Вестник 10 (Декабрь 2006 г.)

Труба дело

Алексий Мокиевский, Протоиерей

В славном городе Белозерске сохранился редкий памятник градостроительной культуры -  древний детинец, построенный еще при Иоанне Грозном. Мощный земляной вал, так называемая «рубленая сыпь» длина которой составляет 550 саженей. На нем в XVI веке возвышалась деревянная рубленая стена высотой в две сажени с шестью башнями глухими и двумя воротными. Неприступность стен обеспечивал глубокий ров глубиной 3,5 сажени. Внутри вала располагаются четыре водоема, называемые в народе «казенки». Эти прудики обеспечивали с одной стороны наполненность рва водой в случае неприятельского приступа, а с другой - являлись неистощимыми запасниками питьевой воды для крепости, стоящей на значительном удалении от Белого озера. Почему неистощимыми? Существует версия, что эти «казенки» - самонаполняемые водоемы. В чём секрет их наполняемости? Если предположить, что природа их заполнения в природных ключах, родниках, то неизбежно они переполнялись бы и вытекали в тот же ров каждый своим ручейком. Вероятно, связи этих прудов с Белым озером тоже нет, т.к. уровень «казенок» на 17 метров(!) выше уровня озера, с поправкой на то, что после запуска Волго-Балта само озеро подняло свой уровень. В чём же дело? Откуда и как поступает вода в эти древние рукотворные резервуары?

Совсем недавно эта тайна была раскрыта. Все дело в том, что в 20 километрах от Белозерска в сторону Череповца располагается система Лосско-Азатских озер. Состав воды из этой системы по своим биохимическим свойствам оказался идентичным качеству воды белозерских «казенок». Даже рыба та же. После того, как выяснили и географические высоты, оказалось, что уровень воды в Лосско-Азатских озерах как раз на 17 метров выше Белого озера. Стало понятно - между этой системой озер и белозерским Детинцем существует водовод. Единственная технология на то время, позволявшая проводить гидро-технические сооружения такой протяженности в XVI веке, была система осиновых труб, заложенных в землю ниже уровня промерзания почвы. Осина, находящаяся в безвоздушном пространстве, пропитанная водой, дубела и на многие столетия оказывалась способной к бесперебойной эксплуатации. О такой методике слышали, но впервые увидеть ее довелось  нынешней осенью в Горицком монастыре.

Читаем в летописях обители: «Недалеко от монастыря, в поле, находится деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери над колодцем ключевой воды. Прежде монастырь имел большую нужду в ключевой воде, так как воду приходилось брать в реке Шексне и носить на себе в высокую гору. Начинали было копать колодцы во многих местах, но воды не находили. Одна благочестивая старица, проходя полем, случайно, но, конечно, не без промысла Божия, отвалила один камень и из-под него вода обильным потоком пошла по направлению к монастырю. Тогда же сделали водопроводныя трубы, и с тех пор монастырь в изобилии пользуется сим неисчерпаемым источником, проведя воду по всем монастырским службам. Это чудесное открытие сего источника случилось при игумении Маврикии, 26 Июня в день празднования иконы Тихвинской Божией Матери, а посему в этот день ежегодно бывает торжественное богослужение и крестный ход на источник, где служится водосвятный молебен». Этот водовод и источник функционирует до сих пор. Недавно силами Национального парка «Русский Север» восстановлена деревянная часовня на самом источнике, а внутри монастыря существует каменная часовня с печью, которая топится в холодную погоду, чтобы вода не перемерзала.

И вот недавно, при проведении земляных работ внутри монастыря, рабочие обнаружили непонятные бревна, которые при извлечении их из земли оказались полыми. Так были обнаружены древние трубы, изготовленные в середине XIX века. Они представляют собой почерневшие бревна диаметром около 30 см с ровным высверленным каналом внутри диаметром около 10 см и длиной 5 и 4 метра, а также концевик небольшой длины с деревянным обручем, подобным тем, что мы привыкли видеть на старых бочках. Концы этих труб обработаны так, что вставляются друг в друга по принципу соединения двух половинок матрешки. При заполнении водой идеально обточенные концевики примыкали друг к другу намертво вследствие разбухания, обеспечивая непротекаемость соединения. Всего было извлечено три фрагмента. Один стал достоянием Кирилловского музея, а два других расположились возле часовни-источника на территории монастыря.

С большой долей уверенности можно предположить, что эти экземпляры труб являются достаточно характерными по материалу и форме, мало изменившись за многовековую историю сооружения древнерусских водопроводов. Мог измениться сам метод выборки внутреннего канала, а в целом простота сооружения говорит о его давнем применении. Так что на примере этих труб можно себе представить и ту возможную систему подведения воды в белозерский детинец, которая без малого полтысячелетия обеспечивает наполнение «казенок».