Е.Г. Щурина - Серебряные дарохранительницы в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Вестник 19 (Март 2010 г)

Серебряные дарохранительницы

в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Е.Г. Щурина, сотрудник научного отдела

Дарохранительница (киворий), (ковчег) - особый сосуд из благородного металла обычно в виде храма, часовни или гробницы под сенью (балдахином, шатром); с выдвижным ящиком в форме гроба или отделениями, в которых для причащения на дому больных или умирающих хранятся запасные Святые Дары, приготовленные на литургии в Великий Четверг или, в случае необходимости, в другие дни. Дарохранительница находится в алтаре на престоле.

Происхождение дарохранительницы обусловлено древним обычаем сохранять часть Святых Даров в храмах. В первые века христианства встречались дарохранительницы в форме голубя. Они подвешивались на проволоке над престолом. Такие ковчеги сохранились в Москве и Новгороде до конца XVII века. В XVIII- XIX вв. дарохранительницы выполняются в виде храма, часовни с символическим гробом Господним под сенью. В XIX веке некоторые из них представляли собой целые скульптурные композиции с литыми фигурами апостолов, ангелов с рипидами, жен-мироносиц у гроба Господня. Изготавливались из золота, серебра, реже олова; декорировались гравировкой, чернью, сканым орнаментом. Часто на лицевой и оборотной стороне дарохранительниц помещались сцены из Евангелия, выполненные в технике чеканки или расписной эмали. В XIX веке, помимо металлических ковчегов, в столичных храмах встречались дарохранительницы из поделочных камней.

           

Кирилло-Белозерский музей хранит значительную коллекцию предметов церковного обихода. В ее числе 5 серебряных дарохранительниц XVIII-XIX вв. и 2 дароносицы XIX в. Эта небольшая коллекция начала формироваться со времени открытия музея в 1924 году. Серебряные дарохранительницы поступили в музей из храмов Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, Вогнемской Богородице-Рождественской (Николаевской) церкви, Ильинской церкви Вашкинского района.

Проследим историю бытования дарохранительниц в храмах обители по описным книгам XVIII-XX вв.

В описи 1769 года называет один черневой ковчег «серебряный по местам черновой позолочен».

В описи 1773 года упоминается ковчег 1771 года «из сплавленного в граде Вологде серебра…весом 34 фунта 45 золотников», находящийся в Успенском соборе. В ризнице хранился «ковчег с каруною» и «дарохранительница наподобие креста», которую «лета 7186 апреля в 3 день приложилъ в домъ Успения Престыя Бцы и преподобного отца нашего Кирилло Белозерскаго ...болярина кнзя Ивана Алексеевича Воротынскаго человекъ ево Никита Осипов сынъ Недликовъ». Эта дарохранительница была привезена с московского подворья Кирилло-Белозерского монастыря. Второй ковчег - также вклад Никиты Осипова использовался в это время в церкви Кирилла.

Документ, составленный в 1850-м году, информирует нас о 6 серебряных дарохранительницах. Опись имеет пропуски, переносы, пометы, сведения более позднего времени. Назовем эти предметы. Это «1.ковчегъ для хранения Святыхъ Даровъ серебряный», «2. ковчегъ для хранения Святыхъ Даровъ на подобие четвероконечнаго креста». Под № 3 числится дароносица, являющаяся вкладом «человека князя Ивана Воротынскаго Никиты Недликова въ 1678 году», общим весом 3 фунта 17 золотников. Четвертый серебряный ковчег «без означения пробы», имеющий «весу 32 фунта 80 золотниковъ, а гробъ Господенъ …весу 67 золотниковъ». Пятый - «въ виде четвероконечнаго креста» «без означения пробы, вызолоченный и украшенный филограммомъ на лицевой стороне онаго имеется чеканное работы изображение Распятия Спасителя съ четырьмя по сторонам Его предстоящими на другой противоположной стороне резная надпись: кемъ и когда ковчегъ сей пожертвованъ, въ немъ находится серебра безъ означения пробы сосудемъ в виде ящика для хранения Святых Даровъ. Ковчегъ сей съ сосудами имеет весу 3 фунта 56 золотников». Последний предмет - «ковчегъ позолоченный 84 пробы, и дарохранительница в виде сени надъ крестомъ на четырехъ столбцахъ … Ковчегъ сей купленъ въ 1886 году на монастырское иждевение при архимандрите Якове. Весъ 79 золотниковъ».

В числе церковной утвари, хранящейся в ризнице монастырской, опись 1839 года перечисляет две дарохранительницы 1771 года и вклад Никиты Осипова. 1676 года.

В описи 1855 года опять же упоминается в числе другой утвари монастырской ризницы ковчег 1771 года, выполненный на «монастырское иждевение». Данный документ содержит сведения и о двух дарохранительницах, пожертвованных Никитой Осиповым «сыном Недликова» в обитель. Одна из них 5 фунтов, вторая - 3 фунта 17 золотников.

Именно эти вкладные дарохранительницы архимандрит Варлаам в 1859 году причислил к редким вещам, находящимся в Кирилло-Белозерском монастыре и включил в свой труд.

В ризнице, согласно «Главной церковной и ризничной описи Кирилло-Белозерского монастыря» и «Дополнительной церковной и ризничной описи Кирилло-Белозерского монастыря» 1878 года, находились две серебряные дарохранительницы: вклад Никиты Осипова, весом около трех фунтов серебра, и дароносица 84 пробы и весом сорок три золотника с оловянными потиром и лжицей, и сосудом из белого стекла.

В описной книге иеродъякона Дмитрия за 1901-1917 годы даны противоречивые сведения. В соответствии его данным в монастыре использовалось семь серебряных дарохранительниц. При этом один предмет всегда находился в соборе при богослужении, а два предмета «переносятся изъ теплаго собора Введенскаго в холодный Успенский соборъ. В 1909 году 21 мая иеродъякон Дмитрий уже упоминает только два ковчега из Успенского собора и церкви Преподобного Кирилла.

Таким образом, в храмах и ризнице Кирилло-Белозерского монастыря согласно представленным документальным свидетельствам находились, по всей вероятности, четыре серебряные дарохранительницы. Две дарохранительницы, являющиеся вкладом Никиты Осипова сына Недликова в 1678 году; ковчег, изготовленный в Москве в 1771 году на «монастырское иждевение», и последний предмет - 84 пробы, исполненный также на «монастырское иждевение» в 1886 году.

 В 1919 году также проводился учет богослужебной утвари.

Согласно «Списка предметов музейного значения из благородных металлов, неподлежащих изъятию в Кирилло-Белозерском монастыре», в алтаре Успенского собора находились три серебряные дарохранительницы «художественной чеканной работы». Одна из них «с 13 фигурами святых и ангелов начала XVIII века».

В «Описи имущества церквей монастыря»  1920 года перечислены также три серебряные дарохранительницы XVIII столетия. Одна из них, исходя из представленного описания, выполнена в 1771 году.

Далее Книги поступлений Кирилло-Белозерского музея, инвентарные книги, акты инвентаризации фондов 1920-1940-х годов называют разное количество серебряных дарохранительниц от одного до шести предметов - и приводят противоречивые сведения об их датировке.

Общий итог количества дарохранительниц подводит «Акт инвентаризации по Кирилловскому краеведческому музею драгоценных металлов и изделий из них на 10 декабря 1955 г». В этом списке представлены семь серебряных дарохранительниц. Две XVIII века - 1764 и 1771 гг. Две XIX века 1806 года «на четырех ножках, кубообразном пьедестале», вторая походная 175 граммов. Три дарохранительницы без датировки.

Сопоставление информации, приведенной в данных источниках, позволяет установить, откуда поступили предметы, а изучение клейм дает возможность датировать предметы и выявить имя мастера. Дарохранительницы возможно расположить в следующем хронологическом порядке.

Ковчег 1771 года, выполненный в Москве на «монастырское иждевение» из сплавленного в Вологде монастырского серебра. Заказ был поручен мастеру Еремею Костелеву. Однако клеймо под черневой накладкой - иное. Оно читается как ЛВ или ЛЗ. Идентифицировать его с именем мастера по известным каталогам клейм не удалось. Использовался данный ковчег в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря.

Дарохранительница 1764 года работы московского мастера Серебреникова Петра Федорова. Она поступила по акту от 22 декабря 1943 года из Благовещенской церкви Ферапонтова монастыря.

Дарохранительница, выполненная в 1806 году московским серебреником А.I.Л, из ризницы Ферапонтова монастыря.

Дарохранительница 1850 года, исполненная в Москве в известной мастерской Александрова Дмитрия. Она была привезена из Вогнемской Богородице-Рождественской (Николаевской) церкви по акту № 63 от 7 апреля 1954 г.

Дароносица 1855 года работы мастера Семена Дементьева. Она также поступила из обители Ферапонта.

Дарохранительница, выполненная московским мастером СА в 1899-1908 годы согласно пробирному клейму. Дарохранительница поступила из ризницы Ферапонтова монастыря.

Дароносица, изготовленная в XIX столетии неизвестным мастером ОПВ. На предмете стоит также клеймо Тверского наместничества. Дароносица поступила из Ильинской церкви Вашкинского района по акту от 14 июля 1941 г.

Предметы типичны для своего времени. В конце XVIII века дарохранительницы как бы достраиваются, у них появляется второй ярус, дополняются многочисленными литыми фигурами апостолов, ангелов с рипидами, жен-мироносиц у гроба Господня. Например, дарохранительница 1734 г. Ивана Щеткина (Музеи Кремля); ковчег 1753 г. работы московского мастера (Оружейная палата); дарохранительница 1770 года, выполненная                      И.А. Островским (предмет хранится в Великоустюгском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике); дарохранительница 1792 г. мастера Алексея Раткова (Оружейная палата) - все они аналогичны ковчегу 1771 года из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Дарохранительница 1850 года из музейной коллекции подобна ковчегу 1840 года, хранящемуся в Музее истории религии г. Санкт-Петербурга. Дароносицам также находим аналог в каталоге «Сокровища Музея истории религии. К 500-летию Санкт-Петербурга».

Таким образом, данная коллекция включает два предмета XVIII столетия и пять - XIX века. В коллекции нет дарохранительниц, пожертвованных в Кирилло-Белозерский монастырь Никитой Осиповым «сыном Недликовым». Судьба данных вещей не известна.

В настоящее время две дарохранительницы и одна дароносица экспонируются на выставках «История Кирилло-Белозерского монастыря» и «Русское искусство XVII-XIX веков».