Е.Г. Щурина - Серебряные лампады середины XVIII-XIX веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Вестник 18 (Декабрь 2009)

Серебряные лампады середины XVIII-XIX веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Е.Г. Щурина, ст. научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Лампада (с греч. «светильник») - сосуд с горящим маслом (реже свечой), который вешают или ставят перед иконой.

Кирилло-Белозерский монастырь был одним из самых богатых на территории Руси и являлся местом поклонения царской семьи, бояр и других знатных особ, которые одаривали его не одними вотчинами или денежными вкладами, но и пополняли ризницу драгоценностями. «Богатству ризницы, - отмечал Варлаам, - соответствовала и вся церковная утварь, состоявшая из весьма значительного числа серебряных, а часто и золотых, священных сосудов…». Дополняли убранство храмов и серебряные лампады.

По архивным документам XVII-XIX веков известно, что в храмах Кирилло-Белозерского монастыря их насчитывалось значительное количество. Это были и массивные лампады «насвещники» середины XVII века, выполненные искусными мастерами-чеканщиками, вероятно, Оружейной палаты, и небольшие светильники, некоторые из них являвшиеся вкладами знатных лиц.

Например, опись 1734-1738 гг. называет 16 серебряных лампад. Данный документ и более ранние описи позволяют отнести их к произведениям XVII века, кроме одной небольшой лампады из церкви Кирилла. Эта лампада «серебряная глаткая у нее чепочка серебряная весомъ два фунта и с проволокой железной» является вкладом дворянина Ивана Волутина. Она находилась «по стороне северных дверей пред образомъ Николая Чюдотворца».

В числе драгоценной утвари Успенского собора и церкви Кирилла опись 1773 года перечисляет 25 серебряных лампад. В основном, все они поступили в XVII столетии - во время расцвета монастыря, «бурного экономического развития, грандиозной стройки». Только один светильник был XVI века, и у трех предметов время изготовления не известно.

Эти лампады находились в храмах перед иконами местного чина. Одни предназначались для «возжжения елея», другие для «поставления свеч». Светильники имели богатое украшение - чашечки, обручи, кисти и варворки.

Так, у лампады из Успенского собора: «…снизу …пронятое в ушки маленькое серебряное гладкое колечко, под ним привешанная деревянная чашечка, на оной деревянной чашке накладная с лица позолоченная другая чашка у ко-ей поне… ию дна и деревянной чашке приколоченная по мере той ея чашки дна серебряная басебная позолоченная планка, при оной чашке сканого золота кисть, наверху показанной чашки против большой клюковной ягоды граненая хрустальная продолговатая варварка…». У лампад из церкви Кирилла: у одной - «…сверху оной лампады при краях чеканный прорезной обручь, наверху той же лампады крышка серебряная, с тремя малыми да посреде одною большою трубками, да на той же крышке три изображения чеканных херувимов с винтами. Под оною же лампадою привешанная красной меди, с лица полуженная с кистью пряденого золота чашечка…»; у другой - «Под показанною лампадою на том же пруте штука малая, наподобие блюдца лощатая, серебряная белая, да яблочек серебряной круглой, внутри полой позолоченной, сверху оной лампады, наподобие же блюда штука, серебряная лощатая, гладкая белая, да яблочок серебряной внутре полой, гладкой. Позолоченная над оною ж лампадою на том же пруту колечко наподобие перстня гладкое серебряное белое, под оною ж лампадой привешенная с шелковую лазоревою с золотом кистью серебряная с лица позолоченная чашка…». 

В документе 1839 года приведены сведения о 19 лампадах без указания на время их изготовления. Сравнив описания с данными других документов, приходим к выводу, что 14 светильников из Успенского собора и церкви Кирилла были выполнены в XVII столетии. Датировку пяти лампад установить не удалось. В числе их две лампады из церкви Кирилла («Пред Царскими вратами для возжения свещи в верху лампада средней величины серебряная с медными цепями» и «Пред иконою Божьей Матери с Предвечным Младенцем лампада серебряная с 4 цепями 54 золотника»). Три - из храма Введения («По левую сторону Царских врат при местном образе Введения Божьей Матери во храм лампада маленькая серебряная весом 83 золотника», далее «При образе Преподобного Кирилла Белозерского лампада маленькая серебряная весом 1 фунт 5 золотников» и одна «(посреди церкви на столбе к западной стены в иконостасе чудотворный образ поясной на левой руке держащей Предвечного Младенца пресвятая Богоматерь Корсунская) лампада маленькая серебряная 49 золотников»).

Поздние описи XIX века содержат описания 15 лампад XVII века и информируют нас о новых поступлениях светильников в храмы монастыря.

Из дополнительной ризничной описи 1850 года узнаем, что в XIX веке появились 10 новых позолоченных лампад. Три елейные лампады были сделаны на монастырское иждевение. Они 84 пробы, имели вес 70-76 золотников. Одна из них находилась в Архимандричьих кельях. Шесть лампадок 84 пробы появились к 500-летию монастыря, а одна, рез-ная, в 1911 году (следовательно, часть описи составлена в конце XIX - начале XX столетия). Они были подарены неизвестными лицами, представителями городского духовенства, Кирилловского духовного училища, преосвященным Мисаилом епископом Могилевским, преосященным епископом Тихоном Витебским и Полоцким, кирилловским купцом Андреем Ивановичем Погорельским. Из документа известно, что две лампадки пожертвованы «къ Чюдотворной иконе Смоленской Божьей Матери», а две другие «къ раке Преподобного Кирилла». Две были украшены эмалью (при этом одна резная), третья - разноцветными камнями, четвертая имела разноцветные стекла.

Опись второй половины XIX столетия фиксирует самое большое количество серебряных лампад в монастыре - 27 предметов. Данный источник, вероятно, частично дублирует предыдущий документ. Опись содержит сведения о десяти лампадах без указания на их датировку. Из примечаний к описаниям двух светильников узнаем, что они были пожертвованы жителями Кириллова в собор Успения Богородицы 9 июня 1897 года. Далее, на перечислении вкладных лампад опись обрывается.

Несмотря на значительное количество лампад, выполненных, вероятно, в течение XVIII-XIX веков, на учет в «Книгу поступления 1924-32 гг.» после закрытия монастыря были поставлены всего лишь 6 небольших серебряных лампад. Записи не содержат сведений о датировке предметов.

С 1924 года начала формироваться новая коллекция серебряных лампад, включающая в себя не только предметы из Кирилло-Белозерского монастыря, но и поступления из других мест. Учетные документы позволяют установить, откуда появились светильники, когда «простые» лампады были зачислены в предметы, содержащие драгоценный металл.

В настоящее время в коллекции серебряных лампад Кирилло-Белозерского музея насчитывается 5 светильников XVIII-XIX вв. Это же количество было обозначено в актах «Инвентаризации по Кирилловскому краеведческому музею драгоценных металлов и изделий из них на 10 декабря 1955 года».

Данные лампады, небольшие по размеру и весу (от 90 до 315 гр). Три из них поступили по акту от 19 декабря 1924 года из церкви Кирилла. Одна была привезена, согласно акту от 10 января 1932 года, из Горицкого монастыря. Последний светильник поступил из Ильинской церкви Вашкинского района в начале 1930-х годов.

Клейма на предметах позволяют установить имя мастера и место их изготовления.

Лампада с прорезным растительным орнаментом выполнена в 1759 году в Москве, на фабрике Василия Кункина, мастером Петром Афиногеновым. Коптильник у нее поздний - 1856 года работы псковского мастера ГБ.

У второго, шестигранного светильника, клейма почти утрачены. Он был выполнен в 1860-х годах неизвестным мастером ЗВ. Коптильник исполнен во второй половине XIX века во Пскове.

Две лампады округлой формы с накладными ангелами изготовлены в 1831 году московским серебряником Федором Андреяновым.

Лампадам 1831 года находим аналогичные по форме, орнаментации предметы, изготовленные уже в Санкт-Петербурге (например, лампадка первой половины XIX века из собрания Архангельского музея изобразительных искусств), что говорит об их шаблонности, массовом производстве церковной утвари благодаря техническим возможностям, открытым в XIX столетии.

Светильник, поступивший из Горицкого монастыря, не имеет клейм. Однако совершенно идентичный ему предмет был опубликован в альбоме        А.А. Гилодо «Русское серебро. Вторая половина XIX - начало XX веков. Из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства (Москва)», что позволяет высказать предположение, что данная лампада не XVIII столетия, как зафиксировано в учетной документации, а середины XIX века и, вероятно, московской работы.

Этот краткий обзор коллекции вынуждает задуматься о том, куда исчезли остальные лампады из ранее столь богатого монастырского собрания. Удается проследить по музейным книгам учета историю только трех лампад XIX века. Две из них - «лампада серебряная», а другая «серебряная округлая с тремя цепями, внизу рельеф» - были переданы в райфо по акту № 32/7 от 6/09-1934. Третья лампада - «серебряная грушевидной формы, по граням 4 петли для цепей и надпись» - списана актом от 14 августа 1943 года. Описи церковным вещам 1902 и 1912 годов, составленные ризнич-ным иеродъяконом Дмитрием, содержат противоречивые сведения с неоднократным пересчетом лампад в храмах обители. Поэтому его работа больше запутывает исследователей, чем помогает разобраться в некоторых вопросах.

Таким образом, коллекция серебряных лампад Кирилло-Белозерского монастыря создав-алась в течение нескольких сто-летий. Значительное число неболь-ших светильников в монастырь поступило в XIX веке. Они были заказаны на средства монастыря, приняты в дар от знатных особ и простых прихожан, в том числе и от жителей Кириллова. В настоящее время музей хранит только три лампады XVIII-XIX веков, поступивших из монастыря. Остальные были привезены из других мест. Все лампады работы московских серебряников.