Г.О. Иванова - Что день грядущий нам готовит?

Вестник 4 (Май 2004 г.)

Что день грядущий нам готовит?

Г.О. Иванова

А готовит он нам «реформирование бюджетного сектора», обещанное Правительством. Со словом «реформирование» возникают, как правило, самые неприятные ассоциации: увеличение шквала бумаг, ужесточение и увеличение числа разного рода запретов и т.д. Поневоле вспомнишь ставшее крылатым выражение г-на Черномырдина: хотели как лучше, но получилось как всегда.

Так в чем же будут заключаться реформы?

Во-первых, в сокращении числа бюджетных учреждений. В одном из недавних выпусков радионовостей уже было даже названо число «лишних»: их четыре тысячи, и, разумеется, таковыми окажутся библиотеки, музеи, клубы, т.е. учреждения культуры. Частичное сокращение произойдет за счет укрупнения некоторых учреждений. М.Е. Швыдкой прокомментировал эту ситуацию в отношении музеев следующим образом: «Лично я в укрупнении музеев не вижу никакой катастрофы. Конечно, при условии, что это не делается бездумно и без должной подготовки. Важно понимать, что у музеев один собственник - государство, и нет ничего ненормального в том, что собственник рассматривает те или иные управленческие схемы». (газета «Культура», № 15 от 15-21.04.04 г.)

Наверно, можно согласиться с новыми управленческими схемами, если речь идет о слиянии учреждений, находящихся поблизости друг от друга, но каково будет филиалу, разделенному с головным учреждением сотнями километров? Желание самостоятельности зачастую провоцируется усложненностью и неразворотливостью нашей системы управления. Судя по тому, в какую пирамиду выстраивается наше министерство, ждать лучшего не приходится.

Тем учреждениям, которые не попадут под сокращение или слияние, грозит переход «к функционированию на принципах ответственного финансового менеджмента» (Справочник руководителя учреждения культуры, № 4, 2004 г.с.15.). Проще говоря, бюджетное финансирование такие учреждения будут получать только под конкретные программы или же не получат вовсе и смогут жить, если сами окажутся в состоянии зарабатывать. Для оставшихся и уже немногочисленных госучреждений будет ужесточен финансовый контроль, что выразится в финансировании по результатам работы и «лишении права самостоятельного распоряжения внебюджетными средствами». К примеру, те деньги, которые мы зарабатываем на экскурсиях и других платных услугах (в просторечии- собственные средства) и которые сейчас самостоятельно распределяем, исходя из первоочередных потребностей музея, в будущем будет распределять по статьям учредитель. Нетрудно догадаться, что в дальнейшем нам будут спускать планы собственных доходов, а в случае их невыполнения - наказывать и лишать.

В дополнение к грядущим реформам вышло в свет постановление Правительства РФ № 71 от 10.02.2004 г. «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений культуры».

В этом постановлении настораживает несколько моментов: предполагается внести в уставы федеральных учреждений «исчерпывающий перечень функций (видов деятельности)», установить предельную численность штата и размер финансирования учреждения. В стране, где постоянно меняются правила игры и растут цены, введение таких жестких ограничений может только затормозить развитие и лишить учреждение возможности зарабатывать дополнительные средства.

У тех, кто будет читать эти строки, мелькнет, возможно, мысль: опять директор запугивает. Не запугиваю, а пытаюсь подготовить к переменам, которые неизбежны и о которых, кстати, твержу несколько лет.