А.И. Смирнов - Экспозиционно-выставочная деятельность музеев Санкт-Петербурга. Традиции и новации

Вестник 10 (Декабрь 2006 г.)

Экспозиционно-выставочная деятельность музеев Санкт-Петербурга.
Традиции и новации.

А.И. Смирнов, научный сотрудник отдела  истории

С 11 по 15 декабря в Этнографическом музее Санкт-Петербурга состоялись курсы повышения квалификации по теме, вынесенной мною в название статьи. Признаться честно, музеи северной столицы я представлял не очень хорошо, за исключением экспозиций обожаемых мною Государственного Эрмитажа и любимого Русского музея, поэтому, когда зав. отделом предложила поехать в командировку, я с удовольствием согласился.

Питер встретил меня осенним ветром с залива и зелёной травой. Лёгкий дождик и туман напоминали о Венеции и навевали романтическое настроение, которое, впрочем, тут же было испорчено работниками местной гостиницы, где организаторами учёбы для меня было забронировано место. Вот только нам говорили, что это место в двухместном, а не в трёхместном номере. В дальнейшем выяснилось, что «так как мальчиков мало», решено всех их поселить в один номер. «Мальчиков» было четверо, возраст - от 25 до 45 лет. Так как в трёхместном номере обычно бывает 3 кровати, четвёртого «мальчика» уложили на диване, пообещав взять с него на сто рублей меньше, чем с остальных. Благодаря этому, он стал единственным, кто уложился в положенные 550 рублей. Все остальные лимит превысили. Интересно, когда сотрудники Министерства финансов приезжают в Питер, где они живут, чтобы не нарушить установленную собой сумму на проживание? Чтобы не возвращаться вновь к бытовым вопросам, отмечу ещё несколько деталей нашего «роскошного» пребывания в этой гостинице.

1. С самого начала я обратил внимание на одиноко стоящие возле входной двери потрёпанные веник и совок, но должное значение я придал им лишь к середине третьего дня пребывания, когда наша «общаговская» комната собрала третий пакет с мусором и осознала, что никто у нас прибирать не собирается. Сделав вывод о полном самообслуживании, мы вынесли мусор, после чего, видимо, над нами сжалились, и мусор стал исчезать самостоятельно, но вот пропылесосить пол, к сожалению, никто так и не догадался…

2. К этой же серии можно отнести и историю с полотенцами. «На этаже» был душ и мы им периодически пользовались, пока наши полотенца были относительно чистыми. Однако потом это состояние закончилось. Сначала мы терпели, веря, что полотенца в гостиницах меняют если не каждый день, то хотя бы через день, однако потом всё-таки не выдержали и обратились к персоналу гостиницы, на что получили категоричный ответ, что полотенца, как и бельё, меняют один раз в десять суток. А вы что хотите за 600 рублей?

3. В нашем корпусе были и одноместные «VIP»-номера. Но Питер - город Социалистической революции, а потому справедливость у жителей в крови. В этих номерах тоже не убирали мусор. Вдобавок, если у нас в трёхместном номере был электрический чайник, то в одноместном номере его не было - «не положено». Стоил номер тысячу рублей, и там жила сотрудница одного из областных музеев.

4. Ну и, наконец, пару слов о документах. Вместо обычных документов на оплату проживания мне выдали только одну квитанцию. Когда я попросил чек или счёт, мне задушевно посмотрели в глаза и сказали, что квитанции вполне достаточно, но если у нашей бухгалтерии возникнут вопросы, то нужно позвонить в бухгалтерию, где могут подтвердить, что я действительно проживал в гостинице в указанный период и заплатил за это деньги. Правда-правда! Вот такой фокус.

Надо сказать, что в этой гостинице в соседнем корпусе были и нормальные номера со всеми удобствами, но стоимость их далеко превышала лимиты, так что альтернативы «общежитским» условиям не было. Впрочем, сама учёба была настолько интересной, что скоро бытовые проблемы перестали нас раздражать.

Ну а теперь, собственно, о самих курсах. В целях экономии Вашего времени и места ниже я пишу только о самых интересных лекциях и музеях, которые нам удалось посетить.

Открывал курсы в 10 утра зам. директора Российского Этнографического музея (РЭМ). А.В. Коновалов, который кратко познакомил нас с программой. График обещал быть крайне насыщенным - перед нами должно было выступить 19 специалистов из 9 музеев.

Затем учёный секретарь РЭМ Е.Е. Герасименко познакомила нас с экспозиционной работой своего музея, которая впечатляет: в музее работает 11 экспозиций, кроме того, ежегодно готовится 11-12 временных выставок. Из её выступления стало понятно, что в РЭМ экспозиции определяются наличием специалистов, то есть, по сути дела, это форма публикации научной работы сотрудников музея. Что же касается временных выставок, то они создаются «на злобу дня» и посвящяются юбилеям, памятным датам и т.п.

Кроме того, есть особая категория выставок, которые готовятся специально для экспонирования за рубежом, причём создаются они как в сотрудничестве с иностранными музеями, так и самостоятельно. Сотрудники РЭМ просматривают иностранные СМИ и ищут темы, интересующие граждан других государств, после чего  строятся выставки, которые при помощи презентационных дисков предлагаются иностранным музеям и галереям. Мне удалось заполучить копию такого диска и в настоящее время он  выложен в локальной сети, где можно познакомиться с его содержанием. За 5 лет работы по этому принципу было построено 13 выставок.

Все выставочные проекты РЭМ имеют яркие, запоминающиеся названия. Например, выставки из серии «Антропология вещи», на которых была представлена одежда, назывались весьма символично: «Шапочное знакомство», «Всем богам по сапогам», «Шубы, шубки, казакины» и т.д.

Нередки и выставки новых поступлений. Музей много собирает и покупает, а потом проводит выставки приобретений из 400-500 новых экспонатов, благо в последнее время, по словам Е.Е. Герасименко, на эти цели выделяются достаточно неплохие средства.

РЭМ с удовольствием принимает выставки других музеев и организаций. Например, ежегодно в музее устраиваются фестивали вертепных театров, традиционно привлекающие многочисленных посетителей. В этом году с 9 декабря по 18 января 2007 года проходит уникальная выставка итальянских презепе - «Рождественских яслей», привезённая партнерами музея и вызвавшая большой ажиотаж.

Презепе нам удалось увидеть во всей красе практически сразу, так как после лекции мы отправились на обзорную экскурсию по музею, которую провела для нас Н.В. Громова, зав. сектором научно-образовательных программ НОМО. Затем, слегка перекусив, наша группа на метро отправилась в Петропавловскую крепость.

Санкт-Петербургская Петропавловская крепость, как известно, была заложена на Заячьем острове 16 (27) мая 1703 года и, по сути, положила начало новому городу. По этой причине сотрудники музея, находящегося в её стенах, решили построить экспозицию, которая посвящена истории Санкт-Петербурга. Она состоит из двух частей. Через первую, старую, часть М.Л. Макагонова, зав. отделом проектирования выставок и экспозиций, провела, не говоря ни слова, хотя мы шли недоумевая, так как экспозиция казалась не современной, но вполне достойной. Однако, когда мы попали в новую её половину, всё стало ясно. Современные витрины, направленный свет, обилие мультимедийных разработок, интересный дизайн, а также множество уникальных и эксклюзивных решений просто поражали воображение.

Например, понимая инстинктивное желание посетителей, особенно детей, всё потрогать, экспозиционеры специально создали механизмы, которые можно двигать и поворачивать. Чтобы показать экскурсантам место для отдыха и просмотра фильмов, там усадили манекен. В зале, рассказывающем о банковском деле, мы увидели интерьер кабинета банкира, пишущие машинки и арифмометры, а также… стойку с сейфами. Некоторые из них можно было открыть и увидеть, что жители Санкт-Петербурга хранили в банках. Приём изумительный. А ещё нас поразили телефоны, которые висели практически в каждом зале. Подняв трубку, можно было прослушать короткий рассказ, так или иначе связанный с темой экспозиции. Как пояснили сотрудники музея, они пролистали подшивки газеты «Петербургские ведомости» и выбрали там самые интересные заметки, которые были озвучены профес-сиональными дикторами. В результате, эти телефоны редко бывают незанятыми… Остаётся лишь добавить, что на выставке множество сенсорных киосков, плазменных панелей и проекторов, которые расположены достаточно умело, благодаря чему посетитель видит не техническое обеспечение, а информацию, которую экспозиционер хотел донести до посетителя. В последнем зале мы увидели кинотеатр, где уставший посетитель может присесть и посмотреть один из 9 немых игровых фильмов, что хотели сделать и мы, но… выяснилось, что и в столицах бывают технические проблемы - в проекторе перегорела лампа. Вообще, по мнению госпожи Макагоновой, в каждой крупной музейной экспозиции должно быть помещение, в котором можно посидеть и отдохнуть. Она процитировала фразу одного американского музейщика: «Музеи бывают двух типов - те, что предлагают стулья, и те, что нет. Последние не выживут…». Остаётся добавить, что стоимость этой чудесной экспозиции составила 12 миллионов рублей, а строили её 4 научных сотрудника и художник, работавший по договору с музеем.

12 декабря запомнилось всем участникам семинара выступлением О.В. Лысенко, ведущего научного сотрудника отдела этнографии Белоруссии, Украины и Молдавии. Он прочитал крайне интересную лекцию «Основные этапы научного проектирования экспозиции». Музей, как отметил Олег Викторович, является механизмом передачи культурного наследия. Музейную экспозицию он представил нам как синтез музейной деятельности, её основной итог - как фонды, пропущенные через научно-исследовательскую обработку. Музей должен иметь и постоянные экспозиции, и временные выставки. Если первые отображают уровень развития музея, однако, тут же устаревают либо на уровне фондов, либо на уровне объектов, вторые позволяют выработать стратегии показа новых поступлений или новых идей. Главным на этапе проектирования экспозиции он видит создание научной концепции. Что же касается ТЭПа, то его он считает исключительно формальным юридическим документом, необходимым лишь для отчёта по наличию и сохранности экспонатов. Интересна роль, которую он отводит художнику-дизайнеру. Его Олег Викторович видит в качестве переводчика для трансформации научнного языка экспозиционеров и исследователей в эстетически понятные образы и символы. Научные экспозиции понятны и интересны лишь специалистам, задача дизайнера - сделать их доступными для всех. На последнем этапе проектирования экспозиции к работе должен подключаться конструктор. Его задачей является поиск оптимальных приёмов реализации дизайнерских идей.

В тот же день мы успели побывать в Государственном Эрмитаже, где А.А. Трофимова, зав. отделом античного мира и ответственный секретарь комиссии по постоянным экспозициям, рассказала нам о проектах реконструкции постоянных экспозиций своего музея. В ходе рассказа мы прошли по античным залам, побывали на выставке индийского искусства и на недостроенной пока выставке армянского искусства. Заодно удалось вблизи рассмотреть шикарные немецкие витрины Reier стоимостью 2,5 млн. рублей за штуку.

13 декабря мы посетили музей «Мир воды Санкт-Петербурга», открытый к 300-летию города. Я ждал этого визита с нетерпением, так как о нём мне много рассказывали наши сотрудники, побывавшие здесь в 2005 году (см.  “Вестник” № 9). В музее нас встретил А.А. Корсавин, главный хранитель. Он провёл для нас обзорную экскурсию и показал знаменитый интерактивный макет Санкт-Петербурга, благодаря которому «Мир Воды» вошел в пятерку лучших интерактивных экспозиционных комплексов Европы и получил статус «Европейский музей 2006 года» на Международном Форуме европейских музеев в Португалии. Музей действительно поразил всю нашу группу. На его создание было выделено около 1 млн. долларов, благодаря чему, всё было сделано на самом высшем уровне. С каждым годом он привлекает всё больше экскурсантов. С 2003 года посещаемость выросла практически в 5 раз, и в этом году составила около 100 тысяч человек. Каждый день через его небольшие экспозиции проходят 16-18 экскурсионных групп.

14 декабря мы посетили Михайловский замок Государственного Русского музея, где О.М. Киссель, зав. отделом мультимедийных программ и координации компьютерных разработок ГРМ, выступила перед нами с темой «Мультимедиа в экспозиции музея». Она рассказала нам, что первые информационные системы появились в ГРМ ещё в 1994 году (у нас - в 2001). К настоящему времени Отдел мультимедийных программ ведёт очень активную работу по созданию всё новых информационных проектов. Ежегодно выпускается 4 диска разной тематики (на данный момент имеется уже более 60). Кроме того, к каждой новой выставке обязательно создаются электронные каталоги, готовятся программы для экспозиционных плазменных панелей и сенсорных киосков. Ольга Михайловна считает, что «выставка без использования современных технологий - это уже не серьёзно». В Русском музее мультимедиа уже давно перестала быть дополнением к экспозиции, став её частью и одним из важнейших инструментов. Правда, главное - это не переборщить, чтобы современные средства по цвету и дизайну вписывались в общую композицию музейных залов. Социологические исследования показали, что благодаря мультимедиа-технологиям экспозиции в целом стали интереснее и вызвали увеличение посещаемости. Особенной популярностью информационные системы пользуются у молодёжи и специалистов. Первых покоряют технологические новинки, доступность и  наглядность предоставляемой информации, вторых - обилие информации, которую невозможно показать на выставке иным способом. По этой причине иногда мультимедийные программы делают сразу в двух версиях - развлекательной и профессиональной. Экспозиционные мультимедийные информационные системы позволяют:

- расширить экспозиционное пространство за счёт «виртуализации»;

- перевести сложную для восприятия информацию в понятную широкому кругу посетителей форму.

Иногда мультимедиа выступает не только как дополнение или часть реальных экспозиций, но и сама становится средой для виртуальных выставок. Виртуальные выставки очень удобны для размещения - они не требуют помещений, смотрителей, освещения и т.п., в то же время, если они по-настоящему интересны и сопровождаются грамотной пиар-кампанией, такую выставку посетит куда больше людей, чем обычную. Стоит признать, что на сегодняшний день ГРМ является самым передовым музеем в области внедрения IT-технологий и у него многому можно поучиться.

Если в Русском музее нас учили «прятать» панели и сенсорные киоски за информацией, чтобы посетители видели не техническое сопровождение, а то, о чём им хотел поведать экспозиционер, то в Центральном музее связи им. А.С. Попова нам показывали именно технику и её возможности. Музей был создан ещё в 1872 году и на сегодняшний день его собрание насчитывает более 8 миллионов единиц хранения. В связи с постоянным развитием технологий, фонды пополняются всё новыми образцами оборудования. В залах музея можно познакомиться с различными средствами связи, начиная от почтовой повозки и телеграфа и заканчивая Wi-Fi, GSM, IP- и DECT-телефонами, а в одном из атриумов даже выставляется настоящий космический спутник связи «Луч 15» высотой 22 метра! По входному билету можно на полчаса «зависнуть» в сети Интернет, а имея с собой ноутбук - бесплатно просидеть там целый день… Впрочем, посетителям куда интереснее пройтись по центральной части Санкт-Петербурга или по московской Красной площади, что легко сделать, не выходя из стен музея. Для этого всего лишь надо попасть внутрь компьютера, а в виртуальной реальности возможны любые чудеса. Попасть внутрь компьютерной реальности можно при помощи виртуальной сферы - большого шара, куда может зайти человек и, надев специальные очки, идти в любую сторону, а программа будет реагировать на его движения, благодаря чему можно прогуляться по виртуальной реальности и ощутить себя Нео из фильма «Матрица». Кроме всевозможного оборудования в музее хранится Российская государственная коллекция знаков почтовой оплаты, основанная в 1884 году. В специальной экспозиции музея, «Сокровищнице», представлены самые интересные экспонаты - почтовые письма и марки, а также подготовительные материалы для их издания, включая проекты, пробы, эссе и оригинальные рисунки известных художников,  всего около 1300 предметов.

15 декабря нам удалось побывать в Российской национальной библиотеке и посетить некоторые,  закрытые для широкого посетителя фонды, например, Библиотеку Вольтера. С ней нас познакомил А.Г. Бакусов, член союза архитекторов РФ. Библиотека была приобретена ещё Екатериной II и находилась прежде в Эрмитаже. Она включает в себя около семи тысяч книг, в большинстве хранящих пометы Вольтера на полях, рукописи, записные книжки и черновики, прижизненные издания произведений с собственноручной правкой автора, иногда достаточно жёсткой. Так, в конце одной пьессы, после слов «занавес опускается», Вольтер добавил: «Ему не следовало подниматься». По объему научной и историко-культурной ценности материалов «Фонд Вольтера» дополняет основной центр изучения наследия великого француза - Национальную Библиотеку Франции. С целью создания современных условий для хранения и пользования Библиотекой Вольтера Российская национальная библиотека создала на её базе Центр изучения эпохи Просвещения.

В целом командировка была очень насыщенной и полезной. Она показала, что музеи Санкт-Петербурга накопили огромный опыт в экспозиционной работе, причём, что самое интересное, они  готовы делиться этим опытом и помогать другим музейщикам. Удивил и потенциал ведомственных музеев, которые иногда могут дать фору своим государственным коллегам.