поиск статьи


Кириллов 2

Главный редактор альманаха "Кириллов" - Ф. Я. Коновалов

Редколлегия альманаха "Кириллов":

Г. О. Иванова, И. А. Смирнов, Г. В. Судаков, Ю. С. Васильев, М. С. Черкасова, А. В. Камкин, Е. А. Скупинова

 

В альманахе публикуются исследовательские статьи и исторические источники, посвященные истории и культуре Белозерского края.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, краеведов, историков, искусствоведов, учителей.

Подготовка книги осуществлена при финансовой поддержке Администрации Вологодской области. Издан альманах на средства Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В оформлении использованы фотографии из фондов Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

"МЕСТО, ГДЕ ТЫ МОЖЕШЬ СПАСТИСЬ"
600 лет Кирилло-Белозерскому монастырю

"Кирилл, иди на Белоозеро, там уготовано тебе место, где ты можешь спастись", - такие слова услышал старец Кирилл глубокой ночью во время молитвенного бдения. И отправился на поиски обетованной земли вместе со своим другом и сверстником Ферапонтом. И нашел причудившееся ему место на берегу Сиверского озера. И возник монастырь на холмах, где два отшельника водрузили крест и воспели благодарственный канон Богородице.

Кирилло-Белозерский монастырь получил название в честь своего основателя преподобного Кирилла Белозерского (мирское имя Козьма) - первого насадителя иночества в Белозерском крае. Кирилл был собеседником великого старца Сергия Радонежского, и не это ли вдохновенное обстоятельство повлекло его, шестидесятилетнего архимандрита московского Симонова монастыря, в лесные дебри Севера, побудило водрузить крест в тишине безлюдья, построить хижину для житья и одинокой молитвы. Было это в 1397 году, который и считается годом основания обители.

За 600 лет монастырь накопил славную историю и навечно врос в берега Сиверского озера. Грандиозные стены с башнями, 11 храмов и другие постройки монастыря описаны в энциклопедиях, монографиях, статьях как шедевры архитектурного искусства. Прекрасный ансамбль, заложенный ростовскими мастерами, вдохновлял многие поколения русских зодчих на творческое соревнование с предками.

Асимметричная живописная композиция, каменные громады храмов рядом с деревянными постройками создают характерный облик русского национального зодчества. Самостоятельную историко-архитектурную ценность являют стены Старого города, протянувшиеся более чем на километр. Новая крепость, возведенная в XVII веке, так и осталась непревзойденной по своей величине: высота стен - 11 метров, ширина - около 7 метров, по галереям можно свободно проехать на четверке лошадей. В арсенале монастыря одновременно находилось до 9 тысяч единиц вооружения.

Но оценим прежде всего роль Кирилло-Белозерского монастыря как приюта иноков. Для этого он изначально создавался и был таковым более пяти столетий. Крепки были монастырские стены, строг монастырский устав, сочиненный самим Кириллом, благодатна окружающая природа, и молитвы кирилловских монахов доходили до Бога. Верил в это православный народ. Уповали на молитвы кирилловских иноков великие князья и цари московские и осыпали монастырь своими благодеяниями. Сам Иоанн Грозный подолгу жил здесь и высказывал желание принять здесь иноческое пострижение. Даже Никон, лишенный патриаршества, жил в заточении попеременно в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях. По мнению Ф. М. Достоевского, русский человек есть православный человек. Православие вошло не только в государственную доктрину России, оно было усвоено сердцем русского как главное правило жизни. Монастыри имели огромное влияние на народ как просветительные центры. Их библиотеки были наполнены книгами. Здесь читались поучения верующим, отсюда рассылались учительные послания к православным людям. Монастыри были оплотом и светом нравственности, поскольку монашеская жизнь - это стремление к сердечной чистоте (обеты целомудрия, послушания и нестяжания), к спасению души, к достижению духовной истины.

В книгохранильне Кирилло-Белозерского монастыря, насчитывающей около двух тысяч томов, хранились древние списки "Задонщины", "Александрии". Начало библиотеке положил сам преподобный, собственноручно исполнив 7 книг для этого собрания, его дело успешно продолжил монах Евфросин. В монастыре был выполнен один из первых опытов отечественной библиографии в виде описи книг, здесь же сочинено руководство по рациональному питанию. Многие литературные тексты хранились в северных монастырях в наиболее древних списках, поэтому кирилловские рукописи в большом количестве и неоднократно брали в Москву для правки книг, для пополнения царской и патриаршей библиотек. Из книгохранильни Кирилло-Белозерского монастыря книги передавались также в более мелкие монастыри и церкви. Трудами любителей книжного слова библиотека восстанавливалась заново. Так, в 1644 году старец Лаврентий составил сборник, содержащий 37 житий и "Повесть об Иосифе Прекрасном" (хранится в Вологодском областном архиве). Кстати, традиции летописания и писания житий местных святых сохранялись в вологодских монастырях до начала XVIII века. Но не только летописи и жития святых сочиняли монастырские книголюбы. В 1696 году в Кирилло-Белозерском монастыре была написана "Повесть зело душе полезна". И такие примеры не единичны.

Монахи имели и личные книги. Например, в XVII веке старец Гедеон в своей келье держал "Грамматику" Мелетия Смотрицкого и "Зерцало", его современник Даниил (Зиновьев) - азбуковник, то есть словарь иностранных слов. В монастыре обучали грамоте монастырских служек и детей из окрестных селений. Монахи свято выполняли завет славянских первоучителей - Кирилла и Мефодия. Недаром в монастырской библиотеке, кроме текстов богослужебных и четьих, были азбуки и грамматики, летописцы и хронографы, алфавиты и азбуковники, судебники, лечебники, скоромысленники.

Древние русичи не знали вопроса о смысле жизни, поскольку жизнь понималась как краткий миг на пороге вечности. Чаяние будущего влекло в монастыри, побуждало налагать на себя жестокие обеты, жертвовать состояния на созидание храмов, спасать душу от соблазнов и страстей. Лики святых излучали тепло и добро для всех верующих. Так было до эпохи Петра Великого.

Петр ликвидировал самостоятельность церкви, учредив Святейший Синод и превратив его в один из государственных департаментов, урезал доходы монастырей. В 1798 году был закрыт Ферапонтов монастырь, захирела обитель святого Кирилла. Лики святых потемнели - не только от времени. Церковная риторика, до предела регламентированная, плохо доходила до сердец, тем более до ума. Православное благочестие еще теплилось в монастырях, но количество духовных центров резко сократилось.

Однако монастырская культура не умерла, она была тесно связана с общей культурой народа. Монастырская культура многообразна и многогранна: это и школа нравственности, и храмовая архитектура, и искусство иконописи, книгописание, знаменная музыка и т. д.

Главным достоинством монастырской культуры была непрерывность и глубина исторической традиции. Для древнего книжника были открыты и в равной мере современны все произведения с XI по XVII век, а для живописца - все стили и школы, сосуществовавшие на протяжении длительного периода. Потому Дионисий, совершавший в Ферапонтовском храме Рождества художественный подвиг продолжительностью два сезона, был в равной мере современником и безымянного живописца, написавшего первую белозерскую икону XII века, и артели Дмитрия Плеханова, расписавшего в XVII веке храм святой Софии в Вологде.

Очень важна культурно-хозяйственная роль севернорусских монастырей, которые возникли вдали от городов, в глуши лесов, ждавших топор и соху. Монастыри принесли православие в славяно-финский языческий мир Заволжья и стали одновременно опорными пунктами крестьянской колонизации: монастырь являлся хозяйственным руководителем и материальной опорой, служил приходской церковью и приютом в старости.

Подвижники становились отшельниками, но вокруг их обителей копилась и расширялась мирская жизнь. Так произошло с Кирилло-Белозерским монастырем, слобода при котором стала впоследствии городом Кирилловом.

Свет духовного просвещения, возжженный преподобным Сергием Радонежским в основанной им Троицкой обители, принесли на Русский Север одиннадцать его сомолитвенников и учеников, которые "основали здесь около сорока разных обителей. Все это произошло в течение столетия после Куликовской битвы и способствовало становлению российской державы.

Кириллов монастырь был основан в эпоху подъема общественного самосознания, в пору развития русской государственности, расцвета экономики и культуры. Почти четыре столетия он был крупнейшим духовным центром России. Сегодня он сохраняется как жемчужина русского храмового и крепостного зодчества. В экспозиции и запасниках Кирилловского музея-заповедника содержится огромная коллекция икон и церковной утвари, часть книжного собрания и другие реликвии монастырской истории.

Счастья и радости, добра и света тебе, святая обитель преподобного Кирилла Белозерского! Пусть вечно сияют ночные звезды в водах Сиверского озера, а кресты твоих многочисленных храмов вечно изливают мир и покой на окрестные леса и селения!

Спасибо тебе, место, где спасается душа человеческая, обретая возвышенные впечатления от святой памяти угодников Божиих, засеявших эту землю семенами духовного просвещения!

Гурий Судаков

Смирнова Альбина Васильевна
БИБЛИОТЕКА КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ В XVIII-XX ВЕКАХ

Петрова Людмила Леонидовна
ГОНЧАРНОЕ ИСКУССТВО БЕЛОЗЕРЬЯ

Глызина Лидия Ивановна
ЗАВЕЩАНИЕ КИРИЛЛОВСКОГО КУПЦА П. А. СИМОНОВА

Черкасова Марина Сергеевна
ИВАН ГРОЗНЫЙ О МОНАСТЫРЯХ И МОНАШЕСТВЕ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Егоров А.Н.
ИЗ ИСТОРИИ КИРИЛЛОВСКОГО ЗЕМСТВА

Чернов С.З.
ИЗ ИСТОРИИ КИСНЕМЫ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIV - НАЧАЛА XV ВЕКА

Пуцко В.Г.
ИКОНОПИСНЫЕ ПОРТРЕТЫ ОСНОВАТЕЛЕЙ СЕВЕРНЫХ РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ: КОРНИ ЛОКАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ

Смирнов Илья Алексеевич
К ИСТОРИИ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ (по страницам "Новгородских епархиальных ведомостей")

Смирнов Илья Алексеевич
КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ В 1764-1924 ГОДАХ (Краткий очерк развития хозяйства)

Глызина Лидия Ивановна
КИРИЛЛОВСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Смирнова Альбина Васильевна, Иванова Галина Олеговна
ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. 1397-1893 гг.

Мазалецкая Венанида Артёмовна
НАДПИСИ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЯ КБИАХМЗ

Куликов Сергей Борисович
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЙ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА СОБОРНОГО КОМПЛЕКСА ВОСКРЕСЕНСКОГО ДЕВИЧЬЕГО ГОРИЦКОГО МОНАСТЫРЯ

Подъяпольский Сергей Сергеевич
О ЦЕРКВИ КИРИЛЛА XVI ВЕКА В КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ

Невечеря В.Л. Подборская В.О.
РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ И СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ БЕЛОЗЕРЬЯ (на примере Кирилло-Белозерского монастыря)

Иванова Галина Олеговна
РАСПИСНОЙ СТОЛ ИЗ СОБРАНИЯ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Щукина Ирина Геннадьевна
СУДОХОДСТВО НА БЕЛОМ ОЗЕРЕ ДО И ПОСЛЕ ПРОРЫТИЯ БЕЛОЗЕРСКОГО ОБВОДНОГО КАНАЛА

Шевченко Е.Э.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КНИГИ НИЛО-СОРСКОГО СКИТА

оставить комментарий