А.В. Цветков - Несколько слов о колесцовом карабине из коллекции оружия Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Вестник 13 (Август 2008 г.)

Несколько слов о колесцовом карабине из коллекции оружия Кирилло-Белозерского музея-заповедника

 

А.В. Цветков, сотрудник научно-просветительного отдела

В центральной напольной витрине третьего зала Архимадричьих келий среди прочего стрелкового оружия XVII века можно увидеть карабин, имеющий инвентарный фондовый номер Д-102. Помещенный на стенде между мушкетами и пистолетами он не всегда привлекает к себе внимание посетителей. Однако, приглядевшись внимательнее, можно рассмотреть интересные особенности этого экспоната. Под запальным отверстием на стволе карабина, там, где начинается скоба, предохраняющая спусковой крючок от непредвиденных спусков, в ложе устроена специальная выемка для искрового замка.

Такие замки называются "колесцовые", потому что они действовали посредством заводного колеса, имевшего на ободе насечку, подобную насечке на напильниках. Оно было расположено так, чтобы наружный насеченный его край находился на одном уровне с полкой. Колесо было соединено с плоской пружиной и заводилось при помощи специального ключа, который назывался "трещотка" (по результатам проверки оружия в оружейной палате монастыря в 1665 году таких "трещетей" вместе с "винтовниками" насчитывалось 107). При нажатии на спуск колесо освобождалось, получало быстрое вращение и от трения о пирит давало струю искр, которые воспламеняли порох на полке.

Считается, что честь изобретения искрового колесцового замка принадлежит Леонардо да Винчи. В его манускриптах, в которых он вел записи с 1481 года, имеются эскизы подобных замков. По некоторым свидетельствам, Леонардо любил пострелять голубей из аркебузы, оснащенной колесцовым замком его системы. В начале XVI века колесцовый замок был хорошо известен многим ружейным мастерам города Нюрнберга.

Искровые колесцовые замки имели ряд несомненных преимуществ по сравнению с фитильными. Во-первых, стрелки избавлялись от возни с тлеющим фитилем, что сделало их менее зависимыми от погоды. Во-вторых, оружие стало более безотказным и надежным в действии. В-третьих, прицеливание по движущимся целям стало более удобным, так как затяжные выстрелы стали случаться редко. Поэтому колесцовые замки оказались очень хороши для военных пистолетов и охотничьих ружей. Немецкая кавалерия впервые применила пистолеты с такими замками на войне. В битве при Ранти в 1544 году немецкие рейтеры успешно атаковали французов, причем вели атаку в 20 шеренг в глубину. Каждая шеренга, подскакав на выстрел, останавливалась, давала залп по французам и, рассыпаясь вправо и влево, очищала место для следующей шеренги, а сама выстраивалась в тылу, заряжая оружие.

Однако, колесцовые замки имели некоторые недостатки. При стрельбе они быстро загрязнялись пороховой копотью (без чистки оружия можно было произвести до 20 выстрелов). Пирит, использовавшийся для высечки искр, не отличался прочностью и часто разламывался, что также приводило к осечкам. Главное - колесцовые замки были очень дороги. Подобный замок стоил много дороже всего фитильного ружья. По мнению известного английского историка, исследователя средневекового оружия Уильяма Кармана "только богатые аристократы Елизаветинской эпохи могли позволить себе заказные экземпляры такого оружия…, а простым военным приходилось довольствоваться фитильными замками… Оружие, снабженное колесцовыми механизмами, не предназначалось для солдатни из простолюдинов… Начальники, которым довелось сражаться в войнах на континенте, а также те, кто мог себе это позволить, гордились обладанием оружия с колесцовыми замками…" Известный английский оружейник Уильям Гринер в своей книге "Ружье" пишет об отделке некоторых ружей и пистолетов с колесцовыми замками так: "Воспроизвести все затейливые подробности их отделки может лишь одна фотография".

Колесцовый карабин из коллекции Кирилло-Белозерского музея-заповедника не может похвастаться богатой отделкой. Само ложе по своей форме нехарактерно для XVII века. Вероятно, оно было изготовлено в монастырских мастерских не ранее середины XVIII века. Утрачен и сам колесцовый замок. Однако, этот карабин может служить очередным подтверждением того, что, благодаря большому практическому опыту и глубокому знанию монахов Кирилло-Белозерского монастыря, арсенал пополнялся самым современным, надежным и удобным по тому времени стрелковым оружием.