Вестник 4 (Май 2004 г.)

Музейная педагогика: тенденции развития, проблемы, интересный опыт.

Л.В. Зверева, научный сотрудник Музея фресок Дионисия.

Новый уровень осмысления цивилизационной значимости музеев позволяет оценивать их деятельность как важнейший социальный институт, формирующий отношение общества к природно-культурному наследию и способствующий развитию духовно-нравственной личности. Инновации в информационно-педагогических технологиях, отражающие глобальные изменения в мире и одновременно касающиеся индивидуального поиска жизненных ориентиров человека, вызвали новые тенденции в музейном деле. Прежде всего имеется в виду появление музейной педагогики, которая выросла из общего блока просветительной работы как новое и яркое направление культурно-образовательной деятельности.

Просветительно-образовательная работа, изучение интересов и всестороннее привлечение посетителя к культурным ценностям сегодня признаны важнейшими аспектами в деятельности музея. Через музейную педагогику музей реализует миссию культурно-образовательного центра в своей местности или регионе, объединяя научный, экспозиционный и педагогический потенциал музейных компонентов, партнерских организаций и творческой интеллигенции. Музей является местом сотрудничества специалистов разного профиля: педагогов, психологов, культурологов, историков, искусствоведов. Музейные работники создают интереснейшие междисциплинарные проекты и программы, которые отвечают современным психолого-педагогическим и культурологическим запросам общества. За последние десять лет накоплен богатый опыт музейной педагогики как в крупных музеях-заповедниках, так и в небольших музеях различного профиля.

Многие музеи осознали значимость этой работы. Уже несколько лет развиваются Детские музеи как самостоятельные учреждения. Например, ДИМ /Детский исторический музей в Санкт-Петербурге/ или ДОМ / Детский Открытый музей в Москве/. При музеях создаются детские музейные центры, отделы и сектора музейной педагогики, выделяются кадры, специализирующиеся в этом направлении деятельности. В Новгородском музее-заповеднике интересно работает такой центр как система дополнительного образования. В государственном образовательном стандарте вузовской подготовки есть профиль 540701 «музейная педагогика», существуют курсы повышения квалификации и стажировки музейных педагогов в Москве и С-Петербурге.

В Карелии действует Республиканский детский музейный центр, который проводит летние музейно-педагогические школы, где на практике участники школы овладевают премудростями педагогического процесса в музейном пространстве. Методическое обеспечение и теоретический поиск в художественном образовании осуществляет Российский центр музейной педагогики Государственного Русского музея. В Москве работают несколько методических центров, обобщающих опыт работы музейных педагогов по России: АПРИКТ, НИИРО, лаборатории музейной педагогики в институтах повышения квалификации. Ведущие специалисты по музейной педагогике предложили концепцию создания музейно-образовательного центра в Москве, который бы явился координационным и интеграционным учреждением связи между музеями и системой образования. Особенно надо отметить активно работающее уже много лет Объединение музейных педагогов России, которое ведет Е.Г. Ванслова. Она одна из первых зажгла своим энтузиазмом звездочки музейной педагогики по России. Ежегодно объединение собирает лучших музейных педагогов на семинары по обмену опытом, проходят научно-практические конференции по различным проблемам музейной педагогики. Последняя 14-я Всероссийская научно-практическая конференция по теме «Музей и его партнеры» состоялась в Рязани в сентябре 2003 года, следующая намечена на сентябрь 2004 года в Туле.

За год работы в Музее фресок Дионисия я была в трех командировках в связи с анализом современного состояния музейной педагогики и поиском опыта, созвучного нашей культурно-просветительной деятельности. Я выступала с нашим опытом в Рязани,   в Третьяковской галерее на семинаре музейных педагогов России. Была в Новгороде в Детском музейном центре, на стажировке в РЦМП Русского музея, а в апреле 2004 года - на курсах повышения квалификации на музейного педагога в АПРИКТ в Москве. Опыт около 40 музеев разного профиля приоткрылся за этот год поиска, чтения методической литературы, участия в музейно-педагогических программах на курсах и семинарах. Можно отметить общие проблемы и тенденции развития музейной педагогики на сегодняшний день. Серьезными проблемами становления музейной педагогики являются: отсутствие статуса этого направления в сложившейся организационной структуре музеев; слабое финансовое, методическое и кадровое обеспечение этой работы; преобладание возрастной адресации на дошкольников, начальную и среднюю школу; невнимание к социологическому изучению посетителей и к инновациям в психолого-педагогической науке. Но невозможно остаться в стороне от тенденции расширения этого направления в музейном деле, от веления времени хранить музейные сокровища, по-новому открывая их посетителю. Школьное образование выходит за рамки урочной системы и сотрудничает в деле воспитания с различными учреждениями, в том числе все активнее -с музеями. Тенденция на обучение культурой, на создание музейных проектов и программ совместно с образовательными структурами, на расширение досуговых и рекреационных услуг, театрализованных и интерактивных форм работы стала заметным моментом в стратегических планах развития многих музеев. Опыт нашего музея еще незначительный, мы делаем первые шаги в приобщении к ценностям нематериального наследия, в изучении интересов посетителей, для которых предлагаем наши программы, которые должны соответствовать высокому статусу Музея фресок Дионисия.