он направился в Кирилло-Белозерский монастырь, где вскоре, 13 февраля 1548 года, скончался [38]. В Кормовой монастырской книге читаем о нем: «Лежит в передней паперти, на левой стороне, подле Шереметевых, первый камень с краю, не подписан» [39]. Имена семьи Тучковых можно встретить в Синодике: «Михаилу Васильевичу Тучкову и детем его, Ивану и Василию, вечная память» [40].
     
Агиографический труд В. М. Тучкова относится к числу так называемых макарьевских житий, а сам автор – к числу макарьевских духовных писателей. Монастырские вклады также характеризуют автора жития как книжника Древней Руси.
     
ПРИМЕЧАНИЯ
     
1 Морозова Л. Е. Сочинения Зиновия Огенского. М., 1990. С. 277; Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 339.
     
2 ПСРЛ. Л., 1929. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 576. Об этом событии писали историки Церкви (См.: Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 429 – 430). Написание В. М. Тучковым «Жития преподобного Михаила Клопского» нашло отражение и в художественной литературе (См.: Артамонов В. Василий III. Историческая дилогия. М., 1994. Ч. 1. С. 402 – 408 433 – 434).
     
3 Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Изд. подготовили Е. Н. Клитина, Т. Н. Манушина, Т. В. Николаева. М., 1987. С. 60. Сестра В. М. Тучкова была матерью князя Андрея Курбского (Зимин А. А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972. С. 276; Гаврилов И. Тучковы. М., 1998. С. 339).
     
4 Плигузов А. И. Василий Тучков – собеседник Максима Грека // Исследования по источниковедению истории СССР XIII – XVIII вв. М., 1986. С. 75.
     
5 Дмитриев Л. А. Повесть о Житии Михаила Клопского. М.; Л., 1958. С. 166. Данный факт биографии агиографа Василия Михайловича Тучкова обычно упускается исследователями (См.: Веселовский СБ. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 206 – 207; Шмидт СО. Новое о Тучковых (Тучковы, Максим Грек, Курбский) // Исследования по социально-политической истории России. Сборник статей памяти Бориса Александровича Романова. Л., 1971. С. 130).
     
6 Пашкова Т. И. Местное управление в Русском государстве первой половины XVI века. Наместники и волостели. М., 2000. С. 149. Тучковы – одна из ветвей Морозовых (Зимин А. А, Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. М., 1988. С. 236 – 237)
     
7 Он дал в Кирилло-Белозерскую обитель кроме икон и книги, которые также перечисляет Кормовая монастырская книга: «...да 12 Миней четьих; да 3 книги в десть Беседы евангельския» (Сахар о в И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Археологического общества. СПб., 1851. Т. 1. С. 72 – 73).
     
8 Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека. Неизданные тексты. Л., 1984. С. 55 – 59, 198 – 202; Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Характеристика, атрибуции, библиография. Л., 1969. С. 68 – 69, 140 – 141, 149, 178.
     
9 Юрганов А. Л. Старицкий мятеж // Вопросы истории. 1985. № 2. С. 100 – 110.
     
10 Дмитриев Л. А. Повесть о Житии Михаила Клопского... С. 161 – 162. Первое издание «Жития преподобного Михаила Клопского» было осуществлено более ста лет назад (Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушеле-вым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 4. С. 36 – 51), но качество изданного списка и его публикация вызвали позднее должную критику (См.: Васенко П. Г. Житие св. Михаила Клопского в редакции 1537-го года и печатное его издание // ИОРЯС. 1903 Т 8 Кн 3 С. 44 – 58).
     
11 Там же. С. 167. О дотучковских редакциях жития см.: Ключевский В. О. Древнерусские Жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 203 – 217; Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII – XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л., 1973. С 185 – 197
     
12 ПСРЛ. Л., 1929. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 576; ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 301; Тихомиров П., прот. Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державой в 1478 г. до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716 году. Новгород, 1895. Т. 2. Вып. 1. С. 132.
     
13 Дмитриев Л. А. Повесть о Житии Михаила Клопского... С. 166 – 167; Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко... С. 51. Аналогичное выражение («блаженству тезоименитый») встречаем мы и в приписке одной рукописи, написанной по заказу В. М. Тучкова (Костюхина Л. М. Записи XIII – XVIII вв. на рукописях Воскресенского монастыря // Археографический ежегодник за 1960 год. М., 1962. С. 278). См. также: Макарий, архим. Подвижничество Всероссийского митрополита Макария (заметки в связи с семантикой имени) // Макариевские чтения. Вехи русской культуры в памятниках культуры: Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11 – 13 июня 1997 года). Можайск, 1998. Вып. 5. С. 40 – 48.
     
14 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 576.
     
15 Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского // Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979. С. 59. О преподобном Михаиле Клопском см.: Краснянский Г., свящ. Месяцеслов (святцы) новгородских святых угодников Божиих. Новгород, 1871. С. 1 – 7; Филарет, архиеп. Черниговский. Жития святых, чтимых Православною Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах. Изд. 2. Месяц январь. СПб., 1892. С. 126 – 130; Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т. 2. С. 66 – 71; Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. Исторический очерк Жития сих подвижников благочестия. М., 1895. С. 175 – 183.
     
16 Смирнов И. И. О тучковской редакции Жития Михаила Клопского // Исторические записки. 1955. Т. 50. С. 292; Смирнов И. И. // Очерки политической истории Русского государства 30 – 50-х годов XVI века. М.; Л, 1958. С. 478.
     
17 Дмитриев Л. А. Повесть о Житии Михаила Клопского... С. 76.
     
18 Рогов А. И. «Повесть об Исидоре Юрьевском» как исторический источник и памятник русской публицистики периода Ливонской войны // Славяно-германские культурные связи и отношения. М., 1969. С. 313 – 327.
     
19 Публикацию предисловия и послесловия жития см. также: Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 522 – 529.
     
20 Дмитриев Л. А. Повесть о Житии Михаила Клопского... С. 143. Сведения о посещении апостолом Андреем Русской земли автор жития мог заимствовать из Пролога, с которым он, несомненно, был знаком. Годовой круг Пролога он дал вкладом в Нило-Сорскую пустынь (Ш евченко Е. Э. Книжные вклады «именитых людей» XVI – XVII вв. в Нило-Сорскую пустынь // Рукописные памятники. Публикации и исследования. СПб., 1997. Вып. 4. С. 148).
     
21 Там же. Аналогичным образом поступил позднее и другой макарьевский книжник – священник Василий, в монашестве – Варлаам. Предисловие написанного им «Жития преподобного Саввы Крыпецкого» начинается с проповеди апостолов по «страсти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». При этом довольно дословно с Житием преподобного Михаила Конского сообщается об апостоле Андрее (Даниил, архим. Предисловие к Житию преподобного Саввы Крыпецкого // Макарьевские чтения. Монастыри России: Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 201 – 202.). Интересно отметить, что к этому времени относится построение каменного храма в Грузине взамен предшествовавших деревянных. «Житие преподобного Михаила» в редакции «Тучкова свидетельствует о том внимании, которое уделяли образованные круги Новгорода XVI века сказанию, объясняется тем, что предсказание о Крещении Руси распространялось уже не только на Киев, но и на Новгород. Храм в Грузине становился хранилищем общерусской святыни, что и вызвало, видимо, его возведение в камне» (Седов В. В. Древняя церковь Андрея Первозванного // Архитектура и строительство России. М., 1992. № 1. С. 16).
     
22 Дмитриев Л. А. Повесть о Житии Михаила Клопского... С. 143.
     
23 Дмитриев Л. А Михаила Клопского Житие // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 39. С 220.
     
24 Белозерцев Г. И. О стилистических особенностях редакций Жития Михаила Клопского // Памятники русского языка. Исследования и публикации. М., 1979. С 183.
     
25 Буланин ДМ. Троянская тема в Житии Михаила Клопского (ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 215).
     
26 Леонид, архим. (Кавелин). Систематическое описание славяно-российских рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 2. С. 278.
     
27 Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко... С. 29; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 7: Вторая половина XV века. СПб., 1999. С. 250 – 251.
     
28 Там же. С. 33.
     
29 См.: Макаri, Abt (Veretennikow). Hierarch von ganz Russland Metropolit Makari und die altrussische Hagiographie // SdK. 1985. № 10. S. 37 – 39; Mакарий, архим. Истоки просветительно-канонической деятельности митрополита Московского Макария // ЖМП. 1996. № 3. С. 74 – 77. Попутно следует отметить, что в «Житии преподобного Михаила» говорится не только о святителе Евфимии, но и о его предшественнике – архиепископе Евфимии I (1424 – 1429 годы). О святителе Евфимии II говорится, что он получил архиерейскую хиротонию от митрополита Герасима в Смоленске, а потом ездил в Москву к князю и митрополиту Фотию. Однако святитель Фотий к тому времени уже скончался.
     
30 Калиганов И. Появата на Житието на Георги Нови в старата руска литература // Език и литература. 1975. № 3. С. 50. Поскольку в акростихе канона называются сын Василия III (+1533) Иоанн Грозный и Новгородский архиепископ Ма-карий (с 1542 года – митрополит Московский), то служба должна была быть написана в этот промежуток. Очевидно, написание жития и вызвало создание службы. Следовательно, служба была написана вскоре после жития, созданного в 1537 году. В нашей статье, посвященной этим годам святителя, данный факт остался неотмеченным (См.: Макарий, архим. Последние годы архиерейства святителя Макария в Великом Новгороде // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2000. № 2 (24). С. 160 – 171).
     
31 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (По современным Минеям). Париж, 1951. С. 198 – 199; Ключевский В. О. Древнерусские Жития святых как исторический источник... С. 232. Прим. 3. Канон иеромонаха Ильи помещен вторым в нынешней службе преподобному (См.: Минея. Январь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1983. Ч. 1. С. 393 – 406). Исследователь русской гимнографии Ф. Спасский так характеризует творение новгородского автора: «Канон Илии имеет содержанием Житие святого, из которого он приводит многие факты. Наряду с этим упоминаются и события государственной жизни и истории Новгорода. Тропари канона не соразмерны ирмосам. Характерно, но необычно для русских и греческих позднейших канонов то, что каждая песнь канона имеет троичны, подобно канонам Андрея Критского и Октоиха» (Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество... С. 199).
     
32 Святитель Макарий в миру носил имя архистратига Михаила. В каноне преподобному Михаилу Клопскому читаем: «...Михаила, великаго архистратига, первостоятеля престолу Пресвятыя Троицы, тезоименитство стяжав...» (песнь 7, тропарь 1). Преподобный Михаил «поревновал» трудам и подвигам Макария Великого (песнь 4, тропарь 1), имя которого носил святитель Макарий, а согласно акростиху под этим именем имеется в виду сам святитель.
     
33 В эти же годы в Русской церкви был причислен к лику святых преподобный Макарий Калязинский (1521 год). В 1531 году митрополит Даниил благословил совершать службу преподобному Пафнутию Боровскому в его монастыре (См.: Голубинский Е. Е. История канонизация святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 83).
     
34 Голубинский Е. Е. История канонизации святых... С. 100; Макарий, архим. Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов и их значение // Русская художественная культура XV – XVI веков. М., 1998. С. 7.
     
35 Свадьба первая царя и великого князя Иоанна IV Васильевича с Анастасиею Романовною Юрьево-Захарьиной в 1547 году //Сахаров И. Сказания русского народа. СПб., 1849. Т. 2. Кн. 5 – 8. С. 48.

36 Зимин А. А. Россия на пороге нового времени... С. 274.
     
37 Шевченко Е. Э. Книжные вклады... С. 150. См. также: Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества // Исторический вестник. М.; Воронеж, 1999. № 3 – 4. С. 141.
     
38 Веселовский СБ. Исследования по истории класса служилых землевладельцев... С 207.
     
39 Сахаров И. П. Кормовая книга... С. 73; Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397 – 1625). СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1. С. CI. В монастыре хранилось облачение, данное В. М. Тучковым вкладом в обитель (См.: Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. СПб., 1998. С. 140).
     
40 Новиков Н. Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1788. Ч. 6. С. 454.
     
Приложение
     
ГРАМОТА ПРИЛУЦКОМУ МОНАСТЫРЮ 1542 ГОДА      
По Великаго князя слову Ивана Васильевича всеа Руссии дворецкой рязанской Василий Михайлович Тучков Морозов дал на оброк Спасского монастыря Прилуцкого игумену Офонасью з братьею место мелничное на реке на Вологде по конец Рождественские слободки и Еремеева посаду вверх Вологды, а наперед того Гришке Юдтину да Ивашку Степанову, а ставити им на том месте мелница, а молоти им тою мелницею зиме, а лете им тою мелницею не молоти судовово длиа проходу, а отойдет лгота, и им было с той мелницы Великому князю давати оброк по полтине на год да пошлины. И Спасской игумен бил челом на Олешку да на Гришку на Юдиных да на Данилка на Ершовсково. А сказывает, что Олешка, да Гришка, да Данилка заняли тое мелницу, а пожни-де их манастыря и путь-де водяной тою мелницею к монастырю отняли. В монастырь-де и мелницу монастырскую тою мелницею потопили, а лодьями-де к монастырю и манастырским хрестьяном с сеном и з дровы за ту мелницу проехати не мочно. Игумену Офонасью з братьею с тово мелничново места давати Великому князю оброку на год по рублю денег да пошлины, а дата им тот оброк впервые на Рождество Христово лета 7 пятьдесят первое, и наддал игумен Офонасей з братьею над Тришкиным да над Ивашковым оброком полтину денег. А мелницы игумену з братьею на том на мелничном месте не ставити судово для проходу. Дворецкой Василей Михайлович Тучков к сей грамоте печать свою приложил лета 7050, декабря 29 день.
     
На обратной стороне: Лета 7059 (1551), майя в 17 царь Велики князь Иван Васильевич всеа Русии сей грамоты слушал и, выслушав ею грамоту, Прилутцкаго манастыря игумена Арсенья с братьею, или по нем иный игумен будет, пожаловал: велел им ею грамоту подписати на свое царево и Великаго князя имя и сей у них грамоты рушати не велел никому, а велел ходить по тому, как в сей грамоте писано. А подписал царя и Великаго князя дьяк Юрьи Сидоров.
     
(Грамота Прилуцкому монастырю 1542 года // Сборник Новгородского общества любителей древности. Новгород, 1908. Сб. 1. С. 85 – 86).