К.В.Гусарина - Школа молодого музейщика

Вестник 3 (Апрель 2004 г.)

«Полезный опыт»

С 16 по 29 февраля 2004 года в Санкт-Петербурге проходил научно-практический семинар «Школа молодого музейщика», организованный отделом художественных музеев России ГРМ. В работе семинара участвовали сотрудники научно-просветительного отдела К.В.Гусарина и Л.Г.Мякушева.

Школа молодого музейщика

 К.В.Гусарина

Открытие семинара состоялось 16 февраля в лектории Михайловского замка. На семинар приехали сотрудники музеев из 9 областей России. Занятия проходили в лекционных залах Русского музея, в экспозициях и в фондах. С нами работали сотрудники научных, просветительных, реставрационных и хранительских подразделений Государственного Русского музея и Государственного музея истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость).

В первый день перед нами выступал заместитель директора по хранительской работе Иван Иванович Карлов. Он познакомил со структурой Государственного Русского музея, который был открыт в Санкт-Петербурге по Указу Николая II 19 марта 1898 года. 

Коллекция Русского музея насчитывает около 400.000 экспонатов. Музей обладает крупнейшим и наиболее полным собранием произведений национального изобразительного искусства. Ежегодно он принимает 1 миллион посетителей, организует и проводит в среднем 10 тысяч экскурсий, каждый месяц в музее открываются временные выставки. Лектории музея посещает до 20 тысяч человек в год. На протяжении многих лет Русский музей поддерживает и развивает международные связи. Выставки из музейного собрания проводятся во многих зарубежных странах.

В наши дни Государственный Русский музей - это не только уникальное хранилище художественных ценностей, но и крупнейшее реставрационное учреждение, центр культурно-просветительской работы, научно-исследовательский институт. С 1976 года Русский музей является научно-методическим центром художественных музеев Российской Федерации. 

В 1997 году было образовано международное общество «Друзья Русского музея». В его задачу входит привлечение внебюджетных денежных средств для восстановления дворцов, реставрации экспонатов и пополнения коллекций, а также для осуществления научно-просветительской и издательской деятельности.

Хранение, консервация, реставрация музейных коллекций - важнейшая составляющая многообразной деятельности Русского музея. Мы посетили фонды ГРМ, где хранители рассказали о происхождении коллекций, о хранении, комплектовании и изучении. 

В отделе климатологии нас познакомили с программой «Hanwell». Сотрудники отдела считают, знакомство с программой будет полезно всем музейным климатологам, поскольку этот опыт - один из первых в отечественной музейной практике. Система радиоконтроля параметров музейного климата немецкой фирмы «Hanwell» начала работать с марта 2001 года. Программное обеспечение позволяет оперативно на мониторе компьютера видеть параметры климата во всех помещениях, где установлены датчики.   Хранители и реставраторы, технические работники музея, пользователи сети могут увидеть информацию по климату музея в полном объеме.

В своей работе ГРМ использует новые компьютерные технологии. В залах музея оборудованы информационные зоны, где установлены мониторы. Каждый желающий может посмотреть фильмы, которые знакомят с коллекциями музея, с дворцовой архитектурой.

Интересна идея открытия виртуального музея. Первый в России «Виртуальный филиал Государственного Русского музея» открылся в ННГУим.Н.И.Лобачевского в Нижнем Новгороде.   Он оснащен новейшей техникой, видеофильмами, программами на CD-ROM, интернет - ресурсами.   Здесь открывается доступ к сайту музея и другим интернет - ресурсам ГРМ по изобразительному искусству, музейному делу, культуре. В центр входят театр электронных экскурсий и путешествий, персональные информационные киоски и демонстрационный стенд. 

По вопросу маркетинга музейных программ мы посетили Государственный Музей истории Санкт -Петербурга, который активно реализует выставочные и реставрационные, научные, издательские и образовательные проекты, внедряет новейшие компьютерные технологии. Сотрудники отдела составляют пакет проектов музея по различным направлениям, издают буклет, в котором кратко изложены цели программ, сроки реализации, стоимость проектов, условия участия в проекте, а также спонсорское предложение (права спонсора). Эта работа позволяет привлечь немалые спонсорские средства для реализации предложенных проектов. Отдел тесно сотрудничает со СМИ, что также способствует привлечению инвесторов. В качестве примера можно привести проект реставрации плаката, коллекция которого имеется в фондах музея и требует серьезной работы. По одному из каналов ТВ был показан сюжет о проблемах хранения, реставрации, экспонирования плаката. В результате была получена спонсорская помощь в сумме 7000000 рублей.

В один из дней семинара нам представили просветительские службы ГРМ. Отдел социально - психологических исследований существует 30 лет. Им руководит Валерий Николаевич Козиев. Сотрудники отдела разработали программу социологических исследований, анализируя которые можно говорить о динамике изменения структуры посетителя, о мотивах посещения музея. Результаты исследований направляются в отдел маркетинга, рекламы и экспозиционные отделы. 

Работа экскурсионного отдела строится традиционно: организация и проведение экскурсий, лекториев.   Большой популярностью пользуются экспериментальные экскурсионные программы:

·«День рождения в Русском музее». Программа рассчитана на детскую аудиторию. Ребенка перед музеем встречают волшебник Музелиус и фея Музелина. Они сопровождают его по залам музея. Программа заканчивается в кафе ГРМ.

·«Сказки волшебника Музелиуса»

·«Один день в Русском музее». Эта программа разработана для туристических фирм. Особенность программы заключается в том, что маршрут группы корректируется согласно интересам туристов, за один день они посещают все дворцы музея, а работает с группой в течение дня только один гид.

·«Ночной Петербург»

·«Ночные экскурсии по Русскому музею без экскурсовода».

В Центре музейной педагогики прошло занятие, на котором нас познакомили с музейно -педагогической программой «Здравствуй, музей!». Эта программа реализуется во многих городах России. В нашем музее на основе этой разработки проходят занятия в студии С.Н. Смирновой «Мы-волшебники». Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», автором концепции этой программы является   доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Б.А. Столяров. В ней воплотился многолетний опыт деятельности Государственного Русского музея и других как отечественных, так и зарубежных музеев в области эстетического воспитания и художественного образования. 

В Центре создан фонд Детского рисунка, который насчитывает около 4000 работ. Он пополняется детскими работами художественных студий, конкурсными и работами с выставок, которые организуются ГРМ в России и за рубежом. На открытии новых выставок детского творчества проводятся мастер- классы, где дети могут принять участие в создании книги, гравюры,   оставить свои рисунки на стене. Лучшие работы детей украшают коробки с карандашами и красками. Фонд дает возможность изучать детское творчество в историческом и культурологическом аспектах. Центр музейной педагогики предлагает также передвижные выставки «Петербург глазами детей», «Мой Пушкин» и другие. 

Нас познакомили и с большой последней экспозиционной работой Русского музея. В декабре 2003 года в корпусе Бенуа открылась новая экспозиция народного искусства. Заведующая отделом И.Я. Богуславская рассказала о специфике отдела, о систематизации коллекции, об организации экспозиционно- выставочной работы отдела.

28 февраля прошло закрытие семинара. За круглым столом были подведены его итоги, высказаны предложения: первую неделю посвятить освещению общих вопросов работы музея, а вторую неделю - занятиям по профилям. В библиотеку нашего музея из ГРМ передали в дар две книги, посвященные творчеству художников Бориса Суриса, Николая Тырсы. Участие в семинаре стало полезным прежде всего тем, что в течение двух недель мы очень плотно знакомились с работой одного из крупнейших музеев России. Массовая работа нашего музея находится в русле современных тенденций, но есть необходимость и в ее коррекции, систематизации, включении отдельных, разовых мероприятий в программы по различным направлениям. Для высокого качественного уровня необходимо иметь аудитории для занятий, современное техническое обеспечение, шире организовать работу студий, попытаться создать клубы по интересам, разработать интерактивные программы.