Н.И. Хрулева - Поездка в Рязань

Вестник 6 (Декабрь 2004 г.)

Поездка в Рязань

Н.И. Хрулева

С 5 по 8 октября состоялся выездной семинар - практикум сотрудников музея - заповедника в г. Рязань. Знакомство   с рязанской землей началось с посещения   Старорязанского Городища, памятника археологии домонгольского периода. С XIX в. и по настоящее время на городище /площадь 70 га/ проводятся археологические исследования. Там было найдено 14 кладов золотых и серебряных изделий второй половины Х11-первой трети Х111вв., которые находятся в Рязанском и столичных музеях. Рязань занимает второе место после Киева по числу найденных кладов. Благодаря археологическим находкам, изучаются ремесла, декоративно - прикладное искусство, техника и технология мастеров домонгольской Руси. Мы познакомились с работой Рязанского историко-архитектурного музея - заповедника. На его территории находятся 23 историко - архитектурных памятника XIII-XIX вв., в том числе уникальный ансамбль гражданских построек XVII в. В научной библиотеке хранится около 50 тыс. томов.    В фондах   насчитывается свыше 215 тыс. единиц хранения.   Работают многочисленные экспозиции и выставки. Несомненный интерес представляет диорама, рассказывающая в словах, звуках и свете о героической обороне Старой Рязани в 1237 г. В летнее время открыты Успенский собор /XVII в./ и смотровая площадка Колокольни /высота 35 м/. Ежегодно музей посещают более 200 тыс. человек, проводится более 2 тыс. экскурсий. В музее работают 147 чел., из них 47 - научные сотрудники. Ежегодно музей организует до 50 массовых мероприятий, в том числе благотворительный праздник «Город и его музей». На   нас произвело   большое впечатление    посещение       музея- театра « Когда заговорили вещи».   Это оригинальная по замыслу и художественному решению динамическая экспозиция, не имеющая аналогов в практике отечественного музейного дела. Театр    появился в РИАЗМ в 1991 г. Здесь можно увидеть разнообразные занятия - путешествия, например: «По страницам истории Переяславля Рязанского», «Из жизни русской деревни», «Умолкнувшие звуки». Тематический   рассказ построен в форме спектакля, в котором вещи становятся «актерами».    Перед зрителями возникают многообразные ритмические сочетания: слайд - звукозапись - вещь.    Есть мнение, что такой музей - театр возможно создать и у нас. Разработана   тематика экскурсий и занятий. Для начальных классов - по истории и культуре, для 5-11 классов - по истории, культуре и литературе.   Кроме этого, существует    цикл учебных факультативов и программ:

- В Рязанский кремль за знаниями и открытиями   (образовательно - игровая программа для 5-7 классов: творческие задания, тематические экскурсии, конкурсы),

- Археология Рязанской земли   (каменный, бронзовый, ранний железный века, в летнее время - посещение археологических раскопок),

- История Переяславля Рязанского XI-XVIIIвв. (основание города, Переяславль - столица княжества,   военный форпост Руси, центр губернии),

- История Рязани XIX в. (застройка, топонимика, население, экономическая и общественная жизнь, культурная жизнь, благотворительность),

- История материальной культуры русского города XI-XIX вв. (зодчество, оружие, костюм, художественное ремесло, светский человек XIX в.),

- Рязань в XX в. (экономика, благоустройство, наука и культура,   участие рязанцев в войнах и общероссийских событиях),

-Мир русского крестьянина (духовный мир русского человека, семья и семейная обрядность, быт и занятия),

-Календарные праздники (Святки, Масленица, Пасха и др.).

В музее разработана программа «Русский   мир». Мы   посетили экспозицию «По обычаю дедову», являющуюся составной частью этой программы. В экспозиции представлены подлинные предметы русского  народного быта (сундуки и ларцы с коваными и чеканными накладками, оклады книг, печные дверцы,    настольные и напольные светцы, украшенные резьбой дубовые столы и кресла).   На первом этаже находятся жилые помещения служилых людей конца XVII в., кабинет главы местной власти - воеводы. На втором этаже показана сцена свадебного родительского благословения молодой семьи в интерьере крестьянской избы.    Богата и разнообразна коллекция народного костюма.    Вечером за чашкой чая состоялся    обмен мнениями о работе музеев. Директор музея, в частности, сказала, что в музее недостаточно развита инфраструктура, поэтому планируется построить небольшие одноэтажные гостиницы, досуговые площадки, сувенирные лавочки. Все заинтересованные лица получили ответы на поставленные вопросы.

             На следующий день   посетили краеведческий музей в г. Касимове, где   познакомились с коллекциями, рассказывающими об особенностях русской и татарской бытовой культуры прошлых веков, о талантах здешних умельцев.       Город Касимов - это переплетение   разных эпох и культур:   деревянные русские и татарские дома,    массивные столбы ворот с русскими и татарскими орнаментами, узкие улицы и помпезная планировка конца XVIII - начала XIX вв.     центральной части города.     Ландшафт города создает неповторимость его облика.    И, как шутят местные жители,   если Рим стоит на семи холмах, то Касимов - на семи оврагах.

            На третий день пребывания в Рязани мы посмотрели Рязанский государственный   художественный музей им. И. П. Пожалостина и его филиал- мемориальный музей - усадьбу академика И. П. Павлова. В художественном музее увидели полотна отечественных и западно-европейских художников XV-XX вв., имели возможность полюбоваться изделиями мастеров рязанских художественных промыслов: скопинской керамикой, михайловским кружевом, кадомской вышивкой. В музее-усадьбе академика И.П. Павлова посмотрели экспозиции: «Мемориальный дом. Детство и юность Ивана Павлова», «Дом науки. Научное наследие И.П. Павлова». С волнением вступили мы на землю Государственного музея -   заповедника   С.А. Есенина   в с. Константиново.

Синее небо, цветная дуга.

Тихо степные бегут берега.

Тянется дым, у малиновых сёл

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив…

Здесь родился С. Есенин, здесь он провел   более половины своей жизни.    Мы   побывали в бывшей усадьбе помещицы Кашиной Л. И.,   послужившей прототипом героини поэмы «Анна Снегина»,   в   доме, в котором поэт родился и рос, в школе, где он учился и где сохранена та обстановка, которая была при жизни Сергея Есенина: парты, доска, портреты   царствующих особ, старые книги и наглядные пособия.   

Смею предположить, что у многих остались приятные впечатления о посещении рязанской земли,   которая бережно хранит память о событиях своей истории.    Хочется выразить благодарность   администрации Кирилло - Белозерского   музея - заповедника, председателю профкома М.Н. Травниковой за организацию поездки.