А.И. Смирнов, С.Н. Смирнова - Пять дней в Санкт-Петербурге.

Вестник 4 (Май 2004 г.)

Пять дней в Санкт-Петербурге.

А.И. Смирнов, научный сотрудник,

С.Н. Смирнова, методист

С 19 по 23 апреля состоялась наша командировка в Санкт-Петербург. Мы планировали посетить ряд музеев города, но главной целью было знакомство с деятельностью научно-методического отдела Русского музея и обеспечением работы информационных киосков на его территории. В этой статье мы хотим поделиться с Вами своими впечатлениями.

Как театр начинается с вешалки, так музей начинается с информационных стендов. Откуда посетителю узнать о времени работы музея, о расположении памятников, о выходных днях и т д.? К сожалению, не все музеи заботятся о своём посетителе и зачастую оставляют его в неведении. Но не стоит равняться на плохие примеры. А вот опыт музея-заповедника «Петропавловская крепость» нам очень понравился, несмотря на несколько запущенный вид некоторых стендов. Территория крепости достаточно большая, поэтому сотрудники музея очень ответственно подошли к вопросу оформления информационных стендов и установке системы указателей. Текстовая информация дана на русском и английском языках. Сначала посетителей встречает стенд, на котором описаны правила поведения в музее, затем план-схема крепости. Таких схем на территории музея несколько.

Особенно нас интересовали компьютерные информационные центры, потому что сейчас они являются наиболее перспективным средством отражения информации для посетителей. Нам удалось побеседовать с В.Я. Кульгавием, зам. начальника отдела новейших информационных технологий. Русский музей активно использует информационные технологии в своей работе. Новые информационные киоски с жидкокристаллическими сенсорными дисплеями из серии «Летучий голландец», которые применяются в Русском музее, позволяют давать любую информацию о музее, его коллекциях и конкретных экспонатах. Ряд киосков используются в качестве демонстрационных платформ для свободного пользования компакт-дисками, подготовленными Русским музеем по своим памятникам и коллекциям. Замечательный дизайн и продуманность программного обеспечения позволяют привлечь широкий круг пользователей, а вандалоустойчивая конструкция киоска обеспечивает надлежащий уровень безопасности. При устройстве новых экспозиций в нашем музее уже сейчас можно закладывать в смету стоимость таких систем, так как обеспечение и поддержка базы данных нам вполне по силам, а их стоимость вполне приемлема и составляет на сегодняшний день около 100 тысяч рублей.

Нам удалось побывать в научно-методическом отделе, в котором работают 5 человек. Каждый методист курирует определённую тему /«Древнерусское искусство», «Искусство XVIII века», «Искусство XIX века», «Искусство рубежа XIX - XX веков», «Советское искусство»/ и ежегодно разрабатывает в её рамках одно-два установочных методических занятия, по которым готовит методические пособия. На установочных занятиях, которые проводятся для экскурсоводов, методист указывает, где нужно расставить акценты, как показать ударные экспонаты, перечисляет литературу, необходимую для освоения материала. Такие занятия, как считает заведующий отделом А.И. Кий, намного эффективнее, чем написание только одного методического пособия. Чаще всего методические пособия выполнены не в виде таблицы, а в текстовой форме. Отдельными пунктами указываются цели и задачи экскурсии, зрительный ряд, методические рекомендации и список основной литературы. Все методические пособия по обзорным и тематическим экскурсиям выносятся на рассмотрение научно-методического совета, который проводится раз в месяц. Утверждённые на совете материалы (ТЭПы, методички, концепции выставок, структуры каталогов и т.д.) хранятся в том отделе, в котором они разрабатывались.

Методисты ведут тесное сотрудничество с экскурсионно-лекционным отделом. Как рассказала нам зав. экскурсионным сектором А.А. Алёхина, в этом отделе работает 40 штатных экскурсоводов. В отделе существует интересная система учёта работы. Каждый сотрудник имеет месячную норму в 100 экскурсионных единиц. Из них 40 единиц уходит на подготовку новых тем, присутствие на установочных методических занятиях, производственных учёбах, и, что любопытно, на ожидание экскурсий. Оставшиеся 60 единиц распределяются на экскурсионную работу. Все проводимые экскурсии ранжируются по степени сложности. Небольшие экскурсии для детей младшего школьного возраста и воспитанников детских садов оцениваются в 1 единицу, занятия со школьниками средних классов -1,5 единицы, экскурсии для старшеклассников, студентов и взрослых - 2 единицы. Самыми трудными считаются цикловые занятия с детьми и экскурсии по временным выставкам. Они оцениваются по 3,5 единиц за занятие. Цикловые занятия обеспечивают стабильную нагрузку для экскурсоводов, причём они поставлены на платную основу. Например, полугодовой абонемент на 4 занятия стоит 100 рублей. Что касается лекционной нагрузки, здесь нет чётких норм, и эта работа не является обязательной. Более того, за чтение лекций сотрудникам доплачивают.

Интересна работа с внештатными экскурсоводами. При Русском музее существует Гуманитарный (Внештатный) центр. В центре проходят 30-часовые платные курсы экскурсоводов (например, в 2002 году стоимость обучения составляла 2 900 рублей). Занимаются с ними методисты музея, они же потом проводят контрольное прослушивание. По итогам курсов, из группы в 100 человек остаётся не более 3 - 5. Они получают удостоверения внештатных экскурсоводов и специальные бэджи. Для работы в музее они привлекаются только по мере необходимости. Отдельную группу внештатников составляют гиды-переводчики туристических фирм. Раз в 3 года для них проводятся специальные курсы, после чего они получают лицензию на ведение экскурсий по музею.

Всегда интересно знакомить-ся с работой коллег в других городах и перенимать их опыт. Он частично может быть использован в деятельности нашего музея.