И.В. Романова - В мире игры и детства

Вестник 18 (Декабрь 2009)

В мире игры и детства

И.В. Романова, научный сотрудник отдела народного искусства

С 5 по 8 ноября этого года я участвовала в Московской открытой научно-практической конференции «Мир игры и культура детства», которая проходила на базе Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т).

Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества основанный в 1936 году как городской Дом пионеров и октябрят, располагается в новом современном комплексе на Воробьевых горах. Это крупнейшее многопрофильное государственное учреждение в системе дополнительного образования детей и молодежи города Москвы и России.

Комплекс зданий Дворца включает учебные корпуса, концертный, театральный, выставочный залы, планетарий, обсерваторию, игротеку и игровые залы, оранжерею, стадион, плавательный бассейн, стрелковый тир, компьютерно-сетевые классы, творческие лаборатории и кабинеты по различным направлениям детско-юношеского творчества и развивающего обучения.

В его исследовательских лабораториях, студиях, художественных и технических мастерских, спортивных школах и секциях, творческих коллективах, группах развития, кружках для детей и родителей систематически занимается более 18 тысяч человек. Во Дворце работают 1200 учебных групп и коллективов по более чем 70-ти образовательным направ-ленностям (обучение в 93% из них бесплатное), реализуются свыше 350-ти комплексных и образовательных программ.

Юному москвичу от 6 до 18 лет Дворец дает возможность творческого развития и учебно-исследовательской деятельности в области науки и культуры, технического, художественного и социального творчества, информационных технологий, экологии, этнографии, физической культуры и спорта. Общение детей и педагогов происходит не только в учебных аудиториях, но    и на научно-практических конференциях, в поисковых и фольклорных экспедициях, в профильных лагерях, в туристских походах, экскурсиях и слетах по всей территории России.

Дворец является центром сотрудничества педагогов и ученых, детей и их родителей в области науки и культуры, технического, художественного и социального творчества, празднично-игровой куль-туры, информационных технологий, экологии, этнографии, физической культуры и спорта. Это сотрудничество опирается на тесные творческие и научно-методические связи передовыми школьными учреждениями столицы, вузами и ведущими учреждениями науки, культуры и образования.

На базе Дворца традиционно проводятся научно-методические конференции, семинары, тематические выставки, массовые городские детские праздники.

Конференция проводилась в рамках традиционной городской Недели игры и игрушки. Программа конференции включала работу по секциям-симпозиумам, на которых обсуждались различные наболевшие в сфере дополнительного образования вопросы, связанные с использованием игр и игровых моментов в обучении и развитии детей. Участники конференции обменивались опытом работы, делились своими наработками и просто рассказывали о своей деятельности. Также в программу были включены видеопрезентации праздников, концертные номера, игро-вые спектакли, мастер-классы, посещение планетария, живого уголка, выставки игрушек, встречи со знатоками и изобретателями игр, поездки.

У всех участников конференции была уникальная возможность поучаствовать в веселой игровой программе - совершить увлекательное «Путешествие в страну игр» - десятки работающих игровых уголков, старинные народные игры и современные игровые программы, забавы и аттракционы, спортивные игры.

Мне очень понравилась игротека Дворца, куда дети могут приходить в любое время и играть в различные игры, причем бесплатно. В довольно большом зале все стены заняты стендовыми играми, т. е. чтобы поиграть в понравившуюся игру, достаточно подойти к стенду и выполнить игровое задание, изображенное на нем. Например, сложить узор, разгадать различные математические ребусы, найти отдельные фрагменты на общем рисунке и т.д. В центре игротеки стоит шахматная доска с большими фигурами, а рядом - гигантский лего-конструктор. Кроме этого, глаза разбежались от огромного количества настольных игр, волчков, пирамидок, кубиков Рубика, паззлов размером с ладонь ребенка и многого другого.

Для детей младшего возраста и их родителей отведен отдельный игровой зал, где расположены детские домики, горки, качели, кухонный уголок, шкафы с куклами, пупсами, машинками, мячами, кольцами, всего и не перечислить.

В коридорах Дворца ежедневно находилось много детей с родителями, для которых студенты педагогических колледжей проводили различные игровые задания. Например, в одном месте дети с родителями строили домики из карточек для метро, в другом - малыши участвовали в небольшом кукольном театре, где экспромтом создавалась сказочная история.

В огромном зале для мастер-классов педагоги и студенты учили детей делать игрушки своими руками, создавать оригинальные открытки, используя красочные ткани, блестки и витражные краски. На первом этаже в просторном зале дети играли в подвижные игры, водили хороводы, ходили на ходулях.

Зайдя в небольшую комнату, я оказалась среди старых игрушек разного времени. Привлекла мое внимание витрина со старинными куклами и игрушками. Они были аккуратно расставлены по полкам и, как мне показалось, каждая рассказывала свою волшебную историю.

Из этой командировки я вернулась под большим впечатлением, словно побывала в мире детства. По моему мнению, такой островок игры и детства можно создать и в нашем музее. Тем более, что круглый год мы работаем с детьми на лекциях, праздничных мероприятиях, мастер-классах, экскурсиях. А создание игрового уголка, где можно играть с детьми и в народные, и современные игры, только поддержит и укрепит эту работу.