Л.В. Теребова - Из истории застройки города Кириллова в конце XVIII века (по архивным источникам)

Вестник 13 (Август 2008 г.)

Из истории застройки города Кириллова в конце XVIII века
(по архивным источникам)

Л.В. Теребова, научный сотрудник отдела истории

В 1776 году слобода Кирилло-Белозерского монастыря была провозглашена уездным городом Кирилловом Новгородской губернии. К семидесятым годам XVIII века монастырская слобода уже стала крупным населенным пунктом, но поселение имело нерегулярный характер. Новый план Кириллова, составленный Николаем Чичериным в 1777 году и утвержденный Екатериной II, предполагал прямоугольно-шахматный тип планировки. В связи с этим структура слободы при Кирилло-Белозерском монастыре претерпела значительные изменения. Интересные материалы по данной теме удалось найти в документации Кирилловского городового магистрата за 1768-1798 годы в Государственном архиве Вологодской области. В них освещён широкий круг вопросов, касающихся формирования планировочной структуры, застройки, а также благоустройства города, строительства дорог и мостов. Все изменения в застройке города, не намеченные в плане 1777 года, необходимо было занести в план города 1778 года и об исправлениях рапортовать в наместническое правление.

Важнейшим аспектом градостроительства этого периода были работы по расчистке от построек и огородов новоучреждённых улиц и площадей. К маю 1785 года по вновь конфирмованному плану на передней линии для построения жилых домов места были отведены и многие дома построены. «Указом Ея Императорского Величества Кирилловскому городовому магистрату» предписано «между лежащими постройками и монастырём дорогу провести прямою линиею мимо… вновь построенных домов и старую уничтожив…». Городское общество обязало тех, кто против казённых строений имеет владение огородными местами, расчистить эти места для исправления дороги. Жители, построившие по плану дома, привлекались к мощению и расчищению дороги рядом со своим домом. 

При разработке планов застройки городов во второй половине XVIII века предполагалось создание законченных градостроительных композиций. Территория города ограничивалась валами и рвами, а на въезде в город строились «будки и рогатки», которые являлись своеобразными таможенными и полицейскими постами. Согласно словарю русского языка В.И. Даля, рогатка - это продольный брус, со вдолбленными накрест палисадинами, для преграды пути; будка или бутка - маленькая, отдельная постройка для приюта или защиты от непогоды городового стража или полицейского. Подобные постройки были возведены на основных улицах Кириллова при въезде в город. В июне 1782 года по указу «Ея Императорского Величества и Новгородского наместнического правления Кирилловскому городовому магистрату» приказали «предписать и велеть в лежащих внутри города улицах назначить построение будок и рогаток».   Построить будки и рогатки определено было возле церквей на главных дорогах. Места учреждались следующие: первое - возле площади у соляных магазинов, второе - в конце улицы, где церковь Апостола Андрея Первозванного (позже церковь 12 апостолов), третье - по Вологодской улице близ церкви Иоанна Воина, а четвёртое - по Белозерской дороге, «в лишь называемой улице».

Среди документов Кирилловского городового магистрата много «доношений» кирилловских мещан, датированных концом XVIII века «об отводе им участков земель для постройки домов в городе Кириллове». Например, в «доношении» кирилловского мещанина Гостинщикова и его сыновей Петра и Василия об отводе им земельных участков для постройки домов в городе Кириллове значится: «Желание имеем мы нижеименованные в здешнем городе Кириллове по апробованному плану и фасаду в 63 квартале под № 3 и 4 на плановых местах построить два деревянных дома, для каждого принадлежащие материалы имеются в готовности, а потому кирилловского городового магистрата и господина городничего просим дабы благоволено было вышеозначенные плановые места под построение домов кому надлежит приказать отвести…». Власти были заинтересованы в скорейшей застройке города, так как в разрешении на прошение обычно значилось, что «построение дому произвести, как по плану назначено без всякого отлагательства немедленно в скором времени», о чём «под сим и подписывается» составитель доношения. Фасады зданий были строго определены, так как в конце XVIII века существовало всего восемь разновидностей «образцовых проектов» жилых зданий.

Ещё одним аспектом заботы городских властей было строительство дорог и мостов. В феврале 1785 года Управа благочиния предложила Кирилловскому Городовому магистрату весной исправить мосты: «1-е над рекой Копань, 2-е по большой Вологодской дороге от питейной конторы до веселительного питейного дома, 3-е против священника Михаила Иванова, и о сделании за Красносельской слободой на поповской земле», расположенные на Череповецкой дороге. «Для того определено в здешние городской магистрат и духовное правление сообщить, чтобы благоволили» купцам и мещанам, священно и церковнослужителям «заготовление нынешним летом лесных материалов». И все же из сообщения от 19 сентября 1790 года кирилловского городничего Ивана Камарашева в Кирилловский городовой магистрат известно, что «в городе Кириллове, в предместье, а равно и на городской земле по дорогам мосты весьма ветхи», а на дорогах выбоин столько, что не только на лошади с повозкою проехать сложно, но и пеший едва пройдёт. Городничий не раз напоминал о починке мостов и дорог «городовому старосте словестно», «но последнее время недовольно, что починить часть, но и начала не предпринято». На это сообщение Кирилловским городовым магистратом определено предписать городовому старосте Попову «старые мосты починить», а «где необходимо надлежит и вновь построить».

Одновременно с застройкой городские власти заботились и о благоустройстве города. Кирилловскому городовому магистрату наместническое правление приказало разделить город на части и кварталы. В каждом квартале было выбрано по 12 человек ночных сторожей, по одному «трубочистному мастеру», подрядчики «для содержания и мощения улиц, своза с улиц и из города нечистот», по три человека «для содержания и зажигания по улицам фонарей», поставлено «столбов ради прибивания объявлений» по одному в квартале и «потребное число рогаток».

Формат «Вестника» не дает возможности подробно описать работы, проводимые в городе в конце XVIII века. В этот период шла активная градостроительная деятельность, которая определила планировочную структуру Кириллова и заложила основы для формирования его облика.

Работа над данной темой продолжается, и в будущем будет более обстоятельно освещена.