Иерей Алексий Мокиевский - Края нет чудесней Коврижново

Вестник 4 (Май 2004 г.)

Края нет чудесней Коврижново

Иерей Алексий Мокиевский, Воскресенский Горицкий монастырь.

Коврижново находится на территории, больше известной как Карьер. Разработки бутового камня здесь начинались еще в незапамятные времена. Поговаривают, что из наших валунов и Питер строили. Верхового камня было так много, что существовал даже особый промысел. Зимой на санях камни свозили на берег Шексны, а в навигацию грузили на баржи. Делали это все вручную, и потому особо крупные экземпляры разбивали специальным способом. До революции много сельчан обогатилось на добыче камня. Сохранилось название улицы Мильонщиков. Здесь жили богатые крестьяне, с которыми купцы рассчитывались золотом, оттого у многих были золотые часы и другие предметы роскоши. Во время Великой Отечественной войны этим занимались пленные австрийцы. Масштабы добычи увеличились так, что для доставки камня к причалу была проложена узкоколейка. Карьер постепенно разросся в настоящее предприятие. На берегу Шексны построены дробилка и грузовой причал. Камень из этого карьера очень ценится в строительстве. Во-первых, он хорошо дробится в щебень, во-вторых, он идеально обкатан и в столичных строительных супермаркетах под лейблом «Камень вологодский» продается поштучно. Но не промышленный объект как таковой представляет для нас интерес, а то, что в результате многовековой разработки в этом месте земля обнажила свои недра. В некоторых местах срез земли составляет 15 метров, на котором, как в слоеном пироге, видны все почвенные наслоения и те включения, которые принес в наш край ледник.

В геологическом плане это место интересно как собрание минералов: сланцы, известняк, слюда, уголь, железная руда и другие, вплоть до полудрагоценных камней, кроме того, залежи извести, красной, голубой и белой глин. Для художника-иконописца, который использует в своих работах натуральные минеральные красители, карьер интересен как собрание пигментов. Почему-то считается, что только в Бородаевском озере есть все те краски, какими пользовался Дионисий в написании своих прославленных фресок в Ферапонтове, хотя здесь, при желании, также можно собрать замечательную палитру. Для палеонтолога карьер предложит окаменевшие останки обитателей морских глубин: моллюсков, кораллов, трилобитов, мшанок и пр. А если повезет, то и бивень мамонта - не редкость. Для романтика же и эстета здесь в изобилии причудливые камни, сверкающие кварцевые друзы, огромные валуны величиной с автобус. Здесь, как нигде, эколог может наглядно продемонстрировать, как природа врачует себя после антропогенного воздействия. Там, где не роют уже лет тридцать, подрастает молодой сосняк. Разработки десятилетней давности заросли кустами. Там, где еще несколько лет назад работал экскаватор, - клочки травы среди песка и камней. А где еще добывают песчано-гравийную смесь, откровенно лунный пейзаж с кратерами и цирками. Масштабы борьбы Человека и Природы впечатляют. Отличие этого рукотворного ландшафта от лунной поверхности лишь в том, что здесь есть вода. Множество родников наполняют так называемые «отстойники» - резервуары, где с помощью воды фильтруют песок от камня. В этих прудах водится рыба: щука, карп, окунь, уклейка. В зарослях по берегам селятся утки, чайки, чибисы. В узких полосках нетронутого леса много ландышей.

Сама деревня Коврижново стоит на берегу Шексны. Обрытая вокруг карьером, она напоминает кита из сказки Ершова «Конек-Горбунок», на спине которого расположилось селение. Со стороны реки видны полусгнившие остатки деревянного причала. Заросший противотанковый ров и яма на месте ДОТа на Булкиной горе напоминают о войне. Некогда большая деревня выродилась в дачное поселение с десяток домов. Ничем внешне не примечательна, одна из тысяч северных русских деревень, она между тем хранит свою загадку. И имя этой загадке - «плошка». Так называют в Коврижново небольшое сооружение из камней посреди деревни. Два камня, похожих на стол, установлены один возле другого, словно на ножках из круглых камней. На поверхности одного из них, что повыше, четко виден православный крест, сориентированный на Восток, а на другом высечена сцена охоты: лучник и его жертвы. По мнению археологов, это достаточно редкий в наших краях памятник дохристианской эпохи - древний языческий жертвенник. По конструкции он напоминает святилище саамов, а начертания на них имеют сакральный смысл. Позднее, когда в наш край пришло христианство, этот камень освятили, забив крестом языческие петроглифы. Со временем в деревне сложился обычай - 30 сентября ежегодно на этом камне, покрыв его белой скатертью, служить водосвятный молебен, благо тут же, у этих камней, был колодец. Затем святой водой окропляли свои жилища. С пришествием советской власти праздник запретили, а после того, как деревню обкопали карьером, вода из колодца ушла и его засыпали. Однако и по сей день эти камни почитают святыми, и старики не дают на них садиться, только кошки деревенские летним погожим деньком беспрепятственно греют на них свои бока.

Два каменных жертвенника: один на круглых камнях стоит приблизительно сантиметров на 40 от земли, назовем его «высоким», другой врос в землю, назовем его «низким». Обе гранитные плиты схожи по форме и природе минерала, что позволяет предполагать, что это - две части расслоившегося гранитного валуна. Ровная гладкая поверхность светло-коричневого цвета покрыта серыми пятнами наплывных лишайников. На этих поверхностях минимум три эпохи оставили свой след. Исследователи А.В. Кудряшев и Н.А. Макаров, «открывшие» этот памятник в 90-х годах XX века, разглядели лишь крест на «высоком» камне и то литеры у Голгофы прочли неверно, что говорит о поверхностном изучении объекта. Непонятно также, на чем основывается датировка крестного изображения XVII веком?

Итак, первый след руки человека - это петроглифы на «низком» камне, рассмотреть которые довольно непросто. Обнаруживают следы обработки темные влаголюбивые лишайники, которые покрывают желоба и лунки, где скапливается дождевая вода. Сцена охоты изображена так, что смотреть на нее надо, стоя с северной стороны камня, глядя на юг. Слева в верхнем углу- фигура человека с луком в руках. Стрела направлена на животное с рогами, возможно, оленя. Причем неоднородная по составу в цветовом отношении поверхность плиты творчески переработана древним художником так, что цветные пятна участвуют в создании изображения. Светлое пятно рисует шею и туловище животного, а светлая прожилка преобразована в стрелу. Кажется, что образы родились у древнего автора при вглядывании в природный рисунок камня, а затем он лишь добавил недостающие детали.

Подобные изображения принадлежат к очень древней культуре, возможно, эпохе «неолита». Предположение о том, что это памятник славянской земледельческой культуры, не выдерживает критики. Здесь явные следы того, что эти сооружения применялись в обрядах магии охоты и, возможно, служили столами для жертвенных трапез.

Тысячелетия почти стерли следы древних рисунков. Еще ряд неясных знаков ждет своей расшифровки. Не исключено, что и на «высоком» камне были петроглифы, которые впоследствии были забиты.

Второй след- это изображения Голгофы на «высоком» камне. Крест с шариками на концах и лучиками посредине развернут строго на восток. Основанием он имеет изображение большой «адамовой головы» (Голгофа- «лобное место», евр. ). По сторонам креста «страсти Христовы» - копие и трость. Сверху над крестом надпись “ЦРЬ” под большой волнистой тильдой, означающая ЦАРЬ [СЛАВЫ]. По бокам буквы “С//НЪ” - СЫН [БОЖИЙ]. Думаю, что довольно рано христиане приспособили эти камни для свершения своих обрядов, и склонен датировать начертание креста не позднее чем XII веком, т.е. зарей православия в этих краях. Интересно, что капище не было уничтожено, а лишь освящено. А крест набивался дабы уничтожить, «ни во что же вменить», ту магическую силу, какую приписывали этим камням, обильно политым идоложертвенной кровью.

Ну и третий след на все том же «высоком» камне - внизу под крестом на самом краю плиты надпись “1893 1 МАЯ”. Чем обусловлено нанесение этой даты на камень, можно лишь теряться в догадках. Техника нанесения здесь другая. Крест набивался, а дата выцарапывалась, поэтому она не такая глубокая и гораздо ровнее.

Пару лет назад хозяин, продававший дом под дачу возле «плошки», продал за бутылку новым хозяевам и камни. Только бдительность и ревность о своей святыне жителей деревни не позволила древним памятникам быть погруженными на трактор и увезенными в неизвестном направлении. А этой весной в полуметре от камней проводились земляные работы, вскрыт дерн и забито в землю железо. Хотелось бы оградить памятник от последствий сей хозяйственной деятельности. В лице Горицкого монастыря церковь взяла этот памятник под свою опеку. Была возобновлена традиция служения на «плошке» водосвятного молебна ежегодно на праздник деревни 30 сентября с освящением затем всех домов и колодцев.