Г.О. Иванова - И вновь о грядущих реформах

Вестник 6 (Декабрь 2004 г.)

И вновь о грядущих реформах

Г.О.Иванова, Директор музея

В г. Ярославле 22 - 24 октября состоялось расширенное заседание Президиума Союза музеев России (СМР). В нём приняли участие члены Ревизионной комиссии и члены Совета представителей из регионов, входящих в Центральный федеральный округ. Музейное сообщество Вологодской области на этом заседании представляли директор Вологодского музея - заповедника Л. Д. Коротаева - член президиума СМР, директор Череповецкого музейного объединения Т. И. Сергеева - член Ревизионной комиссии СМР и я - член Совета представителей СМР.          

Самым животрепещущим вопросом повестки заседания стали проводимые Правительством реформы бюджетного сектора, а точнее, их последствия для музеев. Выступивший на заседании президент СМР директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский констатировал очень настораживающее обстоятельство: из законов и нормативных актов, регулирующих существование культуры в России, исключены статьи о государственной ответственности сохранения учреждений культуры и Положения, декларировавшие, что увеличение собственных доходов учреждения не может служить поводом для уменьшения бюджетного финансирования. Иными словами, до последнего времени учреждения, которые сами умели зарабатывать деньги, могли рассчитывать и на стабильную бюджетную поддержку. Исключение из законов статьи, регулирующей эти отношения, даёт основания для уменьшения бюджетного финансирования, если учреждение само зарабатывает какие-то деньги. Более того, с 1 января 2006 г. учреждения, которые имеют собственные доходы, перестанут ими распоряжаться, поскольку эти доходы также будут включены в бюджетное финансирование. Для музейной экономической ситуации такие нововведения чреваты тем, что может значительно понизиться заработная плата. Так, за 9 месяцев текущего года 47 % собственных доходов в Кириллове израсходовали на выплату надбавок, по филиалу - более 58 % заработанных средств истрачено на увеличение зарплаты. Вероятно, будут прекращены выдачи ссуд на приобретение и ремонт жилья, различные виды материальной помощи и т. д. В настоящее время недостаток бюджетных средств на командировочные расходы, горюче - смазочные материалы и другие виды расходов мы компенсировали из доходной части. С 2006 г. такая компенсация исключается и необходимо будет все расходы укладывать в жёсткие рамки бюджетного постатейного финансирования, не превышая его ни на копейку.

В предлагаемой Правительством схеме реформирования музеи отнесены к разряду учреждений, предоставляющих услуги населению. Совершенно игнорируется то обстоятельство, что музеи, в первую очередь, являются хранителями памятников истории и культуры - государственной собственности. Таким образом, музей ставят в один ряд с производителями культурной индустрии.

Чем больше вникаешь в проект государственного закона о реструктуризации бюджетной сферы, тем более убеждаешься, что культура идеологам реформы не нужна.

Участники заседания единогласно приняли нижепубликуемое постановление:

1.Направить письма Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Министру экономического развития и торговли Российской Федерации А.Л. Кудрину, Министру культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколову, председателю Комитета по культуре Государственной Думы И.Д. Кобзону, где, в частности, отметить, что серьёзную обеспокоенность Союза музеев России вызывают:

* стремительный процесс проведения административной реформы, реформирования бюджетного процесса, разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами, реформа местного самоуправления создаёт серьёзные препятствия для реализации конституционных прав граждан нашей страны. Принятые поправки к Основам законодательства о культуре (ФЗ-122 ст. 20) принципиально меняют и существенно ухудшают возможности в части сохранения и представления культурного наследия, развития музеев. Более того, на уровне местного самоуправления организация музейной деятельности даже не предусматривается.

* разрабатываемые законопроекты по введению новых организационно-правовых форм учреждений и организаций социальной сферы, которые планируется применять для музеев, создают угрозы для практически прекращения действия существующей правовой базы, использования системы банкротства и приватизации в музейной сфере.

Предложить соответствующим министерствам при дальнейшей реализации социально-экономической реформы:

- разработать концепцию государственной политики в области сохранения культурного наследия на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

-обеспечить финансирование в форме субвенций (или сметного бюджетного финансирования) затрат на обеспечение сохранности и безопасности музейного фонда, в том числе строительство, ремонт и реконструкцию фондохранилищ, реставрацию и консервацию музейных предметов и т. п.;

-запретить приватизацию объектов культурного наследия, занимаемых или используемых государственными и муниципальными музеями;

-Не допустить замещения бюджетного финансирования средствами, получаемыми музеями от основной деятельности, исходя из того, что эти доходы компенсируют недостаточность финансирования учредителя и обеспечивают условия динамичного развития музеев.

В указанных материалах отметить, что Союз музеев России готов принять участие и представить предложения по разработке проектов законов о новых организационно-правовых формах для учреждений и организаций социальной сферы в части, затрагивающей музейную деятельность.

1.2. Обратиться в Комитет по культуре Государственной Думы с предложением обсудить на заседании Комитета вопросы, связанные с формированием законодательной базы, обеспечивающей сохранение и развитие культурного наследия, в рамках проводимых реформ

1.3. Учитывая, что регионы, входящие в Центральный федеральный округ, имеют сложившуюся структуру музейной сети, и, следовательно, различные варианты оптимизации и преобразований в этой сфере, обратиться к Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко с предложением совместно с Общественно-политическим экспертным Советом проанализировать возможные пути сохранения музейной сети в регионах, входящих в ЦФО, и выработать предложения по концепции государственной политики в области сохранения культурного наследия.

2. Провести организационные мероприятия по подготовке и проведению отчётно-выборного собрания Союза музеев России в мае - июне 2005 г. в г. Москве, создать рабочую группу по подготовке материалов и собрать предложения от членов Союза по возможным изменениям и дополнениям в Уставные документы и Положения, регламентирующие деятельность Союза.

3. Президиум рассмотрел предложение издательского дома «Отечество» об участии Союза музеев России в подготовке издания информационной художественной серии альманахов «Музеи России». Предполагается, что серия «Музеи России» будет состоять из семи томов, каждый из которых будет представлять музеи определенного федерального округа РФ. Выпуск рассчитан на 5 лет.

Принято решение о поддержке данного проекта и участии представителей Союза в редакционной коллегии и координационных группах по подготовке каждого тома.