Вестник 19 (Март 2010 г)

Турфирма “ПАРДУС”

Туристический сезон 2009 года для нас начался так же, как и в прошлые годы – в первой декаде мая. 19 октября туристическая фирма «Пардус» приняла теплоход «Пахомов» и завершила летний сезон. В период с мая по октябрь было принято 687 теплоходов и обслужено 97687 человек.

По погодным условиям к нам не дошли 10 теплоходов и 44 рейса были сняты в связи с непроданными туристическими путевками.

За прошлый год объем туристических перевозок снизился. По итогам навигации 2009 года общее сокращение составило 22,5%. По российским клиентам продажи сократились примерно на 20%. Аналогичное падение наблюдалось и по зарубежным туристам (на 25%). Наибольший спад пришелся на клиентов из США.

Сложилась и такая интересная ситуация, когда загрузка теплоходов в мае и сентябре (где цены ниже) оказалась больше, чем в пик сезона (именно в это время резко упали поздние продажи в Южной Европе).

Мы сотрудничаем с основными операторами на рынке речных круизов и суда этих компаний ходили с загрузкой порядка 70-80%.

Особенностью сезона 2009 была работа сразу на четырех причалах: село Горицы (3 причала) и д. Кузино (пассажирский причал).

С 24 мая туристический поток разделился, и нами было принято:

- в Кузино - 119 теплоходов

- в Горицах -568 теплоходов

Причал Кузино принимал теплоходы: «Сурков», «Пахомов», «Петергоф», «Киров», «Добролюбов», «Рыльский», «Петр I», «Прикамье», «Бенуа», «Некрасов».

Также был открыт новый маршрут для русских туристов. Теплоход «Башкортостан» причалил на пристани Горицы, высадил людей и перешел на причал Кузино. В это время туристы посетили Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Музей фресок Дионисия и продолжили путешествие на теплоходе «Николай Яковлев» от пристани в г. Кириллове до причала «Кузино». В 2010 году уже планируются четыре таких рейса.

Иностранные гости, как правило, ограничиваются одной поездкой в Россию и предпочитают обкатанные маршруты (Москва-Санкт-Петербург), чтобы за 10-15 дней посетить две столицы и увидеть жизнь провинциальных городов. В любом случае и для россиян, и для иностранцев основной упор делается на оригинальность маршрута и на качество обслуживания. Поэтому необходимо готовить экскурсоводов, владеющих иностранными языками и хорошим русским языком.

Характеризуя перспективы будущего сезона, тур.эксперты отмечают, что скорее всего произойдет сокращение внутреннего рынка. Можно ожидать, что часть маленьких теплоходов останется в затонах. По иностранным клиентам сокращение возможно, хотя и не столь критичное. Цены на путевки стараются не повышать. Впрочем, основные проблемы развития круизного рынка в России возникли не в кризисный период. О них говорили и раньше. В их основе лежит техническое устаревание существующего флота. За последние 18 лет не было построено ни одного нового теплохода. Возраст некоторых теплоходов 305, 588 проектов приближается к 50 годам. Для сравнения: в Европе четырехзвездным судно считается, если ему нет 15 лет. Реконструируются и обновляются только общественные помещения теплохода. Машинный отдел, корпус теплохода, изношенность которых крайне велика, обычно проходят только плановый ремонт. Таким образом, сегодня особенно стоит проблема судостроения. К сожалению, силами частного бизнеса ее не решить. Нужна поддержка государства.

Вывод экспертов: «Если не запустить строительство новых судов в самые ближайшие годы, то уже через 20 лет само понятие «речной круиз» может просто исчезнуть. И по нашим «морям и волнам» будут плавать лишь «бумажные корабли». И все-таки, в навигацию 2010 года корабли с прежними и новыми названиями будут подходить к причалам Горицы, Кузино, и мы готовимся встречать наших гостей.