К.В. Гусарина - Нидерландско-российский семинар по музейной педагогике

Вестник 7 (Март 2005)

Нидерландско-российский семинар по музейной педагогике                                              

К.В. Гусарина, зав. сектором по работе с детьми

С 14 по 19 ноября в Вологодском музее-заповеднике проходил нидерландско - российский практический семинар по музейной педагогике. В стенах Вологодского музея-заповедника обсуждались вопросы развития образовательной деятельности музеев, а также были представлены различные интерактивные формы работы с   посетителями.  

В работе семинара приняли участие сотрудники музеев из девяти областей России, а также двое украинских коллег. На открытии семинара руководитель совместного проекта господин Херман Аартс акцентировал внимание на том, что семинар должен стать творческой мастерской, работа которой вдохновит участников на новые направления в просветительной деятельности музея. В течение недели с нами работали голландские специалисты (тренеры, как их нам представили) Аннеке Ван де Крифт и Диана Тиммер. Аннеке - сотрудник Исторического музея Амстердама. Она занимается разработкой туров для одиночных посетителей и подготовкой новых сотрудников. Диана - преподаватель образовательного отдела Исторического музея Гааги и разрабатывает детские просветительные программы. Общение с голландскими коллегами было организовано через переводчика Елену Рачкову.

График работы семинара включал не только лекционный материал, но и практические задания, тренинги. Обсуждение вопросов проходило в группах, которые формировались жеребьевкой, что давало возможность ближе познакомиться и объективно подойти к решению поставленных тренерами задач. Знакомство участников семинара было организовано в форме интервью. После пятиминутного общения мы представляли своих коллег. Далее Аннеке Ван де Крифт познакомила с историей развития музейного дела в Нидерландах, осветила некоторые тенденции развития музеев в странах Западной Европы.   В Голландии около тысячи музеев, которые имеют разное ведомственное подчинение: государственные, региональные, муниципальные. Входная плата в музей в среднем составляет 10 - 15 евро, но можно купить музейную карту, стоимость ее 25 евро, она дает право в течение года посетить 30 музеев страны. Акцент музейной работы сделан на сохранение национального наследия, кроме этого музеи разрабатывают свои маркетинговые программы, направленные на популяризацию деятельности музея, привлечение посетителей и денежных средств. Нидерландская ассоциация музеев уделяет внимание профессиональному росту и повышению квалификации музейных работников. Регулярно проводятся научные конференции, курсы повышения квалификации,   семинары по обмену опытом работы, и не только внутри страны. Упор делается на   международные контакты с музеями других стран. Если раньше музейная политика строилась исходя из того, что музей может предложить посетителю, то сейчас идут от желаний посетителя.             Аннеке Ван де Крифт сказала: «Посещение музея - это, прежде всего, общение, которое должно приносить наслаждение, это отдых. Зная то, что у каждого посетителя свой набор знаний и свои причины посещения, свои ожидания, строить рассказ и показ необходимо глазами посетителя. В настоящее время в мире устойчива тенденция, когда для музея строят специальные здания, которые привлекали бы своим внешним видом, но главное-атмосфера внутри музея. Посещение музея для каждого должно быть комфортным и полезным отдыхом».

Работа по созданию образовательных музейных программ началась с проведения социологических исследований. С помощью анкет, опросов, наблюдений были определены категории посетителей и адресные группы, а также выявлены пожелания и ожидания посетителей. Желая сделать музейные залы более привлекательными, экспозиции и выставки стали перестраивать с учетом советов психологов и дизайнеров: менять цветовые и конструктивные решения. Далее была организована служба встречи. При входе в музей каждого гостя встречают два сотрудника этой службы и предлагают весь спектр услуг музея. Это очень важно, поскольку, увидев радушный прием, овладев информацией, человек чувствует себя свободней, он имеет право сделать выбор, что ему посетить. По словам Аннеке, музеи Амстердама работают не только на определенную аудиторию, они предлагает работу с каждым.   Экскурсионные туры по музею имеют разноуровневый характер: они рассчитаны на одиночного посетителя, семью, организованную группу, на детей и взрослых. При покупке билета каждый получает путеводитель по залам. Буклеты, которые находятся в руках посетителей, содержат не только информационные тексты, но различного рода вопросы и задания. Чтобы их выполнить, в музейных залах выделены интерактивные зоны, здесь каждый посетитель, как взрослый, так и маленький, может почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Так, например, можно представить себя археологом и провести раскопки, а затем по найденным предметам восстановить древний сосуд, примерить доспехи средневекового рыцаря, атрибутировать предложенные предметы и составить из них свою экспозицию, из больших кубиков или пазл, укрепленных в стене, составить картину и т.п. Такая форма общения позволяет сделать посещение музея активным и познавательным. В настоящее время в Западной Европе популярностью пользуются аудиотуры, когда текст экскурсии или информация об экспонатах записаны на плеере. Вооружившись наушниками, можно пройти по музейным залам. Привлекают посетителей и интерактивные музейные презентации. Это компьютерные программы, которые технически позволяют совершить путешествие в прошлое или прогуляться по улицам города, посетить исторические места. Нашему вниманию было представлено виртуальное путешествие по улицам Амстердама на велосипеде в разные эпохи. Посетитель садится на велосипед, перед ним - большой экран с изображением главной улицы города. При вращении педалей создается ощущение движения, а переключатель, который устроен на руле, позволяет отправиться в прошлое и узнать, как когда-то выглядела эта улица и ее жители. Следующая программа дает возможность познакомиться с историей семей, которые живут в одном из кварталов Амстердама. Представьте, перед вами на экране - улочка города. Справа от экрана - стена, на которой написаны фамилии жильцов одного из домов, рядом с каждой фамилией - дверной звонок. Выбираете фамилию, нажимаете кнопку звонка, а на экране - хозяева открывают дверь, приветствуют вас и начинают свой рассказ. Самых маленьких посетителей музея впечатляет, когда рассказ ведет не экскурсовод, а, например, камень памяти или старинная шляпа, которую только стоит надеть. Как считает Аннеке Ван де Крифт, не стоит увлекаться интерактивными программами, в музее важен комплекс информации: тексты, этикетаж, видеоряд. Информационные тексты не должны быть очень длинными (не более 300 слов). Они должны быть оформлены и удобно расположены для чтения. Как правило, для размещения текстов в залах не хватает пространства, поэтому необходимо выбрать наиболее яркие произведения и экспонаты. Подробную информацию уместно поместить, например, в сенсорных информационных центрах или на планшетах, оформленных в виде книг, поскольку среди посетителей немало людей, интересующихся историей и культурой и желающих узнать шире о коллекциях музея.

Поскольку в музеях Голландии четко отслеживаются все музейные программы, рассчитанные и на детей, и на взрослых, то коллеги надеются, что музей не превратится в парк развлечений, хотя дискуссии по этому поводу идут давно. Вопросы, касающиеся интерактивных элементов экспозиции, обсуждаются на музейном совете научными сотрудниками, сотрудниками экспозиционного и образовательного отделов музея. Уже в проекте новой выставки указываются возможные формы работы с посетителями, место и размещение информационных стендов, использование компьютерных программ, видеофильмов, аудиозаписей. Хотя, как поведали голландские коллеги, компромисс   иногда найти очень сложно. Тем не менее, логично, что эти моменты продумываются заранее. Нужно учесть, что, например, Исторический музей Гааги в год строит 3 выставки.

В музеях Западной Европы уделяется внимание подготовке музейных служителей. Для них проводятся психологические тренинги, тесты, производственные учебы. Специально подготовленные консультанты могут ответить на вопросы посетителей. Как считают гости из Голландии, это немаловажно, поскольку «очень важно, как ведут себя смотрители, от них также зависит, появится ли желание посетить музей еще раз».

В программе работы семинара было запланировано посещение интерактивных занятий. В музее «Дом купца Самарина» мы стали участниками мероприятия «Русский чай». Его проводили для детей начальной школы. Ребят встретила хозяйка, которая рассказала о приборах, что стоят на столе, и о традициях чаепития. О том, как появился чай на Руси, поведал ребятам купец, в заключение все пили чай из большого самовара. Сотрудники Вологодского музея - заповедника на выставке «ХХ век: Люди и события»   представили    краткие зарисовки ушедшего века. Перед нами прошли женские образы разных десятилетий. Удачно подобранные костюмы, атрибуты, музыкальное и текстовое оформление ярко отражали время,   настроения, надежды и мечты людей ХХ века.  

В один из дней семинара, прошла защита творческих работ. Мы представляли варианты рабочих листов для детей по экспозиции древнерусского искусства Вологодского музея - заповедника. Рабочий лист должен был содержать четыре вида вопросов, пять форм работы, но, главное, быть познавательным, ярким и интерактивным. На суд европейских коллег были представлены четыре варианта работы с детьми разных возрастов.    

График работы семинара был насыщен и интересен, поэтому неделя пролетела очень быстро. Важно, что мы познакомились с направлениями в работе западных музеев, потому что цели, задачи и даже трудности у них те же, что и у нас. Полезно было пообщаться с сотрудниками других музеев. На закрытии семинара голландские коллеги высказали надежду на то, что сотрудничество в рамках новых совместных проектов будет продолжено, и пожелали воплощения в жизнь тех новых идей, которые появились.

Считаю большой удачей то, что я приняла участие в работе семинара по музейной педагогике, организация его была продумана четко. Все участники семинара отметили радушный прием сотрудниками Вологодского музея - заповедника. Каждый чувствовал себя уютно и активно принимал участие в обсуждении всех вопросов.