поиск статьи


Основание Колоцкого Успенского монастыря и преподобный Кирилл Белозерский

Семенищева Е. В.

Основание Колоцкого Успенского монастыря и преподобный Кирилл Белозерский

В двух десятках километров западнее города Можайска (Московская область) расположена одна из древнейших православных обителей – Колоцкий монастырь (1413 г.). Многократно разрушавшийся иноземными завоевателями, стремившимися к Москве, перенесший и разорение от рук борцов с «проклятым прошлым», монастырь восстает ныне из руин. В 1988 году Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, на территории которого находится село Колоцкое, начал здесь реставрационные работы. 30 марта 1993 года обитель на Колоче стала подворьем Спасо-Бородинского женского монастыря. И, наконец, 3 октября 1997 года определением Святейшего Патриарха и Священного синода она была преобразована в Успенский Колоцкий женский монастырь. На благодатном, веками намоленном месте вновь затеплился огонек молитвы. С тех пор ежедневно на Полунощнице насельницы монастыря молитвенно обращаются к особо почитаемым святым Колоцкой обители и среди них к преподобному Кириллу Белозерскому. По какой же причине имя Белозерского игумена Кирилла стало близким монашествующим далеко отстоящей от Белоозера Колочи? Его почитают здесь как духовного отца основателя Колоцкого монастыря, князя Андрея Дмитриевича Можайского.

Первое упоминание Колочи как Можайской волости встречается в духовной грамоте великого князя Дмитрия Донского, относящейся к 1389 году. «А се даю сыну своему, князю Андрею, Можайск со всеми волостьми ...А волости Можайские: Исмея, Числов, Боянъ, Берестов, Поротва, Колоча, Тушков, Вышнее, Глинъское, Пневичи с Загорьем, Болонеск» [1]. Семи лет от роду князь Андрей Дмитриевич стал владетелем удела. А на двадцать пятом году его княжения в Колоче произошло событие, описанное кратко или подробно в 22 русских летописях [2]. «От Можайска за 15 верст во отчине князя Андрея Дмитриевича ... явися знамение». Некий бедный поселянин именем Лука нашел висящую на дереве икону Богородицы с Младенцем и предстоящими Николаем Чудотворцем и Илией Пророком. В тот же день от иконы получил исцеление расслабленный, лежавший в доме Луки. Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе отовсюду стали стекаться недужные и получать исцеления. «Лука же поиде со иконою ис Колочи ко граду Можайску; и якоже приближися ко граду, и изыде во сретенье князь Андрей Дмитриевич з бояры своими и весь град от великих и до малых ...; и быша знамения и чудеса много от иконы Божия Матери». Затем Лука с иконой побывал в Москве и других городах. «И быша чудеса бесчисленно много: слепии прозираху, хромии хожаху, расслабленный воставаху, немии гла-голаху, глусии слышаху, и во всяком недузе сущий здрави бываху». Икона источала чудеса и «ecи даяху Луке ... имения многа в милостыню и в честь, и в дары, и чествоваху Луку, яко апостола». Собрав большое богатство, Лука возвратился в Колочу, где для иконы он поставил церковь, а для себя построил хоромы, нанял слуг, завел охоту и зажил, как князь, равняясь с князем природным. «Князь Андрей же Дмитриевич терпяше вся сия; иногда же и посылаше к нему. Он же к нему сурово и жестоко отвещеваше, князь Андрей же Дмитриевич со смирением и терпением умолчаваше. Сотворижеся Лука напрасен и безстуден», он бил и грабил Князевых ловчих, запрещая охотиться в лесах близ Колочи, пока один из них не привел на двор Луки огромного медведя и тот заломал его. К едва дышащему Луке «в той же час пригна ... князь Андрей Дмитриевич ...и рече к ему: почто ecu бесовское позорище и тесание возлюбил и пьянству совокупился? Како тя Бог прославил своея Матери Богородицы образом чудотворным, ты же сия нивочтоже положи, но к неполезному к мирскому житию сшел ecu, тако тебе и случися». Простив Луку, князь Андрей Можайский «многим его и безчисленным имением на том месте монастырь постави во имя Пречистыя Богородицы, глаголемый Колочский, и чудотворную икону Божия Матери в нем постави, иже чудеса творит и до сего дне с верою приходящим» [3].

Событие, происшедшее на Можайской земле, стало сюжетом памятника древнерусской литературы, каковым является «Повесть о Луке Колочском». Она датируется первой половиной XVI века. Но занимавшаяся историей создания «Повести» Л. И. Журова отмечает, что особенностью истории текста «Повести» стало движение его по летописным сводам начиная с XV по XVII век. В многочисленных общерусских летописях встречается и краткое известие (Софийская I, Новгородская IV, Вологод-ско-Пермская, Никаноровская и др.), и летописный рассказ (Сокращенные своды, Московский свод конца XV в., Хронограф и др.), и летописная повесть (Никоновская, Чертковская, Мазуринский летописец). Важно и то, что все летописи так или иначе отметили событие 1413 года в Можайском княжестве [4].

И неудивительно, ведь в начале XV века на Руси из великого множества чудотворных Богородичных икон были известны лишь немногие, и среди них Владимирская, Смоленская, Феодоровская, Донская, Тихвинская. Колочская была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, переживавшей время своего возвышения. Для русского православного народа событие это было исполнено великого смысла. В Москве навстречу чудотворной иконе из Колочи с крестами вышли митрополит Фотий с епископами, князья, княгини и великое множество народа. Подобным же образом за восемнадцать лет до этого здесь встречали Владимирскую икону Божией Матери: «Митрополит (Киприан. – Е. С), епископы и все духовенство столицы в священных ризах с крестами и кадильницами, в сопровождении великокняжеского семейства, бояр и безчисленного множества народа, торжественно сретили святыню за городом...» [5]

Два имени, причастных к основанию Колочского монастыря, – бедного поселянина Луки и князя Андрея Можайского, – донесли до нас летописи. Однако не в правилах такого благочестивого и боголюбивого князя, каким был Андрей Дмитриевич, было браться за возведение обители без святоотеческого благословения. В 1408 году он принялся за постройку в своем стольном городе монастыря по молитвам преподобного Ферапонта, вызванного им из дальней своей вотчины, с Белого озера. Надо полагать, и в 1413 году князь Андрей заручился благословением на постройку монастыря в месте, отмеченном милостью Царицы Небесной. Ни в летописной, ни в житийной литературе нет прямых указаний на такое благословение. Однако в качестве его можно рассматривать ответное послание князю преподобного Кирилла Белозерского.

История взаимоотношений Можайского князя и белозерских святых – преподобных Кирилла и Ферапонта – берет свое начало в конце XIV века. Третий сын святого благоверного князя Дмитрия Донского и святой благоверной великой княгини Московской Евдокии Андрей родился в 1382 году. Крестил его духовник великокняжеской четы – игумен Московского Симонова монастыря Феодор, племянник преподобного Сергия Радонежского. Примерно в то же самое время он постригал в своем монастыре преподобных Кирилла и Ферапонта. Духовному родству, возникшему между новорожденным княжичем и двумя новопостриженными иноками, суждено было иметь следующее развитие.

В 1389 году семилетний князь Андрей получил по завещанию отца не только Можайск, ставший его стольным городом, но и приобретение прадеда, Ивана Калиты, Белоозеро. Спустя несколько лет отчина князя Андрея, пребывавшего еще в отроческом возрасте, была избрана Пресвятой Богородицей как место иноческого подвига подвизавшегося в Старой Симоновой обители преподобного Кирилла. Во время ночной молитвы преподобный услышал таинственный голос, говорящий ему: «Кирилл! Иди на Белоозеро. Там найдешь ты доброе пристанище, ибо это место уготовано тебе Мною, чтобы ты мог спастись» [6]. 1397 год стал временем основания преподобным Кириллом на месте, которое указала ему Сама Пречистая, монастыря в честь Успения Богородицы. А в 1398 году пришедший на Белоозеро вместе с Кириллом преподобный Ферапонт основал там монастырь в честь Рождества Божией Матери. Услышав от своего наместника в Белозерском крае об основанных преподобными обителях, князь Андрей Дмитриевич Можайский «удивися и ублажися душею своею ... глаголя: «Слава Тебе, Господи Христе, Царю человеколюбче, яко таковы преподобны жителя подарова отечеству нашему» [7].

В 1408 году по настоятельной просьбе князя, задумавшего и вблизи своей столицы воздвигнуть «дом для спасающихся душ», семидесятилетний старец Ферапонт пришел с Белого озера в Можайск и основал здесь свой второй Богородице-Рождественский монастырь, в Лужках, у реки Москвы. Спустя пять лет милость Божия к благочестивому и боголюбивому князю Андрею запечатлелась в явлении чудотворной иконы в Колоче. Вероятно, именно тогда князь писал игумену Кириллу о «преславном чуде Пречистой Богородицы».

Из трех известных ответных посланий преподобного Кирилла Белозерского князьям одно адресовано князю Можайскому. Исследователи не пришли к единодушному мнению о времени его написания. Один из авторов сборника «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские» Г. М. Прохоров предполагает, что князь Андрей сообщил преподобному о чуде от Владимирской иконы в Москве в 1395 году [8]. Это можно подвергнуть сомнению хотя бы потому, что князю не было нужды сообщать об этом чуде преподобному Кириллу, так как в 1395 году тот сам, будучи иноком Московского Симонова монастыря, был свидетелем заступничества, явленного Владимирской иконой граду Москве.

Издатели первого тома «Духовных и договорных грамот великих и удельных князей XIV – XVI вв.» предлагают две даты – 1408 и 1413 годы – между нашествием на Русь татарского хана Едигея и явлением иконы в Колоче [9]. Такого же мнения придерживался и Ф. И. Буслаев в «Исторической хрестоматии церковнославянского и древнерусского языков» [10]. А. В. Экземплярский был более категоричен в определении даты послания: «...в 1413 году в Колоче, принадлежащей к его (кн. Андрея Дмитриевича) отчине, явилась чудотворная икона Богоматери... О чуде от этой иконы князь писал игумену Белозерского монастыря Кириллу, который в свою очередь отправил к князю Андрею Дмитриевичу послание...» [11].

Итак, князь Андрей писал преподобному, имея в виду знамение именно в своей отчине. Наверняка, сообщал он и о том, как Лука «бесовское позорище и плесание возлюбил и пьянству совокупился». Поэтому-то ответ преподобного содержит и предостережения, и перечень добродетелей, которыми должен быть украшен поставленный над христианами властитель от Бога. Содержание этого послания, написанного почти шестьсот лет назад, актуально и в наши дни.

«Слушай, господин князь Андрей, что говорит Ветхое Писание: когда захочет Бог какую-нибудь землю казнить за нечестие, Он посылает сначала проповедников, чтобы жители той земли обратились. И, если обратятся, отводит Господь от них Свой гнев, мимо проносит скорбь, обращает печаль в радость и проявляет на них Свою милость. ... И ныне нам, господин, видевшим Божию к нам милость и Пречистой Богородицы помощь, поминать бы свои грехи, и плакать бы о них, и просить у Бога милости и у Пречистой Его Матери помощи на благие дела. ...И ты, господин князь Андрей, видя человеколюбие и милосердие Господа нашего Иисуса Христа... смотри вот на что: властителем в отчине ты от Бога поставлен, людей, господин, смиряй лихие обычаи. Суды бы, господин, пусть судили праведно, как перед Богом справедливо. Клеветы бы, господин, пусть бы не было. И подметных, господин, писем тоже не было бы. ... И ты, господин, следи внимательно, чтобы корчмы в твоей отчине не было, потому что великая от нее пагуба душам. ... Также, господин, и поборов бы у тебя не было. ... Также, господин, и разбоя, и воровства в твоей отчине пусть бы не было. ... Также, господин, унимай подвластных тебе людей от скверных слов и от ругани, потому что все это прогневляет Бога. И, если, господин, не постараешься ты все это исправить, то все это Он на тебе взыщет, потому что властителем над своими людьми ты от Бога поставлен. А христианам, господин, не ленись управу давать сам: то, господин, выше тебе от Бога вмениться и молитвы, и поста. ...А Великому Спасу и Пречистой Его Матери ... велели бы вы, господин, петь молебны по церквам. ...А в церкви стойте со страхом и трепетом, воображая себя на небе стоящими, потому что, господин, церковь называется земным небом....» [12].

Содержание этого послания преподобного к князю Андрею Дмитриевичу приобретает более глубокое значение, если учесть, что Кирилл Белозерский был духовником Можайского князя. В своей духовной грамоте (1427 г.) преподобный Кирилл называет князя Андрея сыном: «Передаю монастырь, труд свой и своей братии. Богу и Пречистой Богородице, Матери Божией, Царице Небесной, и господину князю великому, сыну своему, Андрею Дмитриевичу». И далее: «А тебя, господина, князя великого, сына моего Андрея Дмитриевича, сколько исповедал Богу и Пречистой Богородице и мне, своему отцу, как человек, носящий плоть, согрешения, во всем том тебя Бог простит и благословит» [13]. В другой редакции духовной грамоты преподобного Кирилла, приводимой в «Истории российской иерархии», князь Андрей прямо называется духовным сыном [14]. Князь Андрей, в свою очередь, в некоторых жалованных грамотах Кирилло-Белозерскому монастырю называет преподобного Кирилла своим старцем и отцом [15].

Может возникнуть вопрос: почему князь Андрей не пригласил в 1408 году в Можайск с Белоозера преподобного Кирилла, раз тот был его духовником? Князь не дерзал обратиться с подобной просьбой к старцу, которому сама Богородица уготовала на Белом озере место, где он мог спастись. Поэтому двадцатишестилетний владетель Белозерских земель Христа ради умолял другого белозерского старца, Ферапонта, оказать ему помощь в строительстве близ своей столицы «дома для спасающихся душ». Когда же Царица Небесная вновь почтила отчину князя Андрея Дмитриевича, на сей раз своей чудотворной иконой, к кому, как не к преподобному Кириллу, должен был обратиться князь за отеческим благословением?

И, наконец, подтверждением того, что благословение преподобного Кирилла Белозерского было получено, может служить освящение главного монастырского храма в Колоче в честь Успения Пречистой Богородицы, как и на Белом озере.

В Кирилловом же Белозерском монастыре, который исследователи рассматривают как княжеский, удельный, патрональный монастырь можайских князей [16], по предположению Л. И. Журовой, создавался текст «Повести о Луке Колочском», появившийся под влиянием и по поводу сложившихся отношений между удельным князем и белозерским старцем. Проведенный Журовой текстологический анализ оппозиционных летописей свидетельствует о том, что памятник был известен севернорусскому независимому летописанию и оригинал «Повести» мог находиться в Кирилло-Белозерском монастыре, располагавшем одной из крупнейших библиотек [17]. В «Повести о Луке Колочском» так говорится о молитвенном усердии перед Колочской иконой князя Андрея Можайского, исполнявшего указанные в послании преподобного Кирилла наставления: «Боголюбивый же князь Андрей Дмитриевич, моляся чюдотворному образу Пречистый Богородицы и глаголя: «Посетил мя Господь Бог своей неизреченною милостею таковым чюдотворным образом и град сей, и окрестныя веси, и пределы града моего – благословение прадед моих». И глаголя, моляся: «Державная моя помощница и великая воеводо и надеждо всем христианом, не остави нас, всегда надеющеяся на тя» [18].

Расстояние в шесть столетий отделяет нас от того благословенного времени. С прискорбием приходится констатировать, как далеко оказались мы отброшены от живого источника веры всего за несколько безбожных десятилетий.

Чудотворная Колоцкая икона Богородицы оставила свою обитель, и след ее затерялся в одном из храмов города Гжатска (ныне – город Гагарин Смоленской области. – Е. С). В Можайске же до недавнего времени списки с этой редкой Богородичной иконы можно было увидеть лишь в церкви святых праведных Иоакима и Анны и в церкви Илии Пророка. Последний передан теперь в возрожденный Колоцкий монастырь. Летом 1998 года имело место мироточение этого образа.

Почти одновременно с этим чудом в подкрепление сил малочисленных насельниц монастыря сюда был привезен из Москвы по завещанию его хранителя, некоего раба Божия Владимира, еще один список Колоцкой иконы. Божья Матерь этим своим списком явилась в обитель 27 июня под звон к Всенощному бдению звонивших в первый раз новых колоколов и через ворота новой монастырской ограды, навешенные буквально в тот самый день. В монастыре этот образ сразу стал местночтимым, по молитвам перед ним уже было несколько случаев исцелений.

В день явления чудотворного образа Колоцкой иконы Божией Матери, 9/22 июля, в село Колоцкое по благочестивому обычаю предков вновь стекается множество паломников. После Божественной литургии к источнику, где в 1413 году произошло обретение святыни, отправляется крестный ход.

6 июля 1999 года древняя Колоцкая обитель встречала Его Святейшество Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, посетившего в тот день Бородинское поле.

Не являются ли перечисленные события последних лет признаками того, что впавшие в нечестие жители бывшего удела князя Андрея Можайского, согласно наставлениям святого старца Кирилла Белозерского, начали обращаться? А коли так, будем надеяться, что Господь Бог вновь посетит «град сей и окрестные веси своей неизреченной милостию таковым чудотворным образом».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI вв. М.; Л., 1950. С. 34.

2 Журова Л. И. Повесть о Луке Колочском в русской литературе XV – XVII веков. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1981. С. 3.

3 Полное собрание русских летописей. Патриаршая, или Никоновская, летопись. Т. 11. М., 1965. С. 221 – 223; Татищев В. Н. История российская. Т. 5. М.; Л, 1965. С. 303 – 304. Древнерусские предания (XI – XVI вв.). М, 1982. С. 309 – 317.

4 Журова Л. И. «Повесть о Луке Колочском»: От истории текста к истории сюжета // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы». От сюжета к мотиву: Сборник научных трудов. Новосибирск, 1996. С. 78 – 79.

5 Честь и слава Богоматери. Владимирская икона. М., 1992. С. 13.

6 Поселянин Е. Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Издание Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Коломна, 1994. С. 340 – 341.

7 Житие преподобного Ферапонта Белозерского // Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские / Сост. Прохоров Г. М., Водолазкин Е. Г., Шевченко Е. Э. СПб., 1993. С. 223 – 233.

8 Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские / Сост. Прохоров Г. М., Водолазкин Е. Г., Шевченко Е. Э. СПб., 1993. С. 35.

9 Духовные и договорные грамоты... С. 273 – 275.

10 Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861. С. 928.

11 Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Нуси в татарский период. СПб., 1891. С. 319.

12 Духовные и договорные грамоты.. № 312. С. 273 – 275

13 Там же. № 314. С. 277-279.

14 Амвросий (Орнатский). История российской иерархии, собранная... Амвросием. Книга IV. С. 418 – 419.

15 Духовные и договорные грамоты... № 23, 42. __

16 Никольский К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство. С116., 1892. Т. 1. Ч. 1. С. 1 – 21; Бриллиантов И. Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь. СПб., 1898. С. 3 – 45.

17 Журова Л. И. Повесть о Луке Колочском // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма / Под редакцией академика Д. С. Лихачева. Новосибирск, 1990. С. 116

18 Повесть о Луке Колочском // Древнерусские предания (XI – XVI вв.,). М., 1982. С. 309 – 317.