Г.Н. Лысенкова - Новые поступления в Музей Фресок Дионисия

Вестник 19 (Март 2010 г)

Новые поступления в Музей Фресок Дионисия

Г.Н. Лысенкова, зав. отделом учета и хранения

Музей Фресок Дионисия начал формировать свои фонды в 1993 году. За этот период в музей поступило 7073 предмета основного фонда и 2081 предмет научно-вспомогательного фонда. В музее сформировались замечательные коллекции старопечатных книг, графики, живописи, икон, изделий прикладного искусства. Часть этих коллекций представлена в экспозициях, но большая часть хранится в фондах музея, и, благодаря фондам, экспозиции и выставки музея обновляются и дополняются новыми экспонатами.

 В 2009 году в Музей фресок Дионисия поступило 1271 предмет основного фонда. Эти экспонаты пополнили фонд дерева, тканей, керамики, графики и живописи.

После проведения пленэра в Ферапонтове и выставки «Пленэр-2008» вологодские художники В.И. Сысоев, Б.А. Кураго, Н.И. Мишуста, Ю.А. Воронов, О.В. Пахомов и Т.А. Чистякова подарили музею десять своих работ. Позднее музей приобрел у этих художников еще три работы: Б.А. Кураго «Полевые цветы», В.И. Сысоев «Перед непогодой», Н.И. Мишуста «Ферапонтово- жемчужина севера». На всех этих работах изображены местные пейзажи и памятники. В дальнейшем эти картины могут быть использованы на выставках, посвященных Ферапонтову.

В мае 2009 года в Казенной палате проходила выставка местного художника С.М. Норкова, проживающего в деревне Щелково, который передал музею две работы масляной живописи: «Монастырский двор», «Утиный клин» и три рисунка.

Длительный период времени музей поддерживает связь с Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией им. А.Л. Штиглица. Студенты этого вуза каждое лето приезжают в музей на практику, где копируют фрески Дионисия, в конце практики устраивают выставку своих работ в музее. Бессменным руководителем практики является доцент кафедры монументально-декоративной живописи А.П.Демидов. У Александра Петровича скопился огромный материал - это рисунки, связанные с Ферапонтовым, офорты, иллюстрации к книгам. В июне была организована выставка его работ в Казенной палате, после чего музей получил в дар от А.П. Демидова 33 его работы, которые пополнили коллекцию графики.

Коллекцию керамики пополнили работы художников-керамистов из Вологды Ю.Б. Шабаевой и А.Б. Шабаевой. Две работы они подарили музею - это «Готовь сани летом» и «Суббота», и семь работ музей приобрел у художниц. Много лет музей сотрудничает с вологодской художницей Т.А.Чистяковой, которая неоднократно экспонировала свои работы в музее, и у нас сформировалась ее коллекция (графика и керамика). В прошлом году музей приобрел еще одну работу художницы - пласт «На ростони».

Каждую осень музей проводит осенние выставки художников, проживающих летом в Ферапонтове и его окрестностях. В прошлом году после этой выставки музею было подарено 35 работ: живопись и графика художников Е.Л. Немировской, И.Е. Щечкиной, А. Козловой-Мессерер, И. Брыкиной, О.Б. Теплицкого, А.Г. Гудковой, Е.С. Скрынникова, Т.Е. Скрынникова.

Коллекция живописи пополнилась тремя работами известного московского художника Н.И. Андронова: «Весна» (1967), «Охотники в лодке» (конец 1960-х) и эскиз «Русский лес» (1967). Эти работы музей приобрел у дочери художника М.Н. Андроновой.

Уже много лет музей сотрудничает с вологодским коллекционером М.В. Суровым. За последние годы у него приобретены коллекции прялок, набойных досок, кросен. В конце 2009 года музей приобрел у М.В. Сурова большую коллекцию сундуков и коробов (106 предметов) и коллекцию тканей (894 предмета).

Коллекция сундуков середины XIX- начала XX века выполнена северными мастерами Архан-гельской и Вологодской областей. В ней представ-лены сундуки расписные, украшенные коваными металическими пластинами. С коллекцией сундуков в музей поступил чемодан начала XX века с росписью: на лицевой грани - охотник на коне, на боковой - гуляющая пара.

Яркие красочные сундуки с растительными орнаментами на черном, охристом фоне и геометрическим орнаментом уже сейчас украсили выставку «Мир крестьянских вещей».

Основу коллекции тканей составляют поло-тенца XIX-XX веков, которые включают в себя основной вид художественного творчества: ткачество и вышивка. Много полотенец с браным ткачеством, на которых присутствуют узоры в виде крестов и сетки ромбов, антропоморфных и зооморфных фигур, элементов свастики. На вышитых полотенцах преобладает техника - вышивка крестом, тамбуром, роспись, перевить. Традиционно изображения выполнены, в основном, красной нитью по белому фону, что придает полотенцам нарядность и торжественность.

Все предметы, поступившие в музей, имеют историко-культурное и художественное значение, они значительно пополнят фонды музея и будут использоваться в экспозиционно-выставочной и научно-исследовательской работе.