поиск статьи


Кирилловская народная роспись по дереву

Петрова Людмила Леонидовна, Лужинская И.В.

Кирилловская народная роспись по дереву

В Кирилле-Белозерском музее хранится коллекция прялок, немудреной крестьянской утвари и мебели XIX – первой трети XX века, собранная экспедициями музея на обширных пространствах Кирилловского уезда Новгородской губернии [1]. Большое место в коллекции занимают предметы с росписью, выполненной самыми различными способами. Во второй половине XIX века северный крестьянский мир отдал предпочтение кистевой росписи без предварительного рисунка, со свободной раскладкой пятен «по чувству», как наиболее быстрому, эффектному и сравнительно недорогому способу декора [2].
     
Первоначально в новой технике расписывали редкие праздничные, выносные предметы: прялки, свадебные сундуки, дуги, сани. К концу XIX века появились интерьерные росписи, выполненные на предметах внутри крестьянских жилищ. Живописный декор получили двусторонние шкафы, ограждавшие от постороннего глаза сакральную часть избы – «бабий угол», небольшие навесные шкафчики и шкафы-поставцы для посуды, столы, филенчатые двери в дощатых заборках. В пределах Кирилловского уезда найдены и экстерьерные росписи, к которым можно отнести живописное убранство входных ворот. Декорировались как новые, так и старые, прослужившие много времени предметы.
     
Мотивы кирилловской росписи весьма разнообразны. Особенно полно в ней представлен растительный мир: цветущее дерево, вырастающий из вазона букет, цветущая ветвь, отдельная цветочная розетка в окружении листьев. В целом растительный декор имел значение доброго пожелания, а цветущее дерево символизировало Дерево Жизни [3]. В живописном убранстве прялок нередки парные изображения птиц, олицетворявшие счастливую супружескую чету. На полотнах входных ворот, шкафах народные мастера изображали чаще всего экзотических львов, которые имели охранительную символику. Изредка в росписях встречаются сюжетные композиции, сопровождаемые пояснительными надписями. Так, на филенчатой двери, вывезенной из Вожегодского района, написаны фигуры трех стоящих возле столика с графином молодых парней с сосудами в руках. Вверху над ними надпись: «МИЛОЙ БРАТЬ ВЫПЬЕМЪ» [4].
     
Красочная гамма в живописных произведениях народных мастеров, как правило, ограничивалась пятью-шестью цветами. Ведущим цветом в росписях был красный (сурик, красная охра), его дополняли синий (кобальт), желтый (охра), зеленый (кобальт и охра), белый (цинковые и свинцовые белила), черный (сажа). Белый цвет широко использовали для «оживки» – моделирования формы, черный служил для приписок, графической разработки мотивов.
     
Мир народной росписи Белозерья создан не одним десятком мастеров. Среди них были как крестьянские живописцы, оседло жившие в деревнях, так и профессионалы-отходники из других губерний. Произведения местных мастеров сосредоточены отдельными локальными пятнами, ограниченными территорией двух-трех соседних волостей, в то время как декоративные росписи мастеров-профессионалов встречаются в селениях, стоящих вдоль оживленных сухопутных трактов, водных путей.
     
В 1960-е годы экспедициями Кирилло-Белозерского музея были найдены предметы, расписанные местными живописцами в Талицком сельском совете (юго-западная часть Кирилловского района). Особое внимание привлекли небольшие прялки, лопастки которых окрашены в темно-синий, почти черный цвет и расписаны яркими цветочными букетами. Талицкий прялочный декор напоминает то узоры кубовой крестьянской набойки, то павлопосадские шали, то яркие российские ситцы.
     
На территории современного Вожегодского района Вологодской области, ранее составлявшего северо-восточные земли Кирилловского уезда, в деревнях бывшей Воскресенской волости в 1970-е – 1980-е годы выявлен не только богатый вещественный материал, но и установлены имена нескольких местных крестьянских художников. В деревне Шебыринской жил Афиноген Петрович Свистулин, более известный в крестьянской среде как Фин Свистулин (1860-е – 1930-е гг.). Он пас скот крестьянской общины, а зимой расписывал прялки. На широких, высоких лопастях прялок, выполненных из цельного дерева, Свистулин писал вырастающие из вазона побеги с редкими длинными ответвлениями и бело-розовыми цветами. За роспись прялки мастер брал плату с заказчиц-крестьянок в 2 – 3 рубля. Местные жительницы жаловались, что «в люди (то есть жителям других деревень) красил лучше» [5]. В деревне Анциферовской местный художник Григорий Александрович Беляков (1860-е – 1930-е гг.) расписывал прялки легко узнаваемыми полевыми цветами: ромашками, луговыми гвоздиками, васильками в обрамлении фигурных легких рамочек [6]. Анатолий Васильевич Соколов (1870 – 1947 гг.) из деревни Песок, по-видимому, имел отношение к профессиональной живописи. Называл себя художником, писал портреты односельчан, расписывал местную часовню Покрова Богородицы, писал иконы, выполнял заказы на роспись сундуков и прялок [7].
     
Народная память сохранила отрывочные известия о работавших в уезде мастерах-отходниках из Костромской губернии. Их называли «красилями», «малярами», «артельщиками». О работе костромских бродячих артелей в северных губерниях сообщает и большинство исследователей русской народной декоративной живописи [8]. Предметы с росписью пришлых мастеров встречаются в селениях, стоящих вдоль сухопутного Каргопольского тракта, проходившего через целый ряд волостей уезда (современных Чарозерского, Коротецкого и Коварзинского сельсоветов Кирилловского района), а также в деревнях за озером Воже, на северо-востоке Кирилловского уезда (современный Вожегодский район).
     
Для атрибуции произведений народной живописи большое значение имеют предметы, содержащие автографы мастеров. Так, необычайно целостный ансамбль декоративной живописи, обнаруженный в деревне Песок (современный Вожегодский район), выполнен Петром Михайловичем Пол-зуновым. Мастер оставил свой автограф с указанием точной даты завершения работы: «КРАСИЛЪ 1902 ГОД ФЕВРА[ЛЯ ] 17 КРА [...] МАС[ТЕР] ПЕТРЪ МИХАИЛОВЪ ПОЛЗУНОВ» [9]. На заборке, двери и филенках навесного шкафчика, окрашенных в «звучный» по тону оранжевый цвет, собраны кистью художника необычайно красивые букеты из кобальтовых цветов и зеленых листьев. Роспись отличает высокий профессионализм исполнения, большое декоративное чутье, широкий репертуар мотивов, четкий, уверенный рисунок. Отдельные элементы росписи, такие, как усики-раскрутки, травные приписки, характеризуют индивидуальный почерк художника. Своеобразная импровизационная, экспрессивная манера письма, которой обладал Ползунов, позволяет сравнить его работы с творческим наследием костромских мастеров декоративной живописи, что может быть косвенным подтверждением его костромского происхождения.
     
Изучение стилистических особенностей подписного произведения мастера дает возможность с большой долей вероятности связать с его именем еще несколько предметов с росписью, происходящих из Чарозерского, Коварзинского, Талицкого сельсоветов Кирилловского района, а также Андреевского сельсовета Вашкинского района. В 1970-е годы Кирилло-Белозерским музеем в деревне Кобылино (Чарозерский сельсовет) были приобретены шкаф-заборка и дверь с кобальтовой росписью по красно-коричневому фону (шкаф) и оранжево-красному (дверь) [10]. Богатое живописное убранство предметов содержит характерные признаки стиля Ползунова. Позже в музей поступил шкаф из Талицкого сельсовета, где также предположительно авторство Ползунова. На окрашенных в красновато-коричневый цвет филенках написаны пышные букеты, а боковая грань шкафчика украшена изображением стоящего на задних лапах льва, из пасти которого вырастает причудливо изогнутая цветущая ветвь [11]. В круг работ мастера входит замечательный ансамбль декоративной живописи из Вашкинского района Вологодской области, приобретенный Кирилло-Белозерским музеем [12]. Убранство дома зажиточного крестьянина из деревни Тимошинской (бывшая Покровская волость Кирилловского уезда) состоит из двустороннего шкафа-заборки, двух филенчатых дверей, неширокой дощатой заборки между ними, а также двух киотов для икон. Общая площадь расписной поверхности составляет более 15 квадратных метров. В фондах Череповецкого музейного объединения хранится прялка, датированная 1908 годом, происходящая из деревни Бор Прилуцкой волости (Коварзинский сельсовет Кирилловского района), с росписью в стиле Ползунова. В бывшей студии «Феникс» ЦДК «Северсталь» Череповца находится небольшой навесной шкафчик из деревни Починок-Погорелки, в росписи которого присутствуют характерные для мастера мотивы декора, приемы исполнения, излюбленный им набор элементов-приписок, раскруток [13].
     
Известно, что мастера-отходники ревностно оберегали облюбованные ими территории. В своем творчестве они учитывали сложившиеся вкусы местного населения, что способствовало появлению и распространению местного варианта того или иного вида росписи. Широкий круг предметов с росписью Ползунова, наличие авторской подписи, имеющиеся на отдельных предметах даты исполнения позволяют сделать вывод о достаточно длительном периоде работы его в Кирилловском уезде. В 1897 году Ползунов расписывал шкаф-заборку, двери, киоты в Покровской волости (эта дата стоит на доме из деревни Тимошинской), 1902 годом датированы росписи в Воскресенской и Петропавловской волостях, расписная прялка из деревни Бор имеет дату – 1908 год. Если предположить, что мастер приезжал ежегодно, то, учитывая известные крайние даты, Ползунов работал в волостях Кирилловского уезда не менее двенадцати сезонов.
     
Проста и вместе с тем необычайно эффектна техника живописной скорописи, которой обладал Ползунов. Мастер работал преимущественно масляными красками. Предварительно окрашивал поверхность в один тон. Его излюбленными цветами фона были жаркий красно-оранжевый и красно-коричневый, великолепно сочетавшиеся с янтарно-коричневым цветом старого дерева изб. По фону он разбрасывал крупные круглые или овальные пятна подмалевка, основы для цветочных мотивов с пустой или заполненной серединой. По непросохшему еще подмалевку он делал беглую белильную оживку, затем наносил легкие черные или синие приписки, штрихи-границы соприкасающихся цветочных лепестков. Несколькими живописными мазками разной формы писал сложные по рисунку листья (его изюминкой был лист «с рожком»), кончиком кисти наносил тонкие стебли, изящно извивающиеся побеги. Крупные пятна цветочных розеток объединял в законченные букеты с изумрудно-зелеными листьями в тонких черных прожилинах. Значительную роль в росписи мастера играли цветные приписки, усики-раскрутки, раскрутки со стрелкой. Очень широк репертуар растительных мотивов, из которых мастер строил свои букеты: это различного вида розаны, тюльпановидные цветы, колокольчики, звездчатые розетки, многолепестковые ромашки, ягоды. Кроме того, живописные панно полны фантазийных цветов.
     
Художник обладал тонким композиционным чутьем, великолепно размещая декор на любой предлагаемой для росписи поверхности, будь то широкие дверные филенки, или большая плоскость заборки, или узкая панель выдвижного ящика шкафа. Необыкновенно красивы высокие букеты в вазонах, с изящными гирляндами из ягод и цветов по сторонам, написанные на плоскости заборки из деревни Тимошинской. Разнообразны и многочисленны цветочные мотивы, собранные кистью художника на прялках, дверях и шкафах. Выразительны образы львов – стражей хозяйского добра, созданные фантазией мастера. Росписи Ползунова, отличающиеся повышенной декоративностью, праздничной нарядностью, в слабоосвещенном пространстве северной избы излучали свет, а богатый растительный декор напоминал в зимнюю стужу о победе солнца и жизненных сил над холодом и мраком, сулил многоцветье лета.
     
Существует несколько предметов в подражание стилю Ползунова. Можно предположить, что мастер работал не один, и его экспрессивную манеру усвоили ученики. Так, роспись шкафа-поставца, хранящегося в Кирилло-Белозерском музее, выполнена в свободной импровизационной манере, с применением любимых элементов мастера – усиков-раскруток, листочков «с рожком» [14]. Однако ученик не обладал легкостью кисти, артистизмом исполнения, композиционной точностью, которые были присущи мастеру.
     
Творческое наследие Петра Макаровича Ползунова может стать основой для возрождения кирилловского варианта свободной кистевой росписи. По технологии она проста, но очень эффектна, декоративна. Ее применение может быть самым разнообразным: от производства сувенирной продукции до украшения отдельных предметов быта и убранства интерьера. Роспись доступна детям для обучения в художественных школах и студиях.
     
ПРИМЕЧАНИЯ
     
      1 Кирилловский уезд входил в состав Новгородской губернии. Состоял из 30 волостей. В настоящее время Кирилловский район является административной единицей Вологодской области, часть земель, ранее принадлежавших уезду, отошли к соседним районам Вологодской области, в том числе Вожегодскому и Вашкинскому районам.
     
      2 Вишневская В. М. Свободные кистевые росписи // Русское народное искусство Севера. А, 1968. С. 8.
     
      3 См.: Вишневская В. М. Указ. соч. С. 7 – 18; Большова К. А. Крестьянская живопись Заонежья // Крестьянское искусство СССР. I. Заонежье. Л., 1927. С. 50 – 61.
     
      4 Мазалецкая В. А. Надписи на произведениях народного искусства из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. II. Вологда, 1997. С. 138.
     
      5 Петрова Л. Л. Народная резьба и роспись по дереву XIX – начала XX в. Буклет. Вологда, 1990; Иванова Г. О. Расписной стол из собрания Кирилло-Белозерского музея -заповедника // Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. II. Вологда, 1997. С. 129. Прим. 4.
     
      6 Иванова Г. О. Указ. соч. С. 126. Прим. 5. С. 129.
     
      7 Там же.
     
      8 Мильчик М. И. Росписи крестьянских домов на Ваге: традиции и новации // Народное искусство. PALACE EKITIKN, 1995. С. 39. Прим. 22. С. 41.
     
      9 Иванова Г. О. Указ. соч. С. 126. Прим. 6. С. 129; КБИАХМ ОПИ ДПА Д. 248. С. 55.
     
      10 Шкаф-заборка. Д. 534. КП 6111.
     
      11 Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский монастырь. Л., 1979. Илл. 108.
     
      12 Петрова Л. Л. Мир озерного края // Памятники Отечества. Северная Фиваида. Альманах. Вып. 30. № 3 – 4. 1993. С. 83; Петрова Л. Л. Народное прикладное искусство. Буклет. Кириллов, 2001. С. 5.
     
      13 К сожалению, инвентарный номер прялки из деревни Бор, принадлежащей ЧерМО, не удалось уточнить. Шкаф из деревни Починок не имеет инвентарного номера.
     
      14 Шкаф из коллекции КБИАХМ КП-6148; Д-538.
     
     
      Приложение
     
      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СВОБОДНОЙ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ      
      Материалы и инструменты
     
ДЛЯ данной росписи применяются художественные гуашевые краски «Гамма» (Москва), «Луч» (Ярославль), «Пигмент» (Санкт-Петербург), полученные из окислов металла.
     
Перед работой следует развести краски водой до образования массы консистенцией «жидкий кисель».
     
При выполнения работы на дереве для прочности красочного слоя следует добавить в баночку с гуашью немного клея ПВА, а для смягчения светлоты цвета – немного белил.
     
В росписи используются следующие цвета: белила, сажа газовая, охра темная, охра светлая, кадмий оранжевый, кадмий красный, сурик красный, зелень травяная, окись хрома, кобальт светлый, бирюза.
     
Кисти должны быть мягкими (круглые и плоские) от 2-го до 10-го номера.
     
Для работы удобнее использовать палитру из толстого стекла, положенного на белую бумагу, мраморную плитку или фаянсовую тарелку. Для очищения оставшихся после работы красок с палитры пользуются мастихином, скальпелем или скребком.
     
При выполнении работы с росписью на изделии используется дерево липы, ольхи, осины. Липа наиболее удобна в процессе работы. Она легко впитывает влагу, хорошо тонизируется водными растворами и красками, при сушке очень мало растрескивается.
     
Далеко не всегда под рукой есть деревянные заготовки, поэтому можно использовать фанерные доски 3 – 7 слоев. Фанера имеет свои преимущества: не растрескивается, не усыхает и не коробится. Для лакировки готовых расписных изделий применяют лак НЦ 222 и НЦ 227 ПФ 283. Кисть для покрытия лаком должна быть широкой и мягкой, движения ею быстрыми и параллельными направлению волокон древесины.
     
Перед началом работы заготовку необходимо подвергнуть механической обработке. Для этого поверхность ее тщательно шлифуется сначала среднезернистой, а затем мелкозернистой шкуркой. После этого поверхность тонируется нужным цветом с клеем ПВА, при необходимости два раза. Окраску фона производят флейцем, широкой или мягкой кистью. После сушки фона заготовка готова к росписи.
     
      Техника письма
     
Обучение точности и выразительности приемов кистевого письма начинается с правильного приготовления материалов и принадлежностей для работы.
     
Для тренировки используют неходовые цвета в целях экономии красок. Необходимо правильно размешивать краску в баночке, мешая ее всю до дна. Воду подливают маленькими порциями и постепенно, доводя всю массу красок до средней густоты.
     
Приготовленная масса должна быть однородной.
     
В процессе обучения используется плотная и гладкая бумага, способная впитывать влагу. Круглой и плоской кистями пишутся поочередно элементы кистевой росписи: листья, ягоды, колокольчики-тюльпаны, ромашки, розаны, вазоны, птицы и львы. Сначала элементы пишутся одним цветом, а после того как приходит умение писать, можно применять белильную оживку для моделирования цветка.
     
Учебные тренировочные работы, выполняемые на бумаге, рекомендуется продолжать до тех пор, пока рука не научится писать все элементы ровно и выразительно. Особое внимание уделяется проведению мазков с пробелами. Их следует выполнять разными кистями. Мазок с пробелами выполнять разной величины и различного направления.
     
После упражнений в написании простых элементов, когда рука приобретет необходимую твердость и уверенность, переходят к изображению розана. Розан начинают писать с лепестков, затем формируют середину цветка. Списывание простых композиций на бумагу в период ученичества позволяет освоить типовые композиции и изучить варианты основных групп, их соединение в букеты.
     
При росписи предмета ученики должны дать свои варианты типовых композиций на разных цветовых фонах.
     
Чтобы выработать точность письма сразу, без предварительной прорисовки, учащимся предлагают образцы и копии подлинников. Этот методический прием списывания заимствован из методики обучения старых мастеров. Чаще всего это было семейное занятие, и дети проходили обучение по этапам: наблюдение за мастером в процессе работы над изделием, обучение приемам работы, отработка элементов письма; списывание с работы наставника-учителя (это больше похоже на копирование, но абсолютной копии получить невозможно).
     
Когда мастерство достигает совершенства и позволяет приблизиться в списывании к оригиналу, тогда учащимся разрешается вводить в композиции свои элементы и мотивы. Вариации с оригинала предполагают предзаключительный этап в обучении. Заключительным этапом в обучении является полная самостоятельность в композициях росписи. Мастерство письма, самостоятельность композиции росписи и создание художественных образцов есть результат рождения мастера.
     
      Работа над композицией изделия
     
Элементы свободно-кистевой росписи: розан, колокольчик-тюльпан, бутон, кисть ягод, виноград, яблоко, спиралька-звездочка, листок, стебель, вазон, птица, лев.
     
Роза – пышный яркий цветок с белильными оживками. Изменяя количество и расположение лепестков, можно получить ее разнообразные варианты. Обычно пишут 6 – 10 мазками в следующей последовательности: плоской или круглой кистью, с набранной нужной краской, наносят подмалевок в форме круга. Его размер зависит от величины цветка. После высыхания подмалевка начинают белильную оживку, которая моделирует форму изображения. Белила берут на край кисти, причем кисть опускают вначале в краску цвета подмалевка и ведут ее таким образом, чтобы белила были на внешнем крае и шли по контуру мотива, при этом движения должны быть округлыми, ритмично повторяющимися. Мазки лучше всего проводить легко, как бы на одном дыхании.
     
Оживка тюльпана повторяет контуры подмалевка, формируя лепестки белилами. Тюльпан, усики-раскрутки и листья можно писать сразу без подмалевка, с пробелами.
     
Одним из законов декоративной росписи является следующий: количество площади с росписью равняется количеству плоскости фона.
     
Принципы организации художественного пространства: обобщенность, фронтальность, замкнутость, целесообразность элементов, плоскостная трактовка изобразительных мотивов и стремление к их узнаваемости.
     
Перед началом работы продумывается композиция букета. Работу над изделием начинают с рамки, которую проводят широкой кистью цветом, контрастным фону. Затем прописывают уголки с пробелами. Букет формируют всегда, начиная с розанов, их должно быть в композиции не более 3 – 5 штук. Места расположения будущих подмалевок отмечают точками. Распределив на плоскости основные цветы (розы, тюльпаны), необходимо соединить их веткой, которую проводят быстрым легким движением самой тонкой круглой кистью. Самые маленькие детали – яблоки, листочки, усики-раскрутки – составляют примерно половину размера основных элементов. Листья в букете бывают заостренной и каплевидной формы. В композиции должны быть 3 – 4 яруса листьев, причем в верхних рядах они по размеру меньше, чем в нижних.
     
Вазон пишется всегда в нижней части композиции, размер его должен быть в 1/4, 1/5 всей высоты композиции.
     
После того как основные элементы росписи будут скомпонованы на плоскости изделия, наносят черные приписки и оживки. Приписки и травы объединяют мотивы в компактный букет или плотную веточку и связывают отдельные формы с фоном, увеличивая его узнаваемость, усиливая впечатление орнаментальное™ всей композиции. Для выполнения приписок берут круглые кисти меньших размеров.
     
Законченные изделия покрывают лаком. Метод работы по лакированию заключается в следующем: после каждого покрытия лаком поверхность обрабатывается наждачной бумагой с мелким зерном. Лак наносят продольно-параллельными движениями вдоль волокон древесины.
     
      ЛИТЕРАТУРА
     
      Арбат Ю. А. Светлый Север: рассказы и очерки о Русском Севере. Вологда, 1970.
     
      Большова К. А. Крестьянская живопись Заонежья // Крестьянское искусство СССР. I. Заонежье. А, 1927. С. 50 – 61.
     
      Вишневская В. М. Свободные кистевые росписи // Русское народное искусство Севера. Л., 1968.
     
      Жигалова Н. С. Русская народная живопись. М., 1984.
     
      Иванова Г. О. Новые открытия. Народное искусство. Буклет. Вологда, 1982.
     
      Иванова Г. О. Расписной стол из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника // Кириллов. Краеведческий альманах. Вып. II. Вологда, 1997. С. 122 – 129.
     
      Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1974.
     
      Мазалецкая В. А. Надписи на произведениях народного искусства из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. II. Вологда, 1997. С. 130 – 142.
     
      Мильчик М. И. Росписи крестьянских домов на Ваге: традиции и новации // Народное искусство. PALACE EKITIKN, 1995. С. 25 – 41.
     
      Петрова АЛ. Народная резьба и роспись по дереву XIX – начала XX вв.
     
      Буклет. Вологда, 1990.
     
      Петрова Л. Л. Мир озерного края // Памятники Отечества. Северная Шиваида.
     
      Альманах. Вып. 30. № 3-4, 1993.
     
      Петрова А. Л. Народное прикладное искусство. Буклет. Кириллов, 2001.
     
      Полунина О. В. Одолень-трава. М., 1986.
     
      Свободно-кистевая роспись. Методические рекомендации для студентов XГВ / Сост. Г. В. Шахова. Череповец, 1996.
     
      Фролов Е. Чистый источник. М., 1990.