М.Н. Шаромазов - На пороге нового

Вестник 18 (Декабрь 2009)

На пороге нового

М.Н. Шаромазов, директор музея

Заканчивается 2009 год. Он был юбилейным: музею исполнилось 85 лет. В сентябре состоялась конференция и была открыта выставка. Но юбилей не только праздник, он, скорее всего, толчок к осмыслению сделанного. Безусловно, в последние годы музей активно двигался вперед: приобретен значительный объем выставочного оборудования, переоборудован ряд хранилищ головного музея и филиала, завершена реставрация церкви Введения и трапезной палаты - созданы условия для дальнейшего существования этого комплекса, появились значительные экспозиционные площади. Освоение их только началось: открыта грандиозная археологическая выставка в подклете. В уходящем году закончены реставрационные работы по Келарскому домику (осталось покрасить фасады), Караульным кельям, церкви Пророка Ильи на Цыпине (уникальность сделанного оценена и осмыслена далеко не всеми), практически завершена консервация стенописи Дионисия в Ферапонтове.

Несмотря на все трудности, начались реставрационные работы на древнейшем в России, точно датированном деревянном храме Ризоположения из села Бородава. Весь 2009 год прошел под знаком внимания к этому памятнику. Весной подошла к концу полувековая история возвращения бородаевских икон. Возвращены не просто памятники местного происхождения, а шедевры древнерусского искусства, давно и прочно занявшие важное место в истории русского искусства. По контракту, к 25 декабря должна быть закончена реставрация церкви, но музей смог получить разрешение на ведение работ (да и то не на весь комплекс) лишь 26 октября. Сейчас идет сборка сруба с восполнением утраченных деталей и максимальным сохранением подлинника.

2009 год четко обозначил обострение давно уже ощутимых проблем в жизни музея. Впервые за последние пять лет доходы музея ниже, чем в предыдущем году. Падение составило 16 %. Проблемы у нас есть и в ценовой политике (правда, не надо забывать о требовании министра культуры А. Авдеева заморозить цены на входные билеты), и в методике проведения экскурсий, и в организации экспозиций и выставок.

Конечно, легко все списать на глобальный финансовый кризис. Любое такого масштаба событие в макроэкономике четко обозначает не столько катастрофу, сколько изменение условий хозяйствования (проще говоря, правил игры). Причем тут мировой кризис, если средняя цена на входной билет в церковь Преображения составила по итогам работы за 10 месяцев 2 рубля 58 копеек или представленный мне расчет затрат на проведение занятия по изготовлению кольчуги констатирует, что «материальных затрат нет»? Более 50 тысяч одиночных посетителей головного музея дали выручку по билетам в два раза более низкую, чем менее 30 тысяч посетителей филиала. Разве это нормально?

С 1 февраля 2010 года мы станем бюджетным учреждением нового типа. Главное в новом статусе - чтобы развиваться, надо зарабатывать. Плохо это или хорошо? Если законодательство не изменится, то принципиально изменить структуру доходов нам не удастся. Но в декабре текущего года Государственная Дума должна рассмотреть изменения к Закону о музеях и, при условии, что пройдут подготовленные Министерством культуры поправки, мы получим возможность реально зарабатывать. Единственное, что можно сказать сейчас, фонд оплаты труда в 2010 году не изменится, следовательно, уровень оплаты труда сотрудников музея останется на прежнем уровне.

Последнее обстоятельство дает основание думать, что в 1 квартале 2010 года мы сможем приступить к структурным изменениям. Существующие три экспозиционных отдела явно не справляются с возложенными на них обязанностями. Экспозиция по истории монастыря уже более десяти лет продолжает оставаться некой временной выставкой, не создающей у посетителя ощущения соприкосновения с историей одного из богатейших монастырей страны.

Экспозиция иконописи оставляет яркое впечатление благодаря находящимся там иконам, но при вдумчивом ознакомлении понимаешь, что у нее нет стержня, общей концепции - ни хронологический, ни комплексный подход не проведены последовательно. Ряд абсолютно неверных датировок у подготовленного посетителя вызывает вопросы о компетентности сотрудников музея.

Народное искусство в музее давно предстает в череде временных выставок, но при этом абсолютно не учитывается, что большинство людей, бывающих в нашем музее, приезжает сюда лишь однажды, унося навсегда представление о неполноте народных коллекций музея. По-видимому, при формировании концепции экспозиции народного искусства необходимо учитывать, что только наш музей на маршруте речных круизов представляет сейчас Вологодскую область.

Отсутствие единого центра управления выставочной деятельностью привело к определенному дублированию функций и отсутствию общего для всего музея подхода к формированию облика экспозиций.

Считаю необходимым отказаться от существующей структуры и сформировать новые Выставочный и Научный отделы. Первый отдел будет состоять из двух секторов - хранения и строительства выставок и экспозиций. Он должен иметь возможность на всех этапах контролировать выставочную деятельность и иметь в своих руках всю базу выставочного оборудования и материалов музея.

Научно-исследовательская деятельность музея также должна быть перестроена. Последняя юбилейная конференция со всей очевидностью показала существующие проблемы: на ней не было ни одного выступления сотрудников головного музея. Важно напомнить, что до сих пор ни одна коллекция не имеет научного каталога. Однако, на первом этапе перед отделом будет стоять задача формирования концепций новых экспозиций. Делать это нужно в кратчайшие сроки.

Есть проблемы восприятия музея извне, то, как нас воспринимают в городе, районе, области, в музейном и художественном сообществе. Коллектив немало сделал, но важность некоторых вопросов была недооценена. Например, выставочная деятельность, поиск новых форм работы с посетителями, в первую очередь, работа с детьми и молодежью, людьми среднего возраста. Хотелось бы сделать музей местом проведения досуга, дать возможность посетителям соприкоснуться с прекрасным, может быть, предложить просмотр фильмов об искусстве или классику мирового кино. Здесь важно, чтобы у нас не просто появилось кафе, но и то, какое меню в нем будет. Нужно дать возможность остановиться, перевести дыхание, почувствовать себя хорошо.  

Конечно, нельзя в одной маленькой заметке обозначить весь круг проблем, я попытался коснуться лишь самых главных. Хотя отсутствие методик проведения экскурсий по записанным в договоры с туристическими фирмами конкретным маршрутам ставит не менее важную задачу, решать которую нужно срочно. Причем в этих методических разработках должны быть учтены новые подходы к работе с посетителями, что является отдельной темой для обсуждения.

Планы у нас большие, выполнение их зависит от каждого сотрудника музея. Успехов вам и уверенности в собственных силах.