С.Н. Смирнова - История монастыря в задачах и вычислениях

Вестник 1 (Февраль 2004 г.)

История монастыря в задачах и вычислениях

С.Н. Смирнова, методист

29 января этого года в Кирилловской средней школе состоялось необычное занятие. Учителям математики Чурбановой Татьяне Николаевне и Лебедевой Ирине Львовне совместно с сотрудниками отдела истории удалось объединить два казалось бы несовместимых учебных предмета: алгебру и историю.

Незадолго до этого, Чурбанова Татьяна Николаевна обратилась к заведующей отделом истории Глызиной Лидии Ивановне с предложением провести совместное занятие. Поводом послужил опыт псковских коллег. Такое предложение заинтересовало Лидию Ивановну, тем более что сейчас в музее ведётся поиск новых форм и методик научно-просветительской работы. Разработку нового занятия она поручила Смирнову Алексею Ильичу. Основой мероприятия стала интерактивная лекция по истории монастыря, сопровождавшаяся показом презентации, составленной из фотографий, рисунков, чертежей и планов архитектурных сооружений Кирилло-Белозерского монастыря.

Учителя решили провести это занятие в виде олимпиады между седьмыми классами. Из самых сильных учеников были образованы группы, которым по ходу рассказа по истории монастыря предлагалось ответить на вопросы о времени постройки Успенского собора, высоте башен, длине стен, количестве бойниц, и так далее. Узнать ответ на эти вопросы они могли, только решив сложные математические уравнения, подготовленные заранее учителями математики.

Новая форма урока положительно повлияла на детей. Благодаря обилию интересной и наглядной информации, ученики лучше воспринимали как исторический, так и математический материал. Алексею Ильичу удалось полностью завладеть вниманием и заинтересовать ребят, что сказалось на их желании быстрее решить математические задачи, а Татьяна Николаевна и Ирина Львовна подогревали в командах чувство соперничества, отмечая в специальной таблице количество решённых заданий.

Олимпиада продолжалась около пятидесяти минут, за которые уда-лось решить 11 заданий, однако благодаря смене видов деятельности дети устали менее, чем от обычного урока, будь то история или математика. После окончания занятия многие ребята подходили к Алексею Ильичу и говорили, что им очень понравилось. А учителя предложили даже провести открытый урок в этой форме.

Опыт исторического отдела очень интересен. Можно создавать целые циклы совместных математико-исторических занятий во всех классах, которые будут отличаться сложностью заданий и тематикой лекций.